Тип урока: комбинированный, объяснение нового материала с использованием технологий критического мышления.
Цель урока. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих, исследовательских способностей, проверка экспериментальных навыков.
Задачи:
1. Приобретение учащимися знаний:
-
о превращении энергии в элементах электрической цепи;
-
о тепловом, химическом, магнитном действиях электрического тока;
-
о методах научного познания природы: наблюдение, измерение, эксперимент;
-
о цикле научного познания, о месте эксперимента в нем, о соотношении теории и эксперимента.
2. Приобретение учащимися умений:
-
проводить наблюдения, описывать и обобщать их результаты;
-
планировать эксперимент, определяя оптимальное соотношение цели и средств;
-
отбирать приборы для выполнения эксперимента;
-
выполнять эксперимент;
-
представлять результаты наблюдений;
-
участвовать в дискуссии, понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
-
владения навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий.
3. Воспитание учащихся:
-
формирование научного мировоззрения;
-
отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
План урока.
-
Организационный момент. Приветствие.
-
Постановка цели урока. Определение темы урока. Разделение на группы.
-
Анализ понимания учащимися материала, изученного ранее.
-
Решение качественных задач способом ранжирования.
-
Постановка экспериментальных задач.
-
Проблемный эксперимент.
-
Проверка экспериментальных навыков, решение экспериментальных задач.
-
Самооценка и взаимооценка в группах.
-
Рефлексия. Подведение итогов. Домашнее задание.
Оборудование и материалы:
- раздаточный материал;
- источники электрического тока, нагревательные спирали, ключи, соединительные провода, звонок, проволочный виток, электролитическая ванна, шприц, поваренная соль, электролампа, электромагнит, раствор медного купороса;
- компьютерная презентация.
ТСО: компьютер.
Ход занятия
Организационный момент. Приветствие. (1 минута)
Обзор материала, изученного ранее на уроках. (7 минут)
Учитель. На предыдущих уроках вы разобрались в роли источника электрического тока, а также в элементах электрической цепи. Давайте разберемся, а для чего нам нужна электрическая цепь? Составим схему превращения различных видов энергии в электрической цепи.
Учитель. Источник превращает энергию какого-то вида (механическая, тепловая, химическая, световая, магнитная) в электрическую, вы изучали разные источники на предыдущих уроках. А каково значение потребителя? Он превращает энергию электрического поля в тепловую, магнитную. Электрический ток в потребителе производит какое-либо действие. А вам всем легко было понять, что такое электрическое поле? А почему? Его можно увидеть, ощутить, услышать? А его действия? Как вы думаете, какую задачу мы можем поставить на этом уроке? Объявляем цель урока «Изучение действия электрического тока» и записываем ее с учащимися.
Метод «Фишбоун».
Учитель. Предлагаю вам заполнить ребра «рыбы» потребителями электрической энергии, в которых проявляется действие электрического тока (никелирование ложек, утюг, электромагнит, амперметр, вольтметр, посеребрение, лампа накаливания, электрический звонок, электродвигатель, кипятильник).
Учитель. В жизни мы встречаем действия электрического тока на каждом шагу. Проверим, узнаете ли действия электрического тока (магнитное, тепловое, химическое)? Поставьте в первой колонке напротив наименования прибора V, если действие тока является тепловым, магнитное действие – VV, химическое действие – VVV. Обменяйтесь листами с соседом по парте, и пусть он поставит во второй колонке свое мнение на этот счет. Сравните свои результаты с результатами соседа по парте.
Чайник |
|||
Лампа накаливания |
|||
Динамик |
|||
Наушники. |
|||
Электромагнит. |
|||
Позолочение и посеребрение столовых приборов. |
|||
Гальваническое покрытие автомобиля. |
|||
Электрический звонок. |
|||
Получение чистых металлов. |
|||
Утюг. |
Проведение экспериментов. (10 минут)
Учитель. Теперь займемся проверкой действий тока на эксперименте.
Учащиеся объединяются в группы, состоящие из 4 человек.
