Методическая разработка недели технологии "Рождественские посиделки"

Разделы: Технология


Цели:

  • Ознакомить учащихся с видами круп,
  • Научить обучающихся приемам приготовления блюд из них,
  • Приобщить обучающихся к истокам русской культуры, традициям и познакомить с празднованием Рождества на Руси;
  • Воспитывать эстетический вкус, прививать навыки культуры труда и аккуратности;
  • Развивать исполнительские умения и творческие способности.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, кухонный инвентарь, инструкционные карты, коллекция круп и злаковых культур, плакаты “ Пищевая ценность блюд из круп”

Тип урока: урок новых знаний.

Структура урока: сложная в группах.

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку

2. Повторение пройденного материала.

Устный опрос по цепочке:

Чем ценно молоко?
Как долго хранится молоко?
Как определить качество молока?
Какие блюда готовят из молочных продуктов?

3. Сообщение темы и цели урока.

“ Опять каша…” – вздыхают многие из ваших сверстников, увидя ее на столе. А ведь крупы наряду с хлебом являются основным поставщиком растительных белков и углеводов. Зернобобовые, по содержанию белков, вообще занимают первое место среди продуктов растительного происхождения. И не только из-за этого на протяжении многих веков блюда из круп популярны среди народа. Чем же они притягательны? Каково их разнообразие? Обо всем этом вы узнаете на этом уроке, а также познакомитесь с традициями празднования Рождества.

4. Изучение нового материала.

Объяснение учителя.

Крупы получают из различных зерновых культур. К зерновым культурам относятся хлебные злаки (пшеница, овес, ячмень, рис, просо, кукуруза), бобовые (бобы, фасоль, горох, чечевица, соя), а также гречишное растение-гречиха. Из одних делают муку, а из других крупу.

Крупы имеют большую пищевую ценность, они снабжают организм углеводами и растительными белками. Крупы содержат от 68-77% углеводов и до 12% растительного белка. Больше всего белка содержится в манной, гречневой, овсяной крупах. В гречневой и овсяной содержится 65-68% углеводов, представленных в основном клетчаткой, поэтому гречневую и овсяную крупу рекомендуют использовать в питании пожилых людей. Манную крупу и рис, в которых углеводы представлены в основном крахмалом, рекомендуется использовать в детском питании. В крупах содержатся витамины группы “В” и витамины “РР”, особенно богаты ими овсяная и гречневая крупы.

По качеству крупы должны удовлетворять следующим основным требованиям: иметь цвет, вкус, запах, присуще данному виду крупы, быть без посторонних привкусов и запахов.

Хранить крупы надо в сухом, хорошо проветриваемом помещении. Для их хранения можно использовать полотняные мешочки, а также стеклянные или металлические банки, которые не следует плотно закрывать: крупу нужно проветривать, чтобы она не приобрела затхлого запаха.

Крупы используют для приготовления различных блюд: закусочных, первых, вторых, запеканки и т.д. Каши по консистенции варят: рассыпчатые, вязкие, жидкие.

5. Практическая работа.

Подготовка к занятию: приготовление дежурными рабочих мест для выполнения практической работы. Девочки надевают спецодежду, моют руки, подходят к рабочим местам. Для выполнения практической работы класс делится на группы. Учащиеся, пользуясь инструкцией в учебнике, на выбор готовят различные блюда. Во время работы учитель еще раз концентрирует внимание учащихся на технике безопасности при обращении с электрической плитой, инструментами.

  1. Снимать горячую посуду можно: прихваткой.
  2. Жидкость в кастрюлю заливают: на 5 см до края.
  3. Снимать крышку кастрюли: от себя.

(На вопросы отвечают хором)

Дежурные на уроке (назвать имена девочек) будут сервировать стол. Когда блюда готовы, приступают к сервировке стола.

Повторение.

  1. При сервировке стола справа от тарелки кладут: ложку.
  2. Для подачи вторых блюд используют: мелкие тарелки.
  3. Если еда окончена, то ложку кладут : на тарелку.
  4. Во время еды не разговаривают.

Одна группа к этому уроку выполнила проект “Рождественское блюдо – сочиво”.Девочки расскажут и покажут особенности приготовления данного блюда.

Дегустация.

После дегустации напомнить учащимся, что мытье посуды осуществляется проточной водой с использованием питьевой соды и специальных моющих средств.

6. Итог урока.

