Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании того, что знаешь.
Дистервег.
Комплексная программа модернизации образования, в основу которой положен переход к профильной школе предоставляет возможности интеграции учебных учреждений различной направленности.
Для нашей школы, расположенной, в так называемом "спальном" районе, это особенно актуально. Основная масса детей - жители микрорайона "ВАИ", в социальном плане дети рабочих, служащих и мелких предпринимателей. Родительский заказ весьма дифференцирован - от полного отсутствия (около 3%) до требования высокого качества образования (более 30%). Большинство же родителей хотят, чтобы дети вышли из стен школы социально адаптированными людьми. В этой непростой ситуации задача школы дать ребенку не только определенный багаж знаний, но и содействовать в адаптации к условиям жизни, к реалиям общественного развития, вооружить социальным оптимизмом, закрепить у подростков ориентацию на законные способы достижения жизненного успеха. В такой школе важно, чтобы образовательный и воспитательный процессы соответствовали требованиям времени, а по возможности даже опережали его. Решить эту задачу в одиночку школе не по силам. Необходима интеграция со всеми учреждениями социума, которых в микрорайоне достаточно много. Но наиболее оптимальные возможности предоставляет нам сотрудничество с Центром Дополнительного Образования Детей (Реальная школа), которую возглавляет Народный учитель Золотарева А.В.
Средняя школа и учреждение дополнительного образования много лет сосуществовали рядом, каждый решая задачу образования и воспитания детей собственными средствами. Но как показал опыт, простая схема "урок - самоподготовка дома - кружки и секции по интересам" на сегодняшний день не может в полной мере удовлетворять потребности учащихся, их родителей и общества, а также оптимизировать положительные влияния на становление личности учащегося, формирование его компетентностей. Кроме того, такая упрощенная схема вызывала негативное отношение самих детей, как только они входили в типичный для подростка "протестный" возраст. Поэтому от простого территориального соседства мы перешли к системе взаимодействия, что позволило нам реализовать
- многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребенка,
- личностно-деятельный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению,
- личностно ориентированный подход к ребенку, создание "ситуации успеха" для каждого,
- признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе, право на пересмотр возможностей в самоопределении, что снимает груз страха наказания за не верный выбор.
Формировалась модель взаимодействия далеко не сразу, а через ряд этапов: комплементарное взаимодействие, координационное взаимодействие, и в течение последних двух лет отрабатывается своеобразная модель сетевого взаимодействия.
На каждом из этапов взаимодействия создавалась и нормативная база, обеспечивающая функционирование двух учебных учреждений. На сегодняшний день она представлена:
- договором о совместной деятельности МОУ СОШ №69 и МОУ ЦДОД (Реальная школа);
- положением о координационном совете по профильному обучению;
- положением о классах (группах) совместного профильного обучения №69 и МОУ ЦДОД (Реальная школа);
- положением о классном руководителе МОУ СОШ №69 - кураторе МОУ ЦДОД (Реальная школа).
Учащиеся нашей школы всегда охотно занимались в объединениях МОУ ЦДОД (Реальная школа), но выход на новую ступень взаимодействия существенно изменил ситуацию. На сегодняшний день 42% учащихся начальной школы посещают различные объединения и в этом случае, как пишет академик Н.Ф.Виноградов, обучение в начальной школе соответствует первому этапу предпрофильного обучения - предпредпрофильному. В основной школе процент обучающихся в двух школах одновременно составляет уже около 97. Учащиеся средней школы стопроцентно обучаются в МОУ ЦДОД (Реальная школа), причем 19% из них получают не одну профессиональную подготовку, а две.
Реализация выбранной нами модели взаимодействия, позволила расширить поле для формирования осознанного выбора, обеспечивающего предварительное самоопределение выпускника основной школы в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Традиционные для школы пути реализации предпрофильной подготовки:
- школьные элективные курсы,
- школьные кружки.
- внеклассная работа по предметам были дополнены:
- элективными курсами ЦДОД,
- творческими отделениями ЦДОД.
Согласованные действия учителей школы и педагогов дополнительного образования, создавая мотивацию успеха, позволили более полно решить проблему профессиональной ориентации. При подготовке детей к профильному обучению важно не только обучить их метапредметным способам деятельности, но и помочь выйти на индивидуально рациональные способы учебной деятельности, индивидуально эффективную стратегию и тактику обучения. Это позволит снизить психофизиологическую "цену" образования, выступая психолого - педагогической основой здоровьесберегающей педагогики.
