Проблема общения является одной из глобальных проблем психологии, поскольку общение рассматривается как основное условие развития ребенка (особенно развития речи и мышления), как важнейший фактор формирования личности, как один из главных видов деятельности человека.
Развитие умения общаться происходит благодаря полноценному общению с учителем, с ближайшим окружением ребенка и включает системы ценностей, реально существующих в окружающей жизни, доступных для понимания и проверки их действительной ценности самим ребенком.
Задача учителя – бережно направлять познавательный интерес в русло тех знаний, которые позволяют ребенку лучше узнать окружающий мир и найти свое место в нем.
Помочь выполнить эту задачу и призван факультативный курс «Введение в общение», разработанный мною на основе авторской программы Л.А.Шустовой «Введение в общение. Человековедение» (журнал «Вопросы психологии» № 4, 1990 год), существенно дополненный и переработанный, исходя из моей педагогической практики.
Программа факультатива предназначена для учащихся второго - третьего года обучения. Он дополняет и конкретизирует знания детей, получаемые при изучении таких предметов, как «Русский язык», «Окружающий мир», «Литературное чтение».
Цели курса:
- Развивать навыки общения в различных ситуациях со сверстниками, с учителем, с родителями, с другими окружающими людьми, умение слушать других, стремление говорить понятно и интересно для собеседника.
- Воспитывать интерес к окружающим людям, взаимоуважение, взаимодоверие, сочувствие.
- Вырабатывать стремление объективно оценивать поступки окружающих людей, стремиться понимать эти поступки, уметь противостоять отрицательным явлениям среды.
- Формировать адекватную самооценку, умение анализировать собственные поступки.
- Развивать речь ребенка в диалоге, дискуссиях, в свободной беседе.
- Создавать ситуации, в которых можно было бы лучше узнать ребенка, а также способствующие проявлению и развитию его индивидуальных способностей.
- Развивать самостоятельность мыслей и поступков у детей.
В этом курсе я использую методы активного социального обучения: ролевые игры (РИ), групповые дискуссии (Д), проигрывание и анализ жизненных ситуаций (ПАС), а также метод «стимульной информации» (знания, которые даются ребенку в хорошо продуманной, лаконичной форме понятной для ребенка, интересной информации, действующей на воображение ребенка, вызывающей у него различные ассоциации и познавательный интерес).
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
№ темы |
Количество часов по теме |
Название темы |
Содержание темы |
---|---|---|---|
1 |
1 |
Единство человека и природы |
Человек – частица окружающего мира. «Мудрость» природы. Взаимодействие человека и природы. Элементарные экологические представления. (Что меня окружает? Чем отличается человек от других живых существ? Каким животным ты хотел бы быть? РИ) |
2 |
1 |
Ты и твои желания |
Выявление ценностной ориентации ребенка; общность и индивидуальность желаний (Чего ты хочешь? О чем мечтаешь? Если бы я был волшебником – РИ) |
3 |
5 |
Человеческая память – обыкновенная и необыкновенная |
Память сегодняшняя и вчерашняя. Ты и твое прошлое. Забвение и вечная память. Память целого народа. Память – мостик между прошлым и будущим. Историческая дорожка. Память на каждый день. (Хорошая ли у тебя память? Как тренировать память? Нужно ли уметь забывать?) |
4 |
3 |
Восприятие окружающего мира |
Наши умные помощники. Сложность и красота окружающего мира. Настройка наших органов – внимание. ( Для чего нужны глаза, уши, нос, рот, кожа? Внимательный ли ты?) |
5 |
4 |
Чудо из чудес - воображение |
Расширение мира представлений, развитие воображения. (Можешь ли ты представить…? То, чего на свете нет. О чем я мечтаю? Сочиним сказку.) |
6 |
2 |
Наша речь |
Необходимость речи. Речь – инструмент общения и показатель культуры. Сила слова. Молчуны и болтуны. Речевые игры. |
7 |
2 |
Как мы понимаем себя и другого |
«Чужая душа – потемки». Понимание себя и оценка других. Как и для чего нужно стать лучше. Подумал, сказал, сделал. (ПАС, РИ). |
8 |
3 |
Как мы видим друг друга |
Внешность человека и его духовный мир.(Расскажи, кто этот человек на портрете? Какой он? Умеешь ли ты видеть красоту других? Почему мы встречаем по одежке?) РИ, ПАС, Д. |
9 |
3 |
Как увидеть душу? |
Лицо – зеркало души. Чувство и поведение. Контроль над чувствами. Умеешь ли ты видеть чувства своих товарищей? Умеешь ли ты управлять собой? |
10 |
2 |
Умение видеть смешное |
Чем полезен юмор? Шутка добрая и злая. Умение выходить из критической ситуации с помощью чувства юмора (ПАС, РИ). |
11 |
4 |
Тренинг общения |
Поведение в различных ситуациях (ПАС). Умение преодолевать конфликты без драк (РИ). Сферы общения – родители, товарищи, учителя. |
12 |
1 |
Общение в повседневных ситуациях |
Общение в транспорте, в магазине, на почте, в библиотеке (РИ). |
13 |
2 |
Зачем мы учимся в школе? |
Зачем мы изучаем разные предметы? Что бы ты еще хотел изучать? Компьютер: помощник или игрушка? Что бы ты хотел изменить в школе? |
14 |
1 |
Что дал тебе этот курс? |
|
Итого |
34 часа |
|
|
Ожидаемые результаты работы:
- Разрушение негативного отношения большинства детей к «непопулярным» ученикам.
