«Движение, как таковое, может по своему действию
заменить любое лекарственное средство,
но все лечебные средства мира не могут
заменить действия движения.»
Ж.. Тиссо
Любой ребенок рано или поздно знакомится с детским садом. Оторванный от мамы, оказываясь в новом социальном окружении, он испытывает колоссальное потрясение, стресс. Попадая в незнакомую среду дошкольного учреждения, ребенка буквально пугает всё, что встречается на пути. И в данной ситуации зависит от педагога, насколько правильно он сможет оценить состояние ребёнка и грамотно организовать его пребывание в детском саду, используя индивидуальный подход и тесно сотрудничая с родителями. Тихое звучание спокойной музыки, ласковая интонация воспитателя, проявление заботы к каждому малышу, большие мягкие игрушки создадут у ребенка ощущения комфорта и уюта. Создавая условия для преодоления сложного момента адаптации, мы определили приоритет в воспитании младших дошкольников – сохранение здоровья в адаптационный период.
Мы подметили, что дети активные, подвижные, любознательные, имеющие положительный опыт общения, как со взрослыми, так и со сверстниками, охотно идут в детский сад и в меньшей степени переживают расставание с родителями. Но даже хорошо привыкающие к детскому саду дети, несмотря на кажущееся внешнее спокойствие, испытывают сильные переживания. Внутреннее напряжение заставляет ребенка длительное время находиться без движения, в пассивном состоянии, что несвойственно для данного возраста. При обследовании детей подтвердился факт закономерной взаимосвязи между состоянием здоровья ребенка и его двигательной активностью. Стараясь справиться со стрессом, организм ребенка ослабевает. Больше всего страдает иммунная система, ребенок становится уязвим к внешним воздействиям инфекций и как следствие чаще болеет.
При правильной организации режима дня даже у часто болеющих детей появляется потребность и силы к движению. Подвижная деятельность при правильном подходе становится оружием против болезней и стресса. Тем более, уровень развития двигательных умений – один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте. Чем разнообразнее движения, тем интенсивнее происходит интеллектуальное и социально-эмоциональное развитие ребенка.
Не менее 50-60% всего периода бодрствования должно быть отведено организации двигательной активности малышей. Потребность в движениях у маленьких детей проявляется ярче, и ограничить ее бывает значительно труднее. Это обусловлено тем, что в данном возрасте детей характеризует действенная позиция познания окружающего мира. Детям свойственна частая смена движений и поз до 550-1000 раз в день, благодаря чему происходит поочередное напряжение и отдых различных групп мышц, поэтому дети и не устают.[1]Учитывая эту особенность, следует обеспечить разнообразную деятельность детей, создать условия для различных видов движений – рис. 1.
Рисунок 1
Задача воспитателя - сосредоточить внимание детей на посильной двигательной деятельности и постепенно целенаправленно активизировать её. С этой целью в групповой комнате, создаётся особенная обстановка – организуется полоса препятствий (рис. 2):
Рисунок 2
мягкие крупные гимнастические модули (рис. 3),
Рисунок 3
горка (рис. 4), тоннели, сухой бассейн,
Рисунок 4
«уголок активных игрушек» (коляски, каталки, машины, качалки (рис. 5)) - которая заставляет детей всё время по-разному приспосабливаться к ней, применяя разные способы преодоления пространства и разнообразные движения.
Рисунок 5
В то же время по ряду объективных причин активность детей двух-трех лет ограничивается. Так, много времени в этих группах уходит на кормление, переодевание, гигиенические процедуры: у малышей слабо развиты навыки самообслуживания. На повышение двигательной активности оказывают влияние достаточная площадь для игр, правильное размещение оборудования и игрушек, новизна игровых и физкультурных пособий (рис. 6).
Рисунок 6
[1] Такую возможность дает проведение организованных занятий в физкультурном зале (рис. 7).
Рисунок 7
Во многом подвижность детей зависит не только от их двигательных умений, но и от положительного отношения к занятиям. Поэтому воспитателям немаловажно использовать подвижные игры, физкультминутки, игры на основе стихов и потешек на развитие мелкой моторики и координации движений, чтобы наполнить движения эмоциональной привлекательностью.
Знание воспитателями и родителями особенностей двигательной активности детей поможет в рациональном построении двигательного режима в детском саду и семье.
Еще одним эффективным методом профилактики инфекционных заболеваний младших дошкольников в адаптационный период является применение ароматерапии.
