Урок русского языка во 2-м классе по теме: "Упражнения в распознавании однокоренных слов"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Развивать умения находить корень в группе однокоренных слов.
  2. Закрепить понятие «корень слова».
  3. Обогащать словарный запас.
  4. Воспитывать внимательность, интерес к русскому языку.

Оборудование:

  • плакаты:
  • кроссворд – «Словарные слова»;
  • «Зри в корень!»;
  • «С какого дерева листочки»;
  • плакат – рисунок «Корень»;
  • карточки для «знатоков»;
  • рисунки;
  • печатные листы для классной работы.

Презентация к уроку.

Ход урока

I. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!

II. Чистописание (на доске).

а) Начнём урок с такого задания.

- Какие слова спрятались в этих заданиях? Найдите. Запишите.

- Что общего есть у этих слов: у зуба, у дерева, у слова? (Корень.)

- Что такое корень? (Слайд № 2)

  1. У зуба? (Корень зуба – внутренняя находящаяся в теле часть зуба.)
  2. У дерева? (Корень дерева – подземная часть дерева, то без чего растение не может жить.)
  3. У слова? (Корень слова – значимая часть слова.)

- Что ещё общего в этих словах? (Важная часть чего-либо.)

б). Пословица «Зри в корень!». (Слайд № 4)

- Прочитайте пословицу.

- Как вы понимаете,  выражение «Зри в корень!» что значит? (Смотреть на самое важное, главное.)

- Спишите это предложение с печатного текста.

III. Сообщение темы, целей урока. (Слайд № 3)

Вслушайся! Вникни! Не позабудь!
Корень подскажет правильный путь.

- А как мы сможем найти этот правильный путь? (Подобрать однокоренные слова.)

Да, мы сегодня будем работать с однокоренными словами и находить в словах корень.

А урок проведём в форме игры по русскому языку. Её цель – посмотреть, как вы усвоили эту тему и не только её, над чем нужно ещё поработать, а также выявить знатоков этой темы. За правильные ответы- жетоны.

В конце урока подсчитаем количество жетонов и подведём итог- кто из вас больше всех наберёт жетонов, тот и знаток этой темы.

1 этап игры.

Словарная работа – «Кроссворд». (Слайд № 4)

- Проверим знание словаря. (Рисунок.)

Я буду читать загадки. Ответы на них – словарные слова.

Разгадаем кроссворд – узнаем ключевое слово.

Слово-отгадку записываем, ставим ударение в слове, подчёркиваем безударную гласную.

Загадки:

  1. Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык.)
  2. В дом чужого не пущу, без хозяина грущу. (Собака.)
  3. Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит, а в один из тёплых дней. Май серёжки дарит ей. (Берёза.)
  4. То я в клетку, то в линейку. Написать по ним сумей-ка. Можешь и нарисовать, что такое? Я- … (Тетрадь.)
  5. Портфель у меня не велик и не мал; лежат в нём задачник, букварь и … (Пенал.)
  6. Ребёнок мужского пола. (Мальчик.)

- Какое ключевое слово получилось? (Корень.)

Дополнительное задание. (Слайд № 5)

- Допишите однокоренные слова к слову мальчик. Выделите корень слова.

- Проверим. Придумайте предложение с любым из этих словом.

мальчик   мальчик
мальч - - -   мальчишка
мальч - - -   мальчонка
мальч - - -   мальчуган

- Корень слова, что это такое?

- Повторим правило в стихах. (Слайд № 6)

Корень слова - значимая часть.
Над словами держит власть.
Выясни умело линию родства.
Однокоренные подбери слова.

2 этап игры.

Игра «Третий лишний».

- Прочитайте задание на листке.

Выделите корень, зачеркнуть лишнее слово.

  1. Рисовать, рис, рисунок.
  2. Матрос, матрас, матроска.
  3. Пылать, пыль, пыльный.

- Объясните, почему слово лишнее.

- Значит, какие слова называются однокоренными? (Слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу.)

Физкультурная минутка.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Руки выше поднимаем
И как деревце качаем.
Ветер дунул посильней,
Наклонились подружней,
Вправо - раз, влево – два,
Раз - вперёд, два - назад.
Получился листопад.
1, 2, 3, 4, 5 и 6 – нужно всем тихонько сесть.

3 этап игры.

Конкурс «Собери листики».

Рисунок.

Что же ветер натворил?
Все деревья оголил.
Сколько листиков кругом…
Мы сейчас их соберём.

