Урок "Объяснение электрических явлений"

Разделы: Физика


Технология – личностно-ориентированное обучение.

Принципы технологии:

  1. Использование субъективного опыта ученика.
  2. Сотрудничество ученика и учителя.
  3. Создание условий для самовыражения учащихся.
  4. Демократический характер обучения.
  5. Применение учителем на уроке разнообразного материала.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока:

  1. Обучающая: научить объяснять электрические явления на основе знаний о строении атома.
  2. Развивающая: способствовать развитию познавательной компетентности.
  3. Воспитывающая: воспитывать активную жизненную позицию учеников.

Структура урока:

Этап урока

Дидактическая задача

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Начальный

Содержание:

1. Актуализация знаний

2. Постановка цели урока

Повторить основные понятия по теме «Строение атома». Цель – создать проблему, заинтересовать учащихся.

Форма: индивидуально-групповая.

Методы: наглядный, проблемный.

Заполняют пропуски в тексте, 2 ученика у доски делают надписи к рисункам. Самопроверка.
Основной

Содержание:

Объяснение электрических явлений.

Научить объяснять наблюдаемые явления с точки зрения строения атома. Цель – изучение нового материала.

Форма: объяснение демонстрационного эксперимента.

Методы: исследовательский, частично-поисковый.

Проводят по очереди демонстрационный эксперимент, выбирают варианты правильных объяснений, делают выводы.
Закрепление

Содержание:

Тест.

1. Применить знания строения атома к решению подобных задач.

2. Контроль полученных знаний.

Цель – применение полученных знаний.

Форма: фронтальная.

Методы: словесные, метод проверки и оценки знаний.

Решают задачи, осмысливают и углубляют знания.
Итоговый

Содержание:

1. Домашнее задание.

2. Итоги урока.

1. Задать домашнее задание по данной теме.

2. Выставить оценки за урок.

Цель – углубление и осознание знаний. Записывают Д/З.

Делают выводы.

Прогнозируемые результаты:

  1. Ученики узнают, как на основе представлений о строении атома объяснять электрические явления.
  2. Приобретут навыки проведения демонстрационного эксперимента.
  3. У учеников возрастет познавательный интерес к предмету.

Содержание.

1. Рисунки на доске – см. Приложение 2.

2. Текст физического диктанта – Слайды № 3, 4 из приложения 1.

3. Самопроверка физического диктанта – Слайды №5, 6 из приложения 1.

4. Объясняемые явления:

  • электризация тел трением. Опыт: стеклянную палочку потирают листом бумаги. То, что палочка приобрела заряд, судят по взаимодействию с электрическим султаном. Слайд №7
  • существование проводников и диэлектриков. Опыт: заряжают с помощью наэлектризованной палочки металлический шар одного электроскопа и по - очереди соединяют его с шаром другого электроскопа деревянной указкой и металлической проволокой. Слайд №8
  • притяжение гильзы к наэлектризованному телу. Опыт: наэлектризованную стеклянную палочку подносят к станиолевой гильзе. Слайд №9
  • заземление. Опыт: заряжают с помощью наэлектризованной палочки малый металлический шар одного электроскопа и соединяют его с большим шаром другого электроскопа металлической проволокой. Слайд №10

5. Решение экспериментальных задач. Занимательные опыты:

  • «Управляемая струя»

В пластиковой бутылке чуть ниже середины проделывается отверстие, которое закрывается пластилином. Бутыль заполняют подкрашенной водой, открывают отверстие и подносят к струе наэлектризованную палочку.

  • «Прыгающие шарики»

Из алюминиевой фольги скатывают маленькие шарики и бросают их на пластину из оргстекла, которую предварительно потёрли газетой.

  • «Волшебный шар»

Детский надувной шарик потирают газетой и подносят его к стенке.

  • «Бумага- магнит»

Наэлектризованную палочку подносят к мелким кусочкам бумаги.

Подробный конспект урока.

На экране – проекция Слайда №1 из приложения 1.

Этап урока

Учитель

Ученики

Комментарий

Актуализация знаний. На прошлом уроке мы познакомились со строением атома. Полученные знания крайне необходимы для понимания многих явлений и процессов уже рассмотренных нами и тех, которые будем изучать в будущем. Для успешного проведения урока необходимо вспомнить, как устроен атом и атомное ядро. Вам предлагается текст, в котором пропущены слова. Эти слова вам нужно записать в столбик в рабочих тетрадях. Читают текст на экране. Пишут пропущенные слова. Два ученика работают у доски. Они независимо друг от друга делают надписи к рисункам моделей атомов, сделанных на оборотных сторонах учебной доски. (см. Приложение 2) После завершения работы, организуется взаимопроверка. Ученики меняются тетрадями и проверяют работу соседа. Оценивают друг друга по следующей схеме: 9-10 правильных ответов-«5»; 7-8 – «4»; 5-6 - «3». Учитель интересуется результатами. После этого класс проверяет работу учеников, работавших у доски, но предварительно учитель у этих учеников спрашивает: «Нет ли желания что-либо изменить или исправить?» Даёт такую возможность.
Целеполагание. На уроках данной темы, вы были наблюдателями многих опытов, доказывающих, что электрические явления существуют. В первом опыте вы наблюдали, как лёгкие кусочки бумаги притягивались к наэлектризованным предметам. Вы спрашивали: «Почему это происходит?» Но объяснить их мы ещё не могли. Сегодня вопрос: «Почему притягиваются кусочки бумаги к наэлектризованной палочке?» будет главной проблемой на уроке.

Запишем тему урока: «Объяснение электрических явлений». А как бы вы сформулировали цель урока?

Предполагают, что должны научиться объяснять различные электрические явления на основе знаний о строении атома. Учитель более четко формулирует цель урока.
Изучение нового материала. На предыдущем уроке четырём желающим ученикам-«экспериментаторам» было дано индивидуальное домашнее задание: самостоятельно подготовить демонстрацию и объяснение одного из основных опытов. «Экспериментаторы» по очереди выходят к доске, показывают опыт (из группы «Объясняемые явления»), комментируя свои действия, и просят одноклассников объяснить опыт. Анализируют их ответы, выбирают правильный, уточняют. Учитель показывает слайды, соответствующие демонстрируемым опытам.

Ученики отвечают на вопросы, записывают выводы в тетради.

Закрепление. Учитель показывает занимательные опыты:

1) «Управляемая струя»

Почему струя притягивается к палочке?

2) «Прыгающие шарики»

Почему шарики подпрыгивают?

3) «Волшебный шар»

Почему шарик держится на вертикальной стене, а не падает на пол?

4) «Бумага- магнит»

Почему кусочки бумаги притягиваются к наэлектризованной палочке?

Ученики объясняют опыты на основе знаний о строении атома: выдвигают свои версии, дискутируют, спорят. Учитель руководит дискуссией.  
Итог. Подводит итоги. Выставляет оценки. Сообщает домашнее задание. Записывают домашнее задание.

§31,Упр.12. Желающие могут приготовить свой опыт по электростатике, продемонстрировать и объяснить.

 

Приложение 1.