Каждой группе дается индивидуальное исследовательское задание. Приборы для выполнения этого задания подберите сами из предложенных на демонстрационном столе (источники электрического тока, нагревательные спирали, ключи, соединительные провода, звонок, проволочный виток, электролитическая ванна, шприц, поваренная соль, электродвигатель, электромагнит, раствор медного купороса).
-
Выяснить, как найти иголку в стоге сена.
-
Определить экспериментальную зависимость температуры воды от времени прохождения тока.
-
Выяснить принцип действия электрического звонка.
-
«Превращение цвета». Наблюдение химического действия электрического тока.
-
Взаимодействует ли проволочный виток, по которому течет электрический ток, с магнитным полем?
-
Действие электрического двигателя.
-
Тепловое действие электрического тока в лампе накаливания.
Разработка эксперимента.
-
Предварительные замечания, выдвижение гипотезы.
-
Проектирование опыта.
-
Поставить цель – проверить истинность или ложность предположения.
-
Проектирование приспособлений опыта.
-
Разработка метода исследования.
-
Сочетание средств опыта и методов исследования.
-
Влияние внешних причин на ход опыта.
На рисунках представлены электрические схемы установок.
Роль учителя – контролировать и координировать взаимодействие в группах, контролировать правильность выполнения работы, помогать в случаях затруднений. Параллельно происходит заполнение таблицы рефлексии, представленной ниже. Данных таблиц заготавливается по числу групп. Таблица заполняется, когда учитель ведет наблюдение за работой в группах.
Оценка учебной деятельности этапа выполнения экспериментального задания.
Поведение |
ФИ |
ФИ |
ФИ |
ФИ |
Помогает определить темы для обсуждения. |
||||
Не отклоняется от темы. |
||||
Слушает с желанием и интересом. |
||||
Размышляет об идеях, которые сам не разделяет. |
||||
Синтезирует информацию, полученную от товарищей. |
||||
Обобщает, когда это нужно. |
||||
Приходит к выводам, создающим новый смысл. |
Подведение результатов экспериментального задания. (10 минут)
Учитель. Как вы будете докладывать о результатах?
Учащиеся. Можно словесно, с помощью таблицы. Рассказывают о своих результатах, записывают действия электрического тока в тетрадь.
Учитель. Мы сейчас разобрали с вами разные способы получения знаний, экспериментальной их проверки, оформления результатов. Какой способ описания результатов предпочтительнее? В каком случае? Что показалось вам интересным?
Учащиеся. Высказываются о полученных результатах, дают оценку им и своей работе, делают вывод об особенностях своих исследовательских задач.
Учитель. Предлагаю в таблице сделать отметки у тех пунктов, с которыми вы согласны.
Коллективная оценка дискуссии самими учащимися |
Постоянно |
Обычно |
Иногда |
Никогда |
Мы проверяем, все ли понимают задание. |
||||
Мы отвечаем на вопросы, при необходимости давая объяснения. |
||||
Мы проясняем то, что является для нас непонятным. |
||||
Мы помогаем друг другу и проверяем, насколько каждый из нас понял то, что мы узнали, и может применить это в жизни. |
||||
Имена участников дискуссии. |
|
Я задумываюсь о проблемах с оборудованием, которые могут у меня возникнуть, и о том, как их решать. |
|
Я задумываюсь о проблемах поиском нужных материалов, которые могут у меня возникнуть, и о том, как их решать. |
|
Я задумываюсь о сложностях совместной работы, которые могут возникнуть в нашей группе, и о том, как их решать. |
|
Я задумываюсь о проблемах с соблюдением установленных сроков, которые могут у меня возникнуть, и о том, как их решать. |
Учащиеся. Делают вывод по своей работе, заполняя опросные листы. Опросных листов два: один оценивает работу в группе, другой – работу индивидуально.
Учитель собирает работы учащихся.
