Цель: продолжить формировать понятие успеха, о качествах, которые способствуют достижению успеха, показать, как в процессе жизни человек меняется и развивается.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Проверка домашнего задания. Беседа
– Прочитайте высказывание, записанное на доске.
На доске:
„Человек создает себя сам”. |
– Как вы считаете, оно подходит к теме прошлого урока? Обоснуйте свой ответ.
– Что такое успех?
– Какие качества помогают достичь успеха?
– Расскажите, что по этому поводу думали великие изобретатели? Например: Томас Алва Эдисон, Стайнмец.
2. Ролевая игра.
Учитель: Дети, у нас в гостях репортер школьной газеты София.
Репортер: Здравствуйте, разрешите задать вам несколько вопросов? Скажите, есть ли у вас ребята, чьи успехи уже сейчас радуют не только родных, близких, но и окружающих?
Учитель: Конечно, например Виола замечательно играет на пианино. Она заняла 1-е место в своей музыкальной школе.
Репортер: Виола, бывают дни, когда ты не садишься за инструмент?
Учитель: София изучает английский язык.
Репортер: Чем еще ты любишь заниматься? Как ты успеваешь?
Учитель: Андрей и Карина чудесно рисуют. Их рисунки были отобраны для показа в г.Донецке в рамках конкурса „Дитячі фарби Донбасу” .
Репортер: Какие качества помогают тебе делать такие рисунки?
Учитель: А это прекрасные солистки танцевального ансамбля „Родничек” , участницы многих школьных концертов.
Репортер: Легко ли научиться так танцевать?
Учитель: Настя и Полина добились хороших успехов в учебе.
Репортер: Девочки, что надо для того, чтобы много знать?
Если хочешь умным стать
Надо больше размышлять,
Многим интересоваться
И усердно заниматься,
Надо время не терять,
Надо много книг читать.
Если ум приобретешь,
В жизни с ним не пропадешь.
Репортер: Спасибо. Вы мне помогли понять, что для достижения успеха надо планировать время, быть упорным, усидчивым и иметь огромное желание.
III. Сообщение темы урока
Учитель: Мы продолжим разговор об успехе. Будем учиться преодолевать трудности в достижении великих целей. Ведь ваш главный труд – учеба не только поможет вам в дальнейшей жизни, но и может стать одним из ваших первых настоящих успехов, принести вам счастье.
IV. Первичное восприятие и осознание материала
1. Рассказ учителя.
Знание – это богатство. Но для того, чтобы иметь этот ценный багаж, надо немало потрудиться. Лень и успех несовместимы.
2. Работа с учебником (с. 28)
– Что происходит, если ученик иногда ленится делать уроки?
– Какие советы вы могли бы дать самому себе, чтобы стать трудолюбивыми и избавиться от лени?
V. Закрепление и осмысление знаний. Тест „Наедине с самим собой”
У ребят листки со словами: всегда, иногда, никогда.
– Поставьте „+” в подходящей строке.
- С большим удовольствием хожу в школу.
- Самостоятельно выполняю все домашние задания.
- Хожу в библиотеку.
- Умею пользоваться словарями, энциклопедиями.
- Если не могу справиться с заданием, прошу помощи у взрослых.
- В свободное время люблю заниматься каким-нибудь интересным делом (рисовать, играть на музыкальных инструментах, помогать родителям).
- По выходным хожу с родителями в лес, на выставки, в театр, читаю книги.
- Занимаюсь спортом.
- Люблю разгадывать кроссворды.
– Больше всего „+” возле слова:
- „всегда” – у вас есть качества, которые приведут вас к успеху.
- „иногда” – избавьтесь от качеств, которые мешают вам на пути к успеху.
- „никогда” – срочно бейте тревогу, начните борьбу за свое счастье.
2. Сценка „Счастливое качество”
Докажи другу, что именно это качество поможет стать счастливым:
– трудолюбие;
– настойчивость;
– сообразительность;
– привычка контролировать себя;
– желание.
3. Игра „Откроем счастье”
Не пора ли пробежаться. Время счастью открываться. На столе стоят 3 коробочки с такими названиями:
– Материальные вещи: получишь наследство, найдешь клад.
– Нематериальные вещи: у тебя будет верный друг, у тебя будет счастливая семья, ты будешь лучше всех петь, рисовать.
– Волшебные записки: ты сможешь понимать язык птиц, шапка-невидимка, ковер-самолет.
– Как вы распорядитесь своим кладом?
4. Сказка „Песнь о счастье”
а) Сказку рассказывает учитель.
Песнь о счастье
М. Скребцова
Жил-был олень. Он жил в большом лесу, на берегу чистейшего озера. В этом озере была самая хрустальная на земле вода. В нем, как в зеркале, отражались деревья и скалы, звезды и облака. Отражались в нем и великолепные рога оленя. Рога его были такими прекрасными, что лесные птицы, путая их с ветками красивых деревьев, садились на них целыми стаями. А когда птицы находят для себя красивые и удобные ветви, они начинают петь. И нет этим песням конца…
Так и жил олень, нося на рогах стаи поющих птиц. Жил и радовался жизни. Кто не любит песен? Там, где он появлялся, песни звучали не умолкая. Любая грусть развеивалась, любое горе уменьшалось, когда обитатели леса оленя встречали. И прозвали его оленем Счастья.
Но однажды случилось страшное. Оленя убили охотники, убили, конечно, из-за прекрасных рогов. Как только олень упал, тысячи птиц слетелись и опустились на его мертвое тело…
Лес никогда не видел такого скопления птиц. И птицы начали петь. Это была самая печальная песня на земле. Она раздавалась над лесом, озером, над соседними полями и лугами, над деревнями и городами, над морями и океанами, над всею бескрайнею землею. Все люди на земле услышали эту песню. Птицы все пели и пели, и к их пению присоединились все песни мира. И стала вся земля поющею. Тогда олень ожил. Встряхнул крепкими рогами и взвился над землей, подобно птице. Он летел, поддерживаемый тысячами птиц. Там, где он пролетал, наполнялась земля счастьем. И люди начинали петь, подобно птицам.
Пошли они в леса и луга, долины и поля, к рекам и озерам, морям и океанам, чтобы поклониться от всей души чудесам созданным, богатствам несметным, творением бесконечным земли своей необъятной. Шли они по дорогам и пели. И сливались человеческие песни с птичьими. А в недосягаемой вышине парил олень, несший счастье на своих прекрасных крепких рогах, охраняющих его, как зеницу ока своего…
б) Беседа:
– Почему птицы садились оленю на рога?
– О чем пели птицы?
– Какой должна быть песня, чтобы люди, слушая ее, чувствовали себя счастливее?
– С кем можно сравнить оленя из сказки?
– Что случилось бы, если олень от счастья не ожил?
в) Рисунок „Олень счастья” (рисунки вешают на доску).
VII. Работа с пословицей
Тому, кто верит в счастье и простая соломинка поможет.
Собери пословицу.
VIII. Слушанье сказки Х.К. Андерсена: „И в щепке порою скрывается счастье”.
IX. Итог
– Когда вы были по-настоящему счастливы?
– Почему дети часто бывают счастливыми, чем взрослые, даже если их семья живет трудно?
– Осуществление, каких желаний приносит вам радость и счастье?
– Можно ли считать счастливым человека, у которого есть материальные блага?
– Считаете ли вы свою семью счастливой?
– Какие качества помогают стать человеку счастливым?