Из опыта работы "Создание личностно-ориентированного воспитательного пространства культурологического типа"

Разделы: Классное руководство


В воспитательной системе образовательного учреждения классный руководитель занимает особое место и, несомненно, играет очень важную роль. Его взаимодействие с учащимися служит основой для построения воспитательных отношений. А от этого во многом зависят успешность деятельности всего педагогического коллектива, эффективность развития личности ребенка и формирования детского коллектива, благополучие контактов родителей с учебным заведением.

Я – счастливый учитель! В моей педагогической деятельности три года назад судьба совершила неожиданный поворот: после десяти лет преподавания любимых предметов - русского языка и литературы – мне предстояло идти в начальную школу (два педагогических образования: учителя начальных классов и учителя русского языка и литературы – мне это позволяли).

И вот теперь мои ученики – пятиклассники! В основную школу мы перешли вместе. Сейчас уже трудно представить, что могло быть иначе. И впереди у нас ещё долгая – долгая школьная жизнь. И мы проживем её вместе, поэтому я - счастливый учитель! <рисунок 1>

рисунок 1.

Реализуемая мной модель воспитательного пространства базируется на основах личностно-ориентированного образования культурологического типа .

Стратегические задачи программы воспитания:

  1. Помочь детям духовно состояться и нравственно устоять перед трудностями и соблазнами жизни.
  2. Обрести истинные ценности и смыслы жизни.
  3. Найти адекватные формы социализации, адаптации, культурной идентификации и самореализации.
  4. Сохранить свою индивидуальность и научиться культурными способами, безопасно для окружающих решать свои жизненные проблемы.

Тактические задачи программы воспитания:

  1. Актуализация духовно-нравственного воспитания как приоритетного направления деятельности в условиях кризиса гуманитарности.
  2. Повышение ответственности и активной роли семьи в воспитании детей. Создание условий для активного сотрудничества родителей и детей, укрепление связи поколений.
  3. Формирование у школьников устойчивой потребности в ведении здорового образа жизни. Сохранение и укрепление здоровья детей.
  4. Воспитание на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края.
  5. Преодоление неблагополучия в мире детства и отчуждения воспитания от жизненных и духовно-нравственных проблем детей.
  6. Восстановление культуросообразных форм бытия детей в школе, семье, обществе.
  7. Достижение нового уровня взаимодействия школы, семьи, учреждений культуры и дополнительного образования в воспитании, развитие между всеми участниками отношений социального партнерства.

Воспитание понимается мной и реализуется не как надстройка над жизнью детей, но как организованная жизнь (по принципу единства жизни и воспитания), которая творится самими детьми с помощью родителей и педагогов. Включаясь в нравственные отношения любви, дружбы, коллективного жизнетворчества, заботы, ответственности, дети приобретают духовно-нравственный опыт. В пространстве нравственных отношений складывается готовность воспитанника к выбору между добром и злом, честью и бесчестьем, личными интересами и интересами других людей, самолюбием и долгом, приобретается опыт гуманных отношений, духовных исканий, нравственных выборов, достойного, свободного человеческого поведения.

Диагностику уровня воспитанности учащихся и динамику проявления ценностно-значимых качеств их личности я осуществляю по картам индивидуального развития гимназиста <рисунок 2>

рисунок 2.

Такие карты были введены в воспитательную систему гимназии в 2005 году и регулярно заполняются учащимися и классным руководителем. Эта методика позволяет мне отследить изменения, происходящие с моими воспитанниками, их личностный рост, сделать определенные выводы в целом по классу.

Больше половины учащихся моего класса посещают учреждения дополнительного образования, причем 11 из них – по два и более. Спектр интересов моих воспитанников огромен:

  • Детская Школа Искусств № 1 – 11 (класс фортепиано - 8, класс гитары - 3, хореографическое отделение - 4, театральное отделение - 3)
  • Хореографический коллектив Гимназии № 1 - 4
  • РЦВР – 3 (студия сольного пения)
  • ГЦВР “Досуг” – 3 (хореография, вокал)
  • СЮТ – 1 (кружок радиотехники)
  • СДЮШОР “Ника” - 3(футбол)
  • Секция каратэ (лицей № 7) – 2
  • Лингвистический Центр “English star” - 3

Я сама – человек творческий, играю на фортепиано, пишу стихи и прозу. Пытаюсь и в своем классе создавать такую атмосферу творчества и здорового соперничества, чтобы побуждать детей не просто посещать учреждения дополнительного образования, но и дарить свой талант тем, кто рядом. В нашем классе традиционными стали конкурсы “Минута славы”, “Алло, мы ищем таланты!” Мои дети с огромным удовольствием участвуют во всех мероприятиях! Результатами активной творческой и спортивной деятельности детей являются их победы в конкурсах и соревнованиях различных уровней. Приведу лишь некоторые из них:

- Алина Черникова, Лауреат всевозможных городских и областных вокальных конкурсов. А также Лауреат I степени VI международного фестиваля детского творчества “Пражская звезда” (г. Прага, 23 августа 2007 г.) в номинации Литературное чтение и Лауреат II степени этого же фестиваля в номинации “Сольное пение”.

