Кавказская война в творчестве князя Г.Г. Гагарина

Разделы: История и обществознание


(Слайд-шоу к статье см. в Приложении 1.)

Для повышения интереса учащихся к истории родного края  мною практикуются уроки – исследования, в которых при сотрудничестве учителя, учеников и сотрудников музея изобразительных искусств дети получают и накапливают новые знания. Они способствуют более полному пониманию истории региона. Мы с учащимися  посетили Дагестанский музей изобразительных искусств, в котором представлены работы князя, заинтересовались и занялись изучением его творчества.

Во время работы над изучением жизнедеятельности князя Г.Г.Гагарина, исторических корней Кавказской войны 1816-1864 годов, творчества российских писателей, художников, композиторов XIX века мы использовали литературу по этой теме, посещали Дагестанский музей изобразительных искусств. В ДМИИ мы ознакомились с альбомом цветных репродукций с авторских зарисовок «Рисунки и наброски с натуры», с альбомом литографий «Костюмы Кавказа», совершила экскурсию «Дагестан в творчестве русских художников». В данных альбомах образы горцев и горянок представляют мир идеально красивых людей, показана красота национальных костюмов и живописная природа Кавказа.

Целью данной научно-исследовательской работы является анализ деятельности князя Г.Г.Гагарина в единстве прошлого и настоящего его значения для культурного развития северокавказских и русского народов, представить его оценку событий Кавказской войны.

При оценке событий Кавказской войны, не умоляя значение борьбы горских народов за свою свободу и независимость, не следует забывать и прогрессивной роли  русского влияния на Кавказ. Феномен русско-кавказского сосуществования и взаимовлияния в его историческом, культурно-психологическом и национальном аспектах мало изучен и очень актуален.

Актуальность темы исследования связана с необходимостью накопления новых знаний, которые будут способствовать более полному пониманию истории региона. К сожалению, по сей день остается актуальной проблема постижения Кавказа в российском массовом сознании. Как в прошлом бытовал негативный стереотип кровожадного горца-туземца, так и сегодня в условиях сложных межнациональных отношений этот образ кавказца ожил, трансформировавшись в лицо «кавказской национальности», мусульманина- террориста. Актуальность темы определяется ее научной, познавательной, практической значимостью в освещении взаимовлияния культур русской и северокавказской.

Выводы. Данная работа позволит глубже осознать:1) личность князя Г.Г.Гагарина, 2) характер взаимовлияния общероссийских и национальных культур, 3) роль духовности национальной интеллигенции в развитии современных национальных процессов на Северном Кавказе.

Сложные этнополитические процессы, наблюдаемые в наши дни на Северном Кавказе, требуют объективного исследования прошлого в единстве и взаимосвязи факторов, связанных с ролью и значением Кавказской войны. Вопрос о значении присоединения Кавказа к России приобретает несомненную актуальность, самое главное при оценке событий Кавказской войны, не умаляя значение борьбы горских народов за свою свободу и независимость, не следует забывать и прогрессивной роли русского влияния на Кавказ.  Исторический этнокультурный опыт между Россией и Кавказом всегда представлял для исследователей большой материал, тем более, что Кавказ явился той почвой, где свободолюбивые устремления передовой русской интеллигенции находили поддержку в среде непреклонных и независимых горцев. Огарев называл Кавказ приютом русского свободомыслия, а Белинский писал, что Кавказ сделался для русских заветной страною не только широкой, раздольной воли, но и неисчерпаемой поэзии, страною кипучей жизни и смелых мечтаний. Здесь побывали и ссыльные декабристы, и известные писатели и поэты, путешественники, для которых Кавказ стал поэтической музой и основой многих открытий.

Исследуемая задача – рассмотреть роль русской интеллигенции в создании правдивого образа жителей Кавказа на примере жизнедеятельности и творчества Г.Г.Гагарина.

Князь Г.Г.Гагарин – представитель  идей России, под которыми подразумевается тенденция к равноправному историческому партнерству народов России, эти  идеи актуальны в наши дни.

