Письмо-рассуждение "Школа – территория Добра"

Разделы: Общепедагогические технологии


Дорогая Саша!

Уже совсем скоро ты придешь работать учителем в свою родную школу, в нашу школу! Я горжусь твоим выбором, я уверена в тебе, в твоей доброте и терпимости. Теперь я спокойна за свою страну, за будущее детей Нового тысячелетия: на нас – поколении учителей 60 – 80 годов не закончится образование в России – в школу идут молодые!

Позволь мне, при помощи этого письма к тебе, «привести в порядок», давно копившиеся мысли о нашем Учительском деле, о Любви, Долге, Вере, Надежде, Чести и Профессиональном достоинстве, и о том, что сейчас называют модным словом «толерантность», а мы привыкли говорить: «терпимость». Пусть эти рассуждения будут первым напутствием в начале твоего большого учительского пути!

5 октября 2007 года мне в торжественной и веселой обстановке вручили «Орден Красной Звезды» с надписью: «Самый толерантный Учитель». Эта шутливая награда ко Дню учителя дала мне возможность немного погордиться и в то же время встревожила. А вдруг – это моя последняя вершина в профессии, а там и жизнь, и карьера пойдут на убыль, и лучше уже не будет? А вдруг уже завтра мои ум, душа и сердце устанут от этой каждодневной ответственности «быть, а не казаться»? И с грустью вспомнилось: «Земную жизнь, пройдя до половины…».

Насторожила меня и формулировка понятия: «толерантный».

Ведь самое простое его толкование – «терпимый; терпимый к чему или к кому». Может быть, дети считают меня бесхребетным и безразличным существом, которое все «стерпит»?

Проведенный тест «Как я понимаю толерантность?» успокоил: чаще всего в объяснении учеников звучали слова «доброта» и «терпеливость». Я поспешила обратиться к словарям и специальной литературе. Современный словарь иностранных слов объясняет: «Толерантность – это терпимость, снисходительность; это способность организма переносить неблагоприятное воздействие какого-либо вещества или яда».     

Да, это так: учитель по определению должен быть толерантным, терпимым; он не допустит в себе «яд зла» и не позволит чужому злу увеличиться, чтобы не уменьшилась школьная территория Добра ...

Ты знаешь, Саша, что в сложных ситуациях мы, историки всегда обращаемся к источникам, хранилищам мировой и национальной мудрости.

В Толковом словаре русского языка читаю: «Терпимый» – такой, что можно терпеть, с которым можно мириться, умеющий без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, взглядам, поведению».  

Современный мир нуждается в терпимости! Воспитание терпимости начинается в семье и продолжается в школе, где по определению должны царить законы толерантности. Толерантная педагогика – это гуманная педагогика, определяющая взаимотерпимость учителя и ученика. В основе такой педагогики заложены вечные законы нравственности, отраженные, в библейском золотом правиле: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Толерантность, в моем представлении, также подразумевает и осознание того, что есть люди, не такие как я, «иные», которые проявляют другие эмоциональные способы реакций, имеют свое право на выбор, на собственные решения и ошибки.

Евгений Евтушенко сказал, будто адресуя специально учителю:

Людей неинтересных в мире нет,
Их судьбы – как история планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.

А ведь толерантность еще и принятие друг друга, принятие в свой «мир», стремление к взаимопониманию, к сотрудничеству, сотворчеству.

Шалва Александрович Амонашвили, мой кумир в профессии, автор педагогического направления «Гуманно–личностный подход к детям в образовательном процессе», произнес слова, ставшие значимыми для меня:

«Действительно гуманная педагогика – это та, которая в состоянии приобщить детей к процессу созидания самих себя, ей присуще четвертое измерение в педагогическом мышлении – духовная устремленность вверх, принятие ребенка таким, каков он есть».

Опыт убеждает, что важна и толерантность к самому себе, уважение себя в окружающих, избегание нетерпимости, агрессии, гнева.

«Раздражительность есть невоздержанность нрава и безобразие души»- наставляет нас Преподобный Иоанн Лествичник, а великий Лев Толстой утверждает: «То, что начато во гневе – кончается в стыде».

Конечно же, толерантность – это и ответственность. «Мы в ответе за тех, кого приручили»,- говорит Маленький Принц в одноименной сказке А.Сент-Экзюпери. Мораль ответственности начинается там, где один человек заботится о другом.

Я в ответе за каждого своего ученика, за его толерантность. Для того чтобы осознавать себя учителем, необходимо быть уверенным и в ответственности учеников за меня, они ведь тоже «приручили» меня…

Сейчас, размышляя над письмом к тебе, дорогая моя выпускница, уже – коллега, я радостью осознаю свою причастность к твоему жизненному выбору. Желаю Вам, Александра Вячеславовна, поскорее «обжиться» на нашей школьной территории.  Школа – это особая территория, территория Добра, где должны царить законы гуманности и терпимости.

«Школа должна развивать в ученике, во – первых, вкус к Добру и, во – вторых, желание его делать, иными словами, должна сделать сознательным его бессознательное влечение к нему»,- обращается из1907 года Николай Жевахов, напутствуя нас, современных педагогов: тебя и меня.

Вот уже 28 лет я работаю учителем. Для меня школа – это особый мир, в котором я живу; сегодня я точно знаю: это лучшая часть моей жизни. Школа стала моим вторым домом. Здесь учились мои сыновья, я сама учила многих детей моих друзей, знакомых, продолжаю учить уже детей наших выпускников; надеюсь, что и твои дети, Александра, придут когда – нибудь в мой класс!

Говорят, что счастлив тот человек, кто утром радостно спешит на работу, а вечером, тоже радостно, возвращается домой.

