Работа по развитию навыков общения. Факультатив "Введение в общение"

Разделы: Начальная школа


Проблема общения является одной из глобальных проблем психологии, поскольку общение рассматривается как основное условие развития ребенка (особенно развития речи и мышления), как важнейший фактор формирования личности, как один из главных видов деятельности человека.

Развитие умения общаться происходит благодаря полноценному общению с учителем, с ближайшим окружением ребенка и включает системы ценностей, реально существующих в окружающей жизни, доступных для понимания и проверки их действительной ценности самим ребенком.

Задача учителя – бережно направлять познавательный интерес в русло тех знаний, которые позволяют ребенку лучше узнать окружающий мир и найти свое место в нем.

Помочь выполнить эту задачу и призван факультативный курс «Введение в общение», разработанный мною на основе авторской программы Л.А.Шустовой «Введение в общение. Человековедение» (журнал «Вопросы психологии» № 4, 1990 год), существенно дополненный и переработанный, исходя из моей педагогической практики.

Программа факультатива предназначена для учащихся второго - третьего года обучения. Он дополняет и конкретизирует знания детей, получаемые при изучении таких предметов, как «Русский язык», «Окружающий мир», «Литературное чтение».

Цели курса:

  1. Развивать навыки общения в различных ситуациях со сверстниками, с учителем, с родителями, с другими окружающими людьми, умение слушать других, стремление говорить понятно и интересно для собеседника.
  2. Воспитывать интерес к окружающим людям, взаимоуважение, взаимодоверие, сочувствие.
  3. Вырабатывать стремление объективно оценивать поступки окружающих людей, стремиться понимать эти поступки, уметь противостоять отрицательным явлениям среды.
  4. Формировать адекватную самооценку, умение анализировать собственные поступки.
  5. Развивать речь ребенка в диалоге, дискуссиях, в свободной беседе.
  6. Создавать ситуации, в которых можно было бы лучше узнать ребенка, а также способствующие проявлению и развитию его индивидуальных способностей.
  7. Развивать самостоятельность мыслей и поступков у детей.

В этом курсе я использую методы активного социального обучения: ролевые игры (РИ), групповые дискуссии (Д), проигрывание и анализ жизненных ситуаций (ПАС), а также метод «стимульной информации» (знания, которые даются ребенку в хорошо продуманной, лаконичной форме понятной для ребенка, интересной информации, действующей на воображение ребенка, вызывающей у него различные ассоциации и познавательный интерес).

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

№ темы

Количество часов

по теме

Название темы

Содержание темы

1

1

Единство человека и природы

Человек – частица окружающего мира. «Мудрость» природы. Взаимодействие человека и природы. Элементарные экологические представления.

(Что меня окружает? Чем отличается человек от других живых существ? Каким животным ты хотел бы быть? РИ)

2

1

Ты и твои желания

Выявление ценностной ориентации ребенка; общность и индивидуальность желаний

(Чего ты хочешь? О чем мечтаешь? Если бы я был волшебником – РИ)

3

5

Человеческая память – обыкновенная и необыкновенная

Память сегодняшняя и вчерашняя. Ты и твое прошлое. Забвение и вечная память.

Память целого народа. Память – мостик между прошлым и будущим. Историческая дорожка.

Память на каждый день. (Хорошая ли у тебя память? Как тренировать память? Нужно ли уметь забывать?)

4

3

Восприятие окружающего мира

Наши умные помощники. Сложность и красота окружающего мира. Настройка наших органов – внимание.

( Для чего нужны глаза, уши, нос, рот, кожа? Внимательный ли ты?)

5

4

Чудо из чудес - воображение

Расширение мира представлений, развитие воображения. (Можешь ли ты представить…? То, чего на свете нет. О чем я мечтаю? Сочиним сказку.)

6

2

Наша речь

Необходимость речи. Речь – инструмент общения и показатель культуры. Сила слова. Молчуны и болтуны. Речевые игры.

7

2

Как мы понимаем себя и другого

«Чужая душа – потемки». Понимание себя и оценка других. Как и для чего нужно стать лучше. Подумал, сказал, сделал. (ПАС, РИ).

8

3

Как мы видим друг друга

Внешность человека и его духовный мир.(Расскажи, кто этот человек на портрете? Какой он? Умеешь ли ты видеть красоту других? Почему мы встречаем по одежке?) РИ, ПАС, Д.

9

3

Как увидеть душу?

Лицо – зеркало души. Чувство и поведение. Контроль над чувствами. Умеешь ли ты видеть чувства своих товарищей? Умеешь ли ты управлять собой?

