Цели: Знакомство с творчеством братьев Гримм, жанром сказки и видом сказки. Обучение сознательному, выразительному прочтению произведения; приобщение к художественному творчеству, развитие речи учащихся; обогащение словарного запаса.
I.Орг. момент.(показ слайда №1)
II.Сообщение темы урока. (показ слайда №2,3)
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством братьев Гримм.
III. Постановка учебной задачи.
Мы будем совершенствовать навыки чтения, беглость, выразительность, осознанность. Развивать свою речь на уроке, обогащать словарный запас.
IV. Артикуляционная гимнастика. (показ слайда №4)
- Сделали преграду нижней челюсти. Убрали преграду – двигаем нижней челюстью из стороны в сторону.
- «Пятачок»: сглотнули, показали зубки.
- «Дудочка – улыбка».
- «Накажи непослушный язычок».
Немного приоткройте рот. Спокойно положите язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнесите звуки: пя – пя – пя.
5.«Гармошка» (улыбнитесь, приоткройте рот, приклеили язык к небу и не отпуская языка, закройте и откройте рот (как растягиваются меха гармошки, так и растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении «улыбка». При повторении упражнения старайтесь открыть рот всё шире и шире.
V. Работа над постановкой дыхания. (показ слайда №5)
Сделайте глубокий вдох и на выдохе читаем ряд согласных, добавляя гласную о:
Н Г К Х Т Д Ш М Р Б
VI. Упражнение, развивающее оперативное поле чтения и память. (показ слайда №6)
VI. Проверка Д/З. (показ слайда №7)
Взаимоопрос по норвежской сказке.
А сейчас мы проверим Д/З, вы задаёте вопрос и называете того, к кому обращаетесь. Взаимопроверка в парах (по тетрадям). Обменяйтесь тетрадями, проверьте задание и поставьте друг другу отметку.
VII. Знакомство с творчеством.
Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с творчеством братьев Гримм.
Якоб родился 04.01.1785 года, умер 20.09.1863 года.
Вильгельм родился 24.02.1786 года, а умер 20.12.1859 года.
Немецкие филологи, учёные занимались наукой о языке, собирали фольклор. Они много сделали в литературоведении: «Немецкие предания», «Детские и семейные сказки».
В 1798 году поступают в лицей и учатся очень хорошо: вместо 8 лет – учатся 4 года. Затем поступают в Мельбургский университет. Братья задумали создать словарь немецкого языка, работают всю жизнь, но, к сожалению, не закончили. Жили они бедно, поэтому приходилось им подрабатывать. Они издавали сказки. Вильгельм был женат, а брат не женился, но жили они одной семьёй.
Вильгельм был более красноречив. Он дорабатывал труды Якоба. Служили долго в библиотеке.
Якоб – замкнут, Вильгельм – фантазёр, мечтателен, общителен.
IX. Первичное восприятие текста. (показ слайда №8)
- Сегодня я познакомлю вас с новым произведением, которое написали братья Гримм – «Бременские музыканты».
Знакомясь с этим произведением, мы должны будем раскрыть смысл этих слов пословицы, сказать перекликается ли она с произведением.
ТРИ ВЕЩИ ПРОВЕРЯЮТСЯ ТОЛЬКО В ТРЁХ СЛУЧАЯХ:
СТОЙКОСТЬ – В ОПАСНОСТИ,
МУДРОСТЬ – В ГНЕВЕ,
ДРУЖБА – В НУЖДЕ.
(Учитель рассказывает сказку и зачитывает отдельные эпизоды).
X. Беседа по сказке.
- Назови жанр произведения. Докажи. Какая это сказка?
- Какой вид сказки?
- Что объединило этих героев?
- Почему автор назвал эту сказку «Бременские музыканты»?
XI. Вторичное восприятие текста. (показ слайдов №10 – 19)
(чтение детей и учителя)
XII. Анализ сказки. (показ слайда №20)
Итак, мы познакомились со сказкой, а теперь сделаем анализ.
- Кем написана.
- Тема произведения.
