Технология – личностно-ориентированное обучение.
Принципы технологии:
- Использование субъективного опыта ученика.
- Сотрудничество ученика и учителя.
- Создание условий для самовыражения учащихся.
- Демократический характер обучения.
- Применение учителем на уроке разнообразного материала.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока:
- Обучающая: научить объяснять электрические явления на основе знаний о строении атома.
- Развивающая: способствовать развитию познавательной компетентности.
- Воспитывающая: воспитывать активную жизненную позицию учеников.
Структура урока:
Этап урока |
Дидактическая задача |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Начальный Содержание: 1. Актуализация знаний 2. Постановка цели урока |
Повторить основные понятия по теме «Строение атома». | Цель – создать проблему,
заинтересовать учащихся. Форма: индивидуально-групповая. Методы: наглядный, проблемный. |
Заполняют пропуски в тексте, 2 ученика у доски делают надписи к рисункам. Самопроверка. |
Основной Содержание: Объяснение электрических явлений. |
Научить объяснять наблюдаемые явления с точки зрения строения атома. | Цель – изучение нового материала. Форма: объяснение демонстрационного эксперимента. Методы: исследовательский, частично-поисковый. |
Проводят по очереди демонстрационный эксперимент, выбирают варианты правильных объяснений, делают выводы. |
Закрепление
Содержание: Тест. |
1. Применить знания строения атома к
решению подобных задач. 2. Контроль полученных знаний. |
Цель – применение полученных знаний. Форма: фронтальная. Методы: словесные, метод проверки и оценки знаний. |
Решают задачи, осмысливают и углубляют знания. |
Итоговый Содержание: 1. Домашнее задание. 2. Итоги урока. |
1. Задать домашнее задание по данной
теме. 2. Выставить оценки за урок. |
Цель – углубление и осознание знаний. | Записывают Д/З. Делают выводы. |
Прогнозируемые результаты:
- Ученики узнают, как на основе представлений о строении атома объяснять электрические явления.
- Приобретут навыки проведения демонстрационного эксперимента.
- У учеников возрастет познавательный интерес к предмету.
Содержание.
1. Рисунки на доске – см. Приложение 2.
2. Текст физического диктанта – Слайды № 3, 4 из приложения 1.
3. Самопроверка физического диктанта – Слайды №5, 6 из приложения 1.
4. Объясняемые явления:
- электризация тел трением. Опыт: стеклянную палочку потирают листом бумаги. То, что палочка приобрела заряд, судят по взаимодействию с электрическим султаном. Слайд №7
- существование проводников и диэлектриков. Опыт: заряжают с помощью наэлектризованной палочки металлический шар одного электроскопа и по - очереди соединяют его с шаром другого электроскопа деревянной указкой и металлической проволокой. Слайд №8
- притяжение гильзы к наэлектризованному телу. Опыт: наэлектризованную стеклянную палочку подносят к станиолевой гильзе. Слайд №9
- заземление. Опыт: заряжают с помощью наэлектризованной палочки малый металлический шар одного электроскопа и соединяют его с большим шаром другого электроскопа металлической проволокой. Слайд №10
5. Решение экспериментальных задач. Занимательные опыты:
- «Управляемая струя»
В пластиковой бутылке чуть ниже середины проделывается отверстие, которое закрывается пластилином. Бутыль заполняют подкрашенной водой, открывают отверстие и подносят к струе наэлектризованную палочку.
- «Прыгающие шарики»
Из алюминиевой фольги скатывают маленькие шарики и бросают их на пластину из оргстекла, которую предварительно потёрли газетой.
- «Волшебный шар»
Детский надувной шарик потирают газетой и подносят его к стенке.
- «Бумага- магнит»
Наэлектризованную палочку подносят к мелким кусочкам бумаги.
Подробный конспект урока.
На экране – проекция Слайда №1 из приложения 1.
Этап урока |
Учитель |
Ученики |
Комментарий |
Актуализация знаний. | На прошлом уроке мы познакомились со строением атома. Полученные знания крайне необходимы для понимания многих явлений и процессов уже рассмотренных нами и тех, которые будем изучать в будущем. Для успешного проведения урока необходимо вспомнить, как устроен атом и атомное ядро. Вам предлагается текст, в котором пропущены слова. Эти слова вам нужно записать в столбик в рабочих тетрадях. | Читают текст на экране. Пишут пропущенные слова. Два ученика работают у доски. Они независимо друг от друга делают надписи к рисункам моделей атомов, сделанных на оборотных сторонах учебной доски. (см. Приложение 2) | После завершения работы, организуется взаимопроверка. Ученики меняются тетрадями и проверяют работу соседа. Оценивают друг друга по следующей схеме: 9-10 правильных ответов-«5»; 7-8 – «4»; 5-6 - «3». Учитель интересуется результатами. После этого класс проверяет работу учеников, работавших у доски, но предварительно учитель у этих учеников спрашивает: «Нет ли желания что-либо изменить или исправить?» Даёт такую возможность. |
Целеполагание. | На уроках данной темы, вы были
наблюдателями многих опытов, доказывающих, что электрические явления
существуют. В первом опыте вы наблюдали, как лёгкие кусочки бумаги
притягивались к наэлектризованным предметам. Вы спрашивали: «Почему
это происходит?» Но объяснить их мы ещё не могли. Сегодня вопрос:
«Почему притягиваются кусочки бумаги к наэлектризованной палочке?»
будет главной проблемой на уроке. Запишем тему урока: «Объяснение электрических явлений». А как бы вы сформулировали цель урока? |
Предполагают, что должны научиться объяснять различные электрические явления на основе знаний о строении атома. | Учитель более четко формулирует цель урока. |
Изучение нового материала. | На предыдущем уроке четырём желающим ученикам-«экспериментаторам» было дано индивидуальное домашнее задание: самостоятельно подготовить демонстрацию и объяснение одного из основных опытов. | «Экспериментаторы» по очереди выходят к доске, показывают опыт (из группы «Объясняемые явления»), комментируя свои действия, и просят одноклассников объяснить опыт. Анализируют их ответы, выбирают правильный, уточняют. | Учитель показывает слайды,
соответствующие демонстрируемым опытам. Ученики отвечают на вопросы, записывают выводы в тетради. |
Закрепление. | Учитель показывает занимательные
опыты: 1) «Управляемая струя» Почему струя притягивается к палочке? 2) «Прыгающие шарики» Почему шарики подпрыгивают? 3) «Волшебный шар» Почему шарик держится на вертикальной стене, а не падает на пол? 4) «Бумага- магнит» Почему кусочки бумаги притягиваются к наэлектризованной палочке? |
Ученики объясняют опыты на основе знаний о строении атома: выдвигают свои версии, дискутируют, спорят. Учитель руководит дискуссией. | |
Итог. | Подводит итоги. Выставляет оценки. Сообщает домашнее задание. | Записывают домашнее задание. §31,Упр.12. Желающие могут приготовить свой опыт по электростатике, продемонстрировать и объяснить. |