Урок химии в 8-м классе по теме "По страницам жизни Д.И. Менделеева"

Разделы: Химия


Цель урока:

  • образовательнаярасширить образовательное пространство учащихся: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, жизни и деятельности ученого-энциклопедиста Д.И.Менделеева, многообразия его натуры, многосторонности интересов;  ознакомить учащихся с биографией и открытиями русского учёного Д.И. Менделеева. Доказать неоценимый вклад ученого в процветание России.
  • развивающая - совершенствовать умения учащихся самостоятельно работать с дополнительной научной литературой,  развивать умения выбирать источники информации в соответствии с целями и условиями познавательной деятельности.
     Отрабатывать с учащимися навыки работы с компьютерными программами: Microsoft Word, PowerPoint для оформления результатов своей творческой работы.  Развивать у учащихся чувство личной сопричастности и гордости  к великому научному подвигу нашего соотечественника Д.И.Менделеева;
  • воспитательная - формировать у учащихся чувство национальной гордости за своего великого соотечественника Д.И.Менделеева; воспитывать информационную культуру личности, самостоятельность, чувство взаимопонимания, творческий интерес и активность.

Оснащение урока

  1. Компьютер
  2. Мультимедийный проектор
  3. Магнитофон, кассеты с записями классической музыки.
  4. Плакаты с высказываниями об ученом Д.И.Менделееве и самого ученого. (Приложение 1)

Предварительная подготовка учащихся к уроку

а) Учащиеся заранее (не менее чем за неделю) предупреждаются о проведении урока;

 б) Все учащиеся получают задание о подготовке материалов (на один лист формата А4) о Д.И.Менделееве, при этом им настоятельно рекомендуется как можно полнее осветить жизненный путь ученого.

 в) Исследовательские работы «Попытки классификации химических элементов» и «История создания периодического закона», которые выполнялась 5 учащимися данной параллели в течение года, группой желающих преобразуется в сценарий спектакля.

г) Назначаются дни для консультаций. Заранее создаются группы для совместного выполнения заданий. Важно, чтобы учащиеся прониклись величием гения Д.И. Менделеева, который сумел достичь таких высот в научном познании, которые были оценены как научный подвиг.

Ход урока-путешествия

I. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, сообщает им тему урока, определяет вид урока и его цель.

Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на уроке химии, где всегда можно узнать много интересного и совершить открытие. Вот и сегодня мы с вами совершим путешествие по научным открытиям. Вы уже знаете о химических элементах, познакомились с химическими понятиями, периодической таблицей и периодическим законом. И всегда при упоминании об этом стояло имя Дмитрия Ивановича Менделеева. А ведь за каждым именем, за каждым открытием стоит человеческая судьба. Именно поэтому мы с вами сегодня и совершим путешествие «По страницам жизни Д. И. Менделеева» и будем говорить о человеке с удивительной судьбой. О человеке, считающимся последним ученым-энциклопедистом, великом гражданине  и патриоте своей страны. Я уверена, что от прикосновения к его судьбе и знакомства с его трудами у вас в душе появится чувство гордости – ведь Д.И.Менделеев – наш соотечественник, он гордость и слава нашей страны.

Готовы вы отправить в такое путешествие? Да-а-а-а-а.

Свое путешествие мы будем совершать на корабле. Нас ждут остановки на причалах: Стартовый, Театральный, Знаний. Мы будем с вами создавать сигнальные флажки, совершим путешествие во времени, поиграем, поучаствуем в конкурсе и эстафете, даже сможем применить собственные знания о периодической таблице химических элементов и строении атома.

Уходя с урока, мне хочется, чтобы вы для себя ответили на вопрос: каким был Д.И.Менделеев и почему он совершил столько открытий? 

II. Этап подготовки к сознательному и активному усвоению новых знаний

1. Причал Стартовый.  Этапы жизненного пути Д.И.Менделеева.

Данный этап проводится в форме игры. Смысл игры заключается в создании учащимися сигнальных флажков, отражающих этапы жизненного пути Дмитрия Ивановича Менделеева, которые должны украсить мачту корабля, на котором предполагается совершить путешествие.

Игра «Сигнальные флажки»

а)  распределение учащихся по группам;

б)  инструктаж по выполнению задания;

в) выполнение заданий под руководством ученика – консультанта, с которым была проведена подготовительная работа по разделу темы. (Он распределяет вопросы, помогает ориентироваться в предложенной литературе);

г)  размещение сигнальных флажков на корабле.

Карта – задание для выполнения групповой работы:

1. Используйте подготовленные вашими одноклассниками материалы о  Д.И.Менделееве.

2. Постарайтесь емко  обозначить направления деятельности Д.И.Менделеева.

3. Нанесите на флажок выбранное вами направление деятельности ученого.

4. Закрепите флажок на  мачте корабля.

Учитель подводит итог игры и выделяет основные направления деятельности ученого.

2. Причал Театральный

Сценическое действие «Классификация химических элементов» (сценарий спектакля -  в Приложении 2)

Учащиеся в театральной форме, совершая «путешествие во времени», получают информацию о первых попытках классификации химических элементов, о борьбе за приоритет в открытии периодического закона. Данный спектакль – исследование убедительно доказывает, что подлинным основателем учения о периодичности является русский ученый Д.И.Менделеев.

