Цель программы: Познакомить учащихся с новыми предметами, которые предстоит изучать в 5-м классе, обобщить знания по разным предметам в нестандартной обстановке.
Задачи:
- Развивать умения применять знания в новой нестандартной ситуации.
- Развивать коммуникативные и творческие способности, фантазию каждого ребёнка.
- Воспитывать доброе отношение друг к другу при коллективном выполнении заданий, здоровый дух соперничества.
Основное средство сплочения коллектива – совместная творческая деятельность детей и взрослых. Поэтому при переходе в пятый класс для создания положительной мотивации к учебной деятельности можно провести такое внеклассное мероприятие как «Посвящение в пятиклассники». Программу можно проводить 1 сентября (в конце 1-й четверти или в конце 1-го полугодия).
Для подготовки требуются ведущие из числа старшеклассников, персонажи, представляющие предметы, атрибуты для конкурсов, карточки-задания, призы, грамоты пятиклассникам.
Учитель. Вот и стали вы пятиклассниками, но достойны ли вы этого звания, мы узнаем, когда вы пройдете испытания. Все готовы к испытаниям? Тогда в путь – в стану знаний!
Звучит музыка, ребята заходят в класс. Или учащиеся-старшеклассники, которые изображают предметы, заходят под музыку.
Представление предметов. Угадайте, про какой предмет идёт речь.
- Что может быть главней на свете?
Конечно, арифметика!
Она считать нас учит дети
Без счёта в жизни никуда!
(Математика). - Считать?! Какая ерунда.
Вот правильно писать…
Вот это да!
И право без меня ни книги не напишешь,
Ни письма!
(Русский язык). - Что-то закодировать,
Иль запрограммировать
Я могу как дважды два.
Я главнее всех, друзья!
(Информатика). - Я – география наука древняя,
И описанием Земли была сто лет, наверное.
Природоведение – это дочь моя,
Она – наука самая главная!
(Природоведение). - Я помню все события
И им веду отсчёт.
Мне не нужна грамматика,
И мне не нужен счёт.
Мне слух необязателен
И сила не нужна.
Я очень, очень древняя,
Главнее нет меня!
(История). - Я – предмет особый важный,
Прививаю дух отважный.
Кто со мною будет дружить –
Будет плавать уметь и на лыжах ходить,
Закаляться, «стройнеть» и не будет хандрить.
(Физическая культура). - Я мыслить и думать вас научу.
Стихи и поэтов узнать помогу.
И если не хочешь прослыть «дураком»
С этим предметам будешь знаком!
(Литература). - Взял кисти, краски, карандаш
И вот готов портретик ваш!
И если очень постараться,
Такой шедевр может удаться.
(Изобразительное искусство). - Я предмет довольно странный…
Я не русский – иностранный.
Кто со мною подружиться,
Может ездить за границу.
(Иностранный язык). - До, ре, ми, фа, соль, ля,
Предмет особый я.
Си, ля, соль, фа, ми
Это ты пойми!
(Музыка). - Тяп-ляп – гвоздик вбит,
Чик-чик – фартук сшит.
И готовить и точить, может кто-то научить.
На каком уроке можно подкрепиться?
На каком уроке шум и тарарам?
Потому, что точим, режем, шьём и варим.
И совсем не трудно научиться нам.
(Технология). - От стихии как спастись?
Как в лесу не заблудиться?
Как дождаться МЧС?
Как зимой не простудится?
ОБЖ – такой предмет,
На все вопросы даст ответ.
(Основы безопасности жизнедеятельности).
Учитель. Ребята вы все предметы узнали? А теперь назовите свои любимые предметы? (Учащиеся называют). А я вам представлю учителей, которые будут вести у вас данные предметы.
Учитель. А сейчас вам нужно разбиться на 3 команды, чтобы начать дальнейшие испытания. Старшеклассники равномерно распределяются в команды и помогают проводить конкурсы.
Задание 1. На внимание.
Разминка. Все становятся в три круга и называют цифры по порядку, но вместо «5» и всех, которые делятся на «5», нужно назвать собственное имя.
Например: 1, 2, 3, 4, Петя, 6, 7, 8, 9, Лена и т.д. можно усложнить на «5» – имя, на «10» – фамилию. Самому внимательному из каждой команды – приз.
Задание 2. На сообразительность.
«30 секунд на размышление». Каждой команде задаётся по три вопроса и 30 секунд на размышление.
Может ли страус назвать себя птицей? |
– Нет. Страус не умеет говорить. |
Что становится больше, если его развернуть вверх ногами? |
– Число шесть, вверх ногами – девять. |
Какой месяц короче всех? |
Май. В нём всего три буквы. |
Какой рукой лучше мешать чай? |
Чай лучше мешать ложкой. |
Каким будет сивый конь, если его искупать? |
Мокрым. |
Чем кончается день и ночь? |
Мягким знаком. |
Как можно воду пронести в решете? |
В виде льда. |
От чего утка плавает? |
От берега. |
Сколько месяцев в году имеют 28 дней? |
Все 12 месяцев. |
Задание 3. По переносу тяжестей. Приготовить для каждой команды: ложку, блюдце, тарелку, стакан. В тарелку вылить стакан воды. На некотором расстоянии поставить на блюдце стакан. Все игроки каждой команды набирают из своей тарелки воду в ложку и несут её в свой стакан. Нужно сделать это как можно быстрее и принести воды как можно больше.
