Форма занятия: комбинированный урок
Время проведения: 2-я четверть, ноябрь
Цель: Развитие эстетического восприятия окружающего мира, эмоционально-чувственного отношения к природе.
Задачи:
- Познакомить детей с обитателями живого уголка - аквариумными рыбками.
- Научить детей изготовлять рыб в технике оригами.
- Развить точность и аккуратность.
- Воспитать бережное отношение к используемым материалам
- Научить детей обобщать изученный материал и делать выводы.
- Развивать зрительную память, ассоциативное мышление, творческое воображение, эстетическое восприятие окружающего мира в целом и отдельных его объектов.
- Воспитать бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование и материалы:
для учителя:
- мультимедиа,
- магнитофон,
- фонограмма,
- аквариум с рыбками,
- наглядные пособия по рисованию аквариума,
- шаблоны аквариума по складыванию бумаги в технике оригами,
- фотографии рыб.
для учащихся:
- дневник наблюдений,
- ручка,
- карандаш,
- лист бумаги,
- краски,
- кисти (акварель),
- цветная бумага,
- клей,
- ножницы.
Методы и формы работы:
- групповая форма работы;
- индивидуальная форма работы;
- метод сравнения и сопоставления;
- метод наглядного показа приёмов работы с красками и с бумагой в технике оригами;
- иллюстративный метод объяснения нового материала;
- проблемно-поисковый метод;
- психотренинг.
План урока
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
2. РАБОТА ПО ДНЕВНИКАМ НАБЛЮДЕНИЙ
3.ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
4.ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА, ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ.
5. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
7. ПСИХОТРЕНИНГ.
8. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТРУДУ.
9. ИТОГ УРОКА.
10. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Ход урока
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
- Сегодня мы проводим очередной необычный урок. Два предмета - "Окружающий мир" и "ИЗО и художественный труд" тесно взаимосвязаны друг с другом. И мы постараемся доказать это.
Сначала проверим готовность каждого ученика к уроку. У вас на парте должны быть: ручка и дневник наблюдений, карандаш и ластик, кисточка и краски, стаканчик с водой белая и цветная бумага, клей и ножницы.
2. РАБОТА ПО ДНЕВНИКАМ НАБЛЮДЕНИЙ.
- Давайте запишем показания погоды на сегодняшний день в дневник наблюдений.
- Юные метеорологи, опишите состояние погоды:
- ясно, пасмурно, облачно;
- осадки;
- ветер;
- температура.
- Сделайте вывод, какому времени года соответствует данная погода?
Действительно, по календарю идет последний осенний месяц, а в нашей местности - настоящая зима.
- Объясните, почему?
Вывод. Мы живем на Крайнем Севере с суровым климатом. Зима наступает очень рано, в конце сентября, начале октября, и длится до конца мая.
3. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
- Повторим изученный материал предыдущего урока.
Ямала добрая душа:
Сюда стремятся отовсюду.
Но Север - это не игра.
Здесь трудно жить в иную стужу.Как долго длится эта ночь,
Полярная, седая.
И хочется себе помочь,
В растеньях утопая.
- О каких растениях сказано в стихотворении?
Внимательно посмотрите на наш зеленый уголок в кабинете и назовите растения, за которыми мы ухаживаем.
- Как можно назвать все эти растения?
- Для чего они нужны дома, в помещениях?
- Как надо ухаживать за комнатными растениями, чтобы они радовали нас своей красотой и помогали нам очищать кабинет от углекислого газа?
Вывод: Комнатные растения необходимы для сохранения кислородного баланса в помещении, а также придают эстетичность, радуют людей.
4. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА, ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ.
- К какому виду природы относятся комнатные растения? (К живой природе).
- Когда вы внимательно окидывали взглядом кабинет, что необычное вы заметили сегодня в нашем классе? (Аквариум).
- Как вы думаете, почему аквариум оказался в нашем "живом уголке"? (Потому, что урок будет о рыбках).
- К какому миру природы относятся обитатели аквариума? (Живая природа)
- Так, о чем мы поговорим на уроке? (Об аквариумных рыбках).
- Прочитайте тему урока:
"Мир подводного царства в живом уголке класса".
(мультимедиа)
- Сегодня на занятии мы побываем в подводном царстве, познакомимся с его растениями и животными. И не только познакомимся, но и научимся изготавливать рыбок из бумаги.
5. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
- За окном стоит суровая зима. Вся природа припорошена снегом и спит. Но мы видим это маленькое чудо здесь, в кабинете. Аквариум можно сравнить с маленьким искусственным водоемом, домашним озером, на дне которого насыпан грунт и мелкие камешки, растут водоросли, которые выделяют кислород. Им дышат рыбы. Чтобы водоросли слишком не разрастались, в аквариуме селят маленьких животных - улиток, которые поедают водоросли.
В аквариумах обычно содержат рыбок, обитающих в южных водоёмах нашей Земли. Эти рыбки имеют небольшие размеры, красивую необычную форму и яркую расцветку. Рыбки в аквариумах живут в разных слоях воды: на дне, например, - сомик, в поверхностном слое - гуппи и меченосцы, в среднем слое - стайные рыбки: - гурами и неоны, которым нужно много свободного от водорослей пространства. Среди 1000 видов аквариумных рыб есть 20-30 видов, которые могут простить первые, неизбежные ошибки начинающих аквариумистов.