В нашей школе уже достаточно давно (с 1998г) работали профильные классы физико-математический, гуманитарный. Но данные направления не отражали всего спектра интересов учащихся и не несли практической направленности (изучение процессов, происходящих в двигателе внутреннего сгорания без представления о нем; русского языка и литературы, без возможности упражнения в риторике). Взаимодействие же школы и ЦДОД (Реальная школа) дало возможность не только уйти от узкопрофильности, но и решить проблему подкрепления предметных теоретических знаний практическими навыками. Эти навыки дети получают в таких объединениях Реальной школы, как автотехнический, моделирование и конструирование одежды, компьютерные технологии, менеджмент и маркетинг, техническое черчение, деревообработка, резьба по дереву и пропильная резьба, производство мягкой мебели и многие другие. Обучение по этим направлениям ведется на основе элементов государственного стандарта начального и среднего профессионального образования. А это позволяет нашим ученикам одновременно с аттестатом о среднем образовании получить и диплом профессионального образования, и выйти в жизнь не как в открытый океан без карты и лоции, а имея в руках надежный компас. А школе выполнить родительский заказ. С каждым годом растет число наших общих выпускников, решающих продолжить обучение в высших учебных заведениях по профилю избранному еще в школе.
Именно в системе взаимодействия Школа -ЦДОД (Реальная школа) стало возможным организовать личностно-равноправное общение ребенка и взрослого, их совместное творчество, вывести проектно - исследовательскую деятельность на новый уровень "Учитель - Ученик - Руководитель". Совместная работа двух педагогических коллективов нашла свое воплощение и высветила новые грани научных обществ учащихся школы и ЦДОД. Теоретические исследования детей и учителей получили возможность воплотиться в макетах и моделях, сконструированных собственными руками на занятиях с мастерами ЦДОД. Это позволяет не только сформировать познавательный интерес, но и развить необходимые качества личности для дальнейшей жизни. Ибо "образование - это то, что остается после того, как все выученное забудется" (Макс Теодор Феликс фон Лауэ). Усилия педагогов двух образовательных учреждений воплотились в победе ученика 11 класса в III этапе Всероссийской политехнической олимпиады.
Реальность современной жизни такова, что на человека наваливается одновременно множество новой информации, ему приходится адаптироваться в стремительно меняющейся действительности. Даже взрослому это порой не под силу. А что говорить о детях с их неустойчивой, еще только формирующейся психикой. Хорошо, когда рядом есть те, кто способен понять, поддержать, подсказать, направить. Рядом с нашими детьми такие люди есть: психологи школы и ЦДОД. Система взаимодействия позволяет им не только помогать ребятам, их родителям и учителям решать проблемы личностного характера, но и сопровождать весь образовательный и воспитательный процесс в режиме "полного дня". Исследования и диагностика особенностей личности учащихся, их поведения в школе и в ЦДОД позволяет на более ранней ступени выявлять их образовательные потребности и профессиональные интересы. Психологи постепенно готовят ребят к серьезному выбору траектории получения профессионального образовании, реализации "своей природы".
В рамках взаимодействия решаются и проблемы детей группы риска, детей - инвалидов. Учащиеся, даже обучающиеся на дому, имеют возможность посещать занятия в ЦДОД. И для них это особенно важно не столько даже в учебном плане, сколько в плане общения.
Годы взаимодействия средней школы и ЦДОД (Реальная школа), особенно последние два года, выявили и ряд проблем.
В результате нашей общей работы, родители и учащиеся к моменту перехода в 9-й класс уже имеют в большинстве своем четкую траекторию получения дальнейшего образования. Поэтому на сегодняшний день стоит вопрос необходимости организации предпофильной подготовки как минимум на ступень раньше.
Решение многих организационных проблем может снять принятие нормативно-правовых документов, т.к. локальные акты имеют иную юридическую силу. Сегодня мы видим необходимость дополнения договора о взаимодействии школы и ЦДОД третьей стороной - Родителями. А это позволит создать общий управляющий Совет.
Развитие модели взаимодействия школы и ЦДОД в конечном итоге и приведет к выполнению главной заповеди образования всех времен: Non shcotae, sed vitae discimus