Урок русского языка по УМК Н.Ф. Виноградовой с использованием компьютерных технологий по теме "Степени сравнения качественных имен прилагательных"

Разделы: Начальная школа


Ход урока

1. Организация класса.

- Ребята, сегодня у нас в классе необычный гость. Догадались? Правильно. Это компьютер. Он сегодня будет нашим помощником и поможет освоить тему, помеченную в нашем учебнике «гирькой». Итак, начнём.

2. Чистописание.

На доске: ПАПА КОРА ПАРТА

- Посмотрите, пожалуйста, на доску. В этой строчке скрыто слово, имеющее отношение к нашему уроку. Расшифровать его несложно. Для этого надо лишь зачеркнуть все буквы, которые встречаются в строчке два и более раз. Какие буквы будем зачёркивать?

- Какое слово получилось? (КОТ)

- Давайте на каждую букву слова «кот» придумаем качественное прилагательное.

- Докажите, что это качественное прилагательное.

- Что же называют качественные прилагательные?

Качественные прилагательные называют такой признак предмета, который может проявляться в предмете в большей или меньшей степени.

– Давайте разделим наши прилагательные узором для переноса:

– Но причём же здесь кот, скажете вы? Какое отношение он имеет к нашему уроку? А вот послушайте одну интересную историю. Поможет нам её увидеть наш уважаемый компьютер.

3. Работа над новым материалом.

1) – Однажды третьеклассница Юлька и её учительница Светлана Даниловна прогуливались по тенистой аллее. Дорогу им важно перешла толстая соседская кошка (НА ЭКРАНЕ ПЕРВАЯ КОШКА), которую звали Полей (НА ЭКРАНЕ КЛИЧКА КОШКИ).

- Похоже, она гордиться тем, что такая пушистая (НА ЭКРАНЕ СЛОВО «ПУШИСТАЯ»), - улыбнулась Светлана Даниловна.

- Хм, - сказала Юлька, - но она далеко не самая пушистая на свете. Вот бабушкина кошка (НА ЭКРАНЕ ВТОРАЯ КОШКА, Приложение 1) Плюшка (НА ЭКРАНЕ КЛИЧКА КОШКИ) более пушистая (НА ЭКРАНЕ СЛОВА «БОЛЕЕ ПУШИСТАЯ»).

А Плюшкина мама (НА ЭКРАНЕ ТРЕТЬЯ КОШКА) кошка Булка (НА ЭКРАНЕ КЛИЧКА КОШКИ) самая пушистая (НА ЭКРАНЕ СЛОВА «САМАЯ ПУШИСТАЯ») из них.

Так что не воображай, моя дорогая, - обратилась она к Поле, - что ты наипушистейшая из всех кошек на планете.

Кошка Поля обиделась и ушла, а Светлана Даниловна сказала:

- Постой, чем это мы сейчас с тобой занимались?

- Как это чем? Обсуждали проблему кошачьей пушистости.

- Мы не просто обсуждали, мы этих кошек сравнивали. Причём сравнивали по одному только признаку (НА ЭКРАНЕ СЛОВА «СРАВНИВАЛИ ПО ОДНОМУ ПРИЗНАКУ»): насколько они пушистые.

- Так мы незаметно подошли к новой теме: Степени сравнения качественных имён прилагательных. (НА ЭКРАНЕ СЛОВА «СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ»)

- Мы узнаем:

НА ЭКРАНЕ

  • КАКИЕ СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ МОГУТ ИМЕТЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ?
  • ЧТО ПОКАЗЫВАЮТ СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ?
  • КАК ОБРАЗУЮТСЯ СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ?

2) – А теперь задание такое. Даны прилагательные:

НА ЭКРАНЕ:

  • ВКУСНЫЙ
  • КАМЕННЫЙ
  • ВИШНЁВЫЙ
  • СТЕПНОЙ
  • ЗЕЛЁНЫЙ
  • МЯСНОЙ

- Из данных прилагательных выберите только качественные и докажите свой выбор.

- Давайте посмотрим, правильно ли вы определили. Уважаемый компьютер, покажите правильный ответ.

 (НА ЭКРАНЕ ОСТАЮТСЯ ТОЛЬКО КАЧЕСТВЕННЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ)

3) – Ребята, после долгой зимы наконец-то наступила долгожданная весна. И в это время особенно хочется сочных фруктов. Давайте представим вазу с фруктами, а уважаемый компьютер нам поможет.

