Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Дошкольный возраст является таким периодом жизни, когда формируются все морфологические и функциональные структуры, определяющие потенциальные возможности взрослого человека.

Поэтому у дошколят необходимо формировать мотивацию на здоровье и ориентацию их жизненных интересов на здоровый образ жизни.

В дошкольном возрасте биологическая потребность в движении является ведущей и оказывает мобилизирующее влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка, его привычки и поведение.(Г.К.Зайцев., С.В.Лободина., Д.Н.Давиденко) Поэтому на логопедических занятиях я стараюсь, чтобы дети двигались, чаще вставали из-за столов, меняли виды деятельности.

Обязательно нужно объяснить детям доступным языком, для чего нужно выполнять дыхательную гимнастику, упражнения для глаз, пальчиковую гимнастику, физминутки. Проводить упражнения в интересной форме, в соответствии с возрастными особенностями. Только тогда программа, разработанная взрослыми, станет для ребенка “его собственной”.(Л.С.Выготский).

Ни одна даже самая лучшая программа и методика не может гарантировать полного результата, если ее задачи не решаются с семьей. Поэтому на родительском собрании в начале учебного года педагоги познакомили родителей с основными направлениями, формирующими здоровый образ жизни у детей. В течение учебного года на консультациях, индивидуальных встречах, на информационных стендах мы знакомили родителей с достижениями детей в этом направлении. В конце учебного года был проведен КВН между родителями и детьми, на котором помимо вопросов по обучению грамоте, математике, рисованию были проведены конкурсы на лучшую физминутку, дыхательную гимнастику, упражнения для снятия усталости с глаз, массаж кистей рук, релаксацию, психорегуляцию.

Цель: Учит детей дифференцировать звуки Р-Р', Л-Л' на слух и в произношении, буквы Р, Л при чтении и на письме.

  • Образовательные задачи:
    Совершенствование умения отвечать на вопросы. Совершенствование грамматического строя речи.
  • Развивающие задачи:
    Развитие зрительного внимания и восприятия, фонематического восприятия, звуко-слогового анализа, тонкой моторики, координации речи с движением, общих речевых навыков.
  • Воспитательные задачи:
    Воспитание умения находить выбор из проблемной ситуации.

Оборудование:

Карта России или глобус, макет древа, макет горных вершин, музыкальный центр, аудиозапись завывания вьюги, контейнеры с песком, логопедические пеналы для составления звуко-слогового анализа слов, сигнальные карточки зеленого и синего цвета.

Предварительная работа:

Работа с картой России и с глобусом.

Ход занятия

I. Организационный момент

Психогимнастика.

Дети стоят в кругу.

– Сегодня мы отправляемся в путешествие. Мы туристы.

1, 2, 3 – на месте покружись и в туристов превратись.

– Покажите, как тяжелы ваши рюкзаки.

– Снимите рюкзаки. Поставьте их на землю. Вытрите пот со лба.

– Расправьте плечи. Вам стало легко. Улыбнитесь.

ỊІ. Сообщение темы занятия

– Сегодня мы будем сравнивать звуки “Р”-“Р'”, “Л”-“Л'”, произносить слова с этими звуками, читать слова и предложения с буквами “р” и “л”.

ІІІ. Сравнение звуков по артикуляционным признакам

– Что общего между звуками “р” и “л”? Чем они отличаются?

(Когда произносим звук “р”– кончик языка дрожит, когда поизносим звук “л”– кончик языка прижат к верхним зубам).

ІV. Характеристика звуков

Это согласные звуки. Р, Л – твердые звуки; Р’, Л’ – мягкие звуки.

V. Фонетическая ритмика

Летят самолеты. Как гудит большой самолет? Л-л-л. Как гудит маленький самолет? Ль-ль-ль. Для звуков Л-Л’ развести руки в стороны, изображая крылья самолета.

Плывет катер. Как работает мотор у катера? Р-р-р. Как работает мотор у моторной лодки? Рь-рь-рь. Для звуков р-рь мелкими, краткими, быстрыми движениями рук и ног

имитировать вибрацию при одновременном воспроизведении р-р-р.