- Романовская Саша – одна из немногих девочек в гимназии, занимающаяся в секции каратэ и наравне с мальчиками участвующая в соревнованиях. А также активная участница интеллектуальных заочных турниров, проводимых в г.Обнинске.

- Плугов Олег, активный участник и победитель смотров технического творчества учащихся.

- Катя Мележик, победительница районного конкурса “Останутся наши следы”, посвященного Дню космонавтики и 55-летию нашего земляка – космонавта В.Г.Корзуна. Катя является автором поэмы (!) о жизни нашего знаменитого земляка.

Каждый ученик моего класса имеет “Портфолио личных достижений”, которое я оформляю вместе с родителями и которое является наглядным показателем количественного и качественного роста результативности его внеучебной деятельности.

Одним из основных направлений своей деятельности как классного руководителя считаю работу по здоровьесбережению и формированию у учащихся здорового образа жизни. Огромную помощь в этом мне оказывают, в первую очередь, родители. Мамы-медики принимают самое активное участие в формировании аптечки первой помощи, проводят с детьми беседы о вредных привычках, о пользе витаминов и активного отдыха. Один раз в год обязательно провожу тематическое родительское собрание по проблеме здоровьесбережения. Последнее собрание называлось “Болезни из портфеля”. На него были приглашены специалисты (невролог, педиатр, окулист), которые провели беседы с родителями, а те, в свою очередь, могли задать вопросы.

Традиционными стали в нашем классе праздник “Папа, мама, я – спортивная семья”, “Весёлые старты” между командами мальчиков (на 23 февраля) и командами девочек (на 8 марта), участие во Всероссийских соревнованиях “Русский азимут” <рисунок 3>

рисунок 3.

В ноябре-декабре 2007 года мы совершили с детьми дальнее путешествие на побережье Азовского моря в Детский оздоровительный комплекс “Спутник”, где в течение трех недель дети продолжали обучение, получали лечение и приобретали бесценный социальный опыт коллективной жизни, навыков самообслуживания и бесконфликтного общения <рисунок 4>.

рисунок 4.

Многие из них вообще впервые в жизни оказались вдали от дома и родителей. Учились жить по режиму, заправлять кровати, дежурить по столовой, стирать свою одежду. Даже выполнение домашних заданий в шумной компании одноклассников для многих стало нелегким испытанием. Очень на многих своих детей я посмотрела другими глазами! И нисколько не преувеличу, если скажу, что после этих трёх недель мы вернулись в свой город другими. А сколько у нас теперь воспоминаний!

Ещё одним из главных направлений в своей профессиональной деятельности считаю патриотическое воспитание. Убеждена: невозможно воспитать настоящего гражданина своей страны, не привив ему уважения и любви к своей малой Родине, к городу, где родился, к школе, в которой учишься, к тем людям (разных национальностей, различного вероисповедания, самых разных профессий), с которыми живешь на одной улице или просто встречаешься на протяжении жизни. Поэтому использую каждую возможность совершить с детьми краеведческую или любую другую познавательную экскурсию, благо наш Донской край – край с богатейшей историей и традициями.

Май 2006 года. Станица Старочеркасская. Посещение войскового Воскресенского собора и дворца атаманов Ефремовых. <рисунок 5>

рисунок 5.

Май 2007 года. Город Новочеркасск. Музей истории Донского казачества.

Октябрь 2007 года. Город-герой Волгоград. Посещение Мемориального комплекса на Мамаевом кургане, Панорамы Сталинградской битвы, дома Павлова, Музея военной техники. <рисунок 6>

рисунок 6.

Ноябрь 2007 года. Город Таганрог. Экскурсия по чеховским и историческим местам.<рисунок 7>

рисунок 7.

Май 2008 года. Областной краеведческий Музей.

