Статья "Использование интегрированного обучения и метода коллективного способа обучения на уроках технологии и изобразительного искусства"

Разделы: Технология, МХК и ИЗО


Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные  проблемы.  Время  неумолимо требует перестройки всего того, что сегодня уже не соответствует требованиям процесса обновления. И этот процесс должен коснуться самым непосредственным образом преподавания предметов искусства — музыки, литературы, изобразительного искусства, технологии - обращенных к душе и сердцу ребенка.

В связи с повышенным вниманием к предметам эстетического цикла особое значение приобрела проблема -  включение в учебно-воспитательный процесс эффективных методов и приемов для развития художественно-творческих способностей личности.

На наш взгляд этому больше всего способствует интегрированное обучение с использованием КСО.

Интегрированный подход к преподаванию предметов эстетического цикла направлен на решение проблемы целостного развития личности.

Интегрированные уроки имеют определенные преимущества:

  • повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует к повышению уровня обученности и воспитанности учащихся;
  • способствуют формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;
  • позволяют систематизировать знания;
  • обладая большей информативной емкостью, способствуют увеличению темпа выполняемости учебных операций, позволяют вовлечь каждого школьника в активную работу на каждой минуте урока и способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания;
  • способствуют развитию эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся в большей степени, чем обычные уроки;
  • формируют в большей степени общеучебные умения и навыки, рациональные навыки учебного труда.

Интегрированные уроки, на наш взгляд, тем и хороши, что позволяют использовать частую смену видов деятельности, а это позволяет делать урок продуктивнее.

Коллективная деятельность учащихся рассматривается как актуальный метод художественного воспитания и  приобщения детей к творческой деятельности.

Метод коллективного творчества выгодно отличается от традиционных, позволяя активизировать развития творческого потенциала учащихся, способствует формированию положительных взаимоотношений со сверстниками, способствует снятию комплекса «не умею» и заниженной самооценки.

Творческая деятельность требует от человека увлеченности, упорства, умение сосредоточить все свои силы и внимание на том, что делаешь. Чем старше становится ребенок, тем более и более увеличивается    мера    посильного    ему    напряжения, организованности, способности планировать свою работу. Все чаще он решает художественные задачи, которые вырабатывают точность движения руки, координации ее действий со зрением, слухом и другими органами чувств. Появляется высокая чувствительность к форме, размеру, цвету, составу и фактуре материала. Все это становится условием развития способностей.

Способности - это потенциальные возможности человека к еще большему приобретению знаний и умений.

Правильно положение о том, что люди не равны по своим способностям. Это особенно важно в оценке способностей детей, что имеет большое значение для индивидуального подхода в обучении и воспитании. Нельзя быть способным «вообще», способным   ко   всему.   Способности   большей   частью «специализированы», т. е. имеют определенную направленность. В структуру способностей входят различные по значению свойства, одни из которых являются ведущими, другие опорными, а третьи составляют определенный фон, необходимый для плодотворной деятельности. Сама структура способностей достаточно подвижна, состав компонентов может изменяться, что ведет к перестройки способностей. Касаясь творческой деятельности, следует установить, что ведущим качеством является развитое эстетическое отношение человека к действительности. Эстетическое - это значит связанное   с   чувственным   восприятием.  

Известно, что творчеству нельзя научить, ограничиваясь показом или рассказом. Для этого нужна соответствующая организация деятельности учащихся.

Мы работаем в школе, где обучающимися являются воспитанники детского дома и домашние дети. Для объединения учащихся, воспитывающихся в разных социальных условиях, большими  возможностями  обладает коллективная форма учебно-творческой деятельности. Коллективная деятельность рассматривается как продуктивное общение с целью обмена чувственной и познавательной информацией, практическим опытом и как средство формирования культуры самого общения.

За  основу в своей работе мы взяли систематизацию    видов    коллективной деятельности, разработанную Комаровой Т.С. и Савинковым А.И., где предложены три основные формы организации совместной деятельности: совместно - индивидуальная, совместно - последовательная, совместно - взаимодействующая.

Совместно - индивидуальная форма организации коллективной деятельности характеризуется тем, что согласование действий участников работы осуществляется в её начале (этап планирования, обдумывание идеи) и на заключительном этапе (суммирование результата) (рис. 1)


Рисунок 1

В методике организации работы над совместной композицией можно выделить ряд общих положений:

  • продумать композицию, цвет, размер;
  • выбрать единый материал и технику выполнения;
  • определить соразмерность деталей в общей композиции и средства достижения соразмерности в индивидуальных элементах;
  • определить технику сборки;
  • назначить помощников для ведения работы по монтажу.

Первый из принципов, самый простой - принцип свободного размещения, т.е. элементы будущего панно, размещаются свободно на общем фоне. По такому принципу организованна работа над коллективными панно следующей тематике: «Модный салон» 7 класс, «Цветочная поляна» 5 класс, «Бабочки» 5 класс и другие.

Два последующих принципа организации - принцип фриза и мозаики - предполагают знакомство детей с будущей композицией до их практической деятельности. По этим принципам организована работа над коллективными панно следующей тематике: «Времена года» 6 класс, «Зимний лес» 8 класс, «Знаки зодиака» 5 класс и др.

Роль организатора в организации совместно - индивидуальной работы принадлежит учителю. Достоинством совместно - индивидуальной формы организации деятельности на уроке является то, что она позволяет вовлечь в работу весь класс, проследить вклад каждого участника в коллективный результат и оценить работу.

