Цель урока:
- Дать понятие о политической карте мира.
- Познакомить с некоторыми странами мира, обычаями разных народов.
- Развивать кругозор детей, интерес к изучению различных культур.
- Воспитывать толерантное отношение к людям другой национальности, их обычаям и культуре.
Оборудование:
- учебник, глобус, политическая карта мира;
- карточки с буквами, названия стран и их столиц, модели флагов;
- звукозаписи мелодий для народных танцев;
- иллюстрации (природа, национальные костюмы);
- квадраты Воскобовича.
Ход урока
1. Организационный момент.
Дети заходят в музыкальный зал под музыку.
2. Актуализация знаний.
- Давайте посмотрим на карту (глобус) и вспомним то, что уже изучали.
- Покажите, пожалуйста северный и южный полюс, экватор. Северное, южное полушарие.
- Вспомните сколько на земле материков. (6)
- Покажите самый большой материк, как он называется – Евразия, самый холодный – Антарктида, самый маленький – Австралия, самый жаркий – Африка, покажите материки, названия которых отличаются только одним словом – Южная, Северная Америка.
- Очень хорошо.
- На карте которую вы видите разными цветами показаны не равнины и горы, а разные страны. Эта карта называется политическая карта мира.
- На земле существует много государств, кто помнит сколько? (Около 200) Каждое из них имеет свою территорию, столицу, границы, органы власти. Государства бывают большие и маленькие.
- Какое самое большое по площади государство? (Россия), а самое маленькое (Ватикан), оно расположено в столице Италии – Риме.
- В каком государстве проживает больше всего людей? (Китай)
- Между государствами много общего, но есть и свои собственные законы, порядки, обычаи.
3. Объяснение нового материала.
- Сегодня мы отправимся в трудное путешествие, побываем в разных странах. Успех ждет тех, кто будет любознательным, внимательным, активным.
- Итак, в путь…
- Первой страной, куда мы отправимся будет Финляндия. Давайте найдем ее на карте. Вот она – на другом берегу Балтийского моря. Как бы нам попасть из Калининграда в Финляндию. Как вы предлагаете? (Ответы детей.)
- А давайте попробуем переплыть Балтийское море. Для этого нам нужен корабль или хотя бы лодка. Ее мы можем сделать из квадрата (квадрат Воскобовича). Возьмите квадрат, попробуйте сложить лодку.
- У кого получилось? Покажите, объясните как вы сделали. (Сначала сложить фигуру «конфета», затем перегнуть вдоль пополам – получается лодка.)
- Если вы правильно сложили лодку, значит вы переправились через море и попали в Финляндию.
Рассказ о стране, показ иллюстраций.
Финляндия
Столица Финляндии город Хельсинки. Финляндией назвали эту страну шведы, которые владели ею в течении многих веков, но сами финны назвали ее по другому (Суоми), что в переводе на русский означает «страна болот». Действительно, третья часть ее занята болотами. Но Финляндия еще «страна озер» их около 60000. Есть совсем маленькие озера, а есть такие, что с середины не видно берегов.
Большая часть страны покрыта лесами: сосновыми, еловыми. Растет здесь и береза. Лес – главное богатство страны.
Финны очень любят лыжи. Лыжи для них не только спорт, но и средство сообщения.
У финнов богатая национальная культура: эпос «калевало» состоит из множества песен, он известен во всем мире.
А вы знаете финскую музыку или танец?
Танец финская полька.
- Молодцы у вас отлично получилось.
- А теперь отправляемся на Юг, в другую страну, на родину Чиполино и Пинокио. Кто догадался какая это страна? (Италия)
- Покажите ее на карте. Что вы знаете о ней? Можно ли доплыть до Италии на нашей лодке?
- Плывем из Хельсинки по Балтийскому морю, мимо Голландии, Франции, заходим в Средиземное море. Вот и приплыли. Мы с вами в солнечной Италии.
