Урок — путешествие в космос по математике для 2-го класса по теме "Таблица умножения и соответствующие случаи деления. Закрепление". УМК "Школа России".

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Закрепление знаний табличных случаев умножения и деления, умений находить периметр квадрата и прямоугольника, отработка умений решать задачи, формирование вычислительных навыков и навыков письменного и устного счёта.
  2. Развитие логического мышления, монологической речи учащихся, внимания, познавательного интереса, умения работать в группе.
  3. Воспитание нравственных традиций урока, самостоятельности, уважения к труду человека и чувства гордости за свой край.

Оборудование:

  • макет компьютера,
  • телевизор,
  • плакат с изображением ракеты и звёздного неба,
  • плакат с изображением планет Солнечной Системы,
  • цифровые веера,
  • наборы геометрических фигур,
  • карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Психологический настрой учащихся.

  • Я в школе на уроке.
  • У меня прекрасное настроение.
  • Я хочу учиться.
  • Я очень хочу учиться.
  • Я внимательный и сообразительный.
  • У меня всё получится.

II. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке математики мы будем закреплять табличные случаи умножения и деления при решении примеров, задач, узнаем много интересного.

От вас, ребята, потребуется трудолюбие, внимательность, дисциплинированность и чёткость действий. Мы отправляемся в увлекательное путешествие и берём с собой друга, вот этот компьютер.

А в какое путешествие? Вы решите сами и скажете мне об этом чуть позже.

III. Подготовка учащихся к активному усвоению знаний.

Скажите, а зачем нам нужны знания по математике?

Я предлагаю вам побывать в роли конструкторов. Работать будете в парах.

1. Работа с геометрическим материалом.

Перед вами геометрические фигуры. Назовите их.

Чем отличается квадрат от прямоугольника?

Ваша задача: сконструировать из данного геометрического материала любую фигуру.

Что у вас получилось?

Кто из вас догадался, в какое же путешествие мы отправимся и на чём?

2. Нахождение периметра прямоугольника и квадрата.

Но прежде, чем отправиться в космос, необходимо проверить, выдержит ли наша ракета космическую нагрузку.

Верно выполненные вами расчёты периметра подтвердят надёжность нашего корабля.

  • 1 вариант - периметр прямоугольника со сторонами 5 см и 3 см
  • 2 вариант - периметр квадрата со стороной 9 см

Сдайте свои вычисления для проверки моим помощникам. Помогать сегодня будут ребята, сидящие на первой парте.

3. Устный счёт.

Заправить нашу ракету топливом помогут ваши знания табличных случаев умножения и деления. Чем меньше вы допустите ошибок в вычислениях, тем больше горючего мы зальём в бензобаки. Работаем с помощью сигнальных карточек.

3*7 8*6 5*4 7*7 6*5 3*5 8*4 2*6 5*9
45 : 5 81 : 9 63:7 36 : 4 25 : 5 12:3 42 : 6 14 : 2 21 : 3

Молодцы! Баки наши полны.

Моих помощников я попрошу объявить результаты ваших работ по расчёту периметра фигур. Я довольна. С вычислениями справились все.

Ракета к запуску готова! Внимание! 3- 2-1! Пуск!

(по телевизору видеозапись запуска ракеты в космос)

IV. Закрепление знаний.

1. Творческая самостоятельная работа.

Мы в открытом космосе! Определим маршрут нашего полёта. Предлагаю обратиться за советом к компьютеру. Чтобы получить необходимую информацию вы должны составить примеры на умножение и деление, значения которых равны:

На доске:

7, 36, 4, 72, 24, 6

Выполнив задание, мы получим информацию на наш вопрос.

Какое слово у вас получилось? (солнце)

2. Решение простых задач на сравнение.

Ну, что? Полетим к Солнцу? А не жарко ли?

Знаете ли вы какая температура на Солнце! У кого мы можем получить такую информацию? ( учитель вынимает карточку с ответом из компьютера)

Температура на Солнце 6000 градусов.

Да, очень жарко! У нас летом бывает + 30, и то мы плохо себя чувствуем!

Откройте бортовые журналы. Запишите дату нашего отправления.

Посчитайте, во сколько раз температура на Солнце больше температуры на Земле.

6000 : 30 = 200 (раз)

А давайте узнаем у нашего друга расстояние от Земли до Солнца.

( учитель достаёт ответ)

150 000 000 км

Вот какое огромное число! Такое расстояние даже трудно представить!

Вот если бы мы решили поехать к Солнцу на машине, то потратили бы на дорогу 100 лет. А если бы мы решили полететь на самолёте, то нам понадобилось бы 10 лет

Узнайте, во сколько раз быстрее можно долететь до Солнца на самолёте, чем на машине.

100 : 10 = 10 (раз)

Задачи какого вида мы сейчас решали? Каким действием находим результат, когда спрашивается: во сколько раз больше или во сколько раз меньше одно число, чем другое? ( делением)

А вот наша ракета преодолеет это расстояние за 1 год.

