Цель урока:
- создать условия для вывода правила сравнения десятичных дробей и умения его применять;
- повторить запись обыкновенных дробей в виде десятичных, округление десятичных дробей;
- развивать логическое мышление, способность к обобщению, исследовательские умения, речь.
Ход урока
- Ребята давайте вспомним, чем мы занимались с вами на предыдущих уроках?
Ответ: изучали десятичные дроби, записывали обыкновенные дроби в виде десятичных и наоборот, округляли десятичные дроби.
- А чем бы вы хотели сегодня заниматься?
(Ученики отвечают.)
- А вот все-таки чем мы будем на уроке заниматься, вы узнаете через несколько минут. Откройте тетради, запишите дату. К доске пойдет ученик, который будет работать с обратной стороны доски. Я буду предлагать вам задания, которые вы выполняете устно. Ответы записываете в тетрадь в строчку через точку с запятой. Ученик у доски записывает в столбик.
- Я читаю задания, которые заранее записаны на доске:
- Запишите в виде десятичных дробей
- Запишите короче десятичную дробь (замените десятичную дробь ей равной) 04,37500.
- Запишите десятичную дробь, если дано разложение десятичной дроби по разрядам 5 + 0,4 + 0,07 + 0,005.
- Округлите десятичные дроби до тысячных: 6,5746; 7,67502.
- Проверим. У кого другие ответы? Вспомнить правила.
Получили: 1,075; 2,175; 3,275; 4,375; 5,475; 6,575; 7,675.
- Установите закономерность и продолжите полученный ряд еще на 2 числа. Проверим.
8,775; 9,875
- Возьмите расшифровку и под каждым числом (отвечающий у доски ставит букву рядом с числом) поставьте соответствующую букву. Прочитайте слово.
Расшифровка:
3,275 – а
6,575 – е
1,075 – с
5,475 – н
2,175 – р
7,675 – н
4,375 – в
9,875 – е
8,775 – и
- Итак, чем мы будем заниматься на уроке?
Ответ: сравнением.
- Сравнением! Хорошо, я, например, сейчас начну сравнивать свои руки, 2 учебника, 3 линейки. А вы что хотите сравнивать?
Ответ: десятичные дроби.
- Какую тему урока запишем?
Я записываю тему урока на доске, а ученики в тетради: «Сравнение десятичных дробей».
Задание: сравните числа (на доске записаны)
18,625 и 5,784 | 15,200 и 15,200 | |
3,0251 и 21,02 | 7,65 и 7,8 | |
23,0521 и 0,0521 | 0,089 и 0,0081 |
- Сначала открываем левую часть. Целые части разные. Делаем вывод о сравнении десятичных дробей с разными целыми частями. Открываем правую часть. Целые части – одинаковые числа. Как сравнить?
Предложение: записать десятичные дроби в виде обыкновенных дробей и сравнить.
- Записать сравнение обыкновенных дробей. Если каждую десятичную дробь переводить в обыкновенную и сравнивать 2 дроби, то это займет много времени. Может мы выведем правило сравнения? (Ученики предлагают.) Я выписала правило сравнения десятичных дробей, которое предлагает автор. Давайте сравним.
На листе бумаги напечатаны 2 правила:
- Если целые части десятичных дробей различны, то та дробь больше, у которой больше целая часть.
- Если целые части десятичных дробей одинаковы, то больше та дробь, у которой больше первый из несовпавших разрядов после запятой.
- Мы с вами сделали открытие. И это открытие – правило сравнения десятичных дробей. Оно у нас совпало с правилом, которое предложил автор учебника.
- Я вот обратила внимание, что в правилах говорится какая из 2 дробей больше. А вы можете мне сказать какая из 2 десятичных дробей меньше.
Выполнить в тетради № 785(1, 2) на стр. 172. Задание записано на доске. Ученики комментируют, а учитель ставит знаки.
Задание: сравните
0,3 и 0,8
0,90 и 0,9
5,6 и 3,6
2,99 и 13,1
0,759 и 0,76
3,4208 и 3,4028
- Итак, что мы научились сегодня делать? Давайте себя проверим. Работа на листочках с копиркой.
Ученики сравнивают десятичные дроби, ставя знаки >, <, =. Когда ученики выполнят задание, то листок сверху оставляют себе, а листок снизу сдают учителю.
Самостоятельная работа.
(Проверка – ответы на обратной стороне доски.)
Сравните
1,21 и 1,2
3,34 и 3,4
8,6 и 8,37
3,5601 и 4,48
85,113 и 85,13
148,05 и 14,805
6,44806 и 6,44863
35,601 и 35,6010
Первый, кто сделает – получает задание (выполняет с обратной стороны доски) № 786(1, 2):
Найдите закономерность и запишите следующее в последовательности число. В каких последовательностях числа расположены в порядке возрастания, в каких в порядке убывания?
Ответ:
- 0,1; 0,02; 0,003; 0,0004; 0,00005; (0,000006) – убывает
- 0,1 ; 0,11; 0,111; 0,1111; 0,11111; (0,111111) – возрастает.
- После того, как последний ученик сдаст работу – проверить.
Учащиеся сравнивают свои ответы.
- Те, кто все сделал правильно поставит себе отметку “5”, кто допустил 1-2 ошибки –“4”, 3 ошибки – “3”. Выяснить в каких сравнениях допущены ошибки, на какое правило.
- Записать домашнее задание: № 813, № 814 (п. 4 стр. 171). Прокомментировать. Если будет время – выполнить № 786(1, 3), № 793(а).
Итог урока.
- Что вы ребята научились делать на уроке?
- Вам понравилось или не понравилось?
- Какие были затруднения?
- Возьмите листочки и заполните их, указав степень вашего усвоения материала:
- усвоен полностью, могу выполнять;
- усвоен полностью, но затрудняюсь в применении;
- усвоен частично;
- не усвоен.
- Спасибо за урок.