Совместно-последовательная    деятельность    как    форма организации коллективного творчества учащихся представляет собой работу по принципу конвейера (эстафеты), т.е. когда результат действия одного ученика становится предметом деятельности другого (рис. 2).


Рисунок 2

Мы используем этот вид деятельности крайне  редко.

Как правило, конвейер «включается» в том случае если на уроке перед учащимися встает задача: за короткий срок выполнить большое   количество   одинаковых   изделий,   например, пригласительные билеты, открытки, елочные украшения.

Большую роль в организации совместно-последовательной деятельности играет подготовительный период. Необходимо продумать каждый этап работы. Каждый этап коллективной деятельности обусловлен выполнением нового элемента или технологии его изготовления. Чтобы работа конвейера спорилась, ее объем, сложность исполнения на каждом этапе должны быть равнозначными по трудности и количеству времени.

Совместно-взаимодействующая  форма является  наиболее сложной в организации коллективной деятельности учащихся на уроке. Учителю здесь отводится роль организатора, руководителя и одновременно участника коллективного творчества.

Эта форма организации предполагает совместный характер действий всех участников на всех этапах работы. В данном случае продукт  творчества   есть   результат коллективного творческого мышления, совместного планирования, активного взаимодействия всех участников на протяжении всей работы (рис.3).


Рисунок 3

Эту форму часто называют формой сотрудничества или сотворчества. Сотрудничество как форма организации коллективной деятельности на уроке требует от учителя определенных организаторских способностей, а от учеников умение общаться в процессе восприятия и практической деятельности, умение сотрудничать и уважать чужую инициативу.

Процесс  широкого  сотрудничества  учащихся  на  уроке организовать очень сложно, поэтому данная форма приемлема для уроков в старших классах. В рамках совместно - взаимодействующей деятельности возможно применение как совместно - индивидуальной, так и совместно-последовательной ее организации.

В младших классах наиболее распространена самая простая по организации форма совместно-взаимодействующей деятельности учащихся - работа в паре, постепенно в групповую деятельность может быть вовлечено большее количество учащихся.

Сочетание индивидуальной и групповой работы учащихся, их взаимодействие позволяет максимально использовать творческий потенциал каждого участника коллективной деятельности, вносит разнообразия в методику ее организации. Кроме того, комбинирование форм совместной деятельности, возможность смены ее в ходе выполнения коллективной композиции внесет разнообразие в методику ведения коллективной работы и обогатит опыт коллективного творчества учащихся.

Изучив теоретический материал и учитывая практический опыт работы, мы пришла к выводу, что при выборе формы и методики организации совместной работы учащихся, не менее важно учитывать их готовность к коллективной деятельности.

Для этого необходимо учитывать:

  • возрастные особенности и уровень приобретенного опыта общения;
  • посильность задания и доступность задания.
  • коллективная деятельность была доступна каждому из его участников, необходимо:
  • знать уровень готовности учащихся к выполнению работы;
  • индивидуальные задания, из которых слагается совместная деятельность, давать с учетом возможностей учащихся
  • с учетом интересов учащихся распределять роли, которые, как правило, сопровождают коллективную деятельность.
  • по возможности должна быть связана с системой выполняемых ранее учащимися заданий, являясь как бы их итогом.

Например, выполнение учащимися седьмого класса панно «Модный салон» на обобщающем интегрированном уроке изобразительного искусства и технологии, использовались  знания, полученные на предыдущих занятиях:

  • изображение людей на плоскости и в объеме (на уроках изо);
  • работа с тканями из различных волокон (технология).

В  методике   преподавания интегрированных уроков коллективная деятельность определяется как прием обобщения знаний учащихся, полученных в течение цикла уроков, объединенных единой тематикой.

Включение в календарно-тематический план интегрированного урока коллективной деятельности может быть вызвано подготовкой к празднику. Если коллективная деятельность направлена на оформление интерьера школы, то основное требование в работе - качество и быстрые сроки. На этих уроках, как правило, в младших  классах используем совместно-индивидуальную работу, а в старших совместно-последовательную.

В отличии от младших школьников у подростков интерес к самостоятельной творческой  деятельности значительно ниже. Основной причиной  является развитие  объективной  оценки  своих способностей,   неудовлетворенность  низкими  результатами творческой деятельности.

Если результат индивидуальной деятельности не удовлетворяет подростка, то результат коллективного труда превосходит его ожидания.  В отличии от индивидуального коллективное творчество, как правило, имеет практический и общественно значимый результат.

Использование  на  практике интегрированных уроков с разными формами коллективной деятельности дает возможность учащимся осознать свою социальную значимость, духовную красоту и благородство поступков, и школьная «обязаловка», как в сказке, превращается в процесс коллективного поиска, коллективного творчества и становления личности ребенка.

Учащиеся стали более активными на уроке, более уверенными в своих возможностях, улучшились взаимодействия со сверстниками, все чаще они стали проявлять инициативу по оформлению школы к праздникам и участию в районных и городских выставках которые были отмечены грамотами.

Список литературы

1. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М. 1981.

2. Колякина В.И. Методика организации уроков. - М. 2002.

3. Комарова Т. С. Савенков А.И. Коллективное творчество детей-М. 1998

4. Млик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. - М. 1981.