Учитель анализирует урок, отмечает ошибки, выставляет оценки всем учащимся.

Д/З: учебник стр.138-145. В рабочей тетради описать технологию приготовления “сочиво”.

Рождественские посиделки.

(Коллективный проект – сценарий праздника).

Цели: развитие личности ребенка, нравственное становление на основе православных и народных традиций.

Задачи:

  • Приобщить детей к русским традициям и обычаем,
  • Развивать творческие способности,
  • Учить анализировать и понимать целостность народной культуры, оценивать ее значение в выработке своих жизненных ориентиров в современной действительности.

Оформление: Оборудована русская изба. Стол, покрытый скатертью, на столе самовар, подсвечник со свечами, баранки. Оформлена выставка предметов декоративно- прикладного искусства и рисунков. Участники в народных костюмах.

На лавке сидит хозяин, что-то мастерит; на другой лавке- хозяйка прядет.

Звучит фонограмма колокольного звона.

Выходят ведущие.

1. Ведущая:

Чем дальше в будущее смотрим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.

2. Ведущая:

Россия- мать! Тебе хвала!
В веках ты видела немало,
Когда б ты говорить могла,
То многое бы рассказала!

1. Ведущая: Какие замечательные слова! Вот и мы с вами сейчас поговорим о том, как люди жили в старину, чем занимались…. За окном зима….

2. Ведущая: Зима- зимушка, зимунья-так ласково называли в народе самое суровое время года. В народном сознании это время года отождествлялось со сказочными персонажами. Мороз, Морозко, Морозище. Закует Мороз, аж бревна трещат.

1. Ведущая: Но была и другая сторона, это время года богато праздниками. Различные были развлечения. Играли свадьбы, устраивали вечеринки, праздновали Рождество, Пасху.

2. Ведущая: Издавна люди добрым словом провожали старый год, старались забыть обо всех своих неудачах, бедах. Все плохое оставляли в старом году, а, встречая новый год, ожидали, что он принесет им благополучие, исполнение желаний, добрых друзей. Перед новогодними праздниками юноши и девушки собирались на игрища и посиделки, пели песни и плясали. Давайте заглянем на такую вечеринку.

Ведущие расходятся по сторонам.

Хозяйка:

Зимний вечер темен долог,
Насчитаю сорок елок,
То носочек повяжу,
То немного попряду.
Позову-ка я ребят на посиделки!
Будут песни, будут пляски и игра в горелки.

Хозяин:

Эй, девчонки – девчушки,
Веселушки – хохотушки!
Эй, мальчишки – молодцы,
Озорные удальцы,
Приходите поплясать,
Зимний вечер скоротать!
Раздается стук в дверь, входят гости.

Девушка: Здравствуй, хозяюшка.
Хозяйка: Доброго здоровья, милая!
Девушка (обращается к хозяевам и к гостям в зале): Ах, батюшки! Сколько здесь добрых молодцев и красных девиц собралось! А вы знаете, какой нынче день?
Хозяин: Сегодня Спиридон именинник, Спиридон Солнцеворот.
Девушка: На Спиридона солнце – на лето, зима - на мороз.
Хозяин: На Спиридонов день медведь в берлоге поворачивается на другой бок
Девушка: Пусть косолапый себе лежит, да лапу сосет, да с боку на бок переворачивается. А мы сейчас встанем и хоровод заведем. (песня-игра “ Царь за городом гуляет”)
1. Девушка: Скоро Рождество.… А звезды на небе, как пшено, рассыпались.

2. Девушка: А коли на Рождество небо звездистое, богатый приплод скота и много ягод будет.…А не погадать ли нам, подружки? На Рождество девки гадали ,судьбу предсказывали, да и время подошло – на улице ночка темная.

3. Девушка: Отчего не погадать, сядем поудобнее и начнем.

1. Девушка: Хочу узнать, каков на вид мой суженый, красавец собой али нет?

Растоплю-ка я воск на ложке над свечой да вылью воск в воду….

2. Девушка: Воск расплавится, суженый появится.

1 девушка показывает получившееся изображение.

1. Девушка: Ой, смотрите, подружки, каков он! Кудри-то до чего хороши! Только нос уж больно торчит!
3. Девушка: Видать, не красавец собой будет! Ну, да ладно, с лица воды не пить. Может, душой славен будет: добр да ласков.
1. Девушка: Твоя, правда, подружка!

