Урок математики в 1-м классе "Десяток. Фиксация плана действий при решении текстовых задач"

Разделы: Начальная школа


Ход урока

I. Введение в тему.

1. - Я написала число. Какое оно? (65 - двузначное.)

Я неслучайно написала, почему? (65-и летие в январе Кемеровской области.)

Как по-другому называют нашу область? (Кузнецкий бассейн, Кузбасс.)

Какими богатствами знаменит Кузбасс? (Каменным углем, металлом и другими полезными ископаемыми.)

Скажите, а что тяжелее 1 кг ваты или 1 кг угля? Почему? (Одна и та же единица измерения массы, значит, 1 кг ваты равен 1 кг угля.)

2. - Сегодня я предлагаю вам девиз нашего урока такой: “Мало иметь хороший ум, главное - хорошо его применять”.

Как вы его понимаете? (Осуществить знания на практике, деле.)

Вот сегодня вы покажите, как умеете осуществить свои знания на деле.

3. - У доски работают:

а) сравнить выражения с помощью знаков “ > ”, “ < ”,“ = ”.

  • 9+4*9+7
  • 20-5*20-12

б) Найти периметр прямоугольника АВСД.

3 см + 2 см + 3 см + 2 см = 10 см

в) Решить уравнения.

  • 10-х = 3
  • х-3 = 7

г) А мы работаем с сигнальными карточками.

Устный счет:

  • назовите предыдущее число 17, с, 10;
  • назовите следующее число а, 11,9;
  • что вы знаете о числе 10;
  • на сколько 8 меньше 10?
  • какое число надо увеличить на 3, чтобы получить 10?
  • сколько единиц дополняет число 6 до 10?

Кто уверен, что хорошо знает состав числа 10 - поднимите зеленую карточку.

4. - А сейчас дадим рецензию работе детей у доски.

5. Физкультминутка.

Коля шел, шел, шел и цветок нашел
-1 цветок, 2 цветок, 3 цветок, 4 цветок, 5 цветок
(дети наклоняются и имитируют, что срывают цветы)
И набрал он целый кузовок.

А в жизни можно поступать так, как Коля?

Почему?

Какие вы знаете раннецветущие растения нашей области? (Медуница, мать-и - мачеха, сон - трава, первоцвет.)

II. Работа над задачей.

1. - Вспомните, на какие части можно разбить текст задачи? (Условие, вопрос.)

Прочтите условие задачи.

Что заметили? (Нереальное условие.)

Исправьте!

Володя с папой пошли на рыбалку. Володя поймал 2 морковки (рыбки), а папа поймал на 6 морковок (рыбок) больше. Сколько всего морковок (рыбок) поймали Володя с папой?

Назовите известные и неизвестные величины.

Обозначим их на схеме.

- Что обозначает I отрезок? (Число рыбок, пойманных Володей.)

Что обозначает II отрезок? (Число рыбок, которые поймал папа, оно неизвестно, но на 6 больше, чем Володя.)

Что нужно найти? (Целое.)

Можем ли мы сразу найти целое? (Нет, неизвестна вторая часть - число рыбок, пойманных папой.)

Какое действие нужно выполнить? (К 2 рыбкам прибавить разность 6 рыбок. 2 + 6 = 8)

А что во втором действии будем находить? (Целое,)

Запишите решение и ответ.

Проверьте (запись на доске).

  • 2 + 6 = 8(р.)
  • 2 + 8 - 10 (р.)

Ответ: 10 рыбок поймали Володя и папа.

Кто решил верно - поднимите зеленую карточку.

Кто сможет записать выражение? 2 + (2 + 6) =10 (р.)

Физкультминутка.

Отдохнем!

Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела.”.

III. Проблемный вопрос.

1. - Когда малыши учатся ходить, им помогают взрослые.

А сейчас вы бы согласились, чтобы взрослые везде и повсюду водили вас за руку?

До сих пор, решая задачи, мне приходилось водить вас за руку - задавая вопросы по условию задачи.

Но вы подросли и надо учиться “ходить самим”.

Для этого, прежде всего надо разобраться, как работать над задачей, - самостоятельно применяя знания.

Я предлагаю вам разработать алгоритм работы над задачей. Это сложно, но интересно.

2. I этап. Что нужно сделать? (Внимательно прочитать задачу.)

Почему?

II этап. Назови известные и неизвестные величины.

Что делали потом?

III этап. Отметь их на схеме.

IV этап. Объясни, как найти неизвестные величины и почему?

V этап. Реши задачу и найди ответ.

3. У вас на партах памятки алгоритма, пользуясь им, решим задачу в учебнике на странице 41 №5.

Прочитаем ее внимательно.

Как дальше будем работать?

За доску пойдет работать Чураков Женя.

4. Самостоятельная работа.

5. Проверка - анализ по алгоритму без вопросов учителя.

Кто сам без ошибки решил задачу?

Молодцы! Кто запишет выражение?

Дома составьте сложную задачу и решите ее по алгоритму, и кто самостоятельно расскажет работу над задачей по алгоритму, тот продолжит путешествие в ёлки - пальмовый лес.

Кто хочет попасть в этот лес?

Постарайтесь дома!

IV. Повторение.

А сейчас выполним на странице 41 задание №7.

Переложи спичку так, чтобы получилось верное равенство.

  • VII - IV = X
  • VI + V = IV

V. Итог урока.

- Что мы с вами составили на уроке, чтобы правильно научиться решать задачи? (Алгоритм.)

Кто уверен, что самостоятельно сможет работать по алгоритму?

А сейчас на листочках нарисуйте настроение, какое у вас было на уроке.

(Солнышко, елочку, тучку.)

Спасибо за работу, хорошо работали многие, думаю, что в дальнейшим все будут хорошо разбираться в алгоритме решения задач.