- Идея (чему учит).
- Система образов.
- Сюжет (краткое содержание).
- Композиция:
- экспозиция;
- завязка;
- кульминация;
- развязка;
- концовка.
7. Язык.
XIII. Дифференцированное задание творческого характера. (показ слайда №21)
Давайте вернёмся к пословице и, скажем, перекликается ли она со сказкой?
Можно ли назвать музыкантов стойкими?
А можно ли назвать музыкантов мудрыми?
Дружные ли они?
XIV. Работа в группах.
1 группа - читают быстро по ролям.
2 группа – придумывают пословицы о дружбе.
3 группа - придумывают продолжение сказки.
XV. Самостоятельная работа в тетрадях с. 18 № 1, 2.
А сейчас открываем тетради и выполняем самостоятельно 1, 2 задание.
XVI. Домашнее задание.
Дома подготовить пересказ сказки, выполнить задание в тетради на странице№18, № 3.
XVII. Рефлексия. (показ слайда №22)
На карточках «Роза ветров» нарисуй и обозначь своё впечатление.
- Что на вас произвело наибольшее впечатление?
- Чего вы не знали, а сейчас знаете и это новое для вас?
- Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшем?
XVIII. Оценка.
Сегодня на уроке я узнал………………………
Сегодня на уроке я научился………
Мне понравилось……………………………
Меня заинтересовало ……………………….....
Мне бы хотелось, чтобы………………………
После урока моё настроение………………
На уроке мне было……………………………….
Если бы я был учителем, то………………….
Работа со схемами, таблицами и кроссвордами
Схемы, таблицы, кроссворды - это формы самостоятельных работ, которые вводятся для обобщения полученных знаний. Например, к разделу «Устное народное творчество» в тетради даётся схема, которую заполняют учащиеся, обобщая полученные знания о сказках.
С помощью таблиц ученики устанавливают признаки произведений того или иного жанра, сравнивают произведения или их героев. Например, изучив русскую народную сказку «Царевич Нехитёр – Немудёр» и «Сказку о царе Салтане…» А.С. Пушкина, учащиеся сравнивают их и указывают сходства и различия, записывая свои наблюдения в таблицу и, таким образом, обнаруживая народные истоки сказок А.С.Пушкина (см. Таблицу 1).
Таблица 1
Русская народная сказка «Царевич Нехитёр – Немудёр» |
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» |
|
1.Главный герой |
2.Какие персонажи помогают главному герою? | 2.Какие персонажи помогают главному герою? |
3.Кто мешает главному герою? | 3.Кто мешает главному герою? |
4.Чудеса, превращения | 4.Чудеса, превращения |
5.Троекратность | 5.Троекратность |
6.Повторяющиеся в разных сказках слова | 6.Повторяющиеся в разных сказках слова |
7.Присказка | 7.Присказка |
8.Автор сказки | 8.Автор сказки |
9.Твой любимый герой | 9.Твой любимый герой |
Кроссворды – самостоятельные задания, которые активизируют работу учеников с произведением, обогащают их читательский опыт, развивают внимание к тексту произведения. Поиск ответов, перечитывание фамилий поэтов, просматривание произведений закрепляют знания, формируют читательскую эрудицию школьников.
Очередность
1.Начало – фотка и текст
2.Единственный раз – 3 фотки
3.Ах, школьный век – 2 фотки и текст
4.Кто стал учителем – 2 фотки и текст
5.Известно – 3 фотки
6.Есть в школе всё – 2 фотки и текст
7.Самый классный – 3 фотки
8.Память – 3 фотки и текст
9.Моя Белгородчина – 2 фотки
10.Экскурсии – 4 фотки
11.Лагерь – 1 фотка
12.Вожатый – 2 фотки
13.Я люблю – 3 фотки
14.Летом экскурсии – 4 фотки
15.Зимой экскурсии – 5 фотки
16.Счастливых случаев – 3 фотки
17.Не хлюпать носом – 4 фотки
18.Положительная мотивация – текст и 2 фотки
19.Концовка