За три года класс прошел огромный путь на пути становления коллектива. Особенности этого становления заключались, безусловно, в том, что сами дети прошли путь от второклассников до учеников средней школы. Создание и жизнь ученического самоуправления в классе – процесс, с одной стороны, управляемый классным руководителем, с другой – естественный, саморазвивающийся. Поиск и разработка оптимальной модели самоуправления в классе всегда является делом трудным, особенно в начальной школе. Это связано и с возрастными особенностями младших школьников, и с отсутствием у родителей опыта по взаимодействию со школой. Поэтому ключевым принципом организации самоуправления в классе стала идея сотрудничества детей и взрослых. Делаем не за маленьких, а вместе с ними – главное условие подготовки и проведения любого дела. Родители были и остаются первыми моими помощниками во всех начинаниях.

Познакомившись поближе со своими воспитанниками, я пришла к твердому убеждению, что каждый ребенок в моем классе – Звездочка. Поэтому вначале и предложила детям организовать жизнь нашего класса, разделившись на Звездочки по интересам, причем дети сами придумали им названия. Так, у нас получилось по 5 человек в каждом из 5 объединений: Всезнайки, Затейники, Художники, Смешарики, Выручалочки. С первых недель нашей совместной деятельности во многих учениках стало заметно явно выраженное стремление к лидерству, что нередко приводило к конфликтным ситуациям, поэтому мы сразу же договорились с детьми, что в Звездочках не будет командиров и подчиненных, все равны так же, как и концы у звезды, а руководить будут все по очереди.

Идея объединения по интересам нашла продолжение и в 5 классе. Причем форму организации самоуправления предложили сами дети. Мы назвали свой классный коллектив “РОСТОК”, отразив в названии желаемые качества классного коллектива и его членов: Р – радостный, О – образованный, С – смелый, Т – трудолюбивый, О – организованный, К – коллектив.

После того, как дети стали изучать информатику и приобрели необходимые навыки, мы вместе придумали интересное занятие – делать компьютерные презентации на темы “Моя гимназия” и “Мой класс”. Помимо того, что ученики совершенствуют свои учебные навыки, я имею дополнительную возможность отследить их настроение, круг друзей и интересов. Также моим пятиклассникам очень нравится читать про себя в гимназической газете “Биссектриса”, поэтому мы вместе готовим материалы о своем классе для очередного выпуска <рисунок 8>.

рисунок 8.

В планах у нас выпуск собственной “настоящей” газеты, благо возможности для издательской деятельности у нас имеются.

Исследования и наблюдения (Е.Н.Степанов) свидетельствуют о тесной взаимосвязи уровня результативности классного руководителя и степени удовлетворенности учащихся и их родителей жизнедеятельностью класса и школы. Такие оценочные суждения детей и взрослых, как “хорошая или плохая школа”, “удачный или неудачный класс”, чаще всего обусловлены успешностью работы классного наставника. В своем классе я регулярно провожу всевозможные анкетирования родителей и учащихся с целью выяснения степени удовлетворенности их жизнедеятельностью в классе. Для этого я использую диагностические методики Е.Степанова. Анализ данных показал достаточно высокую степень удовлетворенности и родителей, и детей взаимоотношениями в классе и в целом школой (2006-2007 уч.год – высокая -58%, средняя – 38%, низкая – 4%; 2007-2008 уч.год – высокая – 67%, средняя – 18%, низкая – 5%).

Безусловно, родители – мои первые помощники. Практически все активно и с удовольствием участвуют в мероприятиях, проводимых в классе, начиная с написания сценария (творческая группа), репетиций (Черникова А.И., педагог-музыкант дополнительного образования) и заканчивая непосредственным участием в праздниках в роли Снегурочки (Дубко Г.П.), деда Мороза, Магистра Знаний (Кирсанов А.Н.). Родительский комитет поддерживает меня во всех моих затеях. Вот уже третий год мы традиционно угощаем своих детей блинами в школьной столовой на Масленицу, проводим Дни именинников, собираем игрушки и одежду в подарок воспитанникам школы – интерната.

Грандиозным событием в нашем классе стал "Праздник окончания начальной школы". Каждый ребенок получил в подарок от родительского комитета, помимо традиционной фотографии и Диплома об окончании начальной школы, ещё и Благодарственное письмо за особые качества личности: оптимизм, интеллигентность, трудолюбие, веселый нрав, артистизм, верность своему увлечению. После праздника во дворе школы мы посадили дерево – орех (оно символизирует “орешек знаний”, который нам предстоит “разгрызть”, к тому же растет очень быстро, и когда через семь лет мои дети встанут рядом с ним на линейке, посвященной празднику Последнего звонка, оно наверняка будет выше любого из них) <рисунок 9>.

Родителями класса был также оформлен фотоальбом “История одного выпуска” о четырех годах обучения в начальной школе и записан для каждого ребенка именной DVD – диск, в который вошли видео и фото материалы из семейных коллекций о жизни нашего классного (во всех отношениях!) коллектива.