Решение проблемы ненасильственной интеграции Северного Кавказа с Россией Г.Г.Гагарин представлял следующим образом: «Надо, чтобы кавказец находил для себя столько же пользы принадлежать нам, сколько и мы в его удержании»[1].

Чтобы приступить к изучению творчества, жизнедеятельности князя  Г.Гагарина, его отношения к кавказским народам, мы с учащимися  изучили историю российско-кавказских отношений в политике и культуре.

Продвижение России на Кавказ до времен Петра происходило исподволь - шаг за шагом, в основном за счет расселения казачества на новых плодородных землях. К началу XVIII века казаки окончательно закрепились на северных берегах реки Терек и успешно препятствовали ответной миграции чеченцев. Сформировались, так называемые, Терские и Гребенские казачьи войска.

В 1721 г., по окончании Северной войны со Швецией, Петр I возглавил поход на Персию, пытаясь открыть для России очередное окно, но теперь уже в Азию. Обстановка для русских войск в этом походе была благоприятная, так как Персия в это время вела ожесточенную войну с Афганистаном и не могла оказать достойный отпор русским войскам. В 1722 г. русские взяли Дербент, Терку, Куба, Баку и продвинулись вдоль побережья Каспийского моря до самого Асторабада (совр. город Астара - южная точка Азербайджана). Но не смотря на значительные военные успехи русские войска не отходили далеко от побережья. Одна из немногих попыток захватить находящейся в стороне городок Эндери (Андреевский) закончилась неудачей. Кавалерийский отряд был разбит горцами.

После смерти Петра Великого экспансия на Кавказе замедлилась.  Но все-таки в 1735 году в Дагестане построили крепость Кизляр и по приказу Анны Иоановны все русские войска были переведены на северный берег Терека. Кизляр стал главной русской крепостью на Кавказе.

Екатерина Великая продолжила начатое Петром I движение на Юг. При этом экспансия проходила сразу в двух направлениях. Первое - через земли Терских и Гребенских казаков на Чечню и Дагестан, и второе - через Грузинские царства и княжества. В 1763 г., через год после восшествия на трон Екатерины, была основана крепость Моздок, после чего началась затяжная 14-летняя война с кабардинцами (1765-1779 гг.). В итоге этой войны кавказская линия (Южная граница российской империи) была продлена, и образовалось новое казачье войско Моздокское, расположенное на отвоеванных землях Кабарды.

По смерти Екатерины в 1796 году Павел хотел  отказаться от завоеваний в Персии и на Кавказе. Но в 1799 году, опережая благоприятный ход событий, приемник Агу Муххамада на персидском престоле шах Фет Али-хан затребовал от Георгия XII - наследника Ираклия II, прислать в Тегеран, в качестве заложника, своего сына. Павел, в силу своей рыцарствующей натуры, решил этому воспротивиться. В итоге, посланные на Кавказскую линию войска предотвратили вторжение Али-хана в Кахетию. Благодарный Георгий XII на пороге смерти обратился к Павлу с просьбой принять Картли и Кахетию под прямое правление российского императора. Соответствующий манифест был подписан 30 декабря 1800 г. и подтвержден следующим императором - Александром I 24 сентября 1801 г.

С этого момента Российская империя окончательно встала на путь покорения Кавказа, так как защищать Картли, Кахетию и Военно-Грузинскую дорогу на Тифлис без полного контроля над прилегающими территориями было невозможно.

После подписания манифеста о присоединение Картли и Кахетии (1800-1801) Россия втянулась в собирание земель на Кавказе. Произошло последовательное объединение Грузии (1801 - 1810 гг.), Азербайджана (1803 - 1813 гг.), но их территории оказались отделенными от России землями Чечни, горного Дагестана и Северо-западного Кавказа, населенными воинствующими горскими народностями, которые совершали набеги на кавказские укрепленные линии, мешали связям с Закавказьем. Поэтому к началу XIX века присоединение этих территорий становится для России одной из важнейших задач.   Кавказской войной в истории России называют военные действия 1817 - 1864 годов, связанные с присоединением Чечни, Горного Дагестана и Северо-западного Кавказа к России.