(показ на мультимедиа иллюстраций аквариумных рыбок, живые рыбки в аквариуме)
6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
- У кого дома есть аквариум?
- Расскажите, пожалуйста, нам о своих рыбках.
- Расскажите, как нужно ухаживать за аквариумными рыбками?
Правила
1. Идеальное место для аквариума - самый темный угол в комнате.
2. Для больших аквариумов нужна прочная устойчивая подставка.
3. Аквариум нужно периодически чистить, регулярно менять воду.
4. Рыб надо кормить постоянно.
5. Так же постоянно надо следить за температурой воды в аквариуме.
7. ПСИХОТРЕНИНГ.
- А теперь проведём небольшое упражнение - пожелание любви всему живому и неживому на Земле.
(фонограмма)
Закройте глаза, глубоко вздохните.
Представьте себе подводный мир во всех его красках. Светит солнышко, а вы ныряете на самое дно моря. Вода теплая и прозрачная. Вы чувствуете ее через свой костюм.
Вам легко и свободно. Ваши ноги сами движутся волнообразно. И вам кажется, что вы тоже стали большой рыбой. А вот мимо проплавает стайка скалярий. По дну ползет рак отшельник. Вы слышите едва уловимый плеск воды. Поблагодарите подводное царство:
- Я люблю тебя, море:
- Я люблю вас всех, обитатели подводного царства:
- Я дарю тепло души всему живому на Земле:
А теперь вздохните глубоко. Выдохните. Откройте глаза.
8. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТРУДУ.
8.1. Вводная беседа.
Красив, разнообразен и загадочен подводный мир. У каждой ракушки, улитки, рыбки - свой цвет и форма.
Любая рыбка имеет туловище, голову, хвост, плавники. Есть рыбы, у которых все части тела более вытянуты, - это меченосцы.
(Демонстрация различных видов рыб на мультимедиа)
Рыбы, у которых части тела, имеют форму треугольника, - это скалярии.
Рыбы, имеющие овальную форму тела, - это барбусы, вуалехвосты.
Общение с природой помогает жить человеку, вносит гармонию в его жизнь. Ёе красота нам помогает быть счастливыми, ведь мир вокруг нас цветной, а краски природы всегда удивляют и радуют нас.
Мы сегодня нарисуем аквариум и сделаем в технике оригами рыбку из цветной бумаги - скалярию.
(Показываю пример выполнения работы на доске).
8.2. Подготовка рабочих мест.
Разделимся на группы по 4 человека, получится 6 групп. Для работы у вас на парте приготовлены краски и кисти, шаблоны для рисования аквариума, цветная бумага, клей и ножницы.
Один человек из группы должен нарисовать аквариум, а остальные изготовить рыбок. Затем вы приклеите рыбок в аквариум.
8.3. Рисование аквариума. Акварель.
1. У вас на столе лежит шаблон аквариума. Возьмите его и приложите к альбомному листу и обведите карандашом.
2. Вырежьте по линии разметки (Делаю вместе с детьми).
3. Изобразите в аквариуме песок - желтым цветом; камни - коричневым цветом; растения:
а) тонкие линии стебельков выполняют концом кисти;
б) листья этих растений делаются широким сплошным мазком.
(На доске таблица - как правильно рисовать водоросли).
- Молодцы! Аквариумы у нас готовы. И получились они у всех аккуратно. Теперь их надо заселить рыбами, давайте их и сделаем.
8.4. Изготовление рыбок.
Чтобы сделать рыбку-скалярию вырежьте из цветной бумаги квадрат. Цветную бумагу для рыбки мы выберем желтого, оранжевого или красного цвета
(показ поэтапного складывания листа на мультимедиа)
1. Отогните по краю листа ровную полоску такой ширины, которая равна стороне квадрата;
2. Разогните лист, отрежьте полоску по линии сгиба;
3. Согните один из углов полоски, отметьте карандашом линию отреза;
4. Разверните полоску, отрежьте по намеченной линии.
Готовых рыбок приклеиваем к аквариуму.
(Учащиеся работают самостоятельно. Учитель оказывает индивидуальную помощь детям.)
8.4. Итог практической работы - выставка.
- Молодцы! Мы выполнили все 6 аквариумов. Компонуем выставку наших работ на доске. Выбираем самую аккуратную и выразительную композицию.
9. ИТОГ УРОКА.
- Итак, ребята, что нового вы узнали на уроке?
- Назовите рыбок, которые "плавают" у вас в аквариуме.
- Какие правила ухода за жителями аквариума вы запомнили?
- Какой вывод мы можем сделать?
(запись на мультимедиа)
Нельзя заводить рыбок и других домашних животных из-за сиюминутного желания.
Надо как следует узнать правила ухода за ними. Ухаживать за животными - это большая ответственность.
Сможете ли вы с ней справиться?
10. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Сочинить сказку об обитателях изготовленного вами аквариума.
Урок окончен. Спасибо за работу.