Орфографическая зоркость как важнейшее направление развития письменной речи учащихся

Разделы: Начальная школа


Считается общепризнанным, что школа обязана вооружить учащихся прочными навыками правописания. Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т.е. решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Слабая сформированность орфографической зоркости является основной причиной орфографических ошибок.

Как указывают психологи, действие представляет собой произвольную и преднамеренную активность человека, направленную на достижение осознаваемой цели. В орфографическом действии выделяются две ступени: подготовка орфографической задачи (выделение орфограммы) и ее решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом).

Главной причиной орфографической слепоты школьников ученые и учителя считают отсутствие эффективных способов формирования орфографической зоркости.

Действительно, если в упражнении “сомнительная” буква подчеркнута или пропущена, это означает, что первое действие орфографической задачи выполнено за ученика.

Орфографическая зоркость - это умение позиционно оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук в сильной позиции, а какой – в слабой, и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. Еще в 1 классе дети должны получить представление о сильных и слабых позициях звуков. При этом уделяется внимание и тому, чтобы первоклассники усвоили соответствующую терминологию и не путали гласные с согласными, глухие и звонкие и т.д. Для этого можно использовать следующие задания:

  1. Написание каких букв мы повторили? Какие звуки они обозначают? Приведите примеры слов с этими звуками. Какие это звуки, гласные или согласные? Докажите.
  2. Дать характеристику звуку.
  3. Назовите написанные на доске буквы: ж, ш, щ, ц, ч. Сравните их. Чем похожи эти буквы (отмечается графическое сходство; это буквы согласных звуков; каждая из букв обозначает лишь одни звук)?
  4. Обозначьте буквами разрезной азбуки гласные звуки слова “щенок”. Назовите одним словом остальные звуки.
  5. В слове с непроверяемым написанием назовите все гласные (согласные) звуки и буквы. Написание каких букв надо запомнить? Почему?
  6. Назовите предмет, изображенный на картинке (ветка) Перечислите согласные звуки в этом слове и обозначьте их буквами разрезной азбуки. Какие еще звуки могут обозначаться этими буквами? Приведите примеры.
  7. В напечатанных текстах (два-три предложения) подчеркните все гласные.
  8. Определите нет ли ошибок в выполнении задания Незнайкой (детям вручается конверт с надписью: “В этом конверте все буквы согласные”).
  9. На наборном полотне выставлены вперемешку гласные и согласные буквы. Следует сгруппировать их: на верхнюю планку поставить согласные, на нижнюю – гласные.

Чтобы осмыслить, почему при написании в определенных случаях нельзя опирать на произношение, учащиеся должны иметь представления о закономерной мене звуков при изменении фонетических условий, уметь устанавливать соответствие или несоответствие звука и буквы, обладать развитым фонематическим слухом. С этой целью на уроке можно использовать следующие упражнения:

  1. Сколько слогов в слове “собака”? Как вы это узнали? Назовите гласные звуки и буквы в этом слове. Какие буквы не соответствуют звукам?
  2. Назовите гласные звуки в слове “земля” (согласные – в слове “сад”). Охарактеризуйте их. Соответствуют ли названным звукам обозначающие их буквы?
  3. Назовите слова, в которых гласные буквы не соответствуют звукам: вечер, лиса, шары.
  4. В слове “мороз” назовите буквы не соответствующие звукам.
  5. Одинаковые ли звуки обозначены буквами “е”, “и” в парах слов: лес – леса, след – следы, гриб – грибы, лист – листы? Какое из этих сов является проверяемым? Какое проверочным? Почему?
  6. Назовите безударный гласный звук в слове “л – са”. Какая буква пропущена? Составьте и запишите два предложения со словами “лиса”, “леса”.
  7. Приведите примеры слов, в которых гласная или согласная буква и звук не совпадают.
  8. Сколько согласных звуков в слове “плот”? Сколько звонких согласных звуков? Сколько глухих?
  9. Сколько парных согласных в слове “лед”?
  10. Определите, как меняются гласные звуки в первом слоге с перемещение ударения: “кот – коты”, “двор – дворы”, “час - часы”.
  11. Измените слово так, чтобы первый слог (ударный) стал безударным. Как изменится при этом гласный звук?

Одновременно целесообразно проводить работу по обучению двум видам чтения: орфоэпическому и орфографическому.

В дальнейшем должно быть начато формирование осознанных умений находить орфограммы. Упражнения могут быть следующими:

1. “Найди опасное место”. Я буду произносить слова, а вы хлопните, как только услышите звук, которому при письме нельзя доверять. А какому звуку нельзя доверять? Как его найти (надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук или “сомнительный” согласный, если есть, то есть и “опасное место”)?

2. “Светофор”. Покажите красный сигнал светофора как только найдете “опасное место”.
3. Нахождение “опасных мест” в написанном слове. Это упражнение кладет начло обучению самопроверке написанного.
4. Придумайте слова на тему “Школа”, в которых есть опасные места. Придуманные слова используются в сочинении-миниатюре (по вопросам).
5. Упражнения с конфликтными словами:

  1. Нуждаются ли в проверке гласные в словах “трава”, “двор”, “лиса”.
  2. Запишите под диктовку только те слова, в которых надо проверить парные согласные на конце: “колхоз”, “язык”, “шкаф”, “площадь”, “ученик”, “мебель”, “город”, “берег”, “заяц”, “уж”, “сосед”.
  3. Найдите четвертый лишний и обоснуйте свой выбор: “голубь”, “чиж”, “грач”, “кот”; “косьба”, “метла”, “лошадка”, “грибки”.

6. Составьте слова со слогом “со”. В каких из них буква “о” нуждается в проверке.
7. Произнесите слово “нога”. Назовите гласные звуки, сравните их. Почему одинаковые звуки обозначены разными буквами?

Одним из наиболее действенных и одновременно наиболее сложных упражнений, воспитывающих орфографическую зоркость является письмо с пропусками орфограмм (“ст лы”) или “метод Буратино”(“во/да”). Овладеть данным письмом непросто. Нужно специально готовить к нему детей на отдельных словах.

Кроме письма с пропусками, способом развития орфографической зоркости является специально организованное списывание. Оно представляет из себя списывание текста смысловыми единицами с использование проговаривания, механизмов непроизвольного запоминания и активной переработки текста путем выделения в нем орфограмм.

Т.О. описанная выше работа над орфографической зоркостью первоклассника принесет свои плоды при соблюдении трех условий: при системности ее проведения; при постоянном совершенствовании у детей умения слышать звучащее слово; при правильном формировании понятия об орфограмме.