- Уменьшение количества конфликтов между детьми.
- Раскованная, свободная речь, исчезновение страха при работе у доски.
- Возможность для учителя лучше узнать особенности каждого ребенка и учитывать эти особенности при работе.
- Изменение самооценки детей.
- Повышение познавательной активности детей, умение отстаивать свое мнение, приводить необходимые аргументы и факты.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Разработки занятий по темам:
- «Учимся понимать состояние друг друга без слов»,
- «Как мы видим друг друга»,
- «Умение видеть смешное»,
Тема занятия: «Учимся понимать состояние друг друга без слов»
Цель работы:
- учить детей понимать состояние друг друга без слов по мимике, жестам;
- показать, что внимание к чувствам другого человека, понимание этих чувств – путь к продуктивному общению.
Ход занятия
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
---|---|
I. Вступительное слово учителя. - Какие существуют чувства? Ситуации, которые помогут детям вспомнить чувства: 1) покупка приятной вещи, получение хорошей отметки; 2) вы увидели на улице слона, НЛО и т.п.; 3) вы потеряли какую-то дорогую для вас вещь, упали и сильно ушибли ногу; 4) вам мешают смотреть любимый мультфильм; обидели вашего друга; 5) вам приснился сон о чудовище; 6) вас заставили читать стихи, а вы стесняетесь; вы пришли в гости к незнакомым людям. |
В ходе беседы выясняем, какие существуют чувства, и записываем на доске: 1) радость 2) удивление 3) горе, страдание 4) гнев, ярость 5) страх 6) застенчивость |
II. Обоснование темы занятия
|
Варианты ответов:
|
III. Практическая работа. 1. Выражение чувств с помощью мимики. Учитель предлагает такую ситуацию: «Представьте себе, что человек, испытывающий какие-то чувства, стоит к вам спиной, а потом он повернулся, что мы увидим? Какие у него будут глаза? Рот? Брови? и т.п. 2. Музыкальные загадки как закрепление и уточнение полученных знаний. - Сейчас, когда мы выяснили, как выражает человек свои эмоции с помощью мимики, мне бы хотелось загадать вам музыкальные загадки. Повернитесь друг к другу лицом, постарайтесь понять, какие чувства, эмоции испытывает ваш сосед, слушая музыку. Изобразите это в виде схемы. (Учитель подбирает музыку, соответствующую разному настроению). |
Рисование лиц (смайликов) с предварительным обсуждением того, что будем рисовать: 1) радость 2) удивление 3) горе, страдание 4) гнев, ярость 5) страх 6) застенчивость. Работа в паре. Алгоритм работы: 1) слушаем 2) обсуждаем друг с другом 3) рисуем 4) кто хочет показать свой рисунок 5) обсуждаем вместе с классом |
IV. Итог занятия - Что нового узнали? Зачем нам это знание? - Было ли интересно? Что запомнилось больше всего? - Понравилось ли работать вместе? Почему? Удалось ли ваше сотрудничество? |
Тема занятия: «Как мы видим друг друга?»
Цель работы:
- Развивать наблюдательность, умение прочитать эмоциональное состояние человека по его внешнему виду;
- Прививать навыки социального взаимодействия;
- Учить умению анализировать произведения искусства.