С окончанием присоединения Дагестана к России происходил рост отходничества. На страницах газеты «Кавказ» в 1846 году были опубликованы интересные данные: «Взгляните на мусульманские провинции в сентябре месяце. Вы увидите до 30 тысяч лезгин разных обществ, гонимых стужей и нуждой, рассыпающихся  от Кахетии до Салияна, отыскивающих свой хлеб насущный. На лето же, знойное в долинах, лезгины уходят в свои горы, покупая на заработанные деньги ситцы, бурметы, другие товары променяемые ими в горах на скот, хлеб для прокормления семейств летом».  Из Гунибского округа тринадцатитысячное население перекочёвывало в Закавказье, из Нагорных селений Самурского округа ежегодно отправлялись со стадами овец на зимние пастбища Бакинской, Елизаветпольской и Тифлиской губерний более 6 тысяч семейств,в числе около 40 тысяч душ. Вайденбаум Е. писал, что « ежегодно около 10 тысяч казикумухцев покидают свою родину и расходятся в качестве лудильщиков, оружейников, чернорабочих по всему Кавказскому краю в земли Донского войска, Астрахань, Оренбург, Персию и Турцию. В мае они возвращаются для обработки своих полей»[2].

Всё это способствовало ввозу русских товаров, сами горцы втягивались в торговые отношения, продавая зерно, скот, шерсть, кожу, оружие. Торговля и отходничество способствовали взаимопроникновению культур и традиций разных народов, развитие между ними куначества, кавказского побратимства, ярким примером последних являлось взаимное общение линейных казаков притеречными жителями- ногайцами, кумыками.

Исторический этнокультурный опыт между Россией и Кавказом всегда представлял для исследователей большой материал. С культурой и традициями Северного Кавказа связаны произведения Пушкина, Лермонтова, А. Бестужева, Л. Н. Толстого и многих других. А. Бестужев-Марлинский создал свои известные произведения на кавказском материале, такие как «Красные покрывала», «Рассказ офицера, бывшего в плену у горцев», очерки «Письма из Дагестана» и т. д.  В них он глубоко раскрыл особенности горцев, их обычаи, традиции, коснулся культуры народов Северного Кавказа.

Они свидетельство того, как шло взаимное проникновение культур, их влияние друг на друга. Наряду с учеными, путешественниками писатели проложили дорогу северокавказскому этнокультурному феномену к мировой цивилизации. Их общечеловеческие и гуманистические традиции продолжили другие поколения передовой демократической культуры. Вольнолюбивая, задумчивая муза Лермонтова продолжила традиции Пушкина. Она тоже основана на этнографическом материале народов Кавказа. А образ мятежного духа Демона, все отрицавшего и одновременно утверждавшего, мог возникнуть только на Кавказе, в краю борцов за свободу, честь и достоинство, людей гордых и вольнолюбивых.    Кавказская тематика нашла свое завершение в произведениях XIX века «Казаки» и «Хаджи-Мурат» Л. Н. Толстого. Снова перед лицом мировой общественности свободолюбивые горцы Кавказа предстали в разных гранях человечности и доброты, мужества и находчивости, ума и высокого чувства ответственности. Вопреки всем российским и кавказским наместникам, чиновникам, простые люди труда всегда ценили согласие между народами, взаимопомощь соседей, культурный обмен духовными и материальными ценностями. Лучшие образцы культуры северокавказских народов правильно воспринимались передовыми людьми Востока и Запада.

Этнокультура этих народов продолжала развиваться и в XX веке. Взаимоотношения русских писателей с народами Кавказа никогда не прерывались. В 1905 году М. Горький в статье «О кавказских событиях» писал: «Я так горячо любил эту прекрасную страну, олицетворение грандиозной красоты и силы, ее горы, окрыленные снегами, долины и ущелья, полные веселого шума быстрых певучих рек, и ее красивых, гордых детей»[3]. Потом заявят о своей любви к Кавказу, воспоют и прославят его А.Блок, С. Есенин,  Б. Л. Пастернак, В. С. Пикуль.

