Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних "Мы вместе"

Разделы: Администрирование школы, Социальная педагогика


Профилактика правонарушений и преступлений становится наиболее актуальной, т.к. появилась немало подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из семей, бюджет которых не позволяет организовать полноценный отдых и питание, в результате чего они, как правило, предоставлены сами себе. Все это ведет к росту правонарушений среди подростков.

Анализ правонарушений, беседы с подростками, анкетирование показывает, что правонарушения в основном совершаются во внеурочное время.
Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребенка, где ему хорошо и интересно.

Предметом особого внимания в школе является формирование системы дополнительного образования учащихся.

Чтобы воспитать человека целеустремленного, убежденного, творчески мыслящего, доброго и отзывчивого, необходимо хорошо продумать систему работы во внеурочное время, поэтому в школе создан Центр внеучебной деятельности «Созвездие».

1. Общая схема программы

Участниками реализации программы профилактики правонарушений являются все структуры образовательного процесса:

2. Нормативно-правовая база программы

Нормативно-правовые документы федерального, регионального и муниципального значения:

  • Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетни» от1999 г.
  • Закон «Об образовании» РФ от 12.10.96 г.
  • Закон «Об образовании» УР от 19.12.95 г. № 130-1
  • Конвенция о правах ребенка
  • Национальная доктрина образования в РФ 2000-2025 г.
  • Конвенция профилактики злоупотребления психоактивных веществ в образовательной среде. Приказ МНО РФ № 619 от 28.02.00 г.
  • Федеральный закон об ограничении курения табака от 10.06.01 г. № 87-03
  • Указ Президента РФ от 2003 г. № 127 «О республиканской целевой программе «Дети Удмуртии»
  • Приказ МНО РФ « Об экстренных мерах по решению проблем детской безнадзорности» 29.01.02 г. № 237
  • Районная программа гражданского – патриотического воспитания старших школьников на 2004-07 уч. год.
  • Районная программа по профилактике правонарушений и беспризорности среди несовершеннолетних.
  • Республиканское примерное положение о порядке постановки на внутришкольный учет и снятие с учета.

Нормативно-правовые документы школьного уровня:

  • Устав МОУ Каракулинская СОШ.
  • Программа развития школы «Школа успешной личности».
  • Локальный акт «Положение о порядке постановки на внутришкольный учет и снятие с учета».
  • Локальный акт «Положение о Совете профилактики правонарушений и безнадзорности».
  • Локальный акт «Положение о Центре внеучебной деятельности «Созвездие»».
  • Локальный акт «Положение проведении внеурочных мероприятий».
  • Локальный акт «Положение об образовательной программе дополнительного образования».

3. Цели и задачи программы

Данная программа ориентирована на организацию содержательного досуга детей, на воспитание физически здорового человека, профилактику правонарушений и преступлений.
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушениям среди несовершеннолетних направлена на совместную деятельность как детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, так и детей, легко адаптирующихся в социуме, лидеров в любых делах, что позволяет предоставить одинаковые возможности вовлечения всех учащихся в учебно-воспитательный процесс. В результате чего программа получила название «Мы вместе».

Цель программы:создание оптимальных условий для адаптации детей в социуме и утверждение среди сверстников учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, через вовлечение их во внеурочную деятельность.

Задачи программы:

  • обеспечение учащимся психолого-педагогического сопровождения для реализации прав на получение основного общего образования;
  • организация и совершенствование внеучебной деятельности, направленной на вовлечение учащихся в досуговые мероприятия;
  • предупреждение правонарушений среди учащихся школы и профилактике здорового образа жизни.

Адресаты программы: учащиеся муниципального образовательного учреждения Каракулинская средняя общеобразовательная школа.

4. Основное содержание программы

Социально-экономическая и духовно-нравственная ситуация в России характеризуется нарастанием социального неблагополучия отдельных семей, падением их жизненного уровня, криминальной среды, ростом преступлений и правонарушений среди подростков и порождает опасные для подрастающего поколения и общества в целом процессы.
Профилактика правонарушений и преступлений становится наиболее актуальной, т.к. появилась немало подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из семей, бюджет которых не позволяет организовать полноценный отдых и питание, в результате чего они, как правило, предоставлены сами себе. Все это ведет к росту правонарушений среди подростков.