10

2

Умение видеть смешное

Чем полезен юмор? Шутка добрая и злая. Умение выходить из критической ситуации с помощью чувства юмора (ПАС, РИ).

11

4

Тренинг общения

Поведение в различных ситуациях (ПАС). Умение преодолевать конфликты без драк (РИ). Сферы общения – родители, товарищи, учителя.

12

1

Общение в повседневных ситуациях

Общение в транспорте, в магазине, на почте, в библиотеке (РИ).

13

2

Зачем мы учимся в школе?

Зачем мы изучаем разные предметы? Что бы ты еще хотел изучать? Компьютер: помощник или игрушка? Что бы ты хотел изменить в школе?

14

1

Что дал тебе этот курс?

 

Итого

34 часа

 

 

Ожидаемые результаты работы:

  1. Разрушение негативного отношения большинства детей к «непопулярным» ученикам.
  2. Уменьшение количества конфликтов между детьми.
  3. Раскованная, свободная речь, исчезновение страха при работе у доски.
  4. Возможность для учителя лучше узнать особенности каждого ребенка и учитывать эти особенности при работе.
  5. Изменение самооценки детей.
  6. Повышение познавательной активности детей, умение отстаивать свое мнение, приводить необходимые аргументы и факты.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Разработки занятий  по темам:

  • «Учимся понимать состояние друг друга без слов»,
  • «Как мы видим друг друга»,
  • «Умение видеть смешное»,

Тема занятия: «Учимся понимать состояние друг друга без   слов»

Цель работы:

  • учить детей понимать состояние друг друга без слов по мимике, жестам;
  • показать, что внимание к чувствам другого человека, понимание этих чувств – путь к продуктивному общению.

Ход занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Вступительное слово учителя.

- Какие существуют чувства?

Ситуации, которые помогут детям вспомнить чувства:

1) покупка приятной вещи, получение хорошей отметки;

2) вы увидели на улице слона, НЛО и т.п.;

3) вы потеряли какую-то дорогую для вас вещь, упали и сильно ушибли ногу;

4) вам мешают смотреть любимый мультфильм; обидели вашего друга;

5) вам приснился сон о чудовище;

6) вас заставили читать стихи, а вы стесняетесь; вы пришли в гости к незнакомым людям.

В ходе беседы выясняем, какие существуют чувства, и записываем на доске:

1) радость

2) удивление

3) горе, страдание

4) гнев, ярость

5) страх

6) застенчивость

II. Обоснование темы занятия

  • как вы думаете, всегда ли человек выражает свои чувства, говоря об этом вслух?
  • зачем нам узнавать чувства другого человека?
  • хотите ли вы узнать, как понимать чувства других людей даже тогда, когда они не говорят о них вслух?
  • как человек может выразить свои чувства без слов?

Варианты ответов:

  • чтобы лучше его понимать
  • чтобы легче общаться
  • с помощью жестикуляции, позы, выражения лица

III. Практическая работа.

1.  Выражение чувств с помощью мимики.

Учитель предлагает такую ситуацию:

«Представьте себе, что человек, испытывающий какие-то чувства, стоит к вам спиной, а потом он повернулся, что мы увидим? Какие у него будут глаза? Рот? Брови? и т.п.

2. Музыкальные загадки как закрепление и уточнение полученных знаний.

- Сейчас, когда мы выяснили, как выражает человек свои эмоции с помощью мимики, мне бы хотелось загадать вам музыкальные загадки. Повернитесь друг к другу лицом, постарайтесь понять, какие чувства, эмоции испытывает ваш сосед, слушая музыку. Изобразите это в виде схемы.

(Учитель подбирает музыку, соответствующую разному настроению).

Рисование лиц (смайликов) с предварительным обсуждением того, что будем рисовать:

1) радость

2) удивление

3) горе, страдание

4) гнев, ярость

5) страх

6) застенчивость.

Работа в паре.

Алгоритм работы:

1) слушаем

2) обсуждаем друг с другом

3) рисуем

4) кто хочет показать свой рисунок

5) обсуждаем вместе с классом

IV. Итог занятия

- Что нового узнали? Зачем нам это знание?

- Было ли интересно? Что запомнилось больше всего?

- Понравилось ли работать вместе? Почему? Удалось ли ваше сотрудничество?

 

Тема занятия: «Как мы видим друг друга?»

Цель работы:

  • Развивать наблюдательность, умение прочитать эмоциональное состояние человека по его внешнему виду;
  • Прививать навыки социального взаимодействия;
  • Учить умению анализировать произведения искусства.

Ход занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Вступительное слово учителя и постановка цели.

- В жизни происходит много событий, и человек может при этом переживать радость или горе, удивление или гнев.