Задание 4. Дополни пословицу. Команды по очереди вытягивают карточки с половиной пословицы, через 30 секунд договаривают и получают 1 балл, если не справились, может ответить другая команда и получить – 0,5 балла.
- Ученье – свет, а…
- У семи нянек – …
- Делу – время,…
- Сделал дело, …
- Работа – не волк, …
- Семь раз отмерь, а…
Задание 5. Пантомима. Команды тянут карточку с фразой и через 2–3 минуты пытаются изобразить ее мимикой и жестами. Если другие команды называют правильно, то команда получает 2 балла. Фразы:
- Век – живи, век – учись!
- Учиться – всегда пригодиться!
- Всё начинается со школьного звонка…
Задание 6. Загадки – близнецы. Командам предлагаются карточки с загадками. И ещё одна большая карточка, на которой написаны загадки. Нужно каждой загадке найти пару.
Например:
1. Сидел на заборе, |
3. Никто его не видит, |
5. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. |
2. Кланяется, кланяется, |
4. Тридцать три брата запанибрата – |
6. Один коптится, |
Им соответствуют:
А) Не ездок, а со шпорами. |
В) никто его не видывал, а слышать всякий слыхивал, |
Д) Ползун ползёт, |
Б) На дворе кланяется, |
Г) Сто один брат, |
Е) Брат с сестрой видятся, |
Задание 7. Сочини песню. На мотив песни про зайцев сочинить песню про носорогов, баранов, белок. Исполнить командой один куплет и припев.
Задание 8. Самый сильный. Каждому надуть воздушный шарик и подарить кому-нибудь из команды соперников, чтобы все были с шарами.
Задание 9. Подумай и ответь. Нужно вспомнить и назвать слово, которое объединяет два названных. Например: и оптический прибор, и баллы в игре. Очки.
- И каша, и птица. – Овсянка.
- И сладость, и ветер. – Зефир.
- И лётчик, и гонщик. – Пилот.
- И река, и марка машины, – Волга, Ока.
- И врач и учёный. – Доктор.
- И город, и ткань, и танец. – Бостон.
- И кофе, и футболист. – Пеле.
- И цветок, и дерево. – Кактус.
- И певица, и балерина, и сигареты. – Прима.
- И насекомое, и подслушивающее устройство. – Жучок.
- И фрукты, и брюки. – Бананы.
- И плащ, и гриб. – Дождевик.
Задание 10. Правда ли? За каждый правильный ответ команде балл.
- На Кавказе солят арбузы? – Да.
- Гепард может пробежать 10 км за один час? – Нет. Высокую скорость он держит только несколько минут.
- Стрижи спят на лету? – Да.
- Осьминог от страха становится почти белым? – Да.
- Есть на земле деревья – людоеды? – Нет.
- Верблюды хранят запасы воды в горбах? – Нет. В горбах у них запасы жира.
- Голубые розы растут только в Китае? – Нет. Их вообще в природе нет.
- У крокодилов жир зелёного цвета? – Да.
- В Вашингтоне больше телефонов, чем жителей? – Да.
Учитель. Вы все достойно прошли испытания и подошли к последнему, решающему, самому торжественному этапу. Для принятия клятвы стоять смирно, повторять клянусь. При троекратном повторении «Ура!» – лопнуть шары это будет салют.
Клятва пятиклассников.
В час вечерний, день сентябрьский (ноябрьский, декабрьский)
Я торжественно клянусь,
Что с проказами дурными, разговорами пустыми,
В общем с детством я «сопливым»
Здесь на веки расстаюсь.
И поэтому в учёбе быть серьёзным я клянусь!
– Клянусь!
На уроках не крутиться, не выкрикивать. Клянусь!
– Клянусь!
Мальчишки: и с девчонками не сильно буду драться я. Клянусь!
– Клянусь!
Девчонки: и мальчишек постараюсь я почти не обижать,
А иначе в старших классах, кто нас будет провожать? Клянусь!
– Клянусь!
А ещё в соловой булки и «лапшичку» не бросать. Клянусь!
– Клянусь!
Не опаздывать в театр, на урок не просыпать. Клянусь!
– Клянусь!
Делать вовремя уроки и дневник не забывать. Клянусь!
– Клянусь!
Не грубить большим и младшим, не «фамильничать» клянусь!
– Клянусь!
В общем, в дружном коллективе жить торжественно клянусь!
– Клянусь!
Учитель.
Клятву эту принимаем?
Все согласны с нею? Да?!
Ну, тогда салют пускаем, троекратное ура!
– Ура! – Ура! – Ура!
Итог. Награждения команд после принятия клятвы.
Учитель. Теперь я думаю, вы будете настоящими пятиклассниками.
Каждому вручается диплом, в том, что он действительно прошел, все испытания и стал пятиклассником, приз и папка для «портфолио».