Ход занятия
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
---|---|
I. Вступительное слово учителя и постановка цели. - В жизни происходит много событий, и человек может при этом переживать радость или горе, удивление или гнев. Вы убедились в этом, когда слушали музыку. Вспомним, какие чувства вы испытывали. А сегодня мы попробуем увидеть и понять людей, которые жили очень давно. А помогут нам их увидеть художники, написавшие портреты и подарившие миру прекрасные произведения искусства. |
Ответы детей. |
II. Практическая работа с портретами. Алгоритм работы: 1) рассказ учителя по схеме, данной на доске; 2) расширение схемы в беседе; 3) работа в парах, обсуждение увиденного вместе с соседом (у каждой пары своя картина); 4) выступление пары перед классом (по желанию). (Учитель может подобрать портреты художников прошлых столетий, используя поисковые системы Интернета.) Итог работы:
|
На доске: 1. Кто написал картину и как она называется? 2. Кто этот человек? а) мужчина, женщина, ребенок б) Когда он жил? Почему вы так думаете? в) Чем он занимается? 3. Что чувствует этот человек, и как ты это увидел? 4. Что происходит с этим человеком в момент написания портрета? 5. Как цвет помогает понять настроение человека? |
III. Самостоятельная работа как обобщение пройденного. 1. Нарисуй выражение «лица» (смайлика), подпиши переживаемые эмоции. Звучит запись: 1. Прекрати сейчас же! Сколько можно говорить?! (гневно) 2. Ой, ну прекрати сейчас же! Сколько можно говорить? (игриво, радостно) 3. Та же фраза произносится спокойно. 2. Проигрывание и анализ жизненных ситуаций: 1) Миша и Боря поссорились, Миша ударил Борю. Если бы Борей был я: а) ударил бы Мишу в ответ; б) пожаловался взрослым; в) поступил бы по-другому. Как? 2) Мальчик строил машину из конструктора, но у него ничего не получалось. Он рассердился, бросил конструктор на пол и заплакал. К нему подошла сестра. Что она может ему сказать и как поступить? |
На партах у детей листочки с пустыми овалами лиц. Работают в паре: 1) слушают; 2) обсуждают, что и как нарисовать; 3) рисуют; 4) показ (по желанию) всему классу и обсуждение. Групповая работа детей по анализу данных ситуаций, совместное обсуждение итогов этой работы. |
IV. Итог урока: - чему вы научились сегодня? - что понравилось? - зачем мы все это делали? |
|
Тема занятия: «Умение видеть смешное»
Цель работы:
- учить отличать шутку от насмешки;
- выходить из критической ситуации с помощью чувства юмора;
- воспитывать бережное отношение к другому человеку, понимать его неповторимость
Ход занятия
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
---|---|
I. Вступительное слово учителя и постановка цели. - Мы говорили о чувствах, которые может испытывать человек. Какие это чувства? Какое из этих чувств нам испытывать приятнее всего? Давайте, сегодня поговорим о шутках, о радости, о веселье. Выясним, всегда ли шутку сопровождает веселье и радость. |
|
II. Практическая работа, включающая проигрывание и анализ жизненных ситуаций – ПАС, групповую дискуссию – Д. 1. Все мы любим смеяться, шутить, даже подшучивать над кем-то. Но однажды со мной произошла такая история: 1) Рассказ о помидоре, брошенном сверху и поломавшем зонт. Смех вдогонку. Мои чувства при этом. 2) Рассказ о том, как подшутили над мальчиком, подставили ему подножку, а он сломал ногу. - Подумайте и обсудите: хороши эти шутки или нет; действительно ли было смешно? 2. Рассказ о взрослой женщине, которая бурно радовалась победам в шашки над маленьким мальчиком. Его реакция: «Вы – злая, потому что в данном случае надо тихо радоваться». Прав ли он? В ходе обсуждения подвести детей к выводу: все мы разные, т.к. умения, интересы, внешность – все разное. И это очень хорошо, что люди отличаются друг от друга. В каждом есть и хорошее, и плохое. Друг друга надо уважать. 3. Но шутка бывает не только злой, беспощадной. Добрая шутка помогает нам стать лучше. Чтение и обсуждение рассказа В. Драгунского «Надо иметь чувство юмора». Примерные вопросы для обсуждения:
|
Работа в паре: 1) обсуждение; 2) высказывание вслух своей позиции ПАС, Д. |
IV. Итог урока. |
|