Рассказ учителя о стране, работа с иллюстрациями.
Италия
Италия расположена на Юге Европы, у берегов теплого Средиземного моря. В Италии зима мягкая, а летом нет изнуряющей жары.
Демонстрация картин природы.
Прекрасные древние города Италии известны на весь мир. Самый крупный и древний город – столица Рим. Некоторые улицы и площади остались такими, какими были много веков назад.
Есть в Италии город Венеция. (Демонстрация видов Венеции.) Этот город расположен на 118 островах. Вместо улиц здесь проложена каналы, чтобы попасть в школу, или в магазин, или на работу надо плыть на лодке.
На берегах реки Арно расположен один из красивейших и древнейших городов страны – Флоренция. Здесь жили и работали знаменитый астроном Галилей, поэт Данте, ученый и художник Леонардо да Винчи. (Показ портретов.)
- Давайте пошлем открытку из Италии ведь мы давно не видели родных. Для открытки нужен конверт. Попробуйте сложить конверт из квадрата.
Складывание фигуры «Конверт» из квадрата Воскобовича.
- Что можно написать в открытке? Кто скажет? (Ответы детей.)
- Закройте конверт. Молодцы.
- А еще итальянцы очень эмоциональные люди, они любят петь и танцевать. Один из итальянских танцев называется «тарантелла». А почему танец так назвали?
- «Тарантелла» - танец с вращениями популярен с 15 века. Первоначально его исполняли в Италии. Люди были уверены, что только так можно выжить после укуса ядовитого паука тарантула.
- А вы умеете танцевать «тарантеллу».
Исполнение танца «тарантелла».
- Замечательно, садитесь на места.
- Знаете ли вы как интересно в Италии встречают Новый год. В Италии Новый год начинается 6 января, все итальянские ребятишки с нетерпением ждут добрую фею Бефану. Она прилетает ночью на метле, открывает двери маленьким ключиком и, войдя в комнату, где спят дети, наполняет подарками детские чулки, специально подвешенные к камину. Тому, кто плохо учится и шалит, фея оставляет щепотку золы и уголек. Обидно, но кто что заслужил.
В новогоднюю ночь из окон квартир в самую последнюю минуту Старого года итальянцы выбрасывают старую одежду и даже мебель. Вслед за ними летят хлопушки, конфетти, бенгальские огни. Принято считать, что если в Новогоднюю ночь выбросить старую вещь, то в наступившем году купишь новую.
- Продолжим наше путешествие. Нам надо вернуться на родину, в свою страну. Как называется наша страна? (Россия)
- Каким средством транспорта мы воспользуемся, угадайте:
Что за птица:
Песен не поет,
Гнезда не вьет,
Людей и груз везет? (Самолет)
- Очень трудно сделать самолет из квадрата, но вы же умницы, попробуйте сделать вот такой самолет.
Складывание фигуры «Самолёт» из квадрата Воскобовича под руководством учителя.
- Сделали. Итак, летим. Возьмите в руки самолетик, встаньте, поднимите – полетели. Помашите тем ,кто внизу рукой. Молодцы.
- Мы пролетаем над столицей нашей родины. Как называется этот город?
- Летим дальше, пролетаем Белоруссию (столица Минск), под нами Литва (столица Вильнюс). И вот наш родной город. Как он называется?
- Вот мы и вернулись в Россию.
Рассказ о стране, рассматривание иллюстраций.
Россия
От Северного Ледовитого океана до степей Казахстана, от Балтийского моря до Тихого океана раскинулась наша родина, Россия. Русь…
Вслушайтесь в музыку Чайковского, вглядитесь в картины Шишкина, Поленова, Левитана, вчитайтесь в стихи Пушкина, Лермонтова – в них вся поэзия русской природы, ее красота и величие.
Земля России не только красива, она очень богата. Здесь текут могучие реки. Огромные площади занимают леса, обширные поля и луга. В России есть самое глубокое в мире озеро Байкал. Россия – страна многонациональная.
