Цели:
- Ознакомить учащихся с видами круп,
- Научить обучающихся приемам приготовления блюд из них,
- Приобщить обучающихся к истокам русской культуры, традициям и познакомить с празднованием Рождества на Руси;
- Воспитывать эстетический вкус, прививать навыки культуры труда и аккуратности;
- Развивать исполнительские умения и творческие способности.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, кухонный инвентарь, инструкционные карты, коллекция круп и злаковых культур, плакаты “ Пищевая ценность блюд из круп”
Тип урока: урок новых знаний.
Структура урока: сложная в группах.
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку
2. Повторение пройденного материала.
Устный опрос по цепочке:
Чем ценно молоко?
Как долго хранится молоко?
Как определить качество молока?
Какие блюда готовят из молочных продуктов?
3. Сообщение темы и цели урока.
“ Опять каша…” – вздыхают многие из ваших сверстников, увидя ее на столе. А ведь крупы наряду с хлебом являются основным поставщиком растительных белков и углеводов. Зернобобовые, по содержанию белков, вообще занимают первое место среди продуктов растительного происхождения. И не только из-за этого на протяжении многих веков блюда из круп популярны среди народа. Чем же они притягательны? Каково их разнообразие? Обо всем этом вы узнаете на этом уроке, а также познакомитесь с традициями празднования Рождества.
4. Изучение нового материала.
Объяснение учителя.
Крупы получают из различных зерновых культур. К зерновым культурам относятся хлебные злаки (пшеница, овес, ячмень, рис, просо, кукуруза), бобовые (бобы, фасоль, горох, чечевица, соя), а также гречишное растение-гречиха. Из одних делают муку, а из других крупу.
Крупы имеют большую пищевую ценность, они снабжают организм углеводами и растительными белками. Крупы содержат от 68-77% углеводов и до 12% растительного белка. Больше всего белка содержится в манной, гречневой, овсяной крупах. В гречневой и овсяной содержится 65-68% углеводов, представленных в основном клетчаткой, поэтому гречневую и овсяную крупу рекомендуют использовать в питании пожилых людей. Манную крупу и рис, в которых углеводы представлены в основном крахмалом, рекомендуется использовать в детском питании. В крупах содержатся витамины группы “В” и витамины “РР”, особенно богаты ими овсяная и гречневая крупы.
По качеству крупы должны удовлетворять следующим основным требованиям: иметь цвет, вкус, запах, присуще данному виду крупы, быть без посторонних привкусов и запахов.
Хранить крупы надо в сухом, хорошо проветриваемом помещении. Для их хранения можно использовать полотняные мешочки, а также стеклянные или металлические банки, которые не следует плотно закрывать: крупу нужно проветривать, чтобы она не приобрела затхлого запаха.
Крупы используют для приготовления различных блюд: закусочных, первых, вторых, запеканки и т.д. Каши по консистенции варят: рассыпчатые, вязкие, жидкие.
5. Практическая работа.
Подготовка к занятию: приготовление дежурными рабочих мест для выполнения практической работы. Девочки надевают спецодежду, моют руки, подходят к рабочим местам. Для выполнения практической работы класс делится на группы. Учащиеся, пользуясь инструкцией в учебнике, на выбор готовят различные блюда. Во время работы учитель еще раз концентрирует внимание учащихся на технике безопасности при обращении с электрической плитой, инструментами.
- Снимать горячую посуду можно: прихваткой.
- Жидкость в кастрюлю заливают: на 5 см до края.
- Снимать крышку кастрюли: от себя.
(На вопросы отвечают хором)
Дежурные на уроке (назвать имена девочек) будут сервировать стол. Когда блюда готовы, приступают к сервировке стола.
Повторение.
- При сервировке стола справа от тарелки кладут: ложку.
- Для подачи вторых блюд используют: мелкие тарелки.
- Если еда окончена, то ложку кладут : на тарелку.
- Во время еды не разговаривают.
Одна группа к этому уроку выполнила проект “Рождественское блюдо – сочиво”.Девочки расскажут и покажут особенности приготовления данного блюда.
Дегустация.
После дегустации напомнить учащимся, что мытье посуды осуществляется проточной водой с использованием питьевой соды и специальных моющих средств.
6. Итог урока.
Учитель анализирует урок, отмечает ошибки, выставляет оценки всем учащимся.
