Цели урока:
- обобщение и систематизация сведений о деепричастии и деепричастном обороте;
- выработка умения выделять знаками препинания одиночные деепричастия и деепричастные обороты;
- проверка умения различать деепричастные и причастные обороты.
- выработка умения правильного использования в речи деепричастия;
- способствовать развитию быстроты реакции, внимания, памяти, мышления.
- повторение написания слов с непроверяемой орфограммой.
- формирование коммуникативных умений.
ХОД УРОКА
I. Словарная работа.
А) По лексическому значению определить и записать слово:
- приличный, соответствующий правилам светского приличия (КОМИЛЬФО);
- публичное сожжение еретиков по приговору инквизиции (АУТОДАФЕ);
- помещение в крепости для содержания политических заключённых в дореволюционной России, в буржуазных странах (КАЗЕМАТ);
- что-либо гибельное, катастрофическое для мира (АПОКАЛИПСИС);
- суд присяжных в Древней Греции (АРЕОПАГ);
- в некоторых странах первая учёная степень или лицо, сдавшее экзамен за курс средней школы (БАКАЛАВР);
- чрезмерная фамильярность, бесцеремонность (АМИКОШОНСТВО);
- чувство мучительного голода (БУЛИМИЯ);
- непериодический литературный сборник произведений разных авторов (АЛЬМАНАХ);
- торговец старыми и подержанными книгами (БУКИНИСТ);
- пропуск, дающий право на бесплатное посещение представления в театре, цирке и т.п. (КОНТРАМАРКА);
- один из главных красящих веществ печени человека (БИЛИРУБИН);
- сплав металла с ртутью (АМАЛЬГАМА);
- песня венецианских лодочников-гондольеров (БАРКАРОЛА).
Б) Значение какого слова определено неверно:
- НОКТЮРН – небольшая лирическая музыкальная пьеса.
- РАНДЕВУ – место встречи судов в море.
- ДЕЕПРИЧАСТИЕ – напевная речь в вокально-музыкальном произведении.
(Учащиеся отвечают, что неверно определено значение слова ДЕЕПРИЧАСТИЕ; дают определение деепричастия).
II. Проверка усвоения темы.
ТЕСТ.
1. Деепричастие – это часть речи, которая обозначает
а) признак предмета по действию;
б) признак признака;
в) добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом;
г) действие предмета.
2. Деепричастия бывают
а) только совершенного вида;
б) только несовершенного вида;
в) совершенного и несовершенного вида;
г) не имеет вида.
3. Укажите, какие глагольные признаки отсутствуют у деепричастия:
а) наклонение;
б) вид;
в) изменяемость;
г) способность примыкать к другим частям речи.
4. Деепричастие и деепричастный оборот выделяются запятыми, если
а) стоят после определяемого слова;
б) стоят перед определяемым словом;
в) всегда выделяются запятыми;
г) не выделяются запятыми
5. Деепричастие и деепричастный оборот в предложении являются
а) сказуемым;
б) дополнением;
в) определением;
г) обстоятельством.
Ответы: 1. в; 2. в; 3. а, в; 4. в; 5. г.
III. Работа с текстом.
Прочитайте текст и выполните задания.
1)Между каменной стеной и растущими вдоль неё кипарисами была тёмная лазейка. 2) Подчиняясь одному чувству страха Сергей юркнул в неё и побежал вдоль стены. 3) Острые иглы кипарисов густо и едко пахнувшие смолой хлестали по его лицу. 4) Он спотыкаясь о корни, падал, разбивая в кровь руки, но тотчас же вставал и опять бежал вперёд, согнувшись почти вдвое, (не) слыша своего крика.
А. К какому стилю и типу речи относится текст?
1) Научный стиль; описание с элементами повествования.
2) Художественный стиль; повествование.
3) Публицистический стиль; рассуждение;
4) Научный стиль; повествование с элементами описания.
Б. Сколько деепричастных оборотов в этом тексте?
1) 2
2) 3
3) 4
4) 5
В. Сколько запятых пропущено в тексте?
- 1
- 2
- 3
- 4
Г. Укажите предложение с причастным оборотом.
- 4
- 2
- 1
- 3
Д. Сколько деепричастий совершенного и несовершенного вида используется в тексте?
- 2 и 3
- 1 и 3
- 1 и 4
- 2 и 2
IV. Проверка быстроты реакции, внимания.
Первый вариант находит деепричастия совершенного вида; второй вариант – деепричастии несовершенного вида. Раскрывают скобки. (Материал распечатан).
(Не) принимая во внимание; пришёл, (не) смотря на болезнь; работали, (не) взирая на усталость; стучал (не) переставая; идёт (не) спеша; (не) сказав ни слова; бросился на помощь (не) раздумывая; скажу (не) стесняясь; работал (не) покладая рук; ответил (не) глядя; (не) открыв дверь; (не) разбирая дороги; (не) взирая на неудачи; (не) узнав товарища; (не) согласившись с чужим мнением; (не) годуя; (не) глядя в лицо.
V. Мини-сочинение на тему: «Как я выполняю домашнее задание по русскому языку».
VI. Подведение итога.
Учащиеся должны продолжить фразу, записанную в теме урока: «Деепричастие – это…».
Домашнее задание.
- I группа учащихся составляет текст на тему «На баскетбольной площадке»;
- II группа находит и выписывает отрывок с деепричастиями и деепричастными оборотами из учебника «Литература 7 класс.»
- III группа выполняет упр. 193.