2.девушка: Теперь я погадаю! Позову-ка я петуха, пусть покружится да укажет клювом, какой муж будет: укажет на пшено - к жизни сытой и богатой; на уголь - к долгому девичеству; на воду - муж будет выпивать; на монетки к богатству.

На полу выставляются блюда для гадания: в одном – пшено, в другом – вода, в третьем - монеты, в четвертом - уголек. Входит петушок (ребенок в костюме), встает в центр и кружится, девушки гадают и комментируют каждый выбор, приглашаются желающие из зала

3девушка: Ну что, довольны вы гаданием? Дайте и мне погадать! Узнать уж больно хочется, кто суженый будет. Кину-ка я башмак за дверь: кто возьмет, тот и суженый.

Снимает туфельку и бросает. Стук в дверь.

Девушки: Ах, суженый, неужели суженый?

Заходит молодец.

Молодец: С чьей это ножки туфелька упала?

Примеряет девушкам, гостям, замечает девушку без туфельки.

Молодец: Дай-ка я обую тебя, красавица, а то так и замерзнуть можно.

Надевает туфельку.

- Здравствуйте, люди добрые, здравствуй, хозяюшка!

Хозяйка: Доброго здоровья, молодец, проходи!

Молодец: А я не один пришел, а с колядовщиками!

Колядующие: Здравствуйте, хозяева! Мы споем вам колядки, а вы нас угостите.

Поют, сопровождая действиями:

Уродилась коляда
Накануне Рождества.
Коляда, коляда.
Коляда молода.
Мы ходили, мы искали
Коляду, коляду.
Мы нашли коляду на Ивановом двору
Блин да лепешка. Кидай в окошко.

Девушка:

Что светел месяц – а и наш-то господин,
Как и красно солнце – то хозяюшка его.
Как часты звезды- то его детушки.
Дай. Господи,
Нашей хозяюшке
Пожилось, побылось,
На двор много лилось.

Хозяйка: Славно исхороводили, хозяюшку потешили.

Хозяин: Хозяюшку потешили, за гостей примемся.

А не загадать ли нам, гости дорогие, загадки

Ой, загадайте.

Загадываются загадки.

  1. В воде родится, а воды боится (соль)
  2. И комковато, и ноздревато, и мягко, и ломко, а всех милей (хлеб)
  3. Маленько, кругленько, а за хвост не поднять (клубок)
  4. Нос торчком, глаза угольком, рот до ушей, хоть завязки пришей (снежная баба)

Девушка: А давайте поиграем?! (наряжают снежную бабу)

Песня-игра:

Мороз, мороз!
Через тын перерос,
Бабу снежную принес.
Баба нос - крючком, получай снега ком.

(Можно повторить несколько раз с разными участниками)

Сбор снежков и песня:

Кабы не было зимы
В городах и селах,
Не пришел бы праздник к нам,
Радостный, веселый.
Подарила нам зима,
Веселиться чтобы
Горки, санки и снежки, и колядки тоже.

Молодец:

Эй, девчонки – веселушки,
А какая колядка без частушки?

Частушки:

1. Девушка:

Хорошо колядка пелась,
Милые подружки,
Только что за посиделки
Без нашей частушки?

2. Девушка:

Баяниста Петю я
Давно я заприметила.
Играет он старательно,
Мигает завлекательно.

3. Девушка:

Дай, Бог, снежку
Гладеньку дорожку
Неудача чтоб ушла
От мово окошка.

Молодец:

Я приду с гармошечкой
Под твое окошечко,
Заиграй, гармошечка,
Откроется окошечко.

4. Девушка:

Как гармошка заиграла
У зеленых елочек,
Мое сердце защемило:
Это мой миленочек.

Молодец:

Замечательно поешь
Трелью соловьиною.
Только сердце не обманешь,
Завлекла и кинула.

Девушки: Хватит коляду томить, пора и одарить…

Все:

Сеем, веем, посеваем,
С новым годом поздравляем.

Песня-хоровод “ Молодой Иванушка”

Хозяйка:

Ой, спасибо за пожелания,
За ласковые слова.
Славные колядки спели.
Надо вас отблагодарить (угощают конфетами и баранками)

Ведущие:

С новым годом!
Чтоб здоровы были,
Много лет жили!

Гости: Спасибо за угощение, спасибо этому дому пойдем к другому.

(С песней уходят)

Пора, пора гостям со двора,
Время убираться (2 раза)

Примечание: праздник можно импровизировать, привлекать гостей к действиям.