Ход урока
I. Введение в тему.
1. - Я написала число. Какое оно? (65 - двузначное.)
Я неслучайно написала, почему? (65-и летие в январе Кемеровской области.)
Как по-другому называют нашу область? (Кузнецкий бассейн, Кузбасс.)
Какими богатствами знаменит Кузбасс? (Каменным углем, металлом и другими полезными ископаемыми.)
Скажите, а что тяжелее 1 кг ваты или 1 кг угля? Почему? (Одна и та же единица измерения массы, значит, 1 кг ваты равен 1 кг угля.)
2. - Сегодня я предлагаю вам девиз нашего урока такой: “Мало иметь хороший ум, главное - хорошо его применять”.
Как вы его понимаете? (Осуществить знания на практике, деле.)
Вот сегодня вы покажите, как умеете осуществить свои знания на деле.
3. - У доски работают:
а) сравнить выражения с помощью знаков “ > ”, “ < ”,“ = ”.
- 9+4*9+7
- 20-5*20-12
б) Найти периметр прямоугольника АВСД.
3 см + 2 см + 3 см + 2 см = 10 см
в) Решить уравнения.
- 10-х = 3
- х-3 = 7
г) А мы работаем с сигнальными карточками.
Устный счет:
- назовите предыдущее число 17, с, 10;
- назовите следующее число а, 11,9;
- что вы знаете о числе 10;
- на сколько 8 меньше 10?
- какое число надо увеличить на 3, чтобы получить 10?
- сколько единиц дополняет число 6 до 10?
Кто уверен, что хорошо знает состав числа 10 - поднимите зеленую карточку.
4. - А сейчас дадим рецензию работе детей у доски.
5. Физкультминутка.
Коля шел, шел, шел и цветок нашел
-1 цветок, 2 цветок, 3 цветок, 4 цветок, 5 цветок
(дети наклоняются и имитируют, что срывают цветы)
И набрал он целый кузовок.
А в жизни можно поступать так, как Коля?
Почему?
Какие вы знаете раннецветущие растения нашей области? (Медуница, мать-и - мачеха, сон - трава, первоцвет.)
II. Работа над задачей.
1. - Вспомните, на какие части можно разбить текст задачи? (Условие, вопрос.)
Прочтите условие задачи.
Что заметили? (Нереальное условие.)
Исправьте!
Володя с папой пошли на рыбалку. Володя поймал 2 морковки (рыбки), а папа поймал на 6 морковок (рыбок) больше. Сколько всего морковок (рыбок) поймали Володя с папой?
Назовите известные и неизвестные величины.
Обозначим их на схеме.
- Что обозначает I отрезок? (Число рыбок, пойманных Володей.)
Что обозначает II отрезок? (Число рыбок, которые поймал папа, оно неизвестно, но на 6 больше, чем Володя.)
Что нужно найти? (Целое.)
Можем ли мы сразу найти целое? (Нет, неизвестна вторая часть - число рыбок, пойманных папой.)
Какое действие нужно выполнить? (К 2 рыбкам прибавить разность 6 рыбок. 2 + 6 = 8)
А что во втором действии будем находить? (Целое,)
Запишите решение и ответ.
Проверьте (запись на доске).
- 2 + 6 = 8(р.)
- 2 + 8 - 10 (р.)
Ответ: 10 рыбок поймали Володя и папа.
Кто решил верно - поднимите зеленую карточку.
Кто сможет записать выражение? 2 + (2 + 6) =10 (р.)
Физкультминутка.
Отдохнем!
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела.”.
III. Проблемный вопрос.
1. - Когда малыши учатся ходить, им помогают взрослые.
А сейчас вы бы согласились, чтобы взрослые везде и повсюду водили вас за руку?
До сих пор, решая задачи, мне приходилось водить вас за руку - задавая вопросы по условию задачи.
Но вы подросли и надо учиться “ходить самим”.
Для этого, прежде всего надо разобраться, как работать над задачей, - самостоятельно применяя знания.
Я предлагаю вам разработать алгоритм работы над задачей. Это сложно, но интересно.
2. I этап. Что нужно сделать? (Внимательно прочитать задачу.)
Почему?
II этап. Назови известные и неизвестные величины.
Что делали потом?
III этап. Отметь их на схеме.
IV этап. Объясни, как найти неизвестные величины и почему?
V этап. Реши задачу и найди ответ.
3. У вас на партах памятки алгоритма, пользуясь им, решим задачу в учебнике на странице 41 №5.
Прочитаем ее внимательно.
Как дальше будем работать?
За доску пойдет работать Чураков Женя.
4. Самостоятельная работа.
5. Проверка - анализ по алгоритму без вопросов учителя.
Кто сам без ошибки решил задачу?
Молодцы! Кто запишет выражение?
Дома составьте сложную задачу и решите ее по алгоритму, и кто самостоятельно расскажет работу над задачей по алгоритму, тот продолжит путешествие в ёлки - пальмовый лес.
Кто хочет попасть в этот лес?
Постарайтесь дома!
IV. Повторение.
А сейчас выполним на странице 41 задание №7.
Переложи спичку так, чтобы получилось верное равенство.
- VII - IV = X
- VI + V = IV
V. Итог урока.
- Что мы с вами составили на уроке, чтобы правильно научиться решать задачи? (Алгоритм.)
Кто уверен, что самостоятельно сможет работать по алгоритму?
А сейчас на листочках нарисуйте настроение, какое у вас было на уроке.
(Солнышко, елочку, тучку.)
Спасибо за работу, хорошо работали многие, думаю, что в дальнейшим все будут хорошо разбираться в алгоритме решения задач.