- Интересны и красочны обычаи на Руси. Например, проводы весны. Для этого праздника делали из соломы чучело, одевали его в сарафан и кокошник. Чучело носили по деревне с песнями. Вокруг него водили хороводы. Вечером с песнями отправлялись к реке и бросали чучело в воду, а в некоторых местах – сжигали.
- Богата русская земля песнями и танцами.
- Ребята приготовили русский танец «Кадриль».
Исполнение танца «Кадриль».
- Молодцы, садитесь.
- А я вот знаю очень древний русский танец, такой древний, что ученые спорят о его происхождении и значении. Танцуют его, встав в круг. Догадайтесь, о каком танце я говорю?
- Правильно о хороводе. Хоровод- символ солнца.
- Хоровод занимал в жизни русского народа три годовые эпохи: весну, лето и осень. Женщины и девушки, готовясь к хороводу, одеваются в лучшие наряды. Русские хороводы сопровождаются особенными песнями и играми ;послушайте одну такую песню.
- Ученик читает стихотворение «Хоровод».
У Петровых у ворот
Вьется, вьется хоровод,
Вьется, вьется хоровод,
Собирается народ.
Из избы Петр выходил,
Ребятишек выводил,-
Уж как ждать – пождать,
У ворот постоять,
Солнышко встречать,
Мороз прогонять!
Исполнение танца «Хоровод».
- Хорошо, садитесь.
4. Работа по учебнику.
- Откройте учебники на стр. 39 и прочитайте еще об обычаях других народов, прочитаем текст учебника.
- Как по-русски показать «да»?
- Ответьте жестом на вопрос «Вы учитесь в школе?» (Дети кивают.)
- А если бы вы жили в Болгарии, как бы вы показали отрицание, «нет»?
- «Сейчас зима?» (Дети кивают.)
- Рассмотрите картинки: как здороваются люди, живущие на некоторых островах Тихого океана?
- Поздоровайтесь также, а как мы здороваемся? Поздоровайтесь друг с другом.
- Что еще можно сказать по иллюстрациям?
5. Воспитательный момент.
- Мы с вами закончили путешествие по странам, узнали новое о разных народах. А теперь ответьте на вопрос:
- Можно ли считать, что один народ лучше, чем другой? (Ответы детей.)
- Правильно, надо уважат обычаи, культуру каждого народа, человека.
- Например, у нас в классе учатся дети разных национальностей. Я буду называть, а вы поднимайте руки:
- Русские, украинцы, белорусы, литовцы, азербайджанцы.
- А почему некоторые подняли руки два раза? Потому что принадлежат двум народам, например как у Леры: мама русская, отец литовец.
- Еще сегодня я хочу познакомить с новым словом.
- Вот вам карточки, на них числа. Образуйте натуральный ряд чисел, а теперь переверните карточки. Какое слово получилось?
- Прочитайте хором: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13. (Толерантность)
- Вот такое трудное, длинное слово обозначает уважение, терпение к обычаям, вере, культуре, внешнему виду других людей. Мы должны быть толерантными по отношению друг к другу, то есть уважать друг друга. Прочитайте слово еще раз, запомните его.
6. Повторение изученного.
- Как называют Финляндию сами финны. Соберите это слово из букв на карточках «омсуи». (Суоми)
- Назовите столицу России, Италии, Финляндии. Проверьте Открываются карточки с названиями столиц.
7. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Что вам особенно понравилось?
- С каким новым словом познакомились?
Дополнительно:
«Красно солнышко».
Умывает красно солнышко
Руки теплые в росе.
И Россия, как Аленушка,
Предстает во всей красе.У нее коса пшеничная,
Родниковые глаза.
И поляны земляничные
Щедро дарят ей леса.Ни вблизи, ни вдали
Я не знаю земли
Лучше той, что меня расстила:
Синих рек рукава,
В небе синь – синева,
И светла от берез Россия.