Цели урока:
- обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Растворы»;
- показать различные способы решения задач с учетом возрастных особенностей и математической подготовки.
Задачи:
1. Образовательные:
- освоить приемы решения задач по теме «Растворы»;
- отработать умения и навыки учащихся при решении расчетных задач.
2. Воспитательные:
- воспитывать умение контролировать внимание на всех этапах урока;
- продолжить эстетическое воспитание через оформление доски, записей в тетради, использование наглядностей;
- способствовать развитию коммуникативных качеств учащихся.
3. Развивающие:
- развивать познавательные процессы, операции логического мышления (анализ, прогнозирование, умение делать выводы) при решении задач, через преобразование формул и подставление известных величин в конечную формулу или алгебраическое уравнение;
- развивать познавательный интерес к предмету через решение задач, имеющих важное практическое значение;
- способствовать развитию математической речи учащихся;
- развивать самостоятельность учащихся при решении задач.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы организации учебной деятельности:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- групповая.
Ход урока
Учитель химии. Добрый день, ребята! Сегодня на уроке мы рассмотрим решения химических задач, для чего нужно вспомнить решение линейных уравнений, систем уравнений, пропорций. Поэтому урок мы проведем вместе с учителем математики.
Учитель математики. Чтобы узнать, какая тема сегодня на уроке, решите уравнения:
9 | -2 | 1,6 | 10 | 10/11 | -3 | 4 |
Ы | А | В | Р | О | С | Т |
Итак, решать задачи мы будем по теме: «Растворы».
Учитель математики. Какие привила, вы использовали для решения линейных уравнений и пропорций?
Давайте вспомним основные методы решения систем уравнений:
- метод подстановки;
- метод алгебраического сложения.
Какая из пар чисел является решением системы уравнений?
Учитель химии. С понятием растворы мы очень часто сталкиваемся в повседневной жизни.
При решении задач по теме «Растворы» используют формулы:
Рассмотрим решение задач №1 и №2:
Задача №1.
Лимонная кислота содержится не только в лимонах, но также в незрелых яблоках, вишнях, ягодах смородины. Лимонная кислота часто используется в кулинарии и в домашнем хозяйстве (например, для выведения ржавых пятен с ткани). Определите, какая масса 10% и 70% раствора лимонной кислоты потребуется для приготовления 100 г 20% раствора?
|
|
|
|
|
Задача №2.
Для засола огурцов используют 7% водный раствор поваренной соли (хлорида натрия NaCl). Именно такой раствор в достаточной мере подавляет жизнедеятельность болезнетворных микроорганизмов и плесневого грибка, и в то же время не препятствует процессам молочнокислого брожения. Рассчитайте массу соли и массу воды для приготовления 1 кг такого раствора?
|
|
|
|
Ребята, сейчас мы будем решать задачи самостоятельно по вариантам, с взаимопроверкой в конце урока.
Вариант 1.
- Определите массы 10%-го и 90%-го растворов уксусной кислоты, необходимые для приготовления 500 г 30%-го раствора?
- Сколько грамм йода и спирта нужно взять аптекарю, для приготовления 500 г 5% раствора йодной настойки?
Вариант 2.
- Нужно приготовить 500 г столового уксуса (3%-раствор уксусной кислоты). Какое количество 90%-го раствора уксусной кислоты следует взять для этого?
- В аптеке имеются растворы аммиака 5% и 25% . Как из них приготовить 1 кг нашатырного спирта (10% раствор аммиака).
(Решение задач проверяется по образцу на экране проектора)
Итог урока.
Учащиеся проводят самоанализ. Каждый из них отвечает на вопросы: «Что я знаю хорошо, а что мне нужно подучить», «Какую бы отметку я себе поставил за урок?» По желанию несколько учащихся могут провести самооценку вслух.