Благодаря их произведениям духовно-нравственные ценности горских народов стали достоянием мировой цивилизации. Проблемы взаимопроникновения  русской и кавказской культур в историческом аспекте всегда остаются актуальными, поскольку исследование северокавказской цивилизации, этнокультурного феномена этого многонационального региона только начинается.

Особенно большую роль сыграл в культурной жизни народов Северного Кавказа А. А. Алябьев. Он много раз посещал аулы Кабарды и Балкарии, Карачая и Адыгеи, Осетии и Чечни, Дагестана и Ингушетии, присутствовал на праздниках и семейных обрядах, собирая по крупицам культурно-этнографический материал. Им была написана опера «Аммалат-Бек» на сюжет повести Бестужева-Марлинского. В другом его произведении «Французская кадриль из азиатских песен» были использованы лезгинские и кумыкские мелодии. Эти мелодии стали первыми образцами дагестанского музыкального фольклора в творчестве русских композиторов и в профессиональном творчестве европейцев (песенной традиции вообще). Песнями дагестанских народов увлекался командир Дагестанского конно-регулярного полка И. Багратион. Он писал музыку для песенных куплетов и обучал оркестрантов в драматическом кружке.

Кавказские танцы оказывали сильное воздействие на всех, кто их видел, поэтому они вошли в русскую музыкальную классику. Например, элементы лезгинки есть в опере «Руслан и Людмила» Глинки. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что благодаря выдающимся деятелям русской культуры и науки этническая культура народов Северного Кавказа стала не только достоянием России, но и Европы.

Национальная культура – закономерная ступень в поступательном развитии человечества. Мировая культура – это, прежде всего, совокупность национальных культур. Лучшие достижения национальной культуры входят в интернациональное, приобретая мировое признание, так как они несут общечеловеческие идеалы. Благодаря русским переводам произведения К. Кулиева, Р. Гамзатова  стали достоянием не только народов России, СНГ, но и всего человечества. К. Кулиев писал, что «благодаря русскому языку он рос и постигал великие сокровища мировой культуры, поверял читателям других народов свои сокровенные думы и чувства. Русский народ – один из величайших народов мира – для горцев Кавказа, как и для всех народов страны, зажег тот негасимый Прометеев огонь, который навсегда согрел нас и озарил нашу жизнь. Мы приобщились к русской культуре – одному из самых удивительных достижений человечества, а через нее мы узнали и мировую культуру. Без этого блага братства и взаимного духовного обогащения мы бы по-прежнему блуждали во мраке»[4].

Прекрасная кавказская природа нашла отражение в полотнах многих художников кисти. Будучи на Кавказе, Верещагин присматривался и изучал национальный характер горцев, многообразие их типов.  В памяти горских народов остались не только произведения Верещагина, но и замечательные картины Г. Г. Гагарина, Ф. А. Рубо.

В качестве иллюстрации кавказской действительности I половины ХIХ в. нередко привлекаются произведения художника Г. Гагарина.

Гагарин  Григорий Григорьевич —  художник-любитель, род. 29 апреля 1810 г., до 13-летнего возраста находился при своих родителях в Париже и Риме, а потом учился в коллегии Толомеи, в Сиене. По окончании  коллегии в 1826 г. работал при российских посольствах  в Париже, Риме и Константинополе; в течение 2 лет занимал должность секретаря при посольстве в Мюнхене.

Возвратившись в 1839 г. в Петербург, вскоре отправился на Кавказ, где принимал личное участие в военных действиях. В 1841 г. был перечислен в военную службу, в 1842 году участвовал в экспедиции кн. Чернышева в Дагестан.  В 1848 г. прикомандирован к князю Воронцову.  В 1855 г. назначен  при великой княгине Марии Николаевне, как президент Академии художеств. В 1858 году произведен в генерал-майоры, а в 1859 г. был вице-президентом  Академии, в 1864 г. перечислен снова на гражданскую службу, с чином тайного советника. Должность вице-президента Академии занимал до 1872 г. Г.Г.Гагарин в течение 10 лет (с небольшими перерывами) жил на Кавказе. В его творчестве, как в зеркале, отразились все противоречия и сложности северокавказской действительности. В составе российской армии Г.Г.Гагарин проявил себя не только как прикомандированный художник, призванный запечатлеть происходящее, но и как смелый офицер, удостоенный двух орденов за личную храбрость и мужество.