- С двух деревьев ветер сорвал листья и разбросал их по поляне.

- Угадайте, с какого дерева упали листья.

Не забудьте, что у слов, написанных на листьях, такие же корни, как у деревьев.

Задание. Запишите самостоятельно слова в два столбика, затем проверим.

- Какие слова записали?

Проверим.

Какие слова записали:

  • в правый столбик?
  • в левый столбик?

- Какими однокоренными словами можно дополнить каждый столбик?

водолаз   водитель
водоём   провод
водопой   проводок
половодье   заводной

водопровод

- Один листик «приземлился» ко мне на стол. К какому дереву этот листок? Почему? (Водопровод – можно отнести и в правый, и в левый столбик.)

- Почему корень в словах одинаковый, а мы записали слова в два столбика? (Смысл слов разный.)

Вывод. Очень важно вдумываться в смысл слова!

4 этап игры.

«Орфографическая пятиминутка».

Запишите слова под диктовку, поставьте ударение. Подчеркните безударную гласную, проверьте её. Выделите корень.

(У доски работают по одному человеку на каждое слово.)

  • Листок, цветы, деревья, плоды, кора, семена, яблоко.

- Что объединяет все эти слова? (Слова с безударной гласной в корне слова, части растений.)

- Как проверить безударную гласную в корне? (Подобрать однокоренное слово, чтобы эта безударная стала ударной.)

- Какое слово лишнее? Почему? (Яблоко, непроверяемая безударная гласная.)

5 этап игры.

Конкурс «Кто больше?»

- Кто больше запомнит однокоренных слов из стихотворения «Снежная сказка» С. Погореловского (читает учитель).

Проплясали по снегам снежные метели.
Снегири снеговикам песню просвистели.
У заснеженной реки в снежном переулке
Звонко носятся снежки, режут снег снегурки.

Однокоренные слова: снегам, снежные, снегири, снеговикам, заснеженной, снежном, снежки, снег, снегурки.

6 этап игры.

«Выбери правильное определение корня».

На листке из 3-х определений выберите правильное определение корня.

- Так что же такое корень слова?

(Несколько ответов.)

Проверим.

Вывод. Что знаете об однокоренных словах? (Имеют общую часть, близки по смыслу.)

IV. Итог урока-игры.

Подведём итог нашей игры - подсчитаем число жетонов и выявим победителей (знатоков) этой темы. Для них задание по орфоэпии (на карточках). Проверим.

Медалями награждаются «умники» – знатоки этой темы.

Молодцы! Многие замечательно поработали.

Благодарю за работу! Желаю успехов!

V. Домашнее задание.

Придумать сказку про корень…

Сочинения детей:

  • «Сказка про корень дом»;
  • «Сказка про корень род»;
  • «Сказка про корень ход»;
  • «Сказка про корень вод» и т.д.

Плетнёв Кирилл 2 «А» класс.

«Сказка про корень Уч».

Жил-был корень Уч. Он ходил- бродил по книге. Книга эта называлась « Русский язык». Он не знал, какие слова состоят из его корня, и поэтому он был очень грустный. Однажды зашёл корень Уч к ребятам во 2 «А» класс и увидел, что ученики изучают тему «Корень слова», поучился вместе с детьми.
Тогда корень Уч повеселел, ведь он узнал, что корень - главная часть слова и есть во многих словах: ученье, учёба, ученик, ученица, учитель, учебник и в других. Корень Уч обрадовался, что нашёл себя в таких хороших словах, и остался доволен собой.
И тут он вспомнил, что у него есть друзья – это суффикс и приставка. Вместе они и научат, и изучат другие части речи.

Шиповская Яна 2 «А» класс.

«Сказка про родничок».

В лесу один путник от жажды сильно захотел водицы испить, а запасы воды закончились, и на его счастье увидел он маленький родничок. Вода в нём была прохладная и безумно вкусная. Родился этот маленький источник влаги на радость многим путешественникам. «А в нём есть что-то родственное с нами?» -задумался путник- « Это ведь и маленький кусочек нашей Родины, и родственники, и родня, и рождение жизни человеческой, и родители, родился, родник. Все эти слова ,как родня, близки друг другу и имеют корень род.» Поблагодарил путник родничок и счастливый отправился дальше…
А родничок всё это слышал и понял, какой он нужный и важный и родителям своим благодарный, побежал дальше радовать других.

Приложение.