Д/З: учебник стр.138-145. В рабочей тетради описать технологию приготовления “сочиво”.
Рождественские посиделки.
(Коллективный проект – сценарий праздника).
Цели: развитие личности ребенка, нравственное становление на основе православных и народных традиций.
Задачи:
- Приобщить детей к русским традициям и обычаем,
- Развивать творческие способности,
- Учить анализировать и понимать целостность народной культуры, оценивать ее значение в выработке своих жизненных ориентиров в современной действительности.
Оформление: Оборудована русская изба. Стол, покрытый скатертью, на столе самовар, подсвечник со свечами, баранки. Оформлена выставка предметов декоративно- прикладного искусства и рисунков. Участники в народных костюмах.
На лавке сидит хозяин, что-то мастерит; на другой лавке- хозяйка прядет.
Звучит фонограмма колокольного звона.
Выходят ведущие.
1. Ведущая:
Чем дальше в будущее смотрим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
2. Ведущая:
Россия- мать! Тебе хвала!
В веках ты видела немало,
Когда б ты говорить могла,
То многое бы рассказала!
1. Ведущая: Какие замечательные слова! Вот и мы с вами сейчас поговорим о том, как люди жили в старину, чем занимались…. За окном зима….
2. Ведущая: Зима- зимушка, зимунья-так ласково называли в народе самое суровое время года. В народном сознании это время года отождествлялось со сказочными персонажами. Мороз, Морозко, Морозище. Закует Мороз, аж бревна трещат.
1. Ведущая: Но была и другая сторона, это время года богато праздниками. Различные были развлечения. Играли свадьбы, устраивали вечеринки, праздновали Рождество, Пасху.
2. Ведущая: Издавна люди добрым словом провожали старый год, старались забыть обо всех своих неудачах, бедах. Все плохое оставляли в старом году, а, встречая новый год, ожидали, что он принесет им благополучие, исполнение желаний, добрых друзей. Перед новогодними праздниками юноши и девушки собирались на игрища и посиделки, пели песни и плясали. Давайте заглянем на такую вечеринку.
Ведущие расходятся по сторонам.
Хозяйка:
Зимний вечер темен долог,
Насчитаю сорок елок,
То носочек повяжу,
То немного попряду.
Позову-ка я ребят на посиделки!
Будут песни, будут пляски и игра в горелки.
Хозяин:
Эй, девчонки – девчушки,
Веселушки – хохотушки!
Эй, мальчишки – молодцы,
Озорные удальцы,
Приходите поплясать,
Зимний вечер скоротать!
Раздается стук в дверь, входят гости.
Девушка: Здравствуй, хозяюшка.
Хозяйка: Доброго здоровья, милая!
Девушка (обращается к хозяевам и к гостям в
зале): Ах, батюшки! Сколько здесь добрых
молодцев и красных девиц собралось! А вы знаете,
какой нынче день?
Хозяин: Сегодня Спиридон именинник,
Спиридон Солнцеворот.
Девушка: На Спиридона солнце – на
лето, зима - на мороз.
Хозяин: На Спиридонов день медведь в
берлоге поворачивается на другой бок
Девушка: Пусть косолапый себе лежит,
да лапу сосет, да с боку на бок переворачивается.
А мы сейчас встанем и хоровод заведем. (песня-игра
“ Царь за городом гуляет”)
1. Девушка: Скоро Рождество.… А
звезды на небе, как пшено, рассыпались.
2. Девушка: А коли на Рождество небо звездистое, богатый приплод скота и много ягод будет.…А не погадать ли нам, подружки? На Рождество девки гадали ,судьбу предсказывали, да и время подошло – на улице ночка темная.
3. Девушка: Отчего не погадать, сядем поудобнее и начнем.
1. Девушка: Хочу узнать, каков на вид мой суженый, красавец собой али нет?
Растоплю-ка я воск на ложке над свечой да вылью воск в воду….
2. Девушка: Воск расплавится, суженый появится.
1 девушка показывает получившееся изображение.
1. Девушка: Ой, смотрите, подружки, каков он!
Кудри-то до чего хороши! Только нос уж больно
торчит!
3. Девушка: Видать, не красавец собой будет! Ну,
да ладно, с лица воды не пить. Может, душой славен
будет: добр да ласков.
1. Девушка: Твоя, правда, подружка!