Его отношение к войне никогда не выливалось в ее прославление, также как и в возвеличивание кавказских генералов. В этом отношении картины Г.Г.Гагарина обезличены, в них доминируют рядовые участники событий. В  событиях I половины ХIХ в. его интересовали не столько боевые действия, сколько все, кто волей-неволей оказался к ним причастен. Г.Г.Гагарин запечатлел типажи практически всех народов и этнических групп Северного Кавказа («Горец из Аварии», «Женщина из Темир-Хан-Шуры» и др.). В работах Г.Г.Гагарина представлены все слои населения Северного Кавказа: простые люди, местные князья, ханы, беки, новая знать в лице наибов Шамиля, российские военные ( «Шамхал Тарковский», ««Главный наиб из войска Шамиля» и др.). Художник стремился показать всех, кто находился по ту и другую сторону военных действий.

В произведениях  Г.Г.Гагарина оказались запечатлены как военные будни, так и сцены мирной жизни («Танец Той на вечеринке в Кака-Шуре. Дагестан», «Шествие обоза через Кизлярскую степь»). У Г.Г.Гагарина нет противопоставления персонажей на «наших» и «не наших», горцы  воспринимались им как россияне или будущие россияне. Непродолжительное время офицер служил в Гребенском полку (сплошь состоящему из казаков-староверов), что нашло отражение в его полотнах («Дочь казака из станицы Червленая», «Поручик Гребенского казачьего полка Федюшкин и его жена», «Гребенской линейный офицер и его дочь» и др.).

Мировоззренческие позиции художника нашли отражение в письме, направленном в 1844 г. военному министру князю А.И.Чернышеву (с которым ознакомился и Николай I). Опираясь на собственные наблюдения, Г.Г.Гагарин утверждал, что российские чиновники на Кавказе творили «несправедливости всякого рода», и их действия вызывали неблагоприятное мнение о России у христиан Кавказа, не говоря уже о других.  Отвергая  военные методы покорения Северного Кавказа, Г.Г.Гагарин предлагал открывать предприятия, которые «занимали бы и содержали целые населения. Заработная плата, соответствующая труду, возвратила бы им постепенно утраченное благоденствие». Он призывал расширять старые (военно-грузинскую дорогу) и создавать новые пути сообщения, которые прочно связали бы на Кавказе Каспийское и Черное моря, а оттуда речными путями с Центральной Россией. По мнению Г.Г.Гагарина, эти мысли многим приходили на ум, и поэтому он осмелился их высказать[1].

С конца 40-х гг. Г.Г.Гагарин находился в Тифлисе в распоряжении Кавказского наместника М.С.Воронцова. Здесь его идеи оказались ко двору. И к русским, и к кавказцам приходило понимание того, что Кавказ - их общая забота и общая судьба, и все, что они созидают здесь, будет принадлежать им и их потомкам. Деятельность Г.Г.Гагарина шла в этом же русле: он создал проект устройства в Тифлисе «Особенной художественной школы», расписал Сионский собор,  возглавил строительство по собственному проекту театра (действовавшего до пожара 1874 г.).  Дом Гагариных в Тифлисе стал своеобразной «Меккой» искусства для местных и приезжих. По эскизам князя в центре Темир-Хан-Шуры был возведен Андреевский собор, который Г.Г.Гагарин и расписал. Он проектировал церковь и во Владикавказской крепости, в Хасавюрте.

После отъезда Г.Г.Гагарин издает альбомы «Живописный Кавказ» и «Костюмы Кавказа», ставшие известными в России и за границей и показавшие, большей частью, мирный Кавказ.

