Цели урока:
- Учимся работать с картой.
- Знакомимся с географическим положением зоны лесов.
- Знакомимся с растительным миром лесной полосы.
План изучения природной зоны:
- Название, изображение на карте.
- Особенности природы изучаемой зоны:
а) растительный мир зоны;
б) животные лесной зоны.
- Значение природы этой зоны для человека.
- Влияние человека на природу в этой зоне.
- Охрана природной зоны.
Ход урока
Шуми, шуми зеленый лес!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой.
Я с детства понимать привык
Твое молчание немое
И твой таинственный язык,
Как что то близкое, родное.
(И. Никитин)
I. Актуализация знаний.
- О чем мы будем говорить на этом уроке?
-Да, сегодня будем говорить о лесе. (Слайд 1. Тема урока.)
Материалы к уроку готовить начали заранее: создали группы, перед которыми была поставлена цель: создать проект по теме: «Россия – страна лесов». На протяжении 2 недель ребята в группах готовили свои проекты. Сегодня мы посмотрим, как эти проекты у них получились.
- Почему Россию называют страной лесов?
- На этот проблемный вопрос мы и дадим ответ на уроке.
II. Работа над новой темой.
- Таня даст общую характеристику лесов. (Слайд 2. Зона лесов.)
а) Зона лесов (сообщение - Емельянова).
-Таня, это же сообщение. А где твой проект? (Вот! Таким я представляю себе лес.)
- Молодец! Макет леса тебе удался.
- Какие типы лесов есть в России?
- Как понимаете выражение «леса – легкие планеты»?
(Слайд 3. Схема типов леса.)
Обобщение. Больше половины территории России расположено в зоне лесов, или, как говорят в лесной полосе. НО когда – то вся эта полоса была покрыта густыми лесами. За сотни лет значительная часть их вырублена людьми. Но лес остается главным природным богатством России. На каждого жителя России приходится в 4 раза больше лесных территорий, чем на одного жителя нашей планеты.
б) Слушаем 1- ю группу.
- Совершим путешествие на самолете, рассматривая открывающиеся под его крыльями просторы нашей Родины - России. Делаем 1 – ю остановку.
(Слайд 4. Карта.) Лобанова.
(Слайд 5. Картинка тайги.)
(Сообщения: ель, сосна, лиственница, кедр.)
- Назовите характерные особенности тайги.
(Растут хвойные деревья, холодостойкие породы деревьев, суровые морозы, заболоченные почвы.)
в) Слушаем 2- ю группу.
- Продолжаем наш полет. (Слайд 6. Карта – смешан.)
- В смешанных лесах растут, как хвойные, так и лиственные деревья. Смешанные леса более требовательны к теплу и влаге, поэтому они растут южнее тайги, в южных районах Сибири и центральных районах европейской части России. Лиственные деревья имеют широкие листья, в отличии от мелколиственных деревьев, встречающихся в тайге. Леса эти светлые, веселые в них много птиц и животных.
(Слайд 7. Картинка леса.)
(Сообщения: береза, осина, ива, черемуха.)
- Почему такие леса называют смешанными?
(Деревья более требовательны к теплу, леса более светлые.)
III. Физкультурная минутка. (Слайд 8.)
По Родному краю
Дружно мы шагаем (марш на месте)
Справа от нас зеленый луг, (поворот)
Слева находится лес. (поворот)
В том лесу полно чудес!
Белка с ветки на ветку скок (прыжки)
Филин крыльями машет. Уф!
Аж захватывает дух! (Взмахи руками.)
Солнце над березами светит нам (повороты головы)
Мы рады ягодам! Грибам! (наклоны)
г) Слушаем 3 - ю группу.
- Перелетая дальше на юг – простираются под крылом самолета леса и рощи, состоящие в основном из лиственных пород деревьев. (Слайд 9. Карта.)
Широколиственные леса расположены главным образом в Европейской части России и на Дальнем Востоке. Климат этих районов достаточно мягкий, он определяется относительно теплыми и влажными воздушными массами. Характерные особенности климата – количество осадков, выпадающих за год, примерно равны испарению. Для широколиственного леса характерно то, что деревья имеют разную высоту и в них растут разные виды кустарников.
(Слайд 10. Картинка широколиственного леса.)
(Сообщения: клен, дуб, липа.)
- В чем характерная особенность широколиственного леса?
(Теплый климат, много света, много влаги.)
Обобщение. Самый южный тип леса – широколиственный. В таких лесах растут теплолюбивые растения. Главное отличие широколиственных лесов – их многоярусность, или, как еще говорят «многоэтажность». Отличается широколиственный лес и малым количеством вечнозеленых растений.
Работая в группах, ребята создали проект – книгу «Деревья – России». Илья Соловьев создал презентацию проекта Включить!!!
IV. Вывод. (Слайд 11.)
- Почему леса в России занимают такую большую площадь?
(Теплое и продолжительное лето, достаточное количество света, тепла и влаги.)
- Какие типы лесов встречаются в нашей области?
(Широколиственные - на юге, смешанные- на севере области.)
Обобщение. Четвертая часть лесных запасов планеты находятся в нашей стране. Все леса страны объявлены национальным достоя нием. Широколиственных лесов очень мало их стараются сохранять. Еще в 18 веке по указу Петра I в Центральной России была запрещена вырубка дубовых рощ.
Таня изготовила макет леса. Илья Соловьев создал презентацию проекта. Группы ребят создали проект – книгу «Деревья – России». Все эти проекты, созданные ребятами, помогли нам ответить на проблемный вопрос «почему же Россию называют страной лесов».
VI. Рефлексия. (Слайд 12.)
Есть у ребят
Зеленый друг,
Веселый друг,
Хороший,
Он им протянет
Сотни рук
И тысячи
Ладошек!
- С какой природной зоной познакомились сегодня?
(С зоной лесов или лесной полосой.)
- Что заинтересовало вас на этом уроке?
(Проекты.)
- Почему же Россию называют страной лесов?
(Больше половины территории занимают леса, на 1 жителя России приходится леса больше, чем на 1 жителя нашей планеты.)
Урок окончен. Оценки.