Установлено, что природный фон паров эфирных масел в воздухе над различными растениями составляет 0,1-1,5 мг/м, что намного ниже уровня предельно допустимых и безопасных для человека концентраций. Метод аэрофитотерапии эфирными маслами представляет собой вариант моделирования фитоорганического фона воздушной среды над растениями.
Известно, например, что противогриппозным действием обладают эфирные масла мяты, лаванды, шалфея, пихты; отхаркивающим действием - эфирные масла фенхеля, аниса и пихты; противогрибковым - эфирные масла лаванды, аниса, фенхеля.
Эфирные масла, обладающие противогриппозным действием (мята, лаванда, шалфей), хорошо использовать во время приема детьми пищи, а в спальных комнатах - применять масла с расслабляющим и успокаивающим действием (полынь, лимон, лаванда, котовник, розовое масло, фенхель). Использовать масла можно в процессе утренней гимнастики, дыхательной гимнастики после дневного сна, на физкультурном занятии и других видах деятельности. Основным требованием будет влажная уборка и проветренное помещение. В своей работе возможно использовать этот метод после согласования с педиатром и родителями.
Методика ароматизации воздуха предельно проста. Флаконы из темного стекла или банки из-под крема с завинчивающимися крышками наполняют растительным маслом (4 мл) или поваренной солью, смешанной с песком кремния в соотношении 4:1, добавляют по две-три капли эфирных масел соответствующего действия. Флаконы открывают на время приема пищи или сна в течение двух месяцев в периоды сезонного повышения числа случаев ОРЗ у детей.
Отмечены позитивные изменения в поведенческих реакциях: дети быстрее засыпают, сон становится более спокойным и глубоким. Период бодрствования проходит активно, аппетит хороший. Отмечено, что число случаев острых респираторных заболеваний и дней, пропущенных по болезни, у дошкольников, принимающих фитотерапию, в 2,6 раза ниже по сравнению с аналогичными показателями детей других групп. Таким образом, учитывая лечебное действие (противогриппозное - мяты, лаванды и шалфея, антиинфекционное - фенхеля, успокаивающее - полыни, лимона, лаванды, котовника, розового масла и фенхеля), а также результаты клинических наблюдений, можно рекомендовать использовать эфирные масла этих растений с целью оздоровления детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях. [2]
Конспект занятия по физическому воспитанию в ясельной группе.
Цель занятия:
- развитие общих движений;
- укрепление дыхательной мускулатуры и легочная вентиляция через дыхательную гимнастику;
- развитие координации;
- снятие физиологического и психо-эмоционального напряжения;
- укрепление иммунитета средствами ароматерапии.
Программное содержание:
- Упражнять детей в ползании на четвереньках и подлезании под арку.
- Закреплять умение бросать на дальность правой и левой рукой.
- Способствовать развитию координации движений и умению ориентироваться в пространстве.
Оборудование:
- искусственные елки;
- мягкие цветные палочки с липучками;
- аромалампа, пихтовое масло;
- игрушка лиса, арки, мячики;
- корзинка, орехи в скорлупе.
Ход занятия
Перед занятием разогреть пихтовое масло в аромалампе.
1 часть.
Как в лесок пройти ребяткам, как тропинку отыскать.
Ой, смотрите, вот дорожка… Нам по ней легко шагать.
Ходьба по дорожке (25-30 см).
Дети подходят к лесу из искусственных елок.
Ходьба по извилистой дорожке (вокруг елок) – 10 с.
Ах, как вкусно пахнет лесом, елочкой смолистою.
Мы сейчас вдохнем поглубже запахи душистые.
Предлагать детям выполнять свободные движения руками во время ходьбы и бега.
Бег – 10 с.
Мы по лесу побежали, между елочкой мелькали.
Из-за елок выбегаем и друг друга догоняем.
Ходьба с дыханием – 10 с.
Очень быстро мы бежали и немножечко устали.
Мы немного отдохнем.
Мы сейчас в себя вдохнем.
Громко-громко выдохнем.
Вдох через нос – выдох через рот – 3 р.
Аромалампа убирается в герметичную коробку.
2 часть. Общеразвивающие упражнения.
Под елкой лежит корзинка с разноцветными мягкими палочками.
Посмотрите-ка, под елкой я корзиночку нашла.
Что в корзиночке лежит, я детишкам раздала.
1. И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены, в руках палочка. Поднимание рук вверх. 4-5 раз.
А сейчас поднимем руки, будем выше елочки.
Опускаем руки вниз и в малышек превратись.
2. И.п.: ноги на ширине плеч, палочка в руках впереди. Наклоны вперед. 4-5 раз.