В Дагестанском музее изобразительных искусств хранятся набор акварелей «Живописный Дагестан», оформленный фирмой «Карл Фаберже», альбом акварелей «Альбом Кавказский», обложка которого в окладе из серебра и эмали с изображением двуглавого орла, на корешке альбома массивными буквами, отлитыми из серебра, выложено название альбома, альбом цветных литографий «Костюмы Кавказа», изданный в Париже в 1856 году, альбом цветных репродукций с авторских зарисовок «Рисунки и наброски с натуры», изданный в Санкт - Петербурге в 1902 г[5].

Нам довелось ознакомиться с данными альбомами, в которых образы горцев и горянок представляют мир идеально красивых людей, представлены их национальные костюмы, живописная природа Кавказа.

В Третьяковской галерее в городе Москве представлена работа Г. Гагарина «Свидание генерала Клюке фон Клюгенау с Шамилем».  18 сентября 1837 г. генерал Клюгенау (австрийский дворянин на русской службе, вскоре будет командовать всеми русскими войсками в Дагестане) советует Шамилю воспользоваться приездом в Закавказье Николая I и отправиться в Тифлис для встречи с императором, «дабы лично молить о всемилостивейшем прощении». Шамиль отказался, опасаясь, возможно, ярости ультрарадикалов из своего окружения. Они никогда бы не допустили подобной встречи, тем более что уже при этом свидании лишь веское слово Шамиля избавило русского генерала от гибели. Картина написана в  1849 году по рассказам генерала Клюгенау.

В Государственном Русском музее в городе Санкт-Петербурге находится картина «Сражение между русскими войсками и черкесами  при Ахатли», написанная в 1841 году. Это сражение было одним из боевых эпизодов похода на аул Чиркей в мае 1841 года. В картине нет шовинистического духа, нет высокомерия в отношении горцев. Русские солдаты вдали, на склоне горы, заняты боевой операцией. Работы князя и в наши дни выставляются на аукционах, в частности, аукционный дом Гелос представил на своем аукционе рисунок Г. Гагарина «Марфа и Мария». В 2007 году во Франции издан альбом «Живописный Кавказ», альбом сопровождён текстом графа Штакельберга - участника Кавказской войны. Это свидетельствует о том, что работы мастера востребованы и в наши дни.

Главной целью искусства и художника князь Г.Гагарин считал умение «выражать изящную, высокую, простую и истинную сторону идей народа»[1], что ему в значительной мере и удалось.

Он много сделал для утверждения положительного образа России на Кавказе, да и в Европе. Все это позволяет рассматривать Г.Г.Гагарина как носителя и воплотителя идей России, под которыми подразумевается тенденция к равноправному историческому партнерству народов под эгидой и в составе России.

Решение проблемы ненасильственной интеграции Северного Кавказа с Россией Г.Г.Гагарин представлял следующим образом: «Надо, чтобы кавказец находил для себя столько же пользы принадлежать нам, сколько и мы в его удержании»[1].

Выводы

В творчестве князя Г.Г. Гагарина отображена жизнь народов Кавказа, создан положительный образ горца в борьбе за свою свободу и независимость. Князь давал правдивую оценку действиям российских чиновников на Кавказе, которые творили несправедливости всякого рода, призывал к равноправному историческому партнёрству народов России. Эти идеи актуальны в наши дни. Благодаря Г. Гагарину создан положительный образ России на Кавказе и Кавказа в России. Данную научно-исследовательскую работу необходимо использовать на уроках  истории России и Дагестана о Кавказской войне.

Список цитируемой литературы

1. Доногоно - Коркмас М. Кавказский художник  князь Г. Гагарин. – Махачкала, 1993 год

2. Гаджиева С.Ш. Одежда народов Дагестана. – Махачкала, 1992 год

3. Нефедова И.М. Максим Горький. Биография писателя.- Ленинград, 1971 год

4. Кулиев К. Так растёт и дерево. -  Москва, 1995 год

5. Дагирова Д.А. Коллекция графики в собрании Дагестанского музея изобразительных искусств. Сборник научных статей, выпуск №1. – Махачкала, 2002 год