«Если цель школы широка, если назначение ее в пробуждении личного
правосознания в целях усвоения учащимися их назначения на земле,
в указании им места и роли в жизни, то цель будет достигнута
только тогда, когда каждый ученик, по выходе из школы, будет
не только обладать приобретенными им знаниями, но и знать,
что с ними делать, как и для чего пользоваться ими в жизни».
Николай Жевахов 1906 г.
Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды – определяют как процесс его социализации, усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором он живет.
Цель современной школы: создание условий для активной социализации учащихся и их первичной политической адаптации в развивающемся гражданском обществе современной демократической России.
Достижению цели первичной социализации личности учащихся способствует личностно – ориентированная модель образования и воспитания, главное направление которой состоит в создании условий позитивной мотивации творческого саморазвития учащихся.
Деятельность классного руководителя, учителя истории и обществознания начинается с воспитательной работы по формированию у учащихся гражданского правосознания, развитию политической и правовой культуры, гуманистического мировоззрения.
Массовые предметные мероприятия позволяют учителю выйти за рамки урока, широко применять новые педагогические технологии, решая задачи углубленного предметного обучения и воспитания социально – активной личности школьника.
Деловые Игры и практика политических дебатов позволяют подготовить учащихся к творческой деятельности в режиме исторической и социальной реконструкции, примеряясь к настоящим социальным статусам и ролям, помогают учащимся формулировать независимые и взвешенные суждения, делать обоснованные заключения на основе анализа имеющихся свидетельств.
Игровые «простые» и «сложные» ситуации формируют в сознании учащихся интерес к самостоятельному творчеству, поиску нестандартных решений, создают замечательные возможности для развития коллективистских начал; и, главное, способствуют «начальной» первичной социальной адаптации личности каждого учащегося, вовлеченного в сферу игровой интеллектуально - креативной деятельности. Цель:формирование классного ученического коллектива на основах гуманистических начал, интеллектуальной коллективной деятельности; создание творческой атмосферы развития и сотрудничества учащихся, учителей и родителей.
Задачи:
- Систематизировать и обобщить теоретические знания учащихся по теме курса обществознания «Человек среди людей».
- Развивать общеучебные умения и навыки устной речи, работы с источником, интеллектуальные умения дискуссионной деятельности, практики дебатов.
- Способствовать развитию творческого интереса к предметному изучению обществознания, потребности в интеллектуальном коллективном сотрудничестве.
- Создавать условия развития личностных качеств обучающихся для корректной социальной адаптации в интеллектуальной, нравственной, экономической, правовой, политической сферах гражданского общества.
- Воспитывать преданность Родине, гордость за свой народ, свою национальную принадлежность, при соблюдении принципов гуманизма, политической корректности и толерантности.
Оформление кабинета и оборудование:
- стола для групповой работы
- оборудование места для гостей
- стол для жюри
- оформление доски
- раздаточный материал
- презентация
Гости:
- члены МО общественных дисциплин,
- классные руководители,
- учителя начальной школы,
- родители.
План подготовки
1. Разделение на команды.
2. Распределение внутри команд заданий для подготовки и определение функций участников.
