Организация научно-исследовательской деятельности учащихся

Разделы: Экология


Одной из основных и наиболее перспективных форм экологического образования является исследовательская деятельность учащихся. Бесспорно, что её развитие играет важную роль в воспитании интеллектуальной инициативы школьников, формировании у них сознательного отношения к природе, стойких убеждений и активной позиции в вопросах её охраны и улучшения.

До 2005 года в лицее естественных наук города Кирова научно-исследовательской деятельностью занимались только ученики старших классов в рамках школьного научного общества "Ноосфера" под руководством заместителя директора по научной работе З.П. Макаренко. Также формированием первоначальных исследовательских умений начали заниматься педагоги в ходе проведения ежегодной конференции учащихся младших классов "Планета открытий". Участие учеников среднего звена в научной работе носило разовый характер: так с результатами коллективной работы по экомониторингу территории Пушкинского заповедника в Михайловском Псковской области, выполненном в летнем лагере "У Лукоморья", семиклассники выступали с докладом на Всероссийском конкурсе "Человек на Земле".

Перед педагогами была поставлена задача: помимо уроков экологии разработать и внедрить новые формы воспитательной работы, которые позволят включить учеников 5-7 классов в регулярную научно-исследовательскую деятельность. При этом пришлось столкнуться с  рядом проблем:

  • где в течение плотного учебного графика найти время для дополнительных занятий?
  • для проведения исследований у подростков не хватает теоретических знаний, поэтому круг тем ограничен;
  • для проведения самостоятельной исследовательской работы подростку нужен личный научный консультант в большей степени, чем старшекласснику;
  • необходимы средства для проведения экспериментов и на оплату научных руководителей…

Определилась цель нового педагогического проекта: построить систему экологического воспитания учащихся 5-7 классов, которая обеспечит формирование исследовательских умений и навыков.

Задачи проекта:

1) дать дополнительные знания, на основе которых можно проводить НИР;

2) познакомить с методиками исследований и обеспечить практику их применения;

3) обеспечить проведение индивидуальной НИР;

4) поддерживать интерес к работе;

5) дать возможность выступать и обмениваться опытом.

С лета 2005 года запущен  и успешно осуществляется проект летнего эколого-краеведческого лагеря "Зелёный мир". В его содержании – сочетание учебно-исследовательской, трудовой деятельности, оздоровительных мероприятий и отдыха. Ребята знакомятся с основами ведения НИР в ходе теоретических занятий, учатся разрабатывать индивидуальную научную тему, посещают ряд экскурсий и практических занятий по освоению разных методик, набирают фактический материал во время поездок и походов. (См. Приложение 1 – "Положение об эколого-краеведческом лагере", Приложение 2 – "Отчёт по итогам лагеря за 2008 год")

В таблице представлены темы научных работ, выполненных в лагере за последние 4 года.

Таб.1 "Темы научных работ учащихся лагеря "Зелёный мир"

Направление исследования

2005

2006

2007

2008

всего

1

Ботаника

4

2

2

5

13

2

Водоёмы

1

4

4

2

11

3

Здоровье, спорт, питание

3

2

1

4

10

4

Зоология

5

1

 

2

8

5

Замусоренность и утилизация ТБО

 

4

3

1

8

6

Атмосфера

2

1

3

 

6

7

Благоустройство территорий

1

2

1

2

6

8

Комплексное исследование

 

1

 

4

5

9

Лесное хозяйство

 

 

2

1

3

10

Почва

 

1

 

2

3

11

Геология

2

 

 

1

3

12

Автотранспорт

 

1

 

2

3

13

Видеоэкология

2

 

 

 

2

14

Шумовое загрязнение

 

 

1

1

2

15

Микробиология

 

 

 

2

2

16

ООПТ

 

 

 

1

1

17

Метеорология

 

 

1

 

1

18

Тепловое загрязнение

 

 

 

1

1

 

Всего работ

20

19

18

31

88

 

Работу выполняли

26 чел.

32 чел.

27 чел.

32 чел.

117 чел.

Видим, что выбранная форма экологического воспитания эффективна. За время существования лагеря за последние четыре года 25% учащихся 5-7 классов были включены в индивидуальную исследовательскую деятельность. Все они защищали свои работы на школьной научно-практической конференции, участвовали в городских мероприятиях, а 9 человек были приглашены на соревнования юных исследователей "Шаг в будущее". Сейчас оформляются 11 работ к заявке на участи в текущем учебном году.

Главное противоречие проекта, с которым сейчас пытаются бороться педагоги – это невозможность в условиях лагеря за короткий срок освоить теорию НИР и выполнить качественное исследование. Не все дети могут самостоятельно за каникулы продолжать эксперимент, набирать фактический материал. Каждую осень после проведения школьной конференции мы наблюдаем снижение интереса к исследовательской деятельности. Это не удивительно, ведь мотивацию к трудному для подростка делу нужно поддерживать непрерывно. Кроме того, учёба в лицее отнимает много сил. Мы добились массового участия детей в научно-исследовательской деятельности. Теперь нужно добиться качества.

С этого учебного года решено дополнить проект факультативом "НИР" в каждой параллели учащихся 5-7 классов. Задача факультатива – освоение теории НИР, формирование исследовательских умений и навыков. Практиковаться в освоении разных методик предлагается в ходе лагерей юных исследователей в осенние, зимние и весенние каникулы. А программу летнего лагеря предполагается расширить экспедицией в заповедник "Нургуш" с выполнением коллективной учебной исследовательской работы по заданию научных сотрудников. Так, надеемся, нам удастся перейти от эпизодических теоретических исследований к социально-значимым исследовательским проектам.

 Небольшой опыт проектной деятельности уже имеется. Так в 2008 году ученицей шестого класса Исуповой Юлией был обследован государственный памятник природы "Заречный парк города Кирова". С целью реализации научно-познавательной и рекреационной функции парка был предложен проект восстановления экологической тропы. Проект нужен не только педагогам, но важен для сохранения уникального уголка природы в городской черте.

Мотивацию к экологической деятельности на высоком уровне предлагается поддерживать за счёт объединения ребят при проведении различных экологических творческих мероприятий. Так в первой учебной четверти мы приняли участие в "Соревнованиях юных любителей природы", в краеведческом турнире "Знаешь ли ты свой край?" и в соревнованиях Областного Кировского центра детско-юношеского туризма и экскурсий по технике пешеходного туризма. В лицее прошла выставка поделок из природного материала, фотовыставка "Как прекрасен этот мир". Наш театр-студия участвовал в областном  конкурсе экологических постановок с мюзиклом "Приключения Кузнечика Кузи". Мы активные участники Всемирных Дней наблюдения птиц. Если к этому добавить участников разовых акций, то можно смело утверждать  о 100% охвата учащихся среднего звена лицея экологическим воспитанием. Исследовательская деятельность здесь рассматривается как  высшая форма организации экологического воспитания.

(См. Приложение 1, Приложение 2)