Современная школа должна обеспечить достижение таких результатов учебно-воспитательного процесса , которые могут помочь человеку достойно жить в обновленном обществе. Для этого необходимо создать условия для обучения, которые помогут получить ребенку качественное образование. Одним из главных условий, работающих на повышение качества образования, является внедрение компетентностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании. На смену знаний, умений и навыков
выходит понятие компетентности. Это инструмент, при помощи которого можно значительно повысить эффективность современного образования.
Компетентностное обучение ориентировано на развитии личности, культуры мышления, аналитической рефлексии, самостоятельности и ответственности за принятие решений. Все это должно быть в единстве с духовными и моральными ценностями личности.
Школа должна помочь ученикам в овладении технологиями жизнедеятельности, создать условия для формирования способностей самооценки, самопознания и самоконтроля, раскрыть потенциал самореализации, самоактуализации и саморегуляции.
Основная цель такого обучения – формирование высокого уровня социальной зрелости
учащихся , компетентностного отношения личности к жизни. Критериями такого отношения являются: осмысленное решение жизненных ситуаций, межличностных конфликтов, способность к оценке пределов своей активности, высокая культура потребления, ответственное отношение к здоровью, осмысление своей жизни и другое.
Школа должна внедрять такие образовательные технологии, которые будут способствовать развитию ключевых компетентностей учащихся: познавательной, самообразовательной, личностной, информационной, социальной, поликультурной,
коммуникативной, компетентностного отношения к своему здоровью и др.
Развитие таких компетентностей предполагает выполнение учащимися на уроках определенных действий. Таких как:
– умение решать проблемы, использовать собственный опыт;
– заниматься самообразованием;
– работать с различными базами данных, документацией;
– добывать информацию;
– иметь собственное мнение;
– понимать позицию других людей;
– оценивать жизненную ситуацию;
– определять рациональное потребление;
– оценивать поступки, вредные привычки;
– сотрудничать с одноклассниками и взрослыми;
– принимать решения;
– уметь прийти к общему мнению;
– работать в группах;
– уметь организовать свою работу;
– нести ответственность за поступки;
– устоять перед трудностями и т.д.
Деятельность учителя при этом должна быть направлена на:
– использование в работе интерактивных технологий;
– проведение нестандартных уроков;
– организацию исследовательской работы;
– стимулирование самообразовательной деятельности учеников;
– отслеживание динамики развития учащихся;
– пропаганду достижений науки и культуры;
– подбор заданий, которые требуют использования дополнительных источников информации;
– проведение консультаций по поиску необходимой информации;
– обучение приемам составления плана, написанию конспектов, умению выделять главное;
– подготовку заданий творческого характера;
– стимулирование высказывания собственных мыслей;
– использование диалогических методов в работе;
– разработку заданий разного уровня;
– создание проблемных ситуаций;
– внедрение методов самооценки и взаимопроверки;
– организацию работы в парах и группах переменного состава и др.
Предлагается разработка урока экономики в 10-м классе с использованием приемов развития основных компетентностей.
Тема. «Потребности и потребительские блага»
Цели:
- Научить классифицировать потребности и потребительские блага, используя собственный опыт потребления и общения в обществе, устанавливать возможность вещей удовлетворять потребности.
- Развивать умения определять собственное место в изучении экономических процессов. Развивать информационную и социальную компетентность учащихся.
- Воспитывать чувство меры при определении структуры потребления в зависи мости от уровня доходов.
Оборудование: схема-таблица для работы учащихся, карточки – задания для работы в парах и группах.
Ход урока
I Организационный момент
II Вступительное слово учителя
Учитель: Экономические знания расширяют жизненные возможности человека, формируют экономическую культуру и позволяют быстро адаптироваться в условиях рыночной экономики.
Необходимо вспомнить, какие экономические проблемы стоят перед каждым человеком и какие подходы в их решении существуют.
Мозговая атака (Вопрос – ответ)
– Что изучает экономика? (Как люди стремятся достичь полного удовлетворения потребностей, используя ограниченные ресурсы.)
– Какой образ мышления называют экономическим? (Образ мышления человека, который ведёт себя рационально.)
– Кто является субъектом экономических отношений? (Домашние хозяйства, предприятия, государство.)
– Какую сферу жизни общества охватывает экономика? (Производство товаров и услуг, обмен ими, распределение и потребление благ.)
– Что понимают под распределением? (Формирование доходов.)
– Потребление – это… (Использование доходов.)
III Актуализация опорных знаний
Обобщение по повторению:
- Потребление – это реализация полезности вещей.
- Люди, используя ограниченные ресурсы, создают товары и услуги, стремясь достичь полного удовлетворения потребностей.
Зрительная активизация работы учащихся с целью формирования информационной компетентности (ключевые понятия темы записаны на доске).
– Потребности
– экономический интерес
– экономическая свобода
– экономическая проблема
– потребительское благо
– предельная полезность
– общая полезность
Слова записать в экономический словарь, найти в справочной литературе их значение.
IV. Мотивация учебной деятельности
Потребность – это необходимость в определённых вещах. При удовлетворении потребностей возникают побудительные мотивы деятельности(экономические интересы) для удовлетворения потребностей.
V. Изучение нового материала
Вопросы темы:
1) Классификация потребностей.
2) Условия удовлетворения потребностей.
3) Характеристика потребительских благ.
4) Теория поведения потребителей.
5) Закон убывающей полезности.
1. а) Беседа с учащимися с одновременным составлением опорной схемы.
б) Работа в группах (по 2 парты, 4 человека)
- 1-я группа – материальные потребности
- 2-я группа – нематериальные
- 3-я группа – индивидуальные
- 4-я группа – базовые
- 5-я группа – вызванные развитием цивилизации
- 6-я группа – вторичные
Задание: Составить список потребностей, соответствующий определённой группе. (Не менее 5 потребностей) Результаты работы озвучиваются.
2. Вопрос классу: “Все ли одинаково могут удовлетворять свои потребности?”
Удовлетворение зависит от:
– доходов (имеющихся денег);
– цен;
– вкусов и т.д.
3. Определение (записать в тетрадь)
Способность товара или услуги удовлетворять потребности называется потребительским благом.
- “Рождение схемы”
- Работа в парах.
Задание: Расположить предложенные блага в порядке приоритетности.
- Обсуждение результатов работы.
4. Исследования по оценке потребительского блага (работа с книгой).
Анализ таблицы и графика
Теория поведения потребителя на рынке
Извлечь max. Полезности для себя (рациональное поведение) | Доходы всех ограничены, на все товары установлены цены | Поведение обусловлено теорией предельной полезности |
Обобщение:
! Человек стремится максимизировать полезность.
Полезность товара – способность удовлетворять потребность.
! Каждый товар имеет свой предел полезности – убывающая предельная полезность.
! Предельная полезность – дополнительное удовлетворение от дополнительно потреблённой единицы.
! Общая полезность – удовлетворение от потребления всего количества благ данного вида.
Вывод:
Удовлетворяя потребности, уменьшается их острота по мере насыщения.
VI. Закрепление новых знаний и умений учащихся
Тест на экономическую смекалку.
а) 100
б) 0
в) max.VII Итог урока
Продуктов природы стало недостаточно для потребления, появился продукт труда (экономические блага), которые стали товарами и услугами. Для их производства необходимы ресурсы. Это и будет темой следующего урока.
VIII. Домашнее задание
1) Построить график по данным. Определить момент насыщения рынка. Сделать выводы.
2) Найти лексическое значение слов: потребность, благо, полезность.