2.девушка: Теперь я погадаю! Позову-ка я петуха, пусть покружится да укажет клювом, какой муж будет: укажет на пшено - к жизни сытой и богатой; на уголь - к долгому девичеству; на воду - муж будет выпивать; на монетки к богатству.
На полу выставляются блюда для гадания: в одном – пшено, в другом – вода, в третьем - монеты, в четвертом - уголек. Входит петушок (ребенок в костюме), встает в центр и кружится, девушки гадают и комментируют каждый выбор, приглашаются желающие из зала
3девушка: Ну что, довольны вы гаданием? Дайте и мне погадать! Узнать уж больно хочется, кто суженый будет. Кину-ка я башмак за дверь: кто возьмет, тот и суженый.
Снимает туфельку и бросает. Стук в дверь.
Девушки: Ах, суженый, неужели суженый?
Заходит молодец.
Молодец: С чьей это ножки туфелька упала?
Примеряет девушкам, гостям, замечает девушку без туфельки.
Молодец: Дай-ка я обую тебя, красавица, а то так и замерзнуть можно.
Надевает туфельку.
- Здравствуйте, люди добрые, здравствуй, хозяюшка!
Хозяйка: Доброго здоровья, молодец, проходи!
Молодец: А я не один пришел, а с колядовщиками!
Колядующие: Здравствуйте, хозяева! Мы споем вам колядки, а вы нас угостите.
Поют, сопровождая действиями:
Уродилась коляда
Накануне Рождества.
Коляда, коляда.
Коляда молода.
Мы ходили, мы искали
Коляду, коляду.
Мы нашли коляду на Ивановом двору
Блин да лепешка. Кидай в окошко.
Девушка:
Что светел месяц – а и наш-то господин,
Как и красно солнце – то хозяюшка его.
Как часты звезды- то его детушки.
Дай. Господи,
Нашей хозяюшке
Пожилось, побылось,
На двор много лилось.
Хозяйка: Славно исхороводили, хозяюшку потешили.
Хозяин: Хозяюшку потешили, за гостей примемся.
А не загадать ли нам, гости дорогие, загадки
Ой, загадайте.
Загадываются загадки.
- В воде родится, а воды боится (соль)
- И комковато, и ноздревато, и мягко, и ломко, а всех милей (хлеб)
- Маленько, кругленько, а за хвост не поднять (клубок)
- Нос торчком, глаза угольком, рот до ушей, хоть завязки пришей (снежная баба)
Девушка: А давайте поиграем?! (наряжают снежную бабу)
Песня-игра:
Мороз, мороз!
Через тын перерос,
Бабу снежную принес.
Баба нос - крючком, получай снега ком.
(Можно повторить несколько раз с разными участниками)
Сбор снежков и песня:
Кабы не было зимы
В городах и селах,
Не пришел бы праздник к нам,
Радостный, веселый.
Подарила нам зима,
Веселиться чтобы
Горки, санки и снежки, и колядки тоже.
Молодец:
Эй, девчонки – веселушки,
А какая колядка без частушки?
Частушки:
1. Девушка:
Хорошо колядка пелась,
Милые подружки,
Только что за посиделки
Без нашей частушки?
2. Девушка:
Баяниста Петю я
Давно я заприметила.
Играет он старательно,
Мигает завлекательно.
3. Девушка:
Дай, Бог, снежку
Гладеньку дорожку
Неудача чтоб ушла
От мово окошка.
Молодец:
Я приду с гармошечкой
Под твое окошечко,
Заиграй, гармошечка,
Откроется окошечко.
4. Девушка:
Как гармошка заиграла
У зеленых елочек,
Мое сердце защемило:
Это мой миленочек.
Молодец:
Замечательно поешь
Трелью соловьиною.
Только сердце не обманешь,
Завлекла и кинула.
Девушки: Хватит коляду томить, пора и одарить…
Все:
Сеем, веем, посеваем,
С новым годом поздравляем.
Песня-хоровод “ Молодой Иванушка”
Хозяйка:
Ой, спасибо за пожелания,
За ласковые слова.
Славные колядки спели.
Надо вас отблагодарить (угощают конфетами и баранками)
Ведущие:
С новым годом!
Чтоб здоровы были,
Много лет жили!
Гости: Спасибо за угощение, спасибо этому дому пойдем к другому.
(С песней уходят)
Пора, пора гостям со двора,
Время убираться (2 раза)
Примечание: праздник можно импровизировать, привлекать гостей к действиям.