Дошкольный возраст является таким периодом жизни, когда формируются все морфологические и функциональные структуры, определяющие потенциальные возможности взрослого человека.
Поэтому у дошколят необходимо формировать мотивацию на здоровье и ориентацию их жизненных интересов на здоровый образ жизни.
В дошкольном возрасте биологическая потребность в движении является ведущей и оказывает мобилизирующее влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка, его привычки и поведение.(Г.К.Зайцев., С.В.Лободина., Д.Н.Давиденко) Поэтому на логопедических занятиях я стараюсь, чтобы дети двигались, чаще вставали из-за столов, меняли виды деятельности.
Обязательно нужно объяснить детям доступным языком, для чего нужно выполнять дыхательную гимнастику, упражнения для глаз, пальчиковую гимнастику, физминутки. Проводить упражнения в интересной форме, в соответствии с возрастными особенностями. Только тогда программа, разработанная взрослыми, станет для ребенка “его собственной”.(Л.С.Выготский).
Ни одна даже самая лучшая программа и методика не может гарантировать полного результата, если ее задачи не решаются с семьей. Поэтому на родительском собрании в начале учебного года педагоги познакомили родителей с основными направлениями, формирующими здоровый образ жизни у детей. В течение учебного года на консультациях, индивидуальных встречах, на информационных стендах мы знакомили родителей с достижениями детей в этом направлении. В конце учебного года был проведен КВН между родителями и детьми, на котором помимо вопросов по обучению грамоте, математике, рисованию были проведены конкурсы на лучшую физминутку, дыхательную гимнастику, упражнения для снятия усталости с глаз, массаж кистей рук, релаксацию, психорегуляцию.
Цель: Учит детей дифференцировать звуки Р-Р', Л-Л' на слух и в
произношении, буквы Р, Л при чтении и на письме.
Совершенствование умения отвечать на вопросы.
Совершенствование грамматического строя речи.
Оборудование:
Карта России или глобус, макет древа, макет горных вершин, музыкальный центр, аудиозапись завывания вьюги, контейнеры с песком, логопедические пеналы для составления звуко-слогового анализа слов, сигнальные карточки зеленого и синего цвета.
Предварительная работа:
Работа с картой России и с глобусом.
Ход занятия
I. Организационный момент
Психогимнастика.
Дети стоят в кругу.
– Сегодня мы отправляемся в путешествие. Мы туристы.
1, 2, 3 – на месте покружись и в туристов превратись.
– Покажите, как тяжелы ваши рюкзаки.
– Снимите рюкзаки. Поставьте их на землю. Вытрите пот со лба.
– Расправьте плечи. Вам стало легко. Улыбнитесь.
ỊІ. Сообщение темы занятия
– Сегодня мы будем сравнивать звуки “Р”-“Р'”, “Л”-“Л'”, произносить слова с этими звуками, читать слова и предложения с буквами “р” и “л”.
ІІІ. Сравнение звуков по артикуляционным признакам
– Что общего между звуками “р” и “л”? Чем они отличаются?
(Когда произносим звук “р”– кончик языка дрожит, когда поизносим звук “л”– кончик языка прижат к верхним зубам).
ІV. Характеристика звуков
Это согласные звуки. Р, Л – твердые звуки; Р’, Л’ – мягкие звуки.
V. Фонетическая ритмика
Летят самолеты. Как гудит большой самолет? Л-л-л. Как гудит маленький самолет? Ль-ль-ль. Для звуков Л-Л’ развести руки в стороны, изображая крылья самолета.
Плывет катер. Как работает мотор у катера? Р-р-р. Как работает мотор у моторной лодки? Рь-рь-рь. Для звуков р-рь мелкими, краткими, быстрыми движениями рук и ног
имитировать вибрацию при одновременном воспроизведении р-р-р.
VI. Выделение звуков р-р’, л-л’ на слух
– Давайте проверим, какие вы внимательные. Я буду говорить, а вы покажите движением звуки р-р’, л-л’, когда услышите их в слове.