Учитель. В качестве домашнего задания я предлагаю вам, используя технологию, примененную на уроке, попытаться решить творческую исследовательскую задачу. Решение исследовательской задачи лучше всего проводить с помощью информационной карты проекта, в которой поэтапно расписаны все действия, которые вы можете сделать на пути решения исследовательской задачи. Некоторые графы могут остаться незаполненными, это не страшно. Каждая задача требует разного подхода. Некоторые строки вы не сможете заполнить сейчас, но, работая над проблемой продолжительное время, вы сможете заполнить их и даже предложить что-то свое.
Учитель. Вы сегодня молодцы, проявили терпение и приложили немало усилий к решению своей задачи, слушали друг друга, помогали друг другу. Вы выполнили огромный объем работы, показали свой творческий потенциал. Проверка вашей индивидуальной результативности будет по оценочным листам. Спасибо всем, занятие окончено.
Анализ урока.
Целью творческого обучения является воспитание юного исследователя, способного творчески мыслить и самостоятельно получать новые результаты. В первую очередь это относится к тем молодым людям, которые выберут науку своей профессией. Но это важно и для других учащихся, увлеченных физикой, и имеющих проблемы в ее освоении. Ключевым здесь является формирование определенной атмосферы духовного подъема и творческого заряда. В связи с этим вспоминается одно из высказываний нашего выдающегося ученого, лауреата Нобелевской премии Петра Леонидовича Капицы: «Наука должна быть веселая, увлекательная и простая».
В этой работе отличные результаты дает применение технологии критического мышления. В данном случае были использованы технологии «ранжирование», «кластер», «фишбоун», работа индивидуально и в группах. Важное значение имеет выбор таких методов оценки учебной деятельности учащегося, как самооценка и взаимооценка в виде опросных листов. Оценивание учащихся является предварительным, промежуточным, завершающим и происходит на всех этапах урока. В общей сложности имеет место применение самооценки, взаимооценки, оценки учителем работы в группе, оценка за произведенное ранжирование, заполнение схемы «фишбоун», насколько быстро были проведены исследовательские эксперименты, умение задавать вопросы. Оценка носит мягкий, щадящий характер, она является комплексной и поэтому объективной.
Система экспериментальной работы нравится ребятам, побуждает их заниматься таким непростым предметом как физика.
Психологический анализ урока. В начале урока, при объявлении целей урока применяется прием переключения внимания детей на учебную деятельность. На этапе повторения пройденного материала, заключающегося в обсуждение кластера, происходит актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках.
Подведение учащихся к введению понятия действия электрического тока проводится через исследовательскую деятельность, осуществляющуюся в группах. Фиксация нового физического понятия проводится на основе проблемного эксперимента, оборудование для которого предлагается группам учащихся. На данном этапе происходит преобразование абстрактного понятия в сенситивное ощущение, практическое осмысление понятия «действие электрического тока». Построение умозаключения на основе имеющихся теоретических знаний и проведенного исследовательского эксперимента развивает умения слушать выступление своего товарища, доказывать свою точку зрения, позволяет реализовать руководящие качества отдельных учащихся. Действия учеников отслеживаются учителем и оценивается. Внимание переключается с абстрактных понятий на визуальное восприятие, теоретические знания применяются к окружающим явлениям.
Развитие логических действий на основе полученных из экспериментов знаний имеет место на этапе обсуждения результатов. Учителем проводится подведение учащихся к обоснованию ответа на поставленный вопрос. План проведения исследования дается учителем для актуализации учебных действий для решения поставленной задачи. Закрепление знаний происходит через моторно-визуальное восприятие. Обобщение полученных знаний проводится с помощью применения технологии «фишбоун».
На уроке наиболее оптимальным образом были использованы фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная формы организации познавательной деятельности. Используемые формы организации познавательной деятельности соответствуют цели урока, методам обучения. Познавательная, развивающая и воспитательная цели урока достигнуты через различные методы и приемы учебной деятельности.
Характеристика результатов работы. Ребятам очень нравится такой вид деятельности прежде всего из-за того, что они не являются пассивными слушателями, а становятся исследователями, экспериментаторами, делают для себя открытия, мимо которых они прошли бы в обычной жизни. Для домашнего исследования они выбирают темы, которые при серьезном подходе могут вырасти в ученическую научную работу.