Семь лет назад наша школа вступила на путь эксперимента, целью которого было повышение качества образования и воспитания, создание условий для формирования здорового образа жизни обучающихся, обеспечение преемственности образовательных программ общего и профессионального образования.
Обновление структуры и содержания общего образования было рассчитано на многие годы вперед. Случилось это не вдруг. Рождение нового, прогрессивного взгляда проходило медленно. Обновление было связано с изменением задач, стоящих перед начальной школой, которая в течение нескольких десятилетий была призвана формировать умения читать, писать, считать и ориентироваться в окружающем мире.
Одним из вариантов модернизации начального образования, поиском новых подходов к реализации стоящих перед современной школой задач по совершенствованию структуры и содержания, по нашему мнению, явилась концепция и комплект учебно-методических пособий «Начальная школа XXI века», так как методика и содержание этого комплекта носят деятельный практический характер и направляет на гармоничное развитие личности ребенка.
Изначально мы испытывали трудности: низкая материальная и научно-методическая база; работа по новому УМК «Начальная школа XXI века» предполагала перестройку всей работы учителя, так как существенно изменились приоритеты начального образования. На первый план выдвинулись цели развития личности ученика, формирование у младших школьников познавательных интересов и таких учебных умений, которые позволят ему успешно продолжить свое образование в среднем звене. Перед нашим образовательным учреждением встал вопрос о перестройке учебно-воспитательной и методической работы.
«Личностно ориентированное обучение на основе педагогики и сотрудничества» - главная проблема, над которой решил работать педагогический коллектив, и которому пришлось разрабатывать эффективные формы педагогического взаимодействия и сотрудничества с учащимися.
Стала совершенно очевидна необходимость специальной организации системы подготовки и переподготовки самих учителей.
На помощь нам пришли методические службы СарИПКиПРО, которые определили основные формы сопровождения нового содержания начального и среднего обучения.
Надо отдать должное: на протяжении семи лет нашего долгого пути методической опорой и поддержкой был коллектив регионального Центра по проведению федерального (регионального) эксперимента. Это индивидуальные консультации, семинары, конференции, курсы для заместителей директоров школ, психологов и педагогов, работающих в режиме эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования.
Надо отдать должное и родительской общественности.
Проводя работу с родителями: родительские собрания, «круглые столы», анкетирование, индивидуальные беседы, - мы убеждали родителей, что нужно в корне перестроить работу, перейти на новые технологии развивающего обучения.
Не скрою, это настораживало и пугало родителей. Да и у нас не было достаточно практического опыта. Шаг за шагом выстраивалась наша работа, по крупицам мы стали приобретать личный практический опыт работы при реализации новых технологий в работе с конкретным классом.
Обучая детей по программе, разработанной творческим коллективом под руководством Н.Ф.Виноградовой, отслеживая работу в экспериментальном классе на I ступени обучения, мы увидели достигнутые результаты:
- дети научились самостоятельно выбирать необходимые средства для решения поставленной учебной задачи,
- научились творчески выполнять поставленную учебную задачу,
- научились находить причину допущенной ошибки, научились сравнивать результаты своей работы с образцом,
- у детей получило развитие мышления, воображения, связной речи, как устной, так и письменной.
Производя диагностику и сравнивая результаты детей в традиционном классе и классе, работающем по УМК «Начальная школа XXI века», мы отметили, что класс, работающий по данному комплекту, стал более работоспособным, имеет более высокую осведомленность, дети умеют классифицировать, проводить аналогии, и у них развита способность к общению. Мониторинги, проводимые в течение четырех лет в экспериментальном классе, показали хорошие результаты. В 4 классе по математике, русскому языку, чтению I, чтению II, информатике низкий уровень обученности – 0.
|
Русский язык |
Математика |
Чтение I |
Чтение II |
Информатика |
Средний уровень обученности |
2 |
2 |
2 |
3 |
4 |
Высокий уровень обученности |
18 |
18 |
18 |
17 |
16 |
Результаты успеваемости в 4 классе: из 22 учащихся – 5 человек закончили год на отлично, 15 человек – на «4» и «5», 2 ученика имеют хорошие и удовлетворительные отметки.
