Чтобы учащиеся проявляли повышенный интерес к русскому языку и он не казался им скучным, стараюсь включать, где возможно, элементы истории, сведения из прошлого России, этимологические сведения.
Планомерное и целенаправленное использование исторических сведений в обучении русскому языку и их тесная связь с учебным материалом позволяет разнообразить процесс обучения, сделать его более содержательным и интересным, а также повысить его развивающую функцию.
Подобный урок позволяет решить сразу несколько задач:
- установление взаимосвязи между историей страны, края и историей развития языка;
- повторение, закрепление, расширение и углубление знаний по предмету;
- активизация познавательной деятельности, взаимосвязь между учебной деятельностью и внеурочной работой детей,
- приобщение учащихся к самостоятельному поиску информации.
Урок способствует не только укреплению познавательных интересов к русскому языку, но и к углублению понимания изучаемого материала, расширению кругозора учащихся, повышению их общей культуры.
Цели: Закрепить и обобщить знания об имени существительном как о части речи; закрепить знания падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3 склонения; развивать логическое мышление, внимание, зрительную память; воспитывать в детях умение видеть и творить прекрасное.
Оборудование: орфографические словари, изделия из глины и дерева (гжель, палех, хохлома); рисунки детей; карточки морфологического разбора; карточки с заданиями; словарь C. И. Ожегова; перфокарты.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Тема урока
У. Сегодня у нас очень важный урок. Мы закрепляем, уточняем свои знания о падежных окончаниях имён существительных 1, 2, 3 склонения.
На доске:
Р.сия, н.род, .зык, М.сква, ул.ца, ст.лица, Р.дина, Р..сияне, .тчизна, г.сударств., пр.з.дент, ру. ский, пр.вит.льство, пр.дс.датель, вмест. .
(У доски один ученик работает со словарными словами, а второй пишет план морфологического разбора имени существительного.).
У. Прочитать. Исключить из цепочки лишние слова по какому-либо признаку так, чтобы в
ней осталось одно слово. Причину исключения обоснуйте.
Степь, человек, страна, объехал, тетради, бюро
У. Расскажите о слове страна с точки зрения морфологии.
У. Страна, в которой мы живём, называется…….
Д. Россия.
У. А раньше?
Д. Русь.
У. Что общего между словами Россия и Русь? Различного?
Какого склонения бывают имена существительные? Какие из них относятся к 1, 2, 3 склонению? Как определить склонение имени существительного?
Ответы детей.
У. Какую ещё группу имён существительных знаем?
Д. Несклоняемые имена существительные.
У. Почему они так называются? Приведите примеры несклоняемых имён существительных.
Ответы детей.
У. Урок русского языка – урок грамотной, правильной речи. И я предлагаю вам сейчас перенестись на театральные подмостки. Мы увидим отрывок из произведения Фонвизина «Недоросль».
Театрализация фрагмента
Правдин. Грамматика,что ж в ней вы знаете?
Митрофан. Много.Существительна да прилагательна.
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь? Котора дверь?
Правдин. Котора дверь? Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему ж?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та покамест существительна.
Правдин. Да, в грамматике он силён.
У. Какая же часть речи слово дверь?
Ответы детей.
Проверка работ учащихся у доски.
У. Слушаем всё об имени существительном.
У. Каждая страна (наша в том числе) гордится своими умельцами, мастерами, искусниками.
На доске:
У каждого мастера есть свои секреты.
У. По карточке морфологического разбора выявить всё о выделенном имени существительном.
Ответы детей.
У. Вы у меня тоже в некотором роде умельцы и мастера. Каждый ряд получает задание: вписать окончания имён существительных.
Дети работают с карточками по рядам.
Умельцы
К (знаменитой) гжел.
От (керамической) посуд.
Расписать по фон.
О (синей) роспис.
Рассказать о гжел.
Для (изразцовой) плитк.
Мастера
Соединение живопис.
По (деревянной) заготовк.
В (природном) орнамент.
У (самобытной) ложк.
Находится на Волг.
По (золотой) краск.
Искусники
У (миниатюрного) портрет.
В (яркой) живопис.
Слой (чёрной) краск.
От (маленького) чуд.
О (красочной) роспис.
В (деревенском) сюжет.
Дети самостоятельно выполняют задание. На доске появляется запись отдельных словосочетаний с верными окончаниями после выполнения работы.
III. Актуализация знаний
У. Как не ошибиться в написании окончаний имён существительных? Какие окончания требуют проверки?
Какое слово может выступать в роли проверочного?
Достаточно ли ударного окончания? Что ещё должно выполняться?
Назовите слова-помощники 1, 2, 3 склонения.
Как правильно определить падежное окончание?
Ответы детей.
На доске:
|
1 склонение |
2 склонение |
3 склонение |
---|---|---|---|
Р. Падеж |
|
|
|
Д. падеж |
|
|
|
П. падеж |
|
|
|
У. Заполняем таблицу.
Ответы детей.
У. Мы выявили окончания имён существительных в Р. п., Д. п., П. п .
Как вы думаете, почему только в этих падежах?
Ответы детей.
У. Каждая из групп получила словосочетания, связанные с народным промыслом. Люди, творящие красоту, настоящие мастера своего дела.
