Система работы образовательного учреждения в режиме эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования

Разделы: Администрирование школы


Семь лет назад наша школа вступила на путь эксперимента, целью которого было повышение качества образования и воспитания, создание условий для формирования здорового образа жизни обучающихся, обеспечение преемственности образовательных программ общего и профессионального образования.

Обновление структуры и содержания общего образования было рассчитано на многие годы вперед. Случилось это не вдруг. Рождение нового, прогрессивного взгляда проходило медленно. Обновление было связано с изменением задач, стоящих перед начальной школой, которая в течение нескольких десятилетий была призвана формировать умения читать, писать, считать и ориентироваться в окружающем мире.

Одним из вариантов модернизации начального образования, поиском новых подходов к реализации стоящих перед современной школой задач по совершенствованию структуры и содержания, по нашему мнению, явилась концепция и комплект учебно-методических пособий «Начальная школа XXI века», так как методика и содержание этого комплекта носят деятельный практический характер и направляет на гармоничное развитие личности ребенка.

Изначально мы испытывали трудности: низкая материальная и научно-методическая база; работа по новому УМК «Начальная школа XXI века» предполагала перестройку всей работы учителя, так как существенно изменились приоритеты начального образования. На первый план выдвинулись цели развития личности ученика, формирование у младших школьников познавательных интересов и таких учебных умений, которые позволят ему успешно продолжить свое образование в среднем звене. Перед нашим образовательным учреждением встал вопрос о перестройке учебно-воспитательной и методической работы.

«Личностно ориентированное обучение на основе педагогики и сотрудничества» - главная проблема, над которой решил работать педагогический коллектив, и которому пришлось разрабатывать эффективные формы педагогического взаимодействия и сотрудничества с учащимися.

Стала совершенно очевидна необходимость специальной организации системы подготовки и переподготовки самих учителей.

На помощь нам пришли методические службы СарИПКиПРО, которые определили основные формы сопровождения нового содержания начального и среднего обучения.

Надо отдать должное: на протяжении семи лет нашего долгого пути методической опорой и поддержкой был коллектив регионального Центра по проведению федерального (регионального) эксперимента.  Это индивидуальные консультации, семинары, конференции, курсы для заместителей директоров школ, психологов и педагогов, работающих в режиме эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования.

Надо отдать должное и родительской общественности.

Проводя работу с родителями: родительские собрания, «круглые столы», анкетирование, индивидуальные беседы, - мы убеждали родителей, что нужно в корне перестроить работу, перейти на новые технологии развивающего обучения.

Не скрою, это настораживало и пугало родителей. Да и у нас не было достаточно практического опыта. Шаг за шагом выстраивалась наша работа, по крупицам мы стали приобретать личный практический опыт работы при реализации новых технологий в работе с конкретным классом.

Обучая детей по программе, разработанной творческим коллективом под руководством Н.Ф.Виноградовой, отслеживая работу в экспериментальном классе на I ступени обучения, мы увидели достигнутые результаты:

  • дети научились самостоятельно выбирать необходимые средства для решения поставленной учебной задачи,
  • научились творчески выполнять поставленную учебную задачу,
  • научились находить причину допущенной ошибки, научились сравнивать результаты своей работы с образцом,
  • у детей получило развитие мышления, воображения, связной речи, как устной, так и письменной.

Производя диагностику и сравнивая результаты детей в традиционном классе и классе, работающем по УМК «Начальная школа XXI века», мы отметили, что класс, работающий по данному комплекту, стал более работоспособным, имеет более высокую осведомленность, дети умеют классифицировать, проводить аналогии, и у них развита способность к общению. Мониторинги, проводимые в течение четырех лет в экспериментальном классе, показали хорошие результаты. В 4 классе по математике, русскому языку, чтению I, чтению II, информатике низкий уровень обученности – 0.

 

Русский язык

Математика

Чтение I

Чтение II

Информатика

Средний уровень обученности

2

2

2

3

4

Высокий уровень обученности

18

18

18

17

16

Результаты успеваемости в 4 классе: из 22 учащихся – 5 человек закончили год на отлично, 15 человек – на «4» и «5», 2 ученика имеют хорошие и удовлетворительные отметки.

  • % качества знаний – 90,9%
  • Степень обученности – 70%
  • Средний балл по классу – 4,1.

Это нас радовало, радовало и родителей. Мы поняли – мы на верном пути.

Апробация комплекта учебно-методических пособий «Начальная школа XXI века» в нашей школе прошла успешно.

Переходя на вторую ступень обучения, мы наметили основные направления эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, чтобы предельно максимально сохранить полученный результат на I ступени обучения.

1. Апробация экспериментального базисного учебного плана с последующей корректировкой (так как на I ступени обучения мы ввели во 2 классе английский язык, а в 3 классе изучение информатики).

2. Анализ учебников, используемых в ходе эксперимента.

3. Разработка и введение современных здоровьесберегающих технологий.

4. Создание и апробация новой системы учебных достижений школьников.

5. Апробация различных форм организации образовательного процесса, способствующих здоровьесбережению, новому качеству образования и воспитательному потенциалу учебной деятельности.

6. Апробация системы мер, позволяющих обучающимся лучше адаптироваться при переходе из начальной в основную школу (5 класс).

7. Разработка механизмов психологической поддержки обучающихся в подростковом возрасте.

8. Организация образовательного процесса с учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся (многоступенчатость).

9. Организация профориентационной работы, формирование профессионально-ценностной мотивации в предпрофильном классе (последнем классе основной школы).

10. Обеспечение завершенности основного общего образования.

При переходе на II ступень обученности мы опять столкнулись с рядом трудностей.