3. Внутри каждой команды:
- составление кроссворда на заданную тему
- составление словарей
- подбор пословиц, поговорок, высказываний авторов, крылатых выражений
4. Подготовка собственного сценария и инсценировки известной сказки или постановки мотивам литературного произведения
5. Проведение индивидуального опроса родителей о правах взрослых
6. Ответы на вопросы анонимной анкеты «Я и мой класс»
7. Позитивный и интеллектуальный настрой на игру
Ход игры
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
1. Обсуждение проекта строительства: Организационная, мотивационная и целеполагающая деятельность |
|
1. Общее приветствие и взаимопредставление. 10 минут 2. Определение позитивных мотиваций на игру. 3. Обсуждение девиза «Сохраним креативность». 4. Оговаривание критериальности проблемной задачи «Мы строим наш Дом!» 5. Формулирование целей и задач интеллектуальной «строительной» деятельности. 6. Оговаривание условий игры, ведение протокола. 7. Заключение «Коллективного трудового договора»: Работодатель - Гимназия №44 Работники - Коллектив 8В класса. Генеральный заказчик - Родители, Родина. Заработная плата - Зачет по теме №3 обществознания «Человек среди людей». Сверхнормативные поощрения - «Родительская и учительская гордость, креативная самооценка, коллективное творческое удовольствие». |
|
2. Воздух нашего дома: Любовь |
|
В Священном Писании сказано:
Объясните эту фразу в соответствии с задачами строительства! |
3 минуты – обсуждение фразы из «писания» Объяснение фразы: по 2 мин |
|
|
Обсудим и докажем утверждающий тезис: «Родина начинается с семьи»! |
2 мин – обсуждение, 3 мин – выступления |
4. Первый этаж нашего дома – начальная школа |
|
Скажем слова благодарности людям – первым профессиональным строителям нашего Дома. |
2 мин – обсуждение, 3 мин – выступления |
|
|
Поспорим с людьми и мнениями, которые позволяют себе думать и говорить: «Эта страна», «Эта провинция», «Эта окраина», «Эта 44 школа»! А нашим гостям предлагаем обсудить и доказать преимущества нашей школы, микрорайона, города, страны. |
2 мин – обсуждение по теме карточки, 2 мин – выступления «Против» 2 мин - 1 выступление – от учителей, 1 - от родителей |
|
|
Отбираем строительные материалы – сигнальные понятия: Индивид. Коллектив. Общественное существо Любовь. Деятельность. Потребности. Ценностные ориентации. Мораль. Окружающая среда. Ноосфера. Взаимодействие. Симпатия. Антипатия. Стратегия поведения. Лидер. Конформизм. Толерантность |
Решение кроссвордов – в спец. группах 10 мин Во время решения – объяснение понятий: (10 мин – работа в режиме Брейн–ринга) |
7. Строительные нормы, стандарты, технологии: общечеловеческие ценности, историческая память, национально – культурные традиции, гуманитарный опыт человека и общества |
|
Мы хорошо подготовились к строительству! Откроем свои сборники пословиц, поговорок, высказываний, крылатых фраз. Называем все необходимые нам для строительства дома и объясняем свой выбор. |
5 мин – обсуждение, 2 мин – выступления |
8. Крыша нашего дома – это государственные и международные правовые нормы |
|
Будем работать с текстами «Декларации Прав человека», «Прав Ребенка», «Конституции РФ» и докажем: 1) В России на государственном уровне провозглашается взаимоответственность родителей и детей. 2) Прав без обязанностей не бывает. 3) Человек защищен миром и государством. |
Обсуждение 5 минут – (во время обсуждения – оглашение результатов предварительного опроса родителей о правах взрослых и детей). Доказательства по 2 мин |
мы будем устанавливать через сценки отношений |
|
Проиграем сценки с предварительной мотивацией и итоговой моралью и обсудим утверждения: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят!» «Всем угождать – зло!» «Не делай добра, - не получишь и зла!» |
Сценки отношений (д.з) Выбор темы обсуждения и защита своей позиции 5 мин – на сценки и 5 на обсуждение темы |
10. История нашего дома – это наши воспоминания, это - Музей наших маленьких радостей и больших проблем |
|
Предлагаю в наш музей несколько предметов: дневник, старую стенгазету, ластик, новогоднюю игрушку, шпаргалку. Прошу вас также пополнить наш музей символами или предметами истории строительства! |
На фоне презентации фотоальбома - рассказывают о трех предметах из музея по 2 мин |
11. Подведение итогов строительства: Вот уже 8 лет мы строим наш Дом |
|
Рефлексивный вывод построим сообща на основании исходных фраз:
Мы приобрели опыт практической социализации! |
1. Ребята в группах обсуждают итоги игры, формулируют выводы, озвучивают проблемы, которые не попали в поле зрения при «строительстве Дома». 2. Ребята начинают свои заключительные выводные фразы со слов «Я горжусь…» 3. Общая классная песня 10 мин |
12. Государственная приемка нашего дома: Итоговая аттестация, которая состоится в следующем году |