Задания необычной формулировки повышают заинтересованность в хороших результатах работы, мотивируют мыслительную деятельность школьников, использование дополнительной литературы.
Задания, оформленные на карточках в форме квадратов, табличек, дают возможность учителю разнообразить логические упражнения для проверки, закрепления знаний, повторения терминов, фактологического, статистического материала, номенклатуры, в том числе знаний по региональному компоненту. Используя их, можно организовать как индивидуальную, фронтальную, так и групповую работу.
Мною составлены разные варианты таких “клетчатых” заданий, которые с удовольствием выполняют ребята.
Предлагаю свои “клетчатые” задания для уроков географии в 6-9 классах.
Пирамида “Население Архангельской области”
Задание. Найдите путь с вершины пирамиды до первого этажа, чтобы его составляли данные, верные для Архангельской области. При выборе каждого следующего шага можно использовать только одну из двух клеток, непосредственно прилегающих к данной клетке. В ответе запишите номера квадратов.
Ответ: 1, 2, 5, 8, 13.
Магический квадрат.
Задание: найдите и прочертите слова по заданной теме. Выпишите и дайте определение терминам (по выбору учителя). Слова не пересекаются, могут идти в любом направлении, в т.ч. “змейкой” (кроме по диагонали).
План местности
А | З | П | Л | М | П | Н | Т |
В | И | Т | А | О | А | О | Ю |
Ы | М | У | Н | К | С | З | Г |
С | О | Р | И | Х | Б | И | Р |
А | Т | Т | Ш | М | А | Т | О |
Б | Е | Р | Г | А | С | Ш | Г |
Ответ: азимут, план, высота, бергштрих, компас, горизонт, масштаб.
Геология, рельеф. 8 класс. Найди лишнее слово.
П | А | Й | Н | О | Н | А | Г | Е | Р | Ц |
Л | К | Й | О | З | И | Г | И | С | Н | И |
А | Т | Ф | А | В | Н | О | Я | К | А | Я |
М | Р | О | Р | П | О | Л | Т | Ь | Л | А |
А | А | Т | И | Л | Н | О | Щ | И | Т | З |
Е | К | Г | Е | О | Х | Р | М | Н | О | А |
Т | Т | О | Н | И | К | А | У | С | С | Б |
Н | А | К | Л | У | В | П | Л | А | Т | О |
Ответ: платформа, кайнозой, тектоника, равнина, плита, геохронология, герцинская, базальт, щит, вулкан, плато.
Лишнее слово: муссон.
Транспорт. 9 класс.
И | У | З | Е | Т | Ф | Т | Е | П | О |
Н | Ф | Р | Л | Р | Р | Р | Д | Б | О |
Р | У | А | Ь | О | А | У | Б | У | Т |
А | Т | С | Л | П | Х | Т | О | С | В |
М | К | Т | А | Г | Р | У | П | Р | А |
А | У | Р | Р | О | О | З | Т | О | Д |
Г | И | С | Т | Б | О | Р | О | В | О |
К | О | Н | Т | Е | Й | Н | Е | Р |
Ответ: инфраструктура, магистраль, узел, порт, фрахт, трубопровод, депо, автобус, грузооборот, контейнер.
Геофутбол “Природные комплексы” 8 класс.
Подробнее о решении этого типа задач рассказано в газете “География” №41, 2003г.
Игра начинается с центра поля, где вокруг пустой клетки находятся начальные буквы слов.
По порядку описания таймов нужно найти и прочертить друг за другом слова. В каждом тайме должна получиться цепочка слов по прямой линии в любом направлении (слова не “сгибаются”). Последующее слово начинается на последнюю букву предыдущего слова. При попадании в “ворота” (буквы в трех клетках по краю поля) засчитывается гол.
