Цели:
- Формировать навык грамотного письма слов с парными согласными на конце; умение видеть орфограмму.
- Развивать речь, фонематический слух.
- Воспитывать интерес к предмету.
Оборудование:
- карта путешествия, карточки со словарными словами в форме рыбок, игры задания;
- карточки по трём уровням сложности, карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Психологический настрой.
- Начнём урок с разминки, с помощью которой настроимся на активную и плодотворную работу:
- Если у вас хорошее настроение, улыбнитесь друг другу.
- Если вы любите свою школу, похлопайте в ладоши.
- Если хотите получить удовольствие от урока – прошу вас быть моими активными помощниками, слушать меня внимательно, отвечать правильно и полными ответами.
3. Постановка целей урока.
- Сегодня у нас не просто урок русского языка, а урок – путешествие в страну Русского языка. А вы сегодня не ученики, а путешественники. Мы должны дойти до главного города этой страны “Умники и умницы”.
Дорога будет нелёгкой, нам пригодятся наши знания, мы должны будем много трудиться. Ваши тетради – это записные книжки путешественников. В них вы будите записывать свои открытия.
Откройте свои записные книжки и запишите: 28 ноября, классная работа.
4. Определение темы урока.
- Прослушайте стихотворение и определите тему нашего урока:
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг.
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй.
- Итак, тема урока – Правописание слов с парными согласными на конце слова.
5. Анализ карты путешествия.
- Идти мы будем по карте. И начнём свой путь с города Чистописания.
На доске: б/п, в/ф…
Продолжите эту закономерность.
- Какие буквы вы записали?
- Какие это согласные?
- Какое правило надо помнить для написания слов с парными согласными на конце?
Вы хорошо выполнили это задание, идём дальше.
6. Словарная работа.
Вот мы и подошли к озеру Словарных слов. Смотрите, какие там плавают рыбки. Чтобы переплыть это озеро, надо вставить пропущенные буквы в словарные слова
(Приложение № 1) (один ученик работает у доски, остальные проверяют сигнальными карточками).
- Какое ещё правило вы видите в этих словах?
- Ребята, а у одной рыбки словарное слово закрыто, это новое словарное слово, чтобы его узнать, отгадайте загадку:
У избы побывал –
Всё окно разрисовал,
У реки погостил –
Во всю реку мост мостил.
(мороз)
(На рыбке переворачивается карточка).
- Что означает слово мороз? (холод, холодная погода, это явление природы).
- В какое время года бывают сильные морозы?
Работа со словом мороз:
- Прочитайте это слово с ударением.
- Сколько слогов в слове мороз?
- На какой слог падает ударение? (какой он?)
- А первый слог какой?
- Что нужно запомнить в этом слове? (записывают слово в тетрадь)
- А почему это слово взяли на урок?
7. Синтаксический лес.
а) И вот у нас на пути встал лес. А в этом лесу живёт много животных.
? Вспомните словарное слово, что обозначает название животного с парной согласной на конце (медведь)
- Составьте предложение со словом медведь, запишите предложение в тетрадь.
Зажгите свои фонарики., подчеркните главные члены предложения.
Воспитательный момент об охране животных леса.
б) – В этом лесу растут слова с парными согласными на конце. Помогите медвежатам собрать слова в корзинки. (Приложение № 2)
(На доске слова, записывают по вариантам. Проверка – работа в парах, оценивают работы друг друга, можно проверять по таблице на доске.
8. Гимнастика для глаз.
9. Ребята, вы хорошо поработали и прошли дремучий лес. Но вот новое испытание – “Избушка парных согласных”, где нас ждут задания Бабы Яги.
(На доске стихотворение, учащиеся определяют парные согласные на конце. Работа с “веером”). (Приложение № 3)
10. Физкультминутка
Мы дружно трудились,
Немного устали,
Быстро все сразу за партами встали.
Руки поднимим,
Потом разведём.
И очень глубоко,
Всей грудью вздохнём.
И левую ногу поднимаем вперёд,
И дальше пойдём мы в поход.
11. Работа с учебником.
Итак, ребята, вы очень хорошо выполнили задания Бабы Яги, а теперь работаем с учебником.
Упр. 175 с. 96.
(с комментированием), двое учеников работают по карточкам самостоятельно (Приложение № 4)
12. Город “Умники и умницы”.
- Ребята, я очень рада, что вы все дошли до города “Умники и умницы”.
А чтобы каждого из вас можно было назвать “умником или умницей”, нужно справиться с заданием по карточке. (Приложение №5)
(Задание по 3-м уровням, самостоятельно).
13. Итог урока.
- Итак, наше путешествие закончилось. Посмотрите в свои записные книжки, много открытий вы в них записали?
- Как вам сегодня было на уроке?
- Что расскажите об уроке дома?
14. Домашнее задание.
1) с. 96 упр. 176 с. 101.
2) с. 93 упр. 174 с. 100.