По данным социального паспорта ОУ уровень правонарушений в нашей школе не снижается наблюдается , то подъем, то небольшой спад.

Данные за последние 3 года представлены в таблице:

Графа паспорта 2006-2007 г.г. 2007-2008г.г. 2008-2009 г.г.
Всего учащихся 552 542 538
Семьи с одним отцом 4 5 6
Семьи с одной матерью 78 78 77
Опекаемые дети 11 10 12
Дети, состоящие на ВВШ 27 16 9
Дети, состоящие на учете в ИДН 7 5 5
Многодетные семьи 27 25 56
Малообеспеченные семьи 69 69 50

Анализ правонарушений, беседы с подростками, анкетирование показывает, что правонарушения в основном совершаются во внеурочное время.

За годы работы в школе накоплен положительный опыт в создании системы профилактики правонарушений учащихся в различных формах деятельности: ЛТО, коммунарские сборы, лагерь актива с привлечением детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, летняя смена по профилактике безнадзорности и правонарушений.

В школе создан Совет на заседаниях которого рассматриваются вопросы профилактики правонарушений и безнадзорности, работающий по плану. На Совет профилактики приглашаются учащиеся и их родители, нуждающиеся в педагогической помощи.

Разработано Положение о порядке постановки учащихся на внутришкольный учет и снятие с учета, составлен план совместной работы с комиссией по делам несовершеннолетних, определены источники воспитательного влияния на ребенка.

Ведущую роль в работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, отводится психологической службе и классному руководителю.
Большая целенаправленная работа проводится с этими детьми по учебной работе. Заместители директора по УВР, классные руководители проводят индивидуальные беседы с детьми и их родителями по результатам учебы и поведения. Взаимодействие участников учебно-воспитательного процесса по обеспечению учащимся прав на получение основного общего образования показано в схеме:

Основными направлениями работы психолога, работающего с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации являются: психодиагностика, психокоррекционная и развивающая работа, психологическое консультирование, психологическое просвещение.

Особое значение классный руководитель и педагог – психолог уделяет диагностированию детей, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Практика работы показала, что недостаточно работать с детьми, проводя беседы, консультации родителей и педагогов, посещение семей.

Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребенка, где ему хорошо и интересно.

Предметом особого внимания в школе является формирование системы дополнительного образования учащихся.

Чем больше ребенок будет задействован во внеурочной деятельности, тем меньше у него останется времени на совершение правонарушений.

Внеурочная деятельность и дополнительное образование в школе рассматриваются как важнейшие составляющие образовательного процесса, обеспечивающего развитие успешной личности.

Это база для формирования досуговых предпочтений – хобби, что является расширением пространства самореализации личности и способ самовыражения.

Основным принципом этого процесса является инициатива, идущая от самих учащихся и включение всех учащихся во внеучебную деятельность на бесплатной основе.
Чтобы определить направление деятельности в рамках дополнительного образования, в школе проведено исследование.

Цель исследования – выявление ориентированности учащихся при выборе своего направления дополнительного образования.

Распределение ответов на вопрос:
«Каким бы ты направлением дополнительного образования занимался в школе?»

Направления

Процент выбора направлений учащимися

Художественно-эстетическое 25%
Туристско-краеведческое 21%
Информационно-технологическое 25%
Физкультурно-спортивное 52%
Научно-техническое 30%
Эколого-биологическое 12%

Многие ребята отмечают несколько направлений деятельности, которым отдают предпочтение.

Исходя из запросов учащихся и возможностей школы, были определены направления внеучебной деятельности: художественно-эстетическое, физкультурно-оздоровительное, информационно-технологическое. (Приложения)

При этом важно, чтобы было обеспечено необходимое разнообразие программ, соответствующих индивидуальным запросам учащихся, их половозрастным особенностям.

Успех развития системы образования в значительной степени зависит от организации дополнительного образования в школе и досуга учащихся. Этот процесс своей целью ставит научить детей общаться, понимать друг друга, мир и жизнь, принимать и исповедовать золотые правила нравственности.