- % качества знаний – 90,9%
- Степень обученности – 70%
- Средний балл по классу – 4,1.
Это нас радовало, радовало и родителей. Мы поняли – мы на верном пути.
Апробация комплекта учебно-методических пособий «Начальная школа XXI века» в нашей школе прошла успешно.
Переходя на вторую ступень обучения, мы наметили основные направления эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, чтобы предельно максимально сохранить полученный результат на I ступени обучения.
1. Апробация экспериментального базисного учебного плана с последующей корректировкой (так как на I ступени обучения мы ввели во 2 классе английский язык, а в 3 классе изучение информатики).
2. Анализ учебников, используемых в ходе эксперимента.
3. Разработка и введение современных здоровьесберегающих технологий.
4. Создание и апробация новой системы учебных достижений школьников.
5. Апробация различных форм организации образовательного процесса, способствующих здоровьесбережению, новому качеству образования и воспитательному потенциалу учебной деятельности.
6. Апробация системы мер, позволяющих обучающимся лучше адаптироваться при переходе из начальной в основную школу (5 класс).
7. Разработка механизмов психологической поддержки обучающихся в подростковом возрасте.
8. Организация образовательного процесса с учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся (многоступенчатость).
9. Организация профориентационной работы, формирование профессионально-ценностной мотивации в предпрофильном классе (последнем классе основной школы).
10. Обеспечение завершенности основного общего образования.
При переходе на II ступень обученности мы опять столкнулись с рядом трудностей.
Нужно сохранить преемственность, так как она предполагает последовательность образовательно-воспитательной работы, продолжение закрепления, расширения и углубления тех знаний, умений и навыков, которые составляли содержание учебной деятельности на предыдущем этапе начального обучения. Организация работы в рамках обеспечения преемственности в обучении учащихся 5 «А» экспериментального класса позволила согласовать требования к подготовке детей, сформированные в программах и государственных стандартах начальной и основной школы, согласовать методы обучения, обеспечивающие подготовку учащихся младших классов к восприятию обобщенных фактов, законов, правил, адаптацию к дедуктивному методу изложения, сгладить подход от одного учителя ко многим учителям предметникам.
К сожалению, УМК «Начальная школа XXI века» не получила ожидаемого продолжения на II ступени обучения.
Мы старались сохранить «линию Виноградовой». Продолжение этой линии получило в использовании УМК по математике (М.Б.Волович), естествознанию (Т.С.Сухова), английскому языку (И.З.Биболетова), информатике (Л.Л.Босова), по литературе (Т.Ф.Курдюмова), по русскому языку (Т.А.Ладыженская), под ред. Иванова учебник так и не был издан.
Целью мониторинга успешности образовательных достижений учащихся экспериментального класса было выяснение уровня овладения учащимися основными знаниями и умениями к концу 5 класса, также определение влияния соблюдения преемственности по предметным линиям, выяснение степени влияния программ, по которым обучаются школьники, на уровень и качество полученных знаний.
|
Матем. |
Рус. яз. |
Литер. I |
Литер. II |
Информ. |
Англ.яз. |
||||||
Класс Уровень |
4кл |
5кл. |
4кл. |
5кл. |
4кл. |
5кл. |
4кл. |
5кл. |
4кл. |
5кл. |
4кл. |
5кл. |
Высокий уровень |
18 |
10 |
18 |
16 |
18 |
18 |
15 |
19 |
10 |
- |
- |
2 |
Средний уровень |
2 |
12 |
2 |
5 |
2 |
- |
5 |
1 |
8 |
- |
- |
7 |
Низкий уровень |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
- |
2 |
- |
- |
11 |
Всего писало уч-ся |
20 |
22 |
20 |
21 |
20 |
19 |
20 |
20 |
20 |
- |
- |
20 |
Сравнительная таблица по результатам мониторингов за 4-й и 5-й годы обучения показала, что была обеспечена преемственность перехода и адаптация учащихся экспериментального класса из начальной школы в основную и отмечается последовательность образовательно-воспитательной работы по расширению и углублению тех знаний и умений, которые составляли содержание учебной деятельности на предыдущем этапе.
