Цель урока: научить учащихся использовать инструмент Заливка при оформлении рисунков.
Задачи урока:
1. Учебные:
- закрепить знания учащихся об основных элементах экрана графического редактора Paint;
- научить работать с цветом с помощью палитры;
- продолжить формирование у учащихся навыков работы в графическом редакторе;
- установить межпредметные связи: информатика – изобразительное искусство, информатика – биология.
2. Развивающие:
развивать внимание, память, моторику пальцев рук;
развивать творческое воображение, логическое мышление.
3. Воспитательные:
- воспитывать у детей чувство прекрасного;
- воспитывать любовь к природе родного края.
Тип урока: комбинированный – урок объяснения нового материала, повторения пройденного материала, закрепление полученных ранее и приобретенных на текущем уроке знаний, умений и навыков в ходе практической работы.
Подготовительный этап.
При подготовке к данному уроку учащиеся получают задание - подготовить сообщения о птицах, зимующих в наших краях и птицах, прилетающих к нам весной. Сообщения могут быть в виде мини-доклада, стихотворения, загадок.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Реализация основной дидактической цели урока:
-
проверка качества ЗУН осуществляется при выполнении проверочной работы и в конце урока, при выполнении практического задания у каждого ученика;
-
дифференцированный подход к учащимся проходит на этапе «Практическая работа с программой Paint».
Оборудование урока:
- компьютеры с графическим редактором Paint ;
- мультимедийный проектор;
- экран;
- файл «Птица» с рисунком для практической работы;
- плакаты с изображением птиц Башкортостана.
Программное обеспечение: стандартное приложение Windows – редактор Paint.
Дидактический материал: карточки с заданием для проверочной работы.
План урока:
- Организационный момент. Разминка. Знакомство с темой урока – 3 минуты.
- Проверочная работа – 5 минут.
- Взаимопроверка. Выставление оценок за проверочную работу – 3 минуты.
- Объяснение нового материала – 15 минуты.
- Динамическая пауза – 3 минуты.
- Практическая работа – 10 минут.
- Подведение итогов практической работы. Выставление оценок – 3 минуты.
- Домашнее задание – 2 минуты.
- Подведение итогов урока – 1 минута.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы снова с вами в компьютерном классе. Наш урок начинается с разминки. Давайте отгадаем загадку:
|
|
Ученики. Компьютер.
Учитель. Молодцы. Совершенно верно. В течение последних уроков мы с вами работали с графическим редактором Paint.Скажите, пожалуйста, для чего предназначен этот редактор?
Ученики. Редактор Paint предназначен для создания рисунков, также с его помощью можно изменить готовый рисунок.
Учитель. Хорошо! Сегодня на уроке мы продолжим изучение программы Paint, более подробно изучим работу инструмента «Заливка». Но сначала повторим названия основных элементов окна редактора Paint. Откройте тетради, запишите число и тему урока «Инструмент Заливка. Разукрашивание сказочной птицы». На карточках, которые вы сейчас получите, основные элементы окна обозначены цифрами. Вы должны напротив каждой цифры написать название элемента.
II. Проверочная работа.
Учитель раздает ученикам карточки для проверочной работы.
III. Взаимопроверка.
Учитель. Проверка работы будет проходить следующим образом: сидящие рядом ученики меняются тетрадями, проверяют работу своего соседа по парте и выставляют оценку. Правильные ответы вы увидите на экране.
Оценка «5» ставится за семь правильных ответов, «4» — за пять – шесть правильных ответов, «3» — за четыре правильных ответа.
С помощью мультимедийного проектора на экран проецируется изображение карточки и ответы к ней:
- 1 – строка меню
- 2 – панель инструментов
- 3 – заголовок окна
- 4 – панель настройки инструментов
- 5 – полосы прокрутки
- 6 – палитра
- 7 – строка состояния
Учитель. Если все закончили, то отложите пока тетради и послушайте внимательно меня.
IV. Объяснение нового материала.
Учитель. Графический редактор Paint одновременно работает с двумя цветами, которые отображаются на специальной панели слева от палитры. Один цвет рассматривается как основной, а другой – как дополнительный.
Большинство инструментов рисования могут использовать оба цвета. Для рисования основным цветом пользуются левой кнопкой мыши, для рисования дополнительным цветом - правой. Основной цвет используют при рисовании линий и контуров фигур, а так же при написании текста.
Чтобы закрасить часть изображения можно воспользоваться инструментом Заливка. Для этого нужно выполнить следующие действия:
-
Щелкните по кнопке инструмента «Заливка».
-
Переместите указатель мыши на палитру, расположенную в нижнем левом углу окна программы Paint, и щелкните по квадратику с цветом, который будет основным.
-
Установите указатель мыши на квадратик, который будет дополнительным, и нажмите на правую клавишу мыши.
-
Переместите указатель мыши внутрь замкнутой фигуры, которую нужно закрасить.
Внимание, ребята! Если фигура будет незамкнутой, то краска «выльется» за пределы фигуры.
-
Чтобы закрасить основным цветом, нажмите на левую клавишу мыши.
-
Чтобы закрасить дополнительным цветом, нажмите на правую клавишу мыши.
(Рассказ учителя сопровождается показом всех действий на экране с помощью мультимедийного проектора.)
Учитель. А сейчас давайте запишем основные действия в тетрадь.
Конспект учащихся:
-
Щелкните по кнопке инструмента «Заливка».
-
Переместите указатель мыши на палитру и щелкните по квадратику с цветом, который будет основным.