Я не успеваю задуматься о тяготах бытия не потому, что моя дорога от дома до работы занимает всего 10 минут, а потому, что 10 человек по пути мне скажут: «Здравствуйте, Людмила Валентиновна!».

Не верь, Саша тому расхожему мнению, что «учительский труд разбивает сердце, и выматывает нервы»; конечно, школа много забирает, но дает еще больше!

Наша память хранит множество мелких деталей, фактиков и зарубочек, и все это содержится в, недоступном сознанию, особенном порядке, но наступает некий момент – вспышка – и яркое воспоминание из прошлого, очень кстати, становится иллюстрацией настоящего.   

1979 год: телевизионная программа – встреча с учителем – новатором Шалвой Александровичем Амонашвили. Я увидела и услышала удивительные откровения, которые стали для меня, наверное, неосознанно тогда, скорее интуитивно, началом моей педагогики.

Учитель, уже тогда ставший классиком, говорил о простых вещах, таких очевидных, что радостно подумалось: «Я так смогу!».

Запомнилось: «Избегайте пустых обид и конфликтов, гордитесь малыми учительскими победами, будьте проще, доверяйте себе и детям, не стыдитесь принять их помощь»…

Я – молодой специалист – учитель (уже почти год педагогического стажа!) начала свою деятельность с одной из главных ошибок начинающих педагогов: была с учениками строга, принципиальна и недоступна на своем педагогическом пьедестале, к тому же я их … боялась.

Необходимо уточнить, что мои первые ученики – учащиеся текстильного ПТУ, взрослые парни, многие уже отслужили в армии, мои ровесники. Я была уверена, что раздражаю их, как назойливая муха, и мой предмет им не интересен, ведь я у них уже не первый учитель эстетики. «Высокое искусство не для ребят с меланжевого комбината»! Каждый урок был для меня испытанием терпения, человечности, самолюбия. Я мечтала о смене места работы, но решила дотерпеть до конца учебного года.

Они же терпели мои неуклюжие педагогические приемы, наверное, из жалости, может, равнодушия или - «спортивного интереса». Я подозревала, что мои ученики заключили некое пари, как долго я еще продержусь.

Прорыв случился сразу и навсегда. Наутро, после памятной передачи, я набралась смелости и отчаянно попросила ребят помочь мне начать гордиться ими и собой. Сказала и приготовилась бежать подальше, даже начала к двери продвигаться. Но тут мой каблук застрял в старом паркете! Я замерла в тот момент, когда один из ребят сказал, что они мной уже гордятся за то, что я терплю их, не жалуюсь и не сбегаю…

Я не могла сдвинуться с места по двум причинам: застрявшего в паркете каблука и сумасшедшей радости оттого, что наши пределы терпения совпали. Я и класс стали толерантны друг другу.

Говорят, что учитель «сеет разумное, доброе, вечное».

Но мало - «посеять», надо еще этот урожай собрать, сохранить и вновь засеять эту нашу «ниву образования»! Какими же семенами мы «сеем»? По моему глубокому убеждению, – это семена Добра, Правды и Надежды. И чтобы всходы не погибли, мы должны создать в школе условия настоящего теплого дома.

Сегодняшние наши ученики - дети начала 90-х годов. Их детство и начало взросления совпали с коренными переменами в жизни общества и государства. Это дети новой страны, будущие герои нового времени. Какими они станут людьми, «делать будут жизнь с кого», как много достигнут в жизни и профессии, каких детей воспитают – все это во многом зависит и от нас с тобой, дорогая моя «почти» учительница!

В университете вам, конечно, «выдали» необходимую теорию по педагогике и методике. Но скажу тебе, Саша, что учителя будут «делать» из тебя только в школе: каждый день, каждый урок, каждую переменку!

Школа: дети, родители, коллеги будут требовать от тебя терпимости, терпения и, конечно, любви. Ведь все в жизни начинается с любви!

Ты знаешь: побеждают оптимисты, люди, которые любят, надеются и верят.

Человек в своей жизни должен построить дом, посадить дерево, вырастить сына и убить змею – гласит мудрость истории и человеческого опыта.

Учитель, обучая и воспитывая детей, всю свою жизнь строит дом Знаний, сажает семена Добра, Правды, Надежды, борется со злом. Как-то я попыталась сосчитать, сколько выпускников я «проводила до угла», когда они уходили со школьного двора, но не смогла, не увидела качественного смысла в цифрах количества.

Но я точно знаю, сколько моих учеников выбрали профессию учителя, кто после окончания университета пришел в школу и работает в гуманной педагогике.

И Вы, Александра Вячеславовна, ваш выбор профессии учителя - мой ответ самой себе на вопрос, что я смогла, «земную жизнь, пройдя до половины…» Сегодня настало мое время «собирать камни».

«Педагог» означает – сопровождающий, а в толковании с санскрита: «несущий свет». В университетские годы мне запало в душу латинское изречение: «Post tenebras spero lucem» - «После тьмы я надеюсь на свет»!

Может быть, Саша, я покажусь тебе идеалисткой, когда говорю с такими эмоциями о школе, о призвании учителя, о том, как мы учителя, с иступленной радостью рвем свои сердце и душу на кусочки в каждом классе и на каждом уроке. Нет, в твоем понимании я уверена уже потому, что ты – одна из нас, если мечтаешь придти в школу работать учителем.

Наш профессиональный оптимизм нас спасает, наполняет надеждой. Через 10 – 15 лет мои выпускники, твои однокашники, будут «рулить в экономике» и «строить политику», а мы будем учить их детей.

Жизнь продолжается!

Итак, до встречи в школе, моя дорогая Саша.

Помни наш девиз: «С Любовью к миру, с Верой в душе, стремись к Добру!

До свидания!

С любовью и надеждой - твоя учительница и классный руководитель

Людмила Валентиновна.

10 февраля 2008