Б | Т | А | Н | Н | Я | И | Н | Е | Л | О | В | Е | Р | Е | Т | Е | Т | И | Р | М | ||
Л | Р | И | П | С | Р | И | У | Т | К | Ы | Н | А | Д | Л | М | Ф | Н | А | С | Л | ||
К | У | Т | Н | И | А | Ф | З | Л | С | Р | Б | Ь | К | К | А | Ш | Т | А | Н | О | ||
Л | М | О | С | О | Р | Т | К | О | Ф | З | Р | А | Л | Ш | Ф | О | Ц | Р | И | З | ||
Н | Д | О | Р | Я | К | М | Т | Е | Р | Ы | Н | О | Д | А | Б | И | Р | К | Ш | Т | ||
А | К | С | Я | Р | Е | В | А | Н | С | Л | Э | В | Н | И | С | Н | Н | У | Т | А | Л | П |
Р | Н | Т | С | К | Е | Л | П | М | О | К | А | Р | С | Н | Г | О | Л | И | И | М | Р | |
А | И | М | Ш | А | Е | Н | И | Р | Л | П | Л | Х | А | Е | Л | Т | О | З | К | С | У | С |
П | Ч | Ы | С | К | О | Е | З | О | И | Ш | В | В | И | К | Р | Д | У | А | Т | У | ||
Т | К | Я | Л | Д | С | Р | Ж | М | Ф | Б | Т | С | О | М | О | П | Л | О | Р | Б | ||
А | М | С | Н | О | П | А | А | Н | О | С | Ф | Е | Т | Я | Г | Е | Л | Я | Н | С | ||
Л | У | И | И | К | Р | Т | У | Т | И | Н | Ш | П | Т | М | И | А | М | У | У | Т | ||
И | З | Р | Н | О | Х | К | И | Л | М | У | З | А | В | С | О | П | Р | А | Д | Л |
1-й тайм.
- Закономерное сочетание природных компонентов.
- Пустынное дерево, у которого древесные кольца могут появляться несколько раз за лето в периоды дождей.
- Самое распространенное дерево Сибири.
- Северная полярная область.
- Расположение ПК независимо от климата.
- Животное тундры (множественное число).
- Растение – эфемер степи.
- Распространенное дерево европейской тайги.
(Центр поля).
- Листья хвойных деревьев.
- Из какого растения образуются пастбища северных оленей (Родит. падеж).
- Этаж леса.
(Центр поля).
- “Местность”, синоним понятия “природно-территориальный комплекс”.
- Таежная птица.
- Природный фактор, ограничивающий распространение ПК в горах.
- Ядовитое растение.
(Центр поля).
- Разрушение почвы.
- Состояние неба в антициклоне.
- Хищная степная птица.
- Самый распространенный вид растительности в России.
- Вид совы, живущей в лесу.
- Промысловая речная рыба.
2-й тайм. (Центр поля).
- Кого ноги кормят.
- Широколиственное дерево.
- Экологическое пространство какого-либо организма.
- Голенастая птица.
- Вымершее копытное животное.
(Центр поля).
- Природное явление опасное для леса.
- Пары металла, опасного для человека (Родит. падеж).
- Специалист с высшим образованием.
- Самое маленькое растение водоемов.
Счет игры?
Ответы:
- Комплекс, саксаул, лиственница, Арктика, азонально, олени, ирис, сосна.
- Хвоя, ягеля, ярус.
- Ландшафт, тетерев, высота, аконит.
- Эрозия, ясно, орел, лес, сыч, чир.
- Волк, каштан, ниша, аист, тур.
- Пожар, ртути, инженер, ряска.
Задание “Крестики-нолики”.
Назовите три слова (утверждения) по заданной теме, расположенные по одной линии: горизонтали, или вертикали, или диагонали.
Есть ли еще слова по этой теме? Назовите.
Природный комплекс. 7 класс.
озеро | климат | Африка |
Географичес-кая оболочка | почва | животные |
воды | человек | тундра |
Тема карточки: “Природные компоненты”
Ответ: климат, почва, человек.
Дополнительно: воды, животные.
Тихий океан. 7 класс.
Срединно-океанический хребет в центре океана |
Самый соленый | Самый глубокий |
Частые цунами |
Срединно-океанический хребет на востоке океана |
Древний океан |
Обширный шельф |
Самый загрязненный |
Много внутренних морей |
Тема карточки: “Черты Тихого океана”.
Ответ: частые цунами, срединно-океанический хребет на востоке, древний океан.
Дополнительно: самый глубокий.
Природные зоны. 8 класс.
Полярный волк | рысь | косуля |
песец | Северный олень | лемминг |
куница | бобр | сурок |
Тема карточки: “Животные тундры”.
Ответ: песец, северный олень, лемминг.
Дополнительно: полярный волк.
Много осадков | Короткое лето | Безлесная зона |
Многолетние растения | Мерзлота | Лес |
Болота | Подзолистые почвы | Много водоплавающих птиц |
Тема карточки: “Характеристика тундры”.
Ответ: безлесная зона, мерзлота, болота.
Дополнительно: короткое лето, многолетние растения, много водоплавающих птиц.