Презентация урока по окружающему миру на тему "Россия - страна лесов"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Учимся работать с картой.
  2. Знакомимся с географическим положением зоны лесов.
  3. Знакомимся с растительным миром лесной полосы.

План изучения природной зоны:

  1. Название, изображение на карте.
  2. Особенности природы изучаемой зоны:

а) растительный мир зоны;
б) животные лесной зоны.

  1. Значение природы этой зоны для человека.
  2. Влияние человека на природу в этой зоне.
  3. Охрана природной зоны.

Ход урока

Шуми, шуми зеленый лес!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой.
Я с детства понимать привык
Твое молчание немое
И твой таинственный язык,
Как что то близкое, родное.

(И. Никитин)

I. Актуализация знаний.

  • О чем мы будем говорить на этом уроке?

-Да, сегодня будем говорить о лесе. (Слайд 1. Тема урока.)

Материалы к уроку готовить начали заранее: создали группы, перед которыми была поставлена цель: создать проект по теме: «Россия – страна лесов». На протяжении 2 недель ребята в группах готовили свои проекты. Сегодня мы посмотрим, как эти проекты у них получились.

  • Почему Россию называют страной лесов?

- На этот проблемный вопрос мы и дадим ответ на уроке.

II. Работа над новой темой.

- Таня даст общую характеристику лесов. (Слайд 2. Зона лесов.)

а) Зона лесов (сообщение - Емельянова).

-Таня, это же сообщение. А где твой проект? (Вот! Таким я представляю себе лес.)

- Молодец! Макет леса тебе удался.

  • Какие типы лесов есть в России?
  • Как понимаете выражение «леса – легкие планеты»?

(Слайд 3. Схема типов леса.)

Обобщение. Больше половины территории России расположено в зоне лесов, или, как говорят в лесной полосе. НО когда – то вся эта полоса была покрыта густыми лесами. За сотни лет значительная часть их вырублена людьми. Но лес остается главным природным богатством России. На каждого жителя России приходится в 4 раза больше лесных территорий, чем на одного жителя нашей планеты.

б) Слушаем 1- ю группу.

- Совершим путешествие на самолете, рассматривая открывающиеся под его крыльями просторы нашей Родины - России. Делаем 1 – ю остановку.

(Слайд 4. Карта.) Лобанова.

(Слайд 5. Картинка тайги.)

(Сообщения: ель, сосна, лиственница, кедр.)

  • Назовите характерные особенности тайги.

(Растут хвойные деревья, холодостойкие породы деревьев, суровые морозы, заболоченные почвы.)

в) Слушаем 2- ю группу.

- Продолжаем наш полет. (Слайд 6. Карта – смешан.)

- В смешанных лесах растут, как хвойные, так и лиственные деревья. Смешанные леса более требовательны к теплу и влаге, поэтому они растут южнее тайги, в южных районах Сибири и центральных районах европейской части России. Лиственные деревья имеют широкие листья, в отличии от мелколиственных деревьев, встречающихся в тайге. Леса эти светлые, веселые в них много птиц и животных.

(Слайд 7. Картинка леса.)

(Сообщения: береза, осина, ива, черемуха.)

  • Почему такие леса называют смешанными?

(Деревья более требовательны к теплу, леса более светлые.)

III. Физкультурная минутка. (Слайд 8.)

По Родному краю
Дружно мы шагаем (марш на месте)
Справа от нас зеленый луг, (поворот)
Слева находится лес. (поворот)
В том лесу полно чудес!
Белка с ветки на ветку скок (прыжки)
Филин крыльями машет. Уф!
Аж захватывает дух! (Взмахи руками.)
Солнце над березами светит нам (повороты головы)
Мы рады ягодам! Грибам! (наклоны)

г) Слушаем 3 - ю группу.

- Перелетая дальше на юг – простираются под крылом самолета леса и рощи, состоящие в основном из лиственных пород деревьев. (Слайд 9. Карта.)

Широколиственные леса расположены главным образом в Европейской части России и на Дальнем Востоке. Климат этих районов достаточно мягкий, он определяется относительно теплыми и влажными воздушными массами. Характерные особенности климата – количество осадков, выпадающих за год, примерно равны испарению. Для широколиственного леса характерно то, что деревья имеют разную высоту и в них растут разные виды кустарников.

(Слайд 10. Картинка широколиственного леса.)

(Сообщения: клен, дуб, липа.)

  • В чем характерная особенность широколиственного леса?

(Теплый климат, много света, много влаги.)

Обобщение. Самый южный тип леса – широколиственный. В таких лесах растут теплолюбивые растения. Главное отличие широколиственных лесов – их многоярусность, или, как еще говорят «многоэтажность». Отличается широколиственный лес и малым количеством вечнозеленых растений.

Работая в группах, ребята создали проект – книгу «Деревья – России». Илья Соловьев создал презентацию проекта Включить!!!

IV. Вывод. (Слайд 11.)

  • Почему леса в России занимают такую большую площадь?

(Теплое и продолжительное лето, достаточное количество света, тепла и влаги.)

  • Какие типы лесов встречаются в нашей области?

(Широколиственные - на юге, смешанные- на севере области.)

Обобщение. Четвертая часть лесных запасов планеты находятся в нашей стране. Все леса страны объявлены национальным достоя нием. Широколиственных лесов очень мало их стараются сохранять. Еще в 18 веке по указу Петра I в Центральной России была запрещена вырубка дубовых рощ.

Таня изготовила макет леса. Илья Соловьев создал презентацию проекта. Группы ребят создали проект – книгу «Деревья – России». Все эти проекты, созданные ребятами, помогли нам ответить на проблемный вопрос «почему же Россию называют страной лесов».

VI. Рефлексия. (Слайд 12.)

Есть у ребят
Зеленый друг,
Веселый друг,
Хороший,
Он им протянет
Сотни рук
И тысячи
Ладошек!

  • С какой природной зоной познакомились сегодня?

(С зоной лесов или лесной полосой.)

  • Что заинтересовало вас на этом уроке?

(Проекты.)

  • Почему же Россию называют страной лесов?

(Больше половины территории занимают леса, на 1 жителя России приходится леса больше, чем на 1 жителя нашей планеты.)

Урок окончен. Оценки.