Интегрированный урок "Природные зоны холодного пояса. Северная природа в литературных произведениях" (Окружающий мир. Школа-2100, 2-й класс). Внеклассное чтение (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  1. Рассмотреть специфику зоны холодного пояса; познакомить с животным и растительным миром зоны холодного пояса.
  2. Познакомить с произведениями о северной природе О.Бундура, М.Зверева.
  3. Раскрыть образность и прелесть художественных описаний природы.
  4. Развивать речь, логическое, образное мышление, внимание.
  5. Воспитывать бережное, чуткое отношение к природе, любовь к родному краю.

Оборудование: карта “Природные зоны”, Красная книга Мурманской области.

Ход урока

I. Организационный момент.

Звучит музыкальная заставка “Ветер зимний, порывистый”.

– Какую картину вы представили, слушая музыку?

– Как вы считаете, о чем мы сегодня будем беседовать на уроке?

(1 слайд. Приложение 1)

II. Актуализация знаний.

– Где на земле расположены холодные пояса?

– Почему в полярных областях холодно?

(2 слайд)

– Как называются полярные области северного и южного полушарий?

– А в какой полярной области живем мы с вами?

III. Проблемная ситуация.

Послушайте стихотворение Олега Бундур “ Здравствуй день”.

– Понравилось вам стихотворение?

– Какая картина больше всего?

– О каком природном явлении идет речь в стихотворении?

(3 слайд)

IV. Изучение нового материала.

1. Беседа

Зимой в этой зоне несколько месяцев солнце не показывается совсем. В небе светит луна, мерцают звезды. Иногда возникают удивительной красоты северные сияния (сполохи).

(4 слайд)

Не смотря, на такие суровые условия жизни. Северная природа уникальна и красива.

Писатели-натуралисты часто в своих произведениях обращаются к познанию и описанию северной природы. Сегодня мы знакомимся с писателем Максимом Зверевым.

(5 слайд. Приложение 1, Приложение 2)

– Какой рассказ М. Зверева вы читали дома?

– Как вы считаете, почему он так называется “Краешком глаза!”?

– Какое описание северной природы в этом рассказе?

Тундра. Низкое солнце, озерки, болотца и всюду мягкий мох. Кое-где каменистые увальчики. Камни на них расшиты узорами золотистых и белесых лишайников – цетрарий. По камням перепархивает и щебечет снежный подорожник. Где-то здесь его гнездо: в бинокль видно, что у птички полный клюв комаров. Он несет их своим питомцам. Недостатка в комарах здесь нет.

– Какую картину вы представили, читая описание природы?

– Какие незнакомые слова встретились в этом тексте?

– Кто объяснит, что обозначают эти слова?

V. Физкультминутка. “Ветер дует нам в лицо…”

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше.

2. Работа с учебником.

– Как вы думаете, почему в тундре много болот, рек, озер, хотя осадков выпадает не так уж и много? (Предположения детей).

– Давайте попробуем ответ на этот вопрос попробуем найти в учебнике на странице 47.

А как приятно встретить цветок в тундре. Она не избалована цветами, как жаркий юг.

3. Игра “Будь внимателен…”

Найди лишнее растение, не произрастающее в зоне тундры?

(6 слайд)

– Ребята, а какие растения встречаются в тундре. Примеры.

– О каких растениях пишет в своем рассказе М. Зверев.

– С чем он их сравнивает?

4. Работа с учебником.

Выполнение задания № 4 (с. 47)

VI. Физкультминутка. “У оленя дом большой…”

У оленя дом большой…
Он глядит в свое окошко.
Зайка по лесу бежит,
В дверь к нему стучится.
Тук-тук!
Дверь открой,
Там в лесу охотник злой.
Зайка, зайка, забегай,
Лапу мне давай.

Снова обратимся к рассказу “Краешком глаза?”. С каким интересным случаем из жизни животных тундры вы познакомились?

– Что узнали мы из этого отрывка?

11. Экосистема тундры. Работа в группах.

Составление цепей питания (мхи, лемминг, полярная сова, песец, волк).

Представление цепей питания.

(7 слайд)

– Как вы думаете, что произойдет, если исчезнет одно звено из этой цепочки?

(8 слайд)

В наши дни численность многих видов животных сильно сократилась, а многие исчезли совсем с лица Земли. Мы больше никогда не увидим бескрылую гагарку и морскую корову – обитателей северных морей. Они были истреблены людьми. Чтобы такая участь не постигла другие животные и растения. Многие виды занесены в Красную книгу.

VII. Закрепление. Работа в группах.

Кроссворд.

По вертикали:

  1. Морское ластоногое млекопитающее животное. (Тюлень.)
  2. Жилище у лопарей. (Чум.)
  3. Одно из красивых и смирных животных, необходимое для жителей дальнего Севера, как верблюд для жарких стран Африки. (Олень.)
  4. Большой хищный всеядный зверь с длинной шерстью. (Медведь.)
  5. Травянистое болотное растение с белыми цветами и желтоватыми ароматичными съедобными ягодами. (Морошка.)
  6. Птица распространенная преимущественно в холодном поясе. Питается рыбами, моллюсками, падалью. (Чайка.)

По горизонтали:

Если разгадали правильно кроссворд, у вас получилось название.

1) Безлесного пространства приполярных областей, в зоне вечной мерзлоты, обычно болотистого, мшистого, каменистого или покрытого мелкой растительностью…

VIII. Итог урока.

– Какие природные зоны холодного пояса вы узнали?

– Как приспособились животные и растения к жизни в холодном поясе?

IX. Рефлексия.

– Интересно ли вам было на уроке?