Цели:
- Рассмотреть специфику зоны холодного пояса; познакомить с животным и растительным миром зоны холодного пояса.
- Познакомить с произведениями о северной природе О.Бундура, М.Зверева.
- Раскрыть образность и прелесть художественных описаний природы.
- Развивать речь, логическое, образное мышление, внимание.
- Воспитывать бережное, чуткое отношение к природе, любовь к родному краю.
Оборудование: карта “Природные зоны”, Красная книга Мурманской области.
Ход урока
I. Организационный момент.
Звучит музыкальная заставка “Ветер зимний, порывистый”.
– Какую картину вы представили, слушая музыку?
– Как вы считаете, о чем мы сегодня будем беседовать на уроке?
(1 слайд. Приложение 1)
II. Актуализация знаний.
– Где на земле расположены холодные пояса?
– Почему в полярных областях холодно?
(2 слайд)
– Как называются полярные области северного и южного полушарий?
– А в какой полярной области живем мы с вами?
III. Проблемная ситуация.
Послушайте стихотворение Олега Бундур “ Здравствуй день”.
– Понравилось вам стихотворение?
– Какая картина больше всего?
– О каком природном явлении идет речь в стихотворении?
(3 слайд)
IV. Изучение нового материала.
1. Беседа
Зимой в этой зоне несколько месяцев солнце не показывается совсем. В небе светит луна, мерцают звезды. Иногда возникают удивительной красоты северные сияния (сполохи).
(4 слайд)
Не смотря, на такие суровые условия жизни. Северная природа уникальна и красива.
Писатели-натуралисты часто в своих произведениях обращаются к познанию и описанию северной природы. Сегодня мы знакомимся с писателем Максимом Зверевым.
(5 слайд. Приложение 1, Приложение 2)
– Какой рассказ М. Зверева вы читали дома?
– Как вы считаете, почему он так называется “Краешком глаза!”?
– Какое описание северной природы в этом рассказе?
Тундра. Низкое солнце, озерки, болотца и всюду мягкий мох. Кое-где каменистые увальчики. Камни на них расшиты узорами золотистых и белесых лишайников – цетрарий. По камням перепархивает и щебечет снежный подорожник. Где-то здесь его гнездо: в бинокль видно, что у птички полный клюв комаров. Он несет их своим питомцам. Недостатка в комарах здесь нет.
– Какую картину вы представили, читая описание природы?
– Какие незнакомые слова встретились в этом тексте?
– Кто объяснит, что обозначают эти слова?
V. Физкультминутка. “Ветер дует нам в лицо…”
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
2. Работа с учебником.
– Как вы думаете, почему в тундре много болот, рек, озер, хотя осадков выпадает не так уж и много? (Предположения детей).
– Давайте попробуем ответ на этот вопрос попробуем найти в учебнике на странице 47.
А как приятно встретить цветок в тундре. Она не избалована цветами, как жаркий юг.
3. Игра “Будь внимателен…”
Найди лишнее растение, не произрастающее в зоне тундры?
(6 слайд)
– Ребята, а какие растения встречаются в тундре. Примеры.
– О каких растениях пишет в своем рассказе М. Зверев.
– С чем он их сравнивает?
4. Работа с учебником.
Выполнение задания № 4 (с. 47)
VI. Физкультминутка. “У оленя дом большой…”
У оленя дом большой…
Он глядит в свое окошко.
Зайка по лесу бежит,
В дверь к нему стучится.
Тук-тук!
Дверь открой,
Там в лесу охотник злой.
Зайка, зайка, забегай,
Лапу мне давай.
Снова обратимся к рассказу “Краешком глаза?”. С каким интересным случаем из жизни животных тундры вы познакомились?
– Что узнали мы из этого отрывка?
11. Экосистема тундры. Работа в группах.
Составление цепей питания (мхи, лемминг, полярная сова, песец, волк).
Представление цепей питания.
(7 слайд)
– Как вы думаете, что произойдет, если исчезнет одно звено из этой цепочки?
(8 слайд)
В наши дни численность многих видов животных сильно сократилась, а многие исчезли совсем с лица Земли. Мы больше никогда не увидим бескрылую гагарку и морскую корову – обитателей северных морей. Они были истреблены людьми. Чтобы такая участь не постигла другие животные и растения. Многие виды занесены в Красную книгу.
VII. Закрепление. Работа в группах.
Кроссворд.
По вертикали:
- Морское ластоногое млекопитающее животное. (Тюлень.)
- Жилище у лопарей. (Чум.)
- Одно из красивых и смирных животных, необходимое для жителей дальнего Севера, как верблюд для жарких стран Африки. (Олень.)
- Большой хищный всеядный зверь с длинной шерстью. (Медведь.)
- Травянистое болотное растение с белыми цветами и желтоватыми ароматичными съедобными ягодами. (Морошка.)
- Птица распространенная преимущественно в холодном поясе. Питается рыбами, моллюсками, падалью. (Чайка.)
По горизонтали:
Если разгадали правильно кроссворд, у вас получилось название.
1) Безлесного пространства приполярных областей, в зоне вечной мерзлоты, обычно болотистого, мшистого, каменистого или покрытого мелкой растительностью…
VIII. Итог урока.
– Какие природные зоны холодного пояса вы узнали?
– Как приспособились животные и растения к жизни в холодном поясе?
IX. Рефлексия.
– Интересно ли вам было на уроке?