Вы убедились в этом, когда слушали музыку. Вспомним, какие чувства вы испытывали.

А сегодня мы попробуем увидеть и понять людей, которые жили очень давно. А помогут нам их увидеть художники, написавшие портреты и подарившие миру прекрасные произведения искусства.

Ответы детей.

II. Практическая работа с портретами.

Алгоритм работы:

1) рассказ учителя по схеме, данной на доске;

2) расширение схемы в беседе;

3) работа в парах, обсуждение увиденного вместе с соседом  (у каждой пары своя картина);

4) выступление пары перед классом (по желанию).

(Учитель может подобрать портреты художников прошлых столетий, используя поисковые системы Интернета.)

Итог работы:

  • Понравилась ли работа с портретами?
  • Что было для вас интересного?
  • Зачем нам нужно уметь рассказывать о портрете?

На доске:

1. Кто написал картину и как она называется?

2. Кто этот человек?

а) мужчина, женщина, ребенок

б) Когда он жил? Почему вы так думаете?

в) Чем он занимается?

3. Что чувствует этот человек, и как ты  это увидел?

4. Что происходит с этим человеком в момент написания портрета?

5. Как цвет помогает понять настроение человека?

III. Самостоятельная работа как обобщение пройденного.

1. Нарисуй выражение «лица» (смайлика), подпиши переживаемые эмоции.

Звучит запись:

1. Прекрати сейчас же! Сколько можно говорить?! (гневно)

2. Ой, ну прекрати сейчас же! Сколько можно говорить? (игриво, радостно)

3. Та же фраза произносится спокойно.

2. Проигрывание и анализ жизненных ситуаций:

1) Миша и Боря поссорились, Миша ударил Борю. Если бы Борей был я:

а) ударил бы Мишу в ответ;

б) пожаловался взрослым;

в) поступил бы по-другому. Как?

2) Мальчик строил машину из конструктора, но у него ничего не получалось. Он рассердился, бросил конструктор на пол и заплакал. К нему подошла сестра. Что она может ему сказать и как поступить?

На партах у детей листочки с пустыми овалами лиц.

Работают в паре:

1) слушают;

2) обсуждают, что и как нарисовать;

3) рисуют;

4) показ (по желанию) всему классу и обсуждение.

Групповая работа детей по анализу данных ситуаций, совместное обсуждение итогов этой работы.

IV. Итог урока:

- чему вы научились сегодня?

- что понравилось?

- зачем мы все это делали?

 

Тема занятия: «Умение видеть смешное»

Цель работы:

  • учить отличать шутку от насмешки;
  • выходить из критической ситуации с помощью чувства юмора;
  • воспитывать бережное отношение к другому человеку, понимать его неповторимость

Ход занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Вступительное слово учителя и постановка цели.

- Мы говорили о чувствах, которые может испытывать человек. Какие это чувства? Какое из этих чувств нам испытывать приятнее всего?

Давайте, сегодня поговорим о шутках, о радости, о веселье.

Выясним, всегда ли шутку сопровождает веселье и радость.

 

II. Практическая работа, включающая проигрывание и анализ жизненных ситуаций – ПАС, групповую дискуссию – Д.

1. Все мы любим смеяться, шутить, даже подшучивать над кем-то.

Но однажды со мной произошла такая история:

1) Рассказ о помидоре, брошенном сверху и поломавшем зонт. Смех вдогонку. Мои чувства при этом.

2) Рассказ о том, как подшутили над мальчиком, подставили ему подножку, а он сломал ногу.

- Подумайте и обсудите: хороши эти шутки или нет; действительно ли было смешно?

2. Рассказ о взрослой женщине, которая бурно радовалась победам в шашки над маленьким мальчиком. Его реакция: «Вы – злая, потому что в данном случае надо тихо радоваться». Прав ли он?

В ходе обсуждения подвести детей к выводу: все мы разные, т.к. умения, интересы, внешность – все разное.

И это очень хорошо, что люди отличаются друг от друга. В каждом есть и хорошее, и плохое. Друг друга надо уважать.

3. Но шутка бывает не только злой, беспощадной. Добрая шутка помогает нам стать лучше.

Чтение и обсуждение рассказа В. Драгунского «Надо иметь чувство юмора».

Примерные вопросы для обсуждения:

  • Почему папа задал Денису такую задачу?
  • Что почувствовал Денис и как он поступил? (ПАС – если бы Денисом был я, я бы…).
  • Почему в конце рассказа Денис все-таки засмеялся?

Работа в паре:

1) обсуждение;

2) высказывание вслух своей позиции

ПАС, Д.

IV. Итог урока.