А теперь наклонись и друг другу улыбнись,
Снова ниже наклонись и друг другу улыбнись.
3. И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены, в руках палочка. Приседания. 4-5 раз.
Спрячем палочку под елку, встали – нет ее в руках.
Приседаем, поднимаем, снова с палочкой играем.
4. И.п.: лежа на спине, руки с палочкой за головой. Поднимание рук и ног вверх. 4-5 раз.
Отдохнуть на спинку ляжем, руки поднимаются,
С ножками встречаются, а потом опять на место дружно возвращаются.
5. Поскоки на двух ногах с продвижением вперед. Палочка в руках. Ходьба по извилистой дорожке. 20-30 с.
Попрыгайте как зайчики, девочки и мальчики.
А теперь остановитесь и у елочек пройдитесь.
Попрыгайте как белочки, мальчики и девочки,
А потом ко мне идите, все в корзиночку кладите.
Основные виды движений.
(Выставляются арки, соединенные в тоннель.)
1. Ползание через тоннель. Дети выполняют задание друг за другом 2-3 раза. Выползая из тоннеля берут орешек, выпрямляются и кладут его в корзинку Лисе. (Следить, чтобы во время ползания малыши смотрели вперед, не торопились).
Ой, смотрите, вот дыра, здесь Лисичкина нора.
В гости к ней скорей ползите, собрать орешки помогите.
2. Бросание мяча на дальность правой и левой рукой. Задание выполняют все дети одновременно по 3 раза каждой рукой. Особое внимание обратить на детей, у которых слабый бросок. Перед каждым броском проверить, в какую руку взяли мяч.
Снежные комочки в ряд лежат,
С нашими ребятками поиграть хотят.
Вы их подбирайте, далеко бросайте.
Подвижная игра «Лиса и зайцы» (действие в соответствии с текстом, прыжки, бег по сигналу) – 2 раза.
По лесной лужайке разбежались зайки. (бег)
Вот какие зайки, зайки - попрыгайки.
Сели зайчики в кружок, роют лапкой корешок, (сидят, копают лапками)
Вот какие зайки, зайки – попрыгайки.
Вот бежит лисичка – рыжая сестричка, (сидят, спрятались за ладошки)
Ищет где же зайки, зайки попрыгайки. Где зайки? – Вот мы! (убегают)
3 часть.
Спокойная игра «Не разбуди лисичку». Ходьба на носочках. Дети гурьбой идут в лес, сажают лису под елку, идут обратно на носочках.
Лисичке спать уже пора, до свиданья, детвора.
Тихо, тихо, спать пора, до свиданья, детвора.
Упражнение на активизацию двигательной деятельности с элементами дыхательной гимнастики и ароматерапии.
Цель:
-
оздоровление детей в период адаптации,
-
активизация движений посредством измененной окружающей среды,
-
преобретение элементарных навыков правильного дыхания при использовании средств ароматерапии,
-
глубокая вентиляция бронхов, активизация работы кровеносной системы.
Оборудование:
-
аудиозапись Ф.Шопен «Вальс ля-минор»;
-
пихтовое масло, аромалампа, бумажные осенние листочки.
Ход игры
(Продолжительность 5 мин.)
В предварительно проветренном помещении разогревается эфирное масло в аромалампе. Включена спокойная мелодия.
Дети входят в физкультурный зал (специально отведенное помещение).
Воспитатель подзывает детей к себе. В его руках планка с привязанными на тонких ниточках осенними листочками.
1. Дыхательная гимнастика.
Воспитатель: Смотрите, какие красивые листочки прилетели к нам в зал, они хотят с нами поиграть. Давайте подуем на них, как ветерок. (Показывает глубокий вдох через нос, выдох через рот, губы сложены трубочкой.)
Воспитатель поднимает листочки выше.
2. Упражнение в потягивании.
Воспитатель: Вот как сильно мы подули, наши листочки улетели высоко-высоко. Давайте потянемся и достанем их руками. (Дети дотягиваются до листочков.)
Воспитатель: Никак не достать нам листочки, высоко они улетели. А на ковер прилетели другие листочки. И с ними мы поиграем.
3. Дыхательная гимнастика, наклоны, приседания, легкий бег.
Листочки лежат на ковре. Воспитатель предлагает подойти к листочкам, поднять и поиграть ими.
Мы – осенние листочки, (наклоняются, берут листочки)
Надели яркие платочки, (поднимают, вытягивают руки вверх)
На ветке дерева сидели,
Ветер дунул – полетели. (дуют на листочки)
Полетели, полетели, (разбежались по залу- легкий бег)
А потом устали, сели. (вернулись на ковер, присели на корточки, положили листочки)
Воспитатель контролирует, чтобы малыши вдыхали через нос, выдыхали через рот. Листочки собирают в корзинку.
