Урок русского языка в 4-м классе (Начальная школа XXI в.) по теме "Развитие речи. Текст, виды работ с текстом"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • сформировать представления учащихся о стилях и видах текста;
  • умение самостоятельно находить образные слова и выражения в тексте;
  • развивать общеучебные навыки и умения: наблюдения, сравнения, обобщения, формулирование выводов;
  • воспитывать гордость за свой Тюменский край;

1. Оформление записи в тетради

а) Запишите число и классная работа с комментированием. (ученик у доски)

Дв…надцатое марта.

Кла……ная  р…бота.

Эпиграфом нашего урока я выбрала высказывание Древнегреческого философа (прочитайте)

 «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле».

а) проанализируйте это высказывания

2. Актуализация знаний

А) На левой части доски записана запись:

Люди, город, исторический, Кремль, четыреста двадцать, река, область, Тобольск, знаменитый, белый, кирпич, музей, Тюменская.

1. Прочитайте эту запись.

2. Что записано на доске? (Слова)

3. Докажите, что это слова. (Каждое слово имеет свое лексическое значение)

4. Какое слово, вы, хотели бы растолковать?

5. Откуда можно взять белее точное определение данного слова? (В словаре)

6. Определите тему текста который можно будет составить по этим опорным словам. (Город Тобольск, древний город, и.т.д)

Б) На правой стороне части доски записана следующая запись.

1. В каком городе Тюменской области ты, живешь?

2. Здравствуй, музей!

3. Мир Сибирской природы в узорах тюменских резчиков по дереву, богатство узорной фантазии.

4. Обратите внимание, на правую сторону улицы Ремезова.

1) Прочитайте запись на доске справа.

2) Что вы прочитали? (Предложения)

3) Докажите, что это предложения. (Предложение – это слово или несколько слов связанных между собой по смыслу. В предложении, выражена какая то законченная мысль)

4) Какие предложения по цели высказывания вы, знаете? (Повествовательное, вопросительное, побудительное)

5) Какие предложения по интонации  вы, знаете? (Восклицательное, невосклицательное)

6) Выберите одно из предложений. Дайте характеристику выбранного предложения.

3. Изучение нового материала. Проблема урока

Прочитайте запись на центральной части доски./про себя/

Каковы же тогда будут задачи нашего урока?/

 1) Определить виды работы с текстом.

 2) Определить тему, тип, стиль, языковые средства создания образов текста.                                                                                 

Определите для себя последовательность данной работы по данной записи (План)

 Работа в парах. Дети составляют план в тетрадях

1. Прочитать выразительно запись на доске.

2. Определить, что записано на доске.

3. Доказать свое мнение.

4. Определить тип текста.

5.Доказать свое мнение.

6. Определить стиль текста.

7. Доказать свое мнение.

8. Определить языковые средства создания образов данного текста.

9. Доказать свое мнение т.е. привести примеры.

В народной культуре озера называют глазами земли, сравнивают красоту глаз человека, их лучистость, свет с сиянием и чистотой озерной воды.

Тюменская область – край сотен тысяч озер. В ней есть места, где озера живут одной дружной семьей. Это Армизонье – озерный край. Нет здесь ни одной речки, ни одного даже маленького ручейка. Куда ни посмотришь – всюду только зеркальная гладь блюдцеобразных озер. Озера – лечебница человека, животных, птиц, родной дом для многих видов рыб.

Работа по плану

1. Прочитать выразительно запись на доске.

2. Определить, что записано на доске. (Текст)

3. Доказать свое мнение. (Текст – это несколько предложений связанных между собой по смыслу. В тексте есть тема, идея)

4. Определить тип текста. (Текст – повествования)

5. Доказать свое мнение.

6. Определить стиль текста. (Стиль текста – художественный)

7. Доказать свое мнение.

8. Определить языковые средства создания образов данного текста. (Сравнение, метафора)

9. Доказать свое мнение т.е. привести примеры. (Сравнение: озера – глаза, свет – сияет, глаза человека – озерная гладь. Метафора: озера – живут, зеркальная гладь, озера – блюдце, озера – лечебница для птиц, человека, животных, рыб.)

10. Для чего используют, метафору в тексте? (Она придает речи исключительную выразительность)

11. С какой целью автор создал этот текст? (Показать читателю красоту Тюменской области; Познакомить читателей с новым уголком Тюменского края – это Армизонье)

12. Какова задача данного стиля текста? (Передача мысли, чувства автора, изобразить предмет или событие)

4. Физ. минутка

5. Творческая работа

1. Напишите текст «Забота человека об озерах» (зеленая карточка)

2. Напишите текст в официально – деловом стиле «О защите озер» (синяя карточка)

3. Напишите текст по опорным словам. Определите тип, стиль текста (желтая карточка)

6. Проверка выполненных работ. Анализ написанных текстов

1. Прочитайте ваш текст.

2. Докажите свое мнение.

3. Раскрыта ли основная мысль вашего текста?

7. Итог урока

1.  Что на уроке для вас было сложным?

2. С какой работой вы справились быстро, легко?

3. Сможете ли вы объяснить другим людям то, что вы узнали на уроке?

4. Сумели ли вы применить свои знания в работе над текстом?

Определим задачи на следующий урок развития речи:

1. Продолжить работу над текстом.

2. Закрепить знания по определению типа, стиля текста.

3. Уметь находить языковые средства в тексте.

8. Домашнее задание

Пользуясь памяткой написать текст в научном стиле.

1 ряд – Весна

2 ряд – Проталинки

3 ряд – Ручейки

По выбору:

- определить тему слов;

-  написать текст;

- определить: тип, стиль, языковые средства.

(Материалы к уроку см. в Приложении 1.)