На доске:

  1. Имена ученых, создавших свою классификацию химических элементов.
  2. Новая для учащихся лексика

Спектакль сопровождается презентацией (см. Приложение 3), содержащей информацию:

  1. Табл.1 «Триады Доберейнера». 
  2. Табл. 2 «Таблица элементов, иллюстрирующая «закон октав»» (1865).
  3. Табл.3 «Таблица элементов У.Одлинга» (1868).
  4. Табл.4 «Таблица элементов Л.Мейера» (1868).
  5. Рис.1 «V» образная ось К. Шмидта
  6. Фотография Д.И.Менделеева
  7. Схема «Значение периодического закона и периодической системы Д.И.Менделеева»

(Приложение 4)

Учащиеся рецензируют просмотренный спектакль, делают выводы.

III. Этап закрепления знаний

Причал Знаний

1) Конкурс « Верю, не верю» (Приложение 5)

Учащимся выдается раздаточный материал с текстом, прочитав который они должны ответить на вопрос: могут ли эти высказывания принадлежать Менделееву или быть о нем? При этом  желательно  прокомментировать свою точку зрения.

2) Мини - тест «Закономерности изменения свойств химических элементов в пределах периода и главной подгруппы периодической системы Д.И.Менделеева» с использованием мультимедийного оборудования. Выбрать задания можно из пособия - Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 8 классе. Дидактические материалы, М., Блик плюс, 1997.

Проверка теста осуществляется путем взаимопроверки.

3) Эстафета «Путешествие по датам»

а) Учащиеся создают 4 группы по 4 человека.

б) Каждая группа цепочкой друг за другом выстраивается у доски.

в) На доске начерчены 4 таблицы, состоящие из 4 клеточек.

г) Первому по порядку ученику выдается карточка с заданием.

д) Ученик читает вопрос, ответ выражает цифрой и записывает ее в ячейку таблицы.

е) Ответив,  передает карточку, стоящему за ним ученику и т.д.

Побеждает команда, которая быстрее заполнила клеточки цифрами. Учитывается и правильность ответа.

 

 

 

 

Примерное задание для 1 группы

1. Количество электронов на внешнем уровне у атома натрия

2. Число групп в таблице Д.И. Менделеева

3. Число энергетических уровней у  атома магния

4. Максимальная степень окисления  в атоме углерода

(1834 – год рождения Д.И.Менделеева)

Вопрос к классу: «Что обозначают даты из сложившихся цифр?»

VI. Этап систематизации знаний

Ответ учащихся  на проблемный вопрос: «Каким был Д.И.Менделеев?» Для ответа на этот вопрос предлагается использовать  только одно прилагательное и привести в доказательство хоть один аргумент. Например:

- Великим.

Великий химик, открывший периодическую таблицу химических  элементов. Этот закон является основой всей современной химии.

- Трудолюбивым.

 Б.М.Кедров писал, что «жизнь Менделеева – это труд и снова труд, вдохновляющий на научный подвиг и приносящий величайшую радость творчества, но вместе с тем берущий все силы человека, все его духовные потенции, всю его душу и все его сердце. И когда перед нашим мысленным взором встает образ Менделеева, то,  прежде всего как великого труженика науки. Он не любил, когда его называли гениальным, и говорил: «Какой там гений! Трудился всю жизнь, вот и стал гений».

- Храбрым.

Чтобы наблюдать полное солнечное затмение, несмотря на облачность, Д.И. Менделеев полетел в одиночку на воздушном шаре – без пилота поднялся на высоту в три километра, и там, над бездной, устранял неисправность аппарата.

- Разносторонним.

Перу Д.И.Менделеева принадлежат труды (свыше 500) не только по химии, но и по метрологии, баллистике, воздухоплаванию, метеорологии, сельскому хозяйству, экономике, народному просвещению и другим дисциплинам. И в каждой области знания он сумел сказать новое слово и добиться важных результатов. Главное, что определяло направление его поисков – это забота о благе России, об обеспечении ей достойного места в мире, о повышении уровня жизни не отдельных привилегированных слоёв, а всего народа.

- Бескорыстным.

Великий ученый до конца жизни отличался бескорыстием. Своими консультациями он обогащал промышленников, приносил немалые доходы и государственной казне. Некоторые его советы стоили десятки тысяч рублей, приносили солидные состояния. Сам же Менделеев лично для себя не извлек из своей научной деятельности ни рубля прибыли, хотя имел для этого все возможности.

Учитель подводит итог урока. Благодарит за работу.

Рисунок учащихся на приготовленных заранее листочках.

Нарисуйте, пожалуйста,  рожицу (smile), которая отражает ваше настроение сейчас. Поднимите листочек вверх.

VI .  Информация о домашнем задании

Прочитать стр. 258-259 учебника; для желающих: составить кроссворд «По страницам жизни Д.И.Менделеева».

(См.презентацию к уроку в Приложении 6)