Сколько лет надо ракете, чтобы долететь до Солнца и вернуться обратно? Как вы узнали?

3. Деформированное задание.

А хотите узнать, за какое время пробегает это расстояние солнечный луч? Спросим у компьютера?

Чтобы получить информацию надо: в своих бортовых журналах записать математические выражения, вставляя пропущенные числа.

На доске:

  • : : 2 = 4
  • 7 * := 56
  • :. * 3 = 24
  • 48 : : = 6

Какое число вставили?

Правильно! Всего за 8 секунд пробегает это расстояние солнечный луч!

Вот видите, и здесь нам помогает таблица умножения и деления.

Солнце - это звезда, раскалённый газовый шар. Летёть туда нам опасно. Но если бы Солнце стало холодным, то наша планета погрузилась бы в темноту. От сильного холода на Земле погибло бы всё живое.

Назовите ближайшие планеты. Их несколько. Трудно прийти к единому мнению.

Куда же нам держать курс? Обратимся к компьютеру.

4. Решение математических цепочек.

Решите математические цепочки и получите ответ.

(два ученика у доски, остальные работают в тетрадях)

На доске:

  • 32 : 8 * 3 : 6 * 9 : 3 * 6 +14
  • 45 : 5 * 4 : 9 * 5 : 2 * 7 - 20

(проверка с помощью сигнальных карточек)

Так куда же мы держим курс? (на Венеру)

5. Физминутка.

    В космической ракете
    На Венеру мы летим.
    Раньше всех на свете
    Быть на ней хотим.

    Стартуем с космодрома
    Ровно через час.
    Телевизор дома
    Всем покажет нас.

6. Решение составной задачи.

Давайте уточним, сколько горючего у нас осталось.

Перед отправлением в полёт мы залили 55 л горючего в 10 баков. Сейчас осталось 7 баков с горючим. Сколько литров горючего в 7 баках?

На доске:

  • 500 л - 10б.
  • ? л - 7б.

Повторите задачу.

  • Что необходимо узнать в задаче?
  • Что известно?
  • Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? Почему?
  • Как узнать сколько литров в 1 баке?
  • Каким действием будем узнавать, отвечая на вопрос задачи? Составим план решения.

Запишите решение задачи самостоятельно.

7. Самостоятельная работа.

Ребята, мы попали под звёздный дождь. Нам предстоит большая самостоятельная работа - собрать звёзды. На каждой звезде примеры. Чтобы их решить, кроме таблицы умножения и соответствующих случаев деления надо вспомнить порядок действий в выражениях. И только звёзды с правильными ответами могут вернуться на небо.

(работа в карточках с разноуровневыми заданиями)

Выполненные работы учащихся проверяют помощники.

8. Проверка автоматизации знаний табличного умножения и деления.

Пока вы решали, пришло сообщение: "Посадка на Венере невозможна. Температура на планете + 500 градусов"

Нам остаётся повернуть к Марсу. Учёные считают, что условия на Марсе близки к земным. Да и мы уже путешествовали туда. Что вы знаете об этой планете?

Что ждёт нас на Марсе. Обратимся к компьютеру.

За 1 минуту вы должны как можно больше решить примеров на карточке.

20 : 2 = 5 * 10 = 7 * 4 = 28 : 7 = 8 * 7 = 3 * 8 = 48 : 8 =
35 : 7 = 63 : 9 = 5 * 6 = 25 : 5= 32 : 4 = 45 : 5 = 64 : 8 =
4 * 4 = 3 * 6 = 5 * 3 = 72 : 9 = 6 * 7 = 21 : 3 = 24 : 8 =

(учащиеся решают примеры и выполняют взаимопроверку)

9. Беседа.

Витя решил за 1 минуту 21 пример. А вы знаете, что за 1 минуту 1 нефтяная скважина на нашем Лянторском месторождении даёт примерно 50 литров чистой нефти.

Существует ли связь между космосом и нефтью? Оказывается, существует.

Из нефти получают керосин, а он является одним из компонентов горючего для ракет. Вот в каком важном для нашей страны крае мы с вами живём! Большинство ваших мам и пап работают в нефтяной промышленности.

Прошу моих помощников объявить результаты самостоятельной работы.

10. Решение зашифрованных примеров.

Пришла пора возвращаться на Землю. Всякому мила своя сторона. Чтобы совершить благополучную посадку, необходимо решить зашифрованные примеры.

(1 ученик решает у доски, остальные в тетради)

9 * 3 = :. Ц 20 : 10 = :..К 2 * 7 = :.Е 6 * 4 = :.Н 81 : 9 = :О

Запишите значения в порядке возрастания. Какое слово у вас получилось?

    2 9 24 14 27
    К О Н Е Ц

V. Итог урока.

Вот мы и дома.

  • Что нового мы узнали во время путешествия?
  • Чем занимались в космосе?

Сегодня вы работали дружно, слажено, организованно. Показали, что учебный материал в целом вами усвоен.

На память о нашем путешествии я вручаю каждому из вас значок "Юный космонавт".

Спасибо за работу.