– Мы составили маршрут путешествия. Упаковали рюкзаки. Взяли фотоаппарат, бинокль.
Вызвали такси и поехали в аэропорт. Купили билеты. Поднялись по трапу в салон само-
лета. Заняли свои места и полетели.
VII. Развитие фонематического восприятия. Звуко-слоговой анализ слов
– Дети, подойдите к глобусу. Найдите Черное море. А теперь, на берегу моря найдите город, в названии которого есть сравниваемые звуки. (Адлер)
– Садитесь. Мы летим в самолете и смотрим в иллюминатор. Я вам буду называть слова, а вы поднимайте карточки. Для твердых согласных звуков поднимайте синие карточки, для мягких согласных звуков – зеленые карточки:
Поля, леса, реки, радуга, трава.
– Возьмите логопедические пеналы. Сделайте звуко-слоговой анализ слова “трава”.
Один ребенок проводит анализ у доски. Остальные дети проводят самопроверку.
VIII. Физминутка
Наш самолет приземлился в аэропорту. Дети выходят на ковер.
– Куда вы хотите пойти в первую очередь? (На пляж.)
Имитация плавательных движений, катание на водных лыжах и водных велосипедах.
IX. Произношение звуков в предложениях. Составление схем предложений
Дети сидят на ковре. Каждому ребенку дается по одной карточке, на которой написано одно из слов: лодка, катер, теплоход, пальмы, водные лыжи, пляж.
Дети читают слова и составляют с ними предложения. Схему предложения они рисуют на песке, который насыпан в пластмассовую коробочку.
X. Решение проблемной ситуации
Наше путешествие продолжается. Я предлагаю вам отправиться в горы. (Дети подходят к макету на котором изображены горы, ледники.)
– Чем покрыты вершины гор?
– Подберите слова-родственники к слову “ледник”.
(Лед, ледяной, ледоруб, ледянка.)
– Найдите общую часть всех слов. (Лед.)
На макете у подножия гор и на вершинах написаны слова из пословицы. Из отдельных слов составьте пословицу, объясните ее смысл.
(Много спать –дела не знать. Встать пораньше, да шагнуть подальше.)
– Вдруг началась вьюга. (Включается диск с записью.)
Дыхательная гимнастика.
(Дети после энергичного вдоха через нос на выдохе продолжают тянуть звук У-У-У.)
Рано утром вышел дед, в шубу новую одет.
Захотел проверить сам по лугам, по лесам,
Все ли ждут в наряде новом и его встречать готовы.
Дует легкий ветерок Ф-Ф-Ф. (Вдох через нос, выдох “Ф-Ф-Ф”)
И качает так листок Ф-Ф-Ф… Спокойно, напряженно.
Дует легкий ветерок Ф-Ф-Ф
И качает так листок Ф-Ф-Ф…
– Где нам спрятаться? (Рассуждения детей.)
Предложить детям завязать ленточки на одинокое деревце. Спасатели увидят яркие ленточки и будут искать заблудившихся рядом с деревом.
– У нас есть рация, с помощью которой можно вызвать вертолет.
XI. Письмо
Дети садятся и печатают понравившиеся слова со звуками “Р”, “Л”.
XII. Итог занятия
Славно мы летали с вами
Над горами, над лесами,
Над горами, над рекой…
И вернулись мы домой.
– Ребята, вы хорошо потрудились, научились различать звуки р-р’, л-л’. Все молодцы.
Литература
- В.Г.Алямовская. “Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении”.
- Н.А.Соловьева. “Об использовании дыхательных упражнений и точечного массажа в работе с дошкольниками”. – Ж. Дошкольное воспитание № 4, Москва, 1995 г.
- А.Пахомова. “Дыхание молодости и долголетия”. – Санкт Петербург, 2005 г.
- Л.С.Волкова, Р.И.Лалаева. “Логопедия”. – Москва, Просвещение, 1989 г.
- О.В.Правдина. “Логопедия”. – Москва, изд. Просвещение, 1968 г.
- Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина. “Логопедия”. – Москва, “Просвещение”, 1989 г.