Нужно сохранить преемственность, так как она предполагает последовательность образовательно-воспитательной работы, продолжение закрепления, расширения и углубления тех знаний, умений и навыков, которые составляли содержание учебной деятельности на предыдущем этапе начального обучения. Организация работы в рамках обеспечения преемственности в обучении учащихся 5 «А» экспериментального класса позволила согласовать требования к подготовке детей, сформированные в программах и государственных стандартах начальной и основной школы, согласовать методы обучения, обеспечивающие подготовку учащихся младших классов к восприятию обобщенных фактов, законов, правил, адаптацию к дедуктивному методу изложения, сгладить подход от одного учителя ко многим учителям предметникам.

К сожалению, УМК «Начальная школа XXI века» не получила ожидаемого продолжения на II ступени обучения.

Мы старались сохранить «линию Виноградовой». Продолжение этой линии получило в использовании УМК по математике (М.Б.Волович), естествознанию (Т.С.Сухова), английскому языку (И.З.Биболетова), информатике (Л.Л.Босова), по литературе (Т.Ф.Курдюмова), по русскому языку (Т.А.Ладыженская), под ред. Иванова учебник так и не был издан.

Целью мониторинга успешности образовательных достижений учащихся экспериментального класса было выяснение уровня овладения учащимися основными знаниями и умениями к концу 5 класса, также определение влияния соблюдения преемственности по предметным линиям, выяснение степени влияния программ, по которым обучаются школьники, на уровень и качество полученных знаний.

Матем.

Рус. яз.

Литер. I

Литер. II

Информ.

Англ.яз.

     Класс

Уровень

4кл

5кл.

4кл.

5кл.

4кл.

5кл.

4кл.

5кл.

4кл.

5кл.

4кл.

5кл.

Высокий уровень

18

10

18

16

18

18

15

19

10

-

-

2

Средний уровень

2

12

2

5

2

-

5

1

8

-

-

7

Низкий уровень

-

-

-

-

-

1

-

-

2

-

-

11

Всего писало уч-ся

20

22

20

21

20

19

20

20

20

-

-

20

Сравнительная таблица по результатам мониторингов за 4-й и 5-й годы обучения показала, что была обеспечена преемственность перехода и адаптация учащихся экспериментального класса из начальной школы в основную и отмечается последовательность образовательно-воспитательной работы по расширению и углублению тех знаний и умений, которые составляли содержание учебной деятельности на предыдущем этапе.

Результаты, полученные на конец учебного года в 5 «А» классе, показывают, что основной потенциал учащихся сохранен, хотя результаты обученности класса по сравнению с итогами на конец года в 4 «А» классе несколько ниже.

 

4 «А» класс

5 «А» класс

% качества знаний

90,9%

82%

% успеваемости

100%

100%

СОК

70%

68%

Средний балл

4,1

3,9

 Перед нами стояла задача на следующий учебный год: продолжить внедрение новых образовательных  и здоровьесберегающих технологий на

II ступени обучения с целью обеспечения качественного образования и сохранения уровня здоровья учащихся.

Повышение качества образования – одна из актуальных проблем, которая стояла не только перед нашим образовательным учреждением.

Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания российского образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса, переосмыслением цели и результата образования.

Мы понимали, что некоторое снижение результатов качества обучения учащихся в экспериментальном классе требует от нас изменить качество управления учебно-воспитательным процессом за счет построения эффективной системы мониторинговых исследований.

В обязанности учителей, работающих в экспериментальном классе входило:

  • педагогическая поддержка эксперимента, разъяснительная работа, консультирование родителей по учебным вопросам экспериментального класса,
  • проведение по необходимости групповых и индивидуальных консультаций учащихся,
  • участие в осуществлении мониторинга в экспериментальном классе,
  • участие в анализе опытно-экспериментальной работы,
  • участие в школьных методических мероприятиях, посвященных вопросам эксперимента.

Психолог, курирующий эксперимент в 7 «А» классе, обязан проводить психолого-диагностические исследования, индивидуальные  и групповые консультации, осуществлять коррекционно-развивающую работу, проводить консультации педагогов и родителей, проводить тренинговые занятия.

Совместная работа всего педагогического коллектива нашего образовательного учреждения, родительской общественности показала, что эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования в нашей школе состоялся.

Сравнительная таблица мониторинговых исследований.

Рус.яз.

Алгебра

(матем.)

Геомтр.

Литер.

Англ.яз.

Информ.

     Класс

Уровень

6кл

7кл.

6кл

7кл.

6кл

7кл.

6кл

7кл.

6кл

7кл.

6кл

7кл.

Высокий уровень

3

3

7

4

-

3

10

5

12

5

-

0

Средний уровень

17

17

12

15

-

16

19

15

6

13

-

18

Низкий уровень

0

0

1

1

-

0

1

0

2

2

-

0

Всего писало уч-ся

20

22

20

20

-

19

20

20

20

20

-

18

Сегодня, подводя предварительные итоги, мы видим, какой колоссальный путь пройден за семь лет и педагогическим коллективом, и детским коллективом, и родительской общественностью.

Мы получили планируемые результаты (хотя были трудности и издержки), накопили достаточный педагогический опыт, мы делились опытом своей работы с коллективами из других школ района, мы систематически работали над самообразованием и самосовершенствованием, мы повышали свое педагогическое умение и мастерство, мы научились работать творчески, мы овладели новыми педагогическими технологиями, мы формировали у детей интерес к знаниям. Но самое главное, мы старались своим словом преподать детям самую трудную на свете науку – быть людьми.

Приложение 1.

Приложение 2.