Урок русского языка в 7-м классе "Деепричастие – это…". Обобщение и систематизация изученного

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • обобщение и систематизация сведений о деепричастии и деепричастном обороте;
  • выработка умения выделять знаками препинания одиночные деепричастия и деепричастные обороты;
  • проверка умения различать деепричастные и причастные обороты.
  • выработка умения правильного использования в речи деепричастия;
  • способствовать развитию быстроты реакции, внимания, памяти, мышления.
  • повторение написания слов с непроверяемой орфограммой.
  • формирование коммуникативных умений.

ХОД УРОКА

I. Словарная работа.

А) По лексическому значению определить и записать слово:

  • приличный, соответствующий правилам светского приличия (КОМИЛЬФО);
  • публичное сожжение еретиков по приговору инквизиции (АУТОДАФЕ);
  • помещение в крепости для содержания политических заключённых в дореволюционной России, в буржуазных странах (КАЗЕМАТ);
  • что-либо гибельное, катастрофическое для мира (АПОКАЛИПСИС);
  • суд присяжных в Древней Греции (АРЕОПАГ);
  • в некоторых странах первая учёная степень или лицо, сдавшее экзамен за курс средней школы (БАКАЛАВР);
  • чрезмерная фамильярность, бесцеремонность (АМИКОШОНСТВО);
  • чувство мучительного голода (БУЛИМИЯ);
  • непериодический литературный сборник произведений разных авторов (АЛЬМАНАХ);
  • торговец старыми и подержанными книгами (БУКИНИСТ);
  • пропуск, дающий право на бесплатное посещение представления в  театре, цирке и т.п. (КОНТРАМАРКА);
  • один из главных красящих веществ печени человека (БИЛИРУБИН);
  • сплав металла с ртутью (АМАЛЬГАМА);
  • песня венецианских лодочников-гондольеров (БАРКАРОЛА).

Б) Значение какого слова определено неверно:

  • НОКТЮРН – небольшая лирическая музыкальная пьеса.
  • РАНДЕВУ – место встречи судов в море.
  • ДЕЕПРИЧАСТИЕ – напевная речь в вокально-музыкальном произведении.

(Учащиеся отвечают, что неверно определено значение слова ДЕЕПРИЧАСТИЕ; дают определение деепричастия).

II. Проверка усвоения темы.

ТЕСТ.

1. Деепричастие – это часть речи, которая обозначает

а) признак предмета по действию;

б) признак признака;

в) добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом;

г) действие предмета.

2. Деепричастия бывают

а) только совершенного вида;

б) только несовершенного вида;

в) совершенного и несовершенного вида;

г) не имеет вида.

3. Укажите, какие глагольные признаки отсутствуют у деепричастия:

а) наклонение;

б) вид;

в) изменяемость;

г) способность примыкать к другим частям речи.

4. Деепричастие и деепричастный оборот выделяются запятыми, если

а) стоят после определяемого слова;

б) стоят перед определяемым словом;

в) всегда выделяются запятыми;

г) не выделяются запятыми

5. Деепричастие и деепричастный оборот в предложении являются

а) сказуемым;

б) дополнением;

в) определением;

г) обстоятельством.

Ответы: 1. в; 2. в; 3. а, в; 4. в; 5. г.

III. Работа с текстом.

Прочитайте текст и выполните задания.

1)Между каменной стеной и растущими вдоль неё кипарисами была тёмная лазейка. 2) Подчиняясь одному чувству страха Сергей юркнул в неё и побежал вдоль стены. 3) Острые иглы кипарисов густо и едко пахнувшие смолой хлестали по его лицу. 4) Он спотыкаясь о корни, падал, разбивая в кровь руки, но тотчас же вставал и опять бежал вперёд, согнувшись почти вдвое, (не) слыша своего крика.

А. К какому стилю и типу речи относится текст?

1) Научный стиль; описание с элементами повествования.

2) Художественный стиль; повествование.

3) Публицистический стиль; рассуждение;

4) Научный стиль; повествование с элементами описания.

Б. Сколько деепричастных оборотов в этом тексте?

1) 2

2) 3

3) 4

4) 5

В. Сколько запятых пропущено в тексте?

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4

Г. Укажите предложение с причастным оборотом.

  1. 4
  2. 2
  3. 1
  4. 3

Д. Сколько деепричастий совершенного и несовершенного вида используется в тексте?

  1. 2 и 3
  2. 1 и 3
  3. 1 и 4
  4. 2 и 2

IV. Проверка быстроты реакции, внимания.

Первый вариант находит деепричастия совершенного вида; второй вариант – деепричастии несовершенного вида. Раскрывают скобки. (Материал распечатан).

(Не) принимая во внимание; пришёл, (не) смотря на болезнь; работали, (не) взирая на усталость; стучал (не) переставая; идёт (не) спеша; (не) сказав ни слова; бросился на помощь (не) раздумывая; скажу (не) стесняясь; работал (не) покладая рук; ответил (не) глядя; (не) открыв дверь; (не) разбирая дороги; (не) взирая на неудачи; (не) узнав товарища; (не) согласившись с чужим мнением; (не) годуя; (не) глядя в лицо.

V. Мини-сочинение на тему: «Как я выполняю домашнее задание по русскому языку».

VI. Подведение итога.

Учащиеся должны продолжить фразу, записанную в теме урока: «Деепричастие – это…».

Домашнее задание.

  • I группа учащихся составляет текст на тему «На баскетбольной площадке»;
  • II группа находит и выписывает отрывок с деепричастиями и деепричастными оборотами из учебника «Литература 7 класс.»
  • III группа выполняет упр. 193.