Комплексы игровой утренней гимнастики для раннего возраста.
«Поезд»
I. Ходьба друг за другом, держась за пояс, ходьба с остановкой на сигнал.
II. ОРУ.
«Загудел паровоз»
И.п. - остановка на сигнал. Поднять руки вверх, опустить к плечам: «ту-ту» 4-6 раз.
«Чиним колёса»
И.п.- на ширине плеч, руки вниз, наклоны, постучать по коленям: «тук-тук» 4-6 раз.
«Чиним рельсы»
И.п. - остановка на сигнал, присесть, постучать по полу «бам-бам» 4-6 раз.
«Загудел паровоз»
И.п. - поднять руки вверх, опустить к плечам: «ту-ту» 4-6 раз.
III. Ходьба стайкой. Бег 30 с.
«Гуси»
I. Ходьба стайкой. Остановка на сигнал бубна.
Повороты головы: «га-га-га». Бег.
II. ОРУ.
«Гуси машут крыльями»
И.п. - остановка на сигнал бубна, взмахи руками через стороны вверх-вниз: «га-га-га» 4-6 раз.
«Гуси рассердились»
И.п. - ноги на ширине ступни («широкой дорожкой»), руки внизу, наклоны вперед с отведением рук назад, вытянуть шею: «ш-ш-ш» 4-6 раз.
«Гуси щиплют травку»
И.п. - ноги на ширине ступни, руки на поясе. Приседания, имитация движений 4-6 раз.
«Гуси машут крыльями»
И.п. - взмахи руками через стороны вверх-вниз: «га-га-га» 4-6 раз.
III. Ходьба за взрослым. Бег 30 с.
«На лавочке»
I. Ходьба друг за другом по скамейке (ширина 20 см).
Бег друг за другом вдоль скамеек.
II. ОРУ.
«Приветствие»
И. п. - сидя на скамье лицом друг к другу (2 шеренги), поднять руки вверх помахать, опустить через стороны вниз 4-6 раз. «Здравствуй»
«Посмотри на сапожок»
И. п. - сидя, поднять прямую ногу вперёд, опустить, затем другую.
«Хорошо сидим»
И. п. - стоя у скамейки, присесть, постучать ладонями по скамье, встать 4-6 раз.
«Прощание»
И. п. - сидя на скамье лицом друг к другу, встать, помахать «до свидания» 4-6 раз.
III. Ходьба друг за другом вдоль скамеек. Бег за воспитателем 30 с.
«С кубиками»
I. Ходьба врассыпную, взять кубик в каждую руку.
Ходьба друг за другом, ритмично ударять кубиком о кубик. Бег.
II. ОРУ в кругу.
«Строим высокий дом»
И.п. - остановка на сигнал - поднять руки в стороны - вверх, подняться на носки, вернуться в и.п. 4-6р.
«Стучат молотки»
И. п.- сидя руки на коленях повороты вправо-влево, постучать кубиками по полу по 3-5 раз.
«Забиваем гвозди»
И.п. - стоя, руки вниз, присесть, постучать кубиками об пол 4-6 раз.
«Крыша»
И.п. - лёжа на животе, руки вперёд. Развести руки в стороны, не сгибать, смотреть вперёд; вернуться в и.п. 4-6 раз.
III. Ходьба по ориентирам. Бег 40 с.
«В лесу»
I. Ходьба «цепочкой» взявшись за руку, друг за другом с переходом на бег «Идём в лес».
II. ОРУ.
«В лесу растут маленькие и большие деревья»
И.п. - остановка на сигнал. Поднять руки вверх, присесть 4-6 раз.
«Колем дрова»
И.п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу, соединены в замок. Поднять руки вверх, быстро наклониться вперёд, опустить руки между коленями, быстро выпрямиться 6-8р.
«Мишки зимой спят»
И.п. - лёжа на боку, руки вдоль туловища подтянуть согнутые ноги, обхватить колени, распрямиться 4-6 р.
«Зайчики прыгают»
И.п. - прыжки на 2-х ногах, руки свободно, остановка на сигнал.
III. Ходьба друг за другом. Бег 40 с.
Список литературы:
-
Шишкина В.А. Движение + движения. Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1992.
- Кузнецова М. Н. Ароматерапия в системе оздоровления дошкольников. Методическое пособие. – Издательство: Айрис-пресс, 2004.