Внеучебная деятельность учащихся должна быть наполнена содержанием, интересным и увлекательным. Наш ученик – это не только школьник, но и, прежде всего, человек с многогранными интересами, запросами, стремлениями. Кто он будет, когда вырастет? Каким он будет? Это не праздные вопросы – это вопросы жизни. Чтобы воспитать человека целеустремленного, убежденного, творчески мыслящего, доброго и отзывчивого, необходимо хорошо продумать систему работы во внеурочное время, поэтому в школе создан Центр внеучебной деятельности «Созвездие». Направления деятельности центра представлены в схеме:

В школе проведено анкетирование учащихся, в результате которого составлена диаграмма «Вовлеченность детей во внеучебную деятельность»:

Так по диаграмме можно проследить, что вовлеченность детей на 2 ступени обучения желает быть более высокой, так как именно в этом возрасте дети предоставлены сами себе, что влечет за собой совершение правонарушений.

В 2008-2009 году в школе создана группа по организации внеучебной деятельности «Надежда», которую посещают дети, требующие особого внимания педагогов.

Приоритетом работы группы по организации во внеурочной деятельности «Надежда», заключается в принятии ребенка как личности, признании его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое Я. Это дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Бесконтрольность со стороны родителей и безнадзорность могут привести к правонарушениям, нужно помочь ребенку в его жизненном самоопределении, он должен чувствовать рядом плечо старшего друга, готового прийти на помощь.

Продуманный и скоординированный план работы с детьми группы «Надежда» определит успех в предотвращении правонарушений и преступлений.

Предполагаемый результат: повышение уровня воспитанности детей, предотвращение правонарушений и преступлений путем вовлечения их во внеурочную деятельность.

В конце каждого учебного года проводится анкетирование «Удовлетворенность родителей учебно-воспитательным процессом школы».

По анкете прослеживается, что родители не все на высоком уровне оценили работу школы, есть над, чем работать.

В современных условиях главной целью воспитания является развитие и совершенствование личностных качеств личности. Сейчас в большей степени от школы зависит, каким человеком станет в будущем ребенок – добрым или злым, высокоморальным или безнравственным, честным или преступником. С этой цель школа, уже не первый год, изучает уровень воспитанности каждого школьника. Результаты данной работы зависит не только от объективных факторов, но и от профессионализма учителя, его отношения к детям, желание изменить ситуацию к лучшему. Анализ анкетирования позволяет сделать вывод, что уровень воспитанности учащихся остается стабильным, но динамики повышения нет. Есть уверенность, что реализация данного проекта поможет реализовать задачи, направленные на получение результата.

Предполагаемый результат

В ходе реализации программы, направленной на совершенствование и дальнейшее развитие систем по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, планируется достижение следующих результатов:

  • социально-педагогическая реабилитация учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • вовлечение малоактивных учащихся во внеучебную деятельность и общешкольные праздники;
  • снижение правонарушений среди несовершеннолетних;
  • выработка коммуникативных навыков для адаптации в социуме и утверждения учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации среди сверстников

Ожидаемый результат показан на рисунке:

План реализации проекта

Программа рассчитана на 3 года, срок реализации с 01.09.2007 г. 31.08.2010 г.

Содержание работы на этапах программы

Название этапа

Содержание работы

I этап. Подготовительный

2007-2008 учебный год

– совершенствование нормативно – правовой базы;
– определение стратегии и тактики деятельности
– укрепление межведомственного сотрудничества;
– обобщение имеющегося опыта работы, ориентированного на профилактику правонарушений;
– разработки методик и проведение в школе социологического исследования детей, учителей, родителей, направленной на профилактику правонарушений;
– поиск форм и методов вовлечения учащихся во внеурочную деятельность;
– создание Центра внеучебной деятельности «Созвездие»
II этап. Внедрение

2008-2009 учебный год

– создание группы по организации внеучебной деятельности «Надежда».
– оказание социальной и психолого-педагогической поддержки детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
– использование в учебно-воспитательном процессе школы личностно-ориентированных приемов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребенка активного жизненного стиля поведения;
– вовлечение группы учащихся «Надежда » в центр внеучебной деятельности «Созвездие»
III этап. Отслеживание и анализ результатов

2009-2010 учебный год

– обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации;
– соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами
– определение перспектив развития школы в этом направлении.