Урок алгебры в 7-м классе по теме "Координатная плоскость"

Разделы: Математика


Цель урока: развитие качеств творческой личности, в равной мере владеющей формами и методами понятийно-рационального познания мира и интуитивно-образными формами его постижения.

К уроку прилагается ПРЕЗЕНТАЦИЯ

ХОД УРОКА

Учитель, стоя у окна, под тихие звуки музыки рассуждает:

Включаю настольную лампу.

Позади трудный день.

Тяжелый, насыщенный…

Казалось, он не закончится…

Очень устала.

(изменив интонацию)

А сегодня все совсем по-другому…

Солнечные лучи кажутся ярче,

Снег блестит совсем не так как вчера

И какое-то ощущение легкости.

Как переменчиво настроение…

Беседа с учащимися:

- А от чего зависит наше настроение? (после рассуждений сделать вывод о том, что у человека хорошее настроение, если он здоров, счастлив, успешен и все это происходит одновременно, то есть в системе).

Учитель записывает на доску слово «система».

- А какой смысл вы вкладываете в это слово? (ответы детей)

- Какое известное вам слово спрятано в слове «система»? (слово «тема»)

- Что оно означает?

Рассказ учителя:

Слово «система» греческого происхождения.

 «Тема» - нечто заданное, «сис» - составленное из частей.

Таким образом, «система» - нечто заданное, составленное из частей (или четко расчлененное целое).

Приведите пример системы (лампочка, пылесос).

- Ребята, я предлагаю вам рассмотреть несколько объектов и обсудить, можно ли их назвать системами и что их связывает с точки зрения математики.

На экране появляются слайды:

После обсуждения выйти на словосочетание «система координат».

Беседа с учащимися:

- Что означает слово «координата»? Вы слышали или употребляли его в разговорной речи?

Рассказ учителя:

«Координата» слово греческого происхождения, означает место нахождения кого-либо. Таким образом «система координат» - нечто согласованное, состоящее из частей. Именно о «системе координат» сегодня пойдет речь.

Идея координат зародилась в древности.

Первоначальное их применение связано с астрономией и географией, то есть, с потребностью определять положение светил на небе и определенных объектов на поверхности земли. Следы применения координат были обнаружены еще в Древнем Египте на стенах погребальных камер (показ слайда),

 а так же в работах художников эпохи Возрождения (показ слайда).

Но первым кто по достоинству оценил, какие широкие горизонты открывает идея связывать точки с числами был великий француз Рене Декарт (показ слайда).

Именно его имя носит прямоугольная система координат.

Беседа с учащимися:

- Так, что же представляет собой система координат? (ответы детей: две перпендикулярные прямые, показ слайда)

- Любые, ли две перпендикулярные прямые можно назвать системой координат? (показ слайда)

- Точек на координатной плоскости множество, что надо знать, чтобы выбрать нужную точку? (показ слайда)

- Как найти координаты точки? (показ слайда)

- Как называются х и у? (показ слайда)

- На слайде изображены две точки, какая из них имеет координаты (2;3)? (сделать вывод, что (х;у) – строго упорядоченная пара).

- Точки могут находиться в разных координатных четвертях, как это отражается на их координатах? (показ слайда)

- Вы готовы к тому, чтобы самим назвать координаты точек? (показ слайда)

- Мы рассмотрели все случаи расположения точек в координатной плоскости? (показ слайда)

- Итак, есть желание самим построить точки? Тогда постройте точки в координатной плоскости и соедините их в соответствующем порядке.

Учащиеся работают в группах по карточкам:

№ 1

(2;-2), (2;-1), (1;-1), (1;0), (1;7), (-1;7), (-3;4), (-1;4), (-1;-1), (-2;-1), (-2;-2), (2;-2).

№ 2

а) (-2;-1), (-1;-2), (1;-2), (2;-1), (2;6), (1;7), (-1;7), (-2;6), (-2;3), (-1;2), (1;2),

(1;-1), (-2;-1).

б) (1;3), (1;6), (-1;6), (-1;3).

№ 3

а) (-2;-1), (-1;-2), (1;-2), (2;-1), (2;6), (1;7), (-1;7), (-2;6), (-2;3), (-1;2), (1;2),

(1;-1), (-2;-1).

б) (1;3), (-1;6),(-1;6), (-1;3).

№ 4

а) (2;-1), (2;6), (1;7), (-1;7), (-2;6), (-2;-1), (-1;-2), (1;-2), (2;-1).

б) (1;-1), (1;6), (-1;6), (-1;-1).

Работы выполняются учащимися на альбомных разлинеенных листах и вывешиваются на доску. В результате получается число 1990.

Беседа с учащимися:

- Что это за дата? (год рождения гимназии)

- Ребята, сейчас вы по готовым точкам создавали рисунок, а возможна обратная задача? (слайд с рисунком, учащиеся задают значимые точки)

- С чем ассоциируется рисунок, как вы думаете, что это такое? (значок гимназии)

- А сейчас вообразите систему координат, осями которой являются знания и настроение. Найдите свое место в этой системе на данный момент (учащиеся подходят к доске и прикрепляют клеящуюся точку на изображенную на доске систему координат).

Обсуждение результатов полученных на доске.

- Мы сегодня говорили о системах координат, в которых друг от друга зависили две величины, а возможны ли системы с большим количеством величин?

Рассказ учителя, сопровождающийся слайдами:

Системы координат с двумя величинами называют двухмерными, а с тремя – трехмерными, есть и пространства с числом измерений больше трех.

Но как говориться лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать:

1. прямоугольная система координат в трех мерном пространстве (посмотрите по сторонам и приведите ее пример);

2. полярная система координат;

3. цилиндрическая систем координат;

4. косоугольная система координат;

5. сферическая система координат.

- А теперь домашнее задание, оно сегодня не обычное. У меня на столе лежат конверты с творческими заданиями, уходя, вы можете взять любой конверт, а можете и не брать, но если возьмете, то точно не пожалеете (в конвертах задание: по соответствующим координатам изобразить рисунок животного).