Результаты, полученные на конец учебного года в 5 «А» классе, показывают, что основной потенциал учащихся сохранен, хотя результаты обученности класса по сравнению с итогами на конец года в 4 «А» классе несколько ниже.
|
4 «А» класс |
5 «А» класс |
% качества знаний |
90,9% |
82% |
% успеваемости |
100% |
100% |
СОК |
70% |
68% |
Средний балл |
4,1 |
3,9 |
Перед нами стояла задача на следующий учебный год: продолжить внедрение новых образовательных и здоровьесберегающих технологий на
II ступени обучения с целью обеспечения качественного образования и сохранения уровня здоровья учащихся.
Повышение качества образования – одна из актуальных проблем, которая стояла не только перед нашим образовательным учреждением.
Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания российского образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса, переосмыслением цели и результата образования.
Мы понимали, что некоторое снижение результатов качества обучения учащихся в экспериментальном классе требует от нас изменить качество управления учебно-воспитательным процессом за счет построения эффективной системы мониторинговых исследований.
В обязанности учителей, работающих в экспериментальном классе входило:
- педагогическая поддержка эксперимента, разъяснительная работа, консультирование родителей по учебным вопросам экспериментального класса,
- проведение по необходимости групповых и индивидуальных консультаций учащихся,
- участие в осуществлении мониторинга в экспериментальном классе,
- участие в анализе опытно-экспериментальной работы,
- участие в школьных методических мероприятиях, посвященных вопросам эксперимента.
Психолог, курирующий эксперимент в 7 «А» классе, обязан проводить психолого-диагностические исследования, индивидуальные и групповые консультации, осуществлять коррекционно-развивающую работу, проводить консультации педагогов и родителей, проводить тренинговые занятия.
Совместная работа всего педагогического коллектива нашего образовательного учреждения, родительской общественности показала, что эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования в нашей школе состоялся.
Сравнительная таблица мониторинговых исследований.
|
Рус.яз. |
Алгебра (матем.) |
Геомтр. |
Литер. |
Англ.яз. |
Информ. |
||||||
Класс Уровень |
6кл |
7кл. |
6кл |
7кл. |
6кл |
7кл. |
6кл |
7кл. |
6кл |
7кл. |
6кл |
7кл. |
Высокий уровень |
3 |
3 |
7 |
4 |
- |
3 |
10 |
5 |
12 |
5 |
- |
0 |
Средний уровень |
17 |
17 |
12 |
15 |
- |
16 |
19 |
15 |
6 |
13 |
- |
18 |
Низкий уровень |
0 |
0 |
1 |
1 |
- |
0 |
1 |
0 |
2 |
2 |
- |
0 |
Всего писало уч-ся |
20 |
22 |
20 |
20 |
- |
19 |
20 |
20 |
20 |
20 |
- |
18 |
Сегодня, подводя предварительные итоги, мы видим, какой колоссальный путь пройден за семь лет и педагогическим коллективом, и детским коллективом, и родительской общественностью.
Мы получили планируемые результаты (хотя были трудности и издержки), накопили достаточный педагогический опыт, мы делились опытом своей работы с коллективами из других школ района, мы систематически работали над самообразованием и самосовершенствованием, мы повышали свое педагогическое умение и мастерство, мы научились работать творчески, мы овладели новыми педагогическими технологиями, мы формировали у детей интерес к знаниям. Но самое главное, мы старались своим словом преподать детям самую трудную на свете науку – быть людьми.