Интегрированный урок (математика + химия). Решение задач по теме "Растворы"

Разделы: Математика, Химия


Цели урока:

  • обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Растворы»;
  • показать различные способы решения задач с учетом возрастных особенностей и математической подготовки.

Задачи:

1. Образовательные:

  • освоить приемы решения задач по теме «Растворы»;
  • отработать умения и навыки учащихся при решении расчетных задач.

2. Воспитательные:

  • воспитывать умение контролировать внимание на всех этапах урока;
  • продолжить эстетическое воспитание через оформление доски, записей в тетради, использование наглядностей;
  • способствовать развитию коммуникативных качеств учащихся.

3. Развивающие:

  • развивать познавательные процессы, операции логического мышления (анализ, прогнозирование, умение делать выводы) при решении задач, через преобразование формул и подставление известных величин в конечную формулу или алгебраическое уравнение;
  • развивать познавательный интерес к предмету через решение задач, имеющих важное практическое значение;
  • способствовать развитию математической речи учащихся;
  • развивать самостоятельность учащихся при решении задач.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы организации учебной деятельности:

  • фронтальная;
  • индивидуальная;
  • групповая.

Ход урока

Учитель химии. Добрый день, ребята! Сегодня на уроке мы рассмотрим решения химических задач, для чего нужно вспомнить решение линейных уравнений, систем уравнений, пропорций. Поэтому урок мы проведем вместе с учителем математики.

Учитель математики. Чтобы узнать, какая тема сегодня на уроке, решите уравнения:

9 -2 1,6 10 10/11 -3 4
Ы А В Р О С Т

Итак, решать задачи мы будем по теме: «Растворы».

Учитель математики. Какие привила, вы использовали для решения линейных уравнений и пропорций?

Давайте вспомним основные методы решения систем уравнений:

  • метод подстановки;
  • метод алгебраического сложения.

Какая из пар чисел является решением системы уравнений?

Учитель химии. С понятием растворы мы очень часто сталкиваемся в повседневной жизни.

При решении задач по теме «Растворы» используют формулы:

Рассмотрим решение задач №1 и №2:

Задача №1.

Лимонная кислота содержится не только в лимонах, но также в незрелых яблоках, вишнях, ягодах смородины. Лимонная кислота часто используется в кулинарии и в домашнем хозяйстве (например, для выведения ржавых пятен с ткани). Определите, какая масса 10% и 70% раствора лимонной кислоты потребуется для приготовления 100 г 20% раствора?

 
 
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Задача №2.

Для засола огурцов используют 7% водный раствор поваренной соли (хлорида натрия NaCl). Именно такой раствор в достаточной мере подавляет жизнедеятельность болезнетворных микроорганизмов и плесневого грибка, и в то же время не препятствует процессам молочнокислого брожения. Рассчитайте массу соли и массу воды для приготовления 1 кг такого раствора?

 
 
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ребята, сейчас мы будем решать задачи самостоятельно по вариантам, с взаимопроверкой в конце урока.

Вариант 1.

  1. Определите массы 10%-го и 90%-го растворов уксусной кислоты, необходимые для приготовления 500 г 30%-го раствора?
  2. Сколько грамм йода и спирта нужно взять аптекарю, для приготовления 500 г 5% раствора йодной настойки?

Вариант 2.

  1. Нужно приготовить 500 г столового уксуса (3%-раствор уксусной кислоты). Какое количество 90%-го раствора уксусной кислоты следует взять для этого?
  2. В аптеке имеются растворы аммиака 5% и 25% . Как из них приготовить 1 кг нашатырного спирта (10% раствор аммиака).

(Решение задач проверяется по образцу на экране проектора)

Итог урока.

Учащиеся проводят самоанализ. Каждый из них отвечает на вопросы: «Что я знаю хорошо, а что мне нужно подучить», «Какую бы отметку я себе поставил за урок?» По желанию несколько учащихся могут провести самооценку вслух.