-
Установите указатель мыши на квадратик, который будет дополнительным, и нажмите на правую клавишу мыши.
-
Переместите указатель мыши внутрь замкнутой фигуры, которую нужно закрасить.
-
Чтобы закрасить основным цветом, нажмите на левую клавишу мыши, дополнительным - на правую.
Учитель. Ребята, как вы думаете, кто родится два раза: в первый раз гладкий, а второй раз мягкий?
Ученики. Это птицы.
Учитель. Верно. Все вы знаете, что в марте в нашей школе проходит праздник «День птиц». Уже почти век орнитологи всего мира отмечают Международный день птиц. Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России День птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов. В сороковые годы эта добрая традиция была прервана, а в 1996 году возобновлена.
Посмотрите на доску, вы видите здесь плакаты с изображением птиц. Давайте вспомним, какие птицы живут в наших краях постоянно, а какие прилетают к нам на лето.
Ученики. У нас круглый год живут синицы, дятлы, воробьи, сороки, вороны.
Ученики. Весной к нам прилетают грачи, жаворонки, соловьи.
Учитель. Молодцы, вы хорошо знаете птиц своего края. К нашему уроку я просила вас подготовить стихи, загадки, интересные факты из жизни птиц. Сейчас я хочу предоставить слово вам. Кто желает ответить?
Примерные ответы учеников:
Ученик. Я выучил стихотворение о воробышках Г. Ладонщикова:
Воробышки игривые, как детки сиротливые,
Прижались у окна. А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Да больно холодна.
Озябли пташки малые, голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешенным
Стучит по ставням свешенным
И злиться все сильней.
Ученица. Я хочу загадать вам загадки о птицах.
- Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. (Дятел)
- Мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крошки подбирает, по полям ночует, коноплю ворует. (Воробей)
- Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит. (Грач)
- Белее снега, чернее сажи, выше дома, ниже травы. (Сорока)
Ученик. Самые свирепые и удачливые хищники в мире птиц – ястребы и соколы. Они отличаются высокой скоростью полета, и падая камнем с высоты на свою жертву, наносят ей страшные раны своими мощными когтями. Зрение ястребов в восемь раз острее человеческого.
Ученик. Стихотворение С. Есенина «Сорока».
Все стихло… Я из лесу слышу,
Как рыба плеснулась в реке,
Как чинят железную крышу
В прибрежном селе вдалеке.
Одна лишь сорока стрекочет,
Не нравится ей тишина.
Должно быть, прославиться хочет
На этом бесптичьи она.
Учитель. Молодцы! Вы очень хорошо справились с домашним заданием. Я рада, что вы так добросовестно подготовились.
V. Динамическая пауза.
Учитель. Все устали, поэтому сейчас выполним несколько упражнений. Все встали.
В лес пошел гулять
Наш класс…(шаги на месте)
Свежий воздух нужен
Каждому из нас …(вдох – выход, вдох – выдох).
Собирали мы грибки,
Наполняли кузовки…(наклоны).
Комарики нам докучали, -
Мы их дружно отгоняли…(хлопки в ладошки)
Чтобы снять напряжение глаз, встаньте ровно, дышите спокойно. Я буду называть предмет, а вы находите его глазами. Приготовились, начали: пол, потолок, доска, дверь, кактус, потолок, доска, пол, потолок, доска, дверь, потолок, доска, дверь, кактус, потолок, доска, пол, потолок. Достаточно. Садитесь.
VII. Практическая работа.
Учитель. Задание для практической работы тоже связано с птицами. Сегодня на уроке вы будете раскрашивать сказочную птицу. Перед началом работы повторим правила техники безопасности.
Ученики.
- Начинать работу за компьютером можно только с разрешения учителя.
- Нельзя держать на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.
- Во время работы нельзя перемещаться по классу.
- Нужно быть внимательным, точно выполнять указания учителя.
- Соблюдать расстояние от глаз до монитора не менее 50 см.
Учитель. Все верно. Итак, задание для практической работы:
- Откройте файл «Птица», находящийся на Рабочем столе.
- Раскрасьте сказочную птицу.
На экране вы видите, как можно раскрасить птицу. Но вы можете раскрасить птицу по своему вкусу, используя свою фантазию и воображение. Занимайте свои места за компьютерами.
Задания практической работы и примерный вариант выполнения проецируется на экран с помощью мульмедийного проектора.
VII. Подведение итогов практической работы.
По мере выполнения работы учитель проверяет рисунки и выставляет оценки ученикам.
VIII. Домашнее задание.
Прочитать материал урока и знать:
- Как выбрать цвет основной и дополнительный.
- Как пользоваться инструментом «Заливка».
IX. Подведение итогов урока.
Учитель. Наш урок подходит к концу. Что нового вы узнали? Чему научились?
Ученики. Сегодня на уроке мы научились раскрашивать рисунок с помощью инструмента Заливка, выбирать на палитре основной и дополнительный цвета. А так же услышали стихи, загадки и интересные факты из жизни птиц.
Учитель. Урок окончен. Всем спасибо за труд. До свидания.
Литература, использованная при подготовке к уроку:
- А. Журин. Самоучитель работы на компьютере Microsoft Office 2000 & Windows’ 98. – М.: «ЮНВЕС», 2002.
- Житкова О.А., Кудрявцева Е. К. Графический редактор Paint. (Тематический контроль по информатике) – М.: Интеллект – Ценр. 2003г.
- Журнал «Педсовет», январь-2005 г.
- Симонович С.В.и др. Общая информатика: учебное пособие – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003 г.