VI. Выделение звуков р-р’, л-л’ на слух

– Давайте проверим, какие вы внимательные. Я буду говорить, а вы покажите движением звуки р-р’, л-л’, когда услышите их в слове.

– Мы составили маршрут путешествия. Упаковали рюкзаки. Взяли фотоаппарат, бинокль.

Вызвали такси и поехали в аэропорт. Купили билеты. Поднялись по трапу в салон само-

лета. Заняли свои места и полетели.

VII. Развитие фонематического восприятия. Звуко-слоговой анализ слов

– Дети, подойдите к глобусу. Найдите Черное море. А теперь, на берегу моря найдите город, в названии которого есть сравниваемые звуки. (Адлер)

– Садитесь. Мы летим в самолете и смотрим в иллюминатор. Я вам буду называть слова, а вы поднимайте карточки. Для твердых согласных звуков поднимайте синие карточки, для мягких согласных звуков – зеленые карточки:

Поля, леса, реки, радуга, трава.

– Возьмите логопедические пеналы. Сделайте звуко-слоговой анализ слова “трава”.

Один ребенок проводит анализ у доски. Остальные дети проводят самопроверку.

VIII. Физминутка

Наш самолет приземлился в аэропорту. Дети выходят на ковер.

– Куда вы хотите пойти в первую очередь? (На пляж.)

Имитация плавательных движений, катание на водных лыжах и водных велосипедах.

IX. Произношение звуков в предложениях. Составление схем предложений

Дети сидят на ковре. Каждому ребенку дается по одной карточке, на которой написано одно из слов: лодка, катер, теплоход, пальмы, водные лыжи, пляж.

Дети читают слова и составляют с ними предложения. Схему предложения они рисуют на песке, который насыпан в пластмассовую коробочку.

X. Решение проблемной ситуации

Наше путешествие продолжается. Я предлагаю вам отправиться в горы. (Дети подходят к макету на котором изображены горы, ледники.)

– Чем покрыты вершины гор?

– Подберите слова-родственники к слову “ледник”.

(Лед, ледяной, ледоруб, ледянка.)

– Найдите общую часть всех слов. (Лед.)

На макете у подножия гор и на вершинах написаны слова из пословицы. Из отдельных слов составьте пословицу, объясните ее смысл.

(Много спать –дела не знать. Встать пораньше, да шагнуть подальше.)

– Вдруг началась вьюга. (Включается диск с записью.)

Дыхательная гимнастика.

 (Дети после энергичного вдоха через нос на выдохе продолжают тянуть звук У-У-У.)

Рано утром вышел дед, в шубу новую одет.
Захотел проверить сам по лугам, по лесам,
Все ли ждут в наряде новом и его встречать готовы.
Дует легкий ветерок Ф-Ф-Ф. (Вдох через нос, выдох “Ф-Ф-Ф”)
И качает так листок Ф-Ф-Ф… Спокойно, напряженно.
Дует легкий ветерок Ф-Ф-Ф
И качает так листок Ф-Ф-Ф…

– Где нам спрятаться? (Рассуждения детей.)

Предложить детям завязать ленточки на одинокое деревце. Спасатели увидят яркие ленточки и будут искать заблудившихся рядом с деревом.

– У нас есть рация, с помощью которой можно вызвать вертолет.

XI. Письмо

Дети садятся и печатают понравившиеся слова со звуками “Р”, “Л”.

XII. Итог занятия

Славно мы летали с вами
Над горами, над лесами,
Над горами, над рекой…
И вернулись мы домой.

– Ребята, вы хорошо потрудились, научились различать звуки р-р’, л-л’. Все молодцы.

Литература

  1. В.Г.Алямовская. “Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении”.
  2. Н.А.Соловьева. “Об использовании дыхательных упражнений и точечного массажа в работе с дошкольниками”. – Ж. Дошкольное воспитание № 4, Москва, 1995 г.
  3. А.Пахомова. “Дыхание молодости и долголетия”. – Санкт Петербург, 2005 г.
  4. Л.С.Волкова, Р.И.Лалаева. “Логопедия”. – Москва, Просвещение, 1989 г.
  5. О.В.Правдина. “Логопедия”. – Москва, изд. Просвещение, 1968 г.
  6. Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина. “Логопедия”. – Москва, “Просвещение”, 1989 г.