Использование сервисов Web 2.0 при изучении темы "Геоинформационные модели"

Разделы: Информатика


«WEB 2.0 - термин, обозначающий второе поколение сетевых сервисов, которые позволяют пользователям не только путешествовать по сети, но и совместно работать и размещать в сети текстовую и медиа информацию. Термин отмечает определенный уровень наших технологических достижений и возможностей, которые эти достижения открывают перед практикой».
Материал из Letopisi.Ru - «Время вернуться домой»

Среди современных школьников сервисы WEB 2.0 нашли широкое применение. Благодаря своей доступности и простоте освоения они позволяют учащимся гораздо эффективнее реализовать себя социально. Практически каждый школьник знаком с видео и фотосервисами http://youtube.com, http://www.rutube.ru, http://foto.mail.ru, http://flickr.com. Следовательно, именно сервисы WEB 2.0 необходимо активно осваивать и педагогам.

Большой спектр сетевых сервисов предлагает компания Google. Сервисы объединены единым интерфейсом и доступны через ссылки как с главной страницы www.google.com, так и с любой страницы всех дочерних служб. Для того чтобы работать со всеми, или с некоторыми сервисами, необходимо зарегистрироваться (получить аккаунт) на одном из них. Эти же логин и пароль будут служить пропуском на другие сайты Google.

В ходе урока по теме «Геоинформационные модели» я предлагаю учащимся познакомиться с социальным сервисом Google документы – http://docs.google.ru. Сервис предоставляет возможность создавать и хранить в сети Интернет текстовые документы, электронные таблицы, презентации, редактировать их одновременно несколькими пользователями, публиковать их в открытом доступе с получением URL-адреса, просматривать все версии изменений документа. При этом все изменения будут зафиксированы по времени их внесения и по содержанию изменений.

Используя возможности этого сервиса, учащиеся на уроке совместно создают презентацию «Геоинформационные модели», заготовка которой заранее размещена в Интернет (Приложение 1).

Также в ходе урока происходит освоение еще одного социального сервиса Google Maps – набора приложений, построенных на основе бесплатного картографического сервиса и технологии, предоставляемых компанией Google - http://maps.google.com. Возможности сервиса рассматриваются на примере приложения Google Earth (Google Планета Земля) — отдельной программы, которую можно бесплатно скачать с сайта http://earth.google.com. Программа требует предварительной установки на локальные компьютеры учащихся и работает при условии постоянного подключения компьютера к Интернету. Программа Google Earth позволяет просматривать снимки земной поверхности, увеличивать и уменьшать масштаб и строить маршруты передвижения. Её достоинством является трёхмерное отображение земной поверхности (с учётом рельефа), возможность наблюдения под произвольным углом, постепенное уточнение изображения по мере загрузки более детальных фотоснимков, размещать свои фотоснимки, привязав их к соответствующим координатам земной поверхности и множество других возможностей (Рисунок 2).

ТЕМА УРОКА: Геоинформационные модели

ОБОРУДОВАНИЕ И НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ:

  • Заготовка презентации «Геоинформационные модели», размещенная в Интернет с помощью сервиса Google – Документы (Приложение 1).
  • Задания для практической работы № 1 «Создание презентации «Геоинформационные модели» (Приложение 2)
  • Задания для практической работы № 2 «Использование геоинформационной модели Google Earth» (Приложение 3)
  • Папка с фотографиями «Комсомольск-на-Амуре»
  • Программа Google_Earth_CZXD, установленная на ПК учащихся
  • Проектор, экран

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА:

  • Установить программу Google_Earth_CZXD на ПК учащихся
  • Создать аккаунт в Google
  • В сервисе Документы разместить заготовку презентации «Геоинформационные модели» (Приложение 1).

ХОД УРОКА:

1. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА: фронтально устно

  • Чем модель отличается от реального объекта или процесса?
  • Что называют информационной моделью объекта, процесса, явления?
  • Можно ли утверждать, что компьютерная модель всегда является информационной?
  • С какими информационными компьютерными моделями мы знакомы?

2. ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ:

Самостоятельная практическая работа учащихся в группах (2 человека) по созданию презентации «Геоинформационные модели» (Приложение 2).

Задание заключается в совместном создании презентации «Геоинформационные модели», используя возможности сервиса Google – Документы. Для каждой группы отведено для заполнения несколько слайдов. Цифра в верхней правой части слайда соответствует номеру группы. Группа заполняет свои слайды теоретическим материалом, используя ссылки на ресурсы Интернет, данные в нижней части слайда. Слайд должен содержать краткую теоретическую справку с ответом на вопрос.

Создание презентации происходит по следующему плану:

  • Понятие геоинформационная модель, геоинформационная система (ГИС)
  • Как хранится информация в ГИС
  • Виды ГИС, возможности ГИС, применение ГИС
  • Что такое GPS, где применяется
  • GPS-приёмник (GPS-навигатор), использование карт в GPS-приёмниках
  • Что такое геокешинг
  • Геоинформационная модель Google Earth и ее возможности

По окончании создания презентации, от каждой группы выступает представитель с кратким сообщением, комментирующим информацию на слайде. Демонстрация презентации происходит через проектор.

Презентация, созданная на уроке учениками, доступна для всеобщего просмотра по адресу: http://docs.google.com/Presentation?id=dhc57bsn_817tspm5gn

3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА:

Учащиеся в группах по 2 человека изучают возможности приложения Google Earth (Google Планета Земля), используя материал практической работы (Приложение 3), в которой кроме задания приводятся алгоритмы его выполнения. В результате создается отчет в виде презентации. Презентация должна состоять из графических изображений, демонстрирующих результат выполнения задания.

4. ИТОГ УРОКА:

  • демонстрация созданных презентаций
  • обобщение изученного материала
  • выставление оценок.