Одной из основных и наиболее перспективных форм экологического образования является исследовательская деятельность учащихся. Бесспорно, что её развитие играет важную роль в воспитании интеллектуальной инициативы школьников, формировании у них сознательного отношения к природе, стойких убеждений и активной позиции в вопросах её охраны и улучшения.
До 2005 года в лицее естественных наук города Кирова научно-исследовательской деятельностью занимались только ученики старших классов в рамках школьного научного общества "Ноосфера" под руководством заместителя директора по научной работе З.П. Макаренко. Также формированием первоначальных исследовательских умений начали заниматься педагоги в ходе проведения ежегодной конференции учащихся младших классов "Планета открытий". Участие учеников среднего звена в научной работе носило разовый характер: так с результатами коллективной работы по экомониторингу территории Пушкинского заповедника в Михайловском Псковской области, выполненном в летнем лагере "У Лукоморья", семиклассники выступали с докладом на Всероссийском конкурсе "Человек на Земле".
Перед педагогами была поставлена задача: помимо уроков экологии разработать и внедрить новые формы воспитательной работы, которые позволят включить учеников 5-7 классов в регулярную научно-исследовательскую деятельность. При этом пришлось столкнуться с рядом проблем:
- где в течение плотного учебного графика найти время для дополнительных занятий?
- для проведения исследований у подростков не хватает теоретических знаний, поэтому круг тем ограничен;
- для проведения самостоятельной исследовательской работы подростку нужен личный научный консультант в большей степени, чем старшекласснику;
- необходимы средства для проведения экспериментов и на оплату научных руководителей…
Определилась цель нового педагогического проекта: построить систему экологического воспитания учащихся 5-7 классов, которая обеспечит формирование исследовательских умений и навыков.
Задачи проекта:
1) дать дополнительные знания, на основе которых можно проводить НИР;
2) познакомить с методиками исследований и обеспечить практику их применения;
3) обеспечить проведение индивидуальной НИР;
4) поддерживать интерес к работе;
5) дать возможность выступать и обмениваться опытом.
С лета 2005 года запущен и успешно осуществляется проект летнего эколого-краеведческого лагеря "Зелёный мир". В его содержании – сочетание учебно-исследовательской, трудовой деятельности, оздоровительных мероприятий и отдыха. Ребята знакомятся с основами ведения НИР в ходе теоретических занятий, учатся разрабатывать индивидуальную научную тему, посещают ряд экскурсий и практических занятий по освоению разных методик, набирают фактический материал во время поездок и походов. (См. Приложение 1 – "Положение об эколого-краеведческом лагере", Приложение 2 – "Отчёт по итогам лагеря за 2008 год")
В таблице представлены темы научных работ, выполненных в лагере за последние 4 года.
Таб.1 "Темы научных работ учащихся лагеря "Зелёный мир"
№ |
Направление исследования |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
всего |
---|---|---|---|---|---|---|
1 |
Ботаника |
4 |
2 |
2 |
5 |
13 |
2 |
Водоёмы |
1 |
4 |
4 |
2 |
11 |
3 |
Здоровье, спорт, питание |
3 |
2 |
1 |
4 |
10 |
4 |
Зоология |
5 |
1 |
|
2 |
8 |
5 |
Замусоренность и утилизация ТБО |
|
4 |
3 |
1 |
8 |
6 |
Атмосфера |
2 |
1 |
3 |
|
6 |
7 |
Благоустройство территорий |
1 |
2 |
1 |
2 |
6 |
8 |
Комплексное исследование |
|
1 |
|
4 |
5 |
9 |
Лесное хозяйство |
|
|
2 |
1 |
3 |
10 |
Почва |
|
1 |
|
2 |
3 |
11 |
Геология |
2 |
|
|
1 |
3 |
12 |
Автотранспорт |
|
1 |
|
2 |
3 |
13 |
Видеоэкология |
2 |
|
|
|
2 |
14 |
Шумовое загрязнение |
|
|
1 |
1 |
2 |
15 |
Микробиология |
|
|
|
2 |
2 |
16 |
ООПТ |
|
|
|
1 |
1 |
17 |
Метеорология |
|
|
1 |
|
1 |
18 |
Тепловое загрязнение |
|
|
|
1 |
1 |
|
Всего работ |
20 |
19 |
18 |
31 |
88 |
|
Работу выполняли |
26 чел. |
32 чел. |
27 чел. |
32 чел. |
117 чел. |
Видим, что выбранная форма экологического воспитания эффективна. За время существования лагеря за последние четыре года 25% учащихся 5-7 классов были включены в индивидуальную исследовательскую деятельность. Все они защищали свои работы на школьной научно-практической конференции, участвовали в городских мероприятиях, а 9 человек были приглашены на соревнования юных исследователей "Шаг в будущее". Сейчас оформляются 11 работ к заявке на участи в текущем учебном году.
Главное противоречие проекта, с которым сейчас пытаются бороться педагоги – это невозможность в условиях лагеря за короткий срок освоить теорию НИР и выполнить качественное исследование. Не все дети могут самостоятельно за каникулы продолжать эксперимент, набирать фактический материал. Каждую осень после проведения школьной конференции мы наблюдаем снижение интереса к исследовательской деятельности. Это не удивительно, ведь мотивацию к трудному для подростка делу нужно поддерживать непрерывно. Кроме того, учёба в лицее отнимает много сил. Мы добились массового участия детей в научно-исследовательской деятельности. Теперь нужно добиться качества.
С этого учебного года решено дополнить проект факультативом "НИР" в каждой параллели учащихся 5-7 классов. Задача факультатива – освоение теории НИР, формирование исследовательских умений и навыков. Практиковаться в освоении разных методик предлагается в ходе лагерей юных исследователей в осенние, зимние и весенние каникулы. А программу летнего лагеря предполагается расширить экспедицией в заповедник "Нургуш" с выполнением коллективной учебной исследовательской работы по заданию научных сотрудников. Так, надеемся, нам удастся перейти от эпизодических теоретических исследований к социально-значимым исследовательским проектам.
Небольшой опыт проектной деятельности уже имеется. Так в 2008 году ученицей шестого класса Исуповой Юлией был обследован государственный памятник природы "Заречный парк города Кирова". С целью реализации научно-познавательной и рекреационной функции парка был предложен проект восстановления экологической тропы. Проект нужен не только педагогам, но важен для сохранения уникального уголка природы в городской черте.
Мотивацию к экологической деятельности на высоком уровне предлагается поддерживать за счёт объединения ребят при проведении различных экологических творческих мероприятий. Так в первой учебной четверти мы приняли участие в "Соревнованиях юных любителей природы", в краеведческом турнире "Знаешь ли ты свой край?" и в соревнованиях Областного Кировского центра детско-юношеского туризма и экскурсий по технике пешеходного туризма. В лицее прошла выставка поделок из природного материала, фотовыставка "Как прекрасен этот мир". Наш театр-студия участвовал в областном конкурсе экологических постановок с мюзиклом "Приключения Кузнечика Кузи". Мы активные участники Всемирных Дней наблюдения птиц. Если к этому добавить участников разовых акций, то можно смело утверждать о 100% охвата учащихся среднего звена лицея экологическим воспитанием. Исследовательская деятельность здесь рассматривается как высшая форма организации экологического воспитания.
(См. Приложение 1, Приложение 2)