(Подготовленные дети демонстрируют изделия, рисунки и рассказывают о декоративно- прикладном искусстве: гжель, палех, хохлома.).
У. Составьте из пары слов ЛЮДИ-КРАСОТА два предложения так, чтобы в первом была причина того, о чём говорится во втором, а во втором-следствие этой причины.
IV. Физкультминутка
У. В старину о красивой, молодой, статной девушке говорили: красна-девица.Сегодня эту роль выполняет….
Инсценировка
Красна-девица: Ах, как скучно мне, девице-красавице, в тереме сидеть. Батюшка не велит одной на улицу выходить. Мамки-няньки с младшими братиками хлопочут. Учиться нам, девицам, не надо. Да и то хорошо. Зачем глаза портить? Руки мои беленькие, работой не испорченные. Зачем руки марать?
У. Закройте глаза и воссоздайте в воображении образ нашей девицы.
(В это время на костюм девицы добавляются лишние детали: телефон, бигуди и др.).
У. А теперь откройте глаза и найдите явно лишние детали.
V. Словарно-орфографическая работа
У. Люди всегда стараются увидеть в окружающем мире прекрасное. Мы ценим и боготворим людей, которые умеют это красивое воспроизвести в своих работах. О таких людях говорят, что у них ЗОЛОТЫЕ РУКИ. Как понять?
Ответы детей.
У. Красоту творить. Так говорили наши предки. Но красоту создавать лучше на свободе. Найти по орфографическому словарю верное написание слова СВОБОДА. Запишите новое словарное слово.
У. Что такое свобода?
Ответы детей.
У. А вот как объясняет значение этого слова С. И. Ожегов.
(Ученик цитирует словарную статью из словаря Ожегова.)
На доске:
Простор, угнетение, воля, независимость, рабство.
У. Разделите эту группу слов на две по отношению к слову СВОБОДА. Прочитайте слова-синонимы.
Ответы детей.
На доске.
По доброй ……
На широком ……..
Для полной …….
У. Добавьте слово в словосочетание и выделите окончание.
Самостоятельная работа детей.
VI . Обобщение знаний учащихся о падежных окончаниях имён существительных
У. Ваш свободный выбор определит следующий вид работы. Для этого сами выберите себе по силам задание и выполните его.
(Приложение 1).
VII Тестирование
У. Чтобы определить качество и прочность ваших знаний, мы выполняем тестовые задания.
(Приложение 2).
VIII. Итог урока.
Чем мы занимались?
Что повторили на уроке?
Над чем ещё стоит поработать?
Что запомнилось, понравилось, а может, удивило?
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
(Подобное задание можно разработать в нескольких вариантах.)
На «3»
Вспомнить и записать окончания имён существительных.
|
1 склонение |
2 склонение |
3 склонение |
---|---|---|---|
Р. Падеж |
|
|
|
Д. падеж |
|
|
|
П. падеж |
|
|
|
На «4»
Вставить окончание и определить склонение имени существительного:
Качается на простор…(…)
Свисает с ветк…(…)
На лапах ел…(…)
Отъехали от площад…(…)
Слетел с крыш…(…)
Подошёл к кроват…(…)
Шёл по дорог…(…)
Лежал на скатерт…(…)
На «5»
Поставить слово в нужный падеж (с предлогом) и выявить окончание имени существительного:
Поле (П.п.)-
Гвоздь (Д.п.)-
Печаль (Р.п.)-
Берёза (П.п.)-
Радость (П.п.)-
Речка (Д.п.)-
Лошадь (Р.п.)-
Ветка (Д.п.)-
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Тестовые задания с выбором ответа:
1. К 1 склонению относятся слова:
А) м.р., ср.р., с окончаниями о, е, нулевым
Б) ж.р., с нулевым окончанием и ь на конце
В) ж.р., м.р. с окончаниями а, я
2. В каком падеже только один смысловой вопрос: где?
А) Р.п.
Б) Д.п.
В) П.п.
3. От дорог… Какой выбор?
А) 1 скл., Д.п., окончание И
Б) 1 скл., Р.п. окончание И
В) 3 скл., Р.п. окончание Е
4. Сколько падежей в русском языке?
А) 4
Б) 5
В) 6
5. Метро. Слово какого склонения?
А) несклоняемое
Б) 1 скл.
В) 2 скл.
6. Выбрать слова – помощники 3 склонения.
А) конь-окно
Б) лиса-земля
В) печь-степь
7. К сирен…Какой выбор?
А) 3 скл., Р.п., окончание И
Б) 2 скл., Д.п., окончание И
В) 3 скл., Д.п., окончание И
8. В каком падеже стоит имя существительное, выступающее в роли подлежащего?
А) В.п.
Б) И.п.
В) Р.п.
9. В каком падеже всегда есть предлоги?
А) П.п.
Б) В.п.
В) Р.п.
10. Выбрать постоянные признаки имени существительного:
А) падеж, склонение
Б) род, падеж
В) род, склонение
11. Окончание И ставится в ….
А) 1 скл., Д.п.
Б) 2 скл., Р.п.
В) 1 скл., Р.п.
12. Какую синтаксическую роль выполняет имя существительное в предложении?
А) подлежащее, дополнение, определение
Б) дополнение, определение, обстоятельство
В) подлежащее, дополнение, обстоятельство