НА ЭКРАНЕ: ВАЗА С ФРУКТАМИ

- Посмотрите, ребята, на этой вазе лежат яблоки. Одно из них вкусное, а другое зелёное. А как вы думаете, можно ли сравнивать вкусное яблоко с зелёным?

(НА ЭКРАНЕ СЛОВА «ЯБЛОКО ВКУСНОЕ, ЯБЛОКО ЗЕЛЁНОЕ»)

- Почему?

Сравниваем по одному признаку.

- А что вы можете сказать про эту ягодку?

Она спелая.

- А вторая ягодка по сравнению с первой?

Она спелее.

- А третья ягодка?

Самая спелая.

(НА ЭКРАНЕ ЯГОДЫ И СЛОВА «СПЕЛАЯ», «СПЕЛЕЕ», «САМАЯ СПЕЛАЯ»)

- Почему у нас получилось сравнить ягоды?

Сравнивали по одному признаку.

- Или вот, например, лимон. Какие ассоциации у вас возникают со словом «ЛИМОН»? Какой лимон?

(НА ЭКРАНЕ СЛОВО «КИСЛЫЙ»)

- А если лимон не совсем зрелый?

(НА ЭКРАНЕ СЛОВО «КИСЛЕЕ»)

- А если он совсем не поспел?

(НА ЭКРАНЕ СЛОВА «САМЫЙ КИСЛЫЙ»)

- И опять у нас получилось сравнение, потому что мы …

Сравнивали по одному признаку.

4) Работа в группах.

Дети делятся на группы по уровню развития и заполняют таблицы, данные на листочках.

- Давайте проверим нашу работу. Уважаемый компьютер, покажите правильные ответы.

(НА ЭКРАНЕ ТАБЛИЦА С ОТВЕТАМИ)

- Итак, посмотрим на таблицу. Сколько форм сравнения вы видите?

Первая показывает, что в одном предмете признак проявляется в большей степени (НА ЭКРАНЕ МИГАЕТ СЛОВО «БОЛЬШЕ»), чем в другом. Такая степень называется сравнительной. Вторая показывает, что предмет превосходит (НА ЭКРАНЕ МИГАЕТ СЛОВО «САМЫЙ») остальные по какому-то признаку и называется превосходной (НА ЭКРАНЕ СХЕМА).

5) – Что же делать, когда сомневаешься, какая форма сравнения перед тобой? Нам поможет слово «ЧЕМ» (НА ЭКРАНЕ СЛОВО «ЧЕМ»).

Если можно подставить это слово, то перед тобой сравнительная степень. Если нельзя, то превосходная. Давайте рассмотрим это на примерах. Дано такое предложение (НА ЭКРАНЕ «БАЙКАЛ ГЛУБЖЕ ДРУГИХ ОЗЁР»).

- Можно здесь вставить слово «ЧЕМ»?

- Уважаемый компьютер, правильно ли мы думаем?

(НА ЭКРАНЕ УПРАЖНЕНИЕ С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ)

- Значит, «ГЛУБЖЕ» - сравнительная степень. Возьмём другое предложение.

(НА ЭКРАНЕ «БАЙКАЛ – БОЛЕЕ ГЛУБОКОЕ ОЗЕРО»)

- Можно вставить «ЧЕМ»? Посмотрим, что скажет компьютер.

(НА ЭКРАНЕ УПРАЖЕНИЕ С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ)

- Значит, «БОЛЕЕ ГЛУБОКОЕ» - тоже сравнительная степень. А вот такое предложение. (НА ЭКРАНЕ «БАЙКАЛ – ГЛУБОЧАЙШЕЕ ИЗ ОЗЁР»)

- Подставляем «ЧЕМ». Звучит предложение? Компьютер с нами соглашается? (НА ЭКРАНЕ УПРАЖНЕНИЕ С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ). Значит, «ГЛУБОЧАЙШЕЕ» - превосходная степень. И, наконец, последнее предложение (НА ЭКРАНЕ «БАЙКАЛ – САМОЕ ГЛУБОКОЕ ОЗЕРО»).

- Подставляем слово «ЧЕМ». Звучит? Можно так сказать? Значит, «САМОЕ ГЛУБОКОЕ» - превосходная степень.

6) Работа по учебнику.

Дети работают в тетрадях самостоятельно. Кто испытывает затруднения, поднимают сигнальную карточку. Затем взаимопроверка. Если работа выполнена правильно, ставится значок на полях тетради.

4. Итог урока.

- Помог вам, ребята, компьютер понять тему?

- На какой вопрос мы сегодня не ответили?

- Этим мы займёмся завтра.

5. Домашнее задание.