Профилактика правонарушений и преступлений становится наиболее актуальной, т.к. появилась немало подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из семей, бюджет которых не позволяет организовать полноценный отдых и питание, в результате чего они, как правило, предоставлены сами себе. Все это ведет к росту правонарушений среди подростков.
Анализ правонарушений, беседы с подростками,
анкетирование показывает, что правонарушения в
основном совершаются во внеурочное время.
Логика профилактики подсказывает необходимость
создания в школе условий, которые не провоцируют
отклонение в поведении, а расширяют безопасное
пространство для ребенка, где ему хорошо и
интересно.
Предметом особого внимания в школе является формирование системы дополнительного образования учащихся.
Чтобы воспитать человека целеустремленного, убежденного, творчески мыслящего, доброго и отзывчивого, необходимо хорошо продумать систему работы во внеурочное время, поэтому в школе создан Центр внеучебной деятельности «Созвездие».
1. Общая схема программы
Участниками реализации программы профилактики правонарушений являются все структуры образовательного процесса:
2. Нормативно-правовая база программы
Нормативно-правовые документы федерального, регионального и муниципального значения:
- Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетни» от1999 г.
- Закон «Об образовании» РФ от 12.10.96 г.
- Закон «Об образовании» УР от 19.12.95 г. № 130-1
- Конвенция о правах ребенка
- Национальная доктрина образования в РФ 2000-2025 г.
- Конвенция профилактики злоупотребления психоактивных веществ в образовательной среде. Приказ МНО РФ № 619 от 28.02.00 г.
- Федеральный закон об ограничении курения табака от 10.06.01 г. № 87-03
- Указ Президента РФ от 2003 г. № 127 «О республиканской целевой программе «Дети Удмуртии»
- Приказ МНО РФ « Об экстренных мерах по решению проблем детской безнадзорности» 29.01.02 г. № 237
- Районная программа гражданского – патриотического воспитания старших школьников на 2004-07 уч. год.
- Районная программа по профилактике правонарушений и беспризорности среди несовершеннолетних.
- Республиканское примерное положение о порядке постановки на внутришкольный учет и снятие с учета.
Нормативно-правовые документы школьного уровня:
- Устав МОУ Каракулинская СОШ.
- Программа развития школы «Школа успешной личности».
- Локальный акт «Положение о порядке постановки на внутришкольный учет и снятие с учета».
- Локальный акт «Положение о Совете профилактики правонарушений и безнадзорности».
- Локальный акт «Положение о Центре внеучебной деятельности «Созвездие»».
- Локальный акт «Положение проведении внеурочных мероприятий».
- Локальный акт «Положение об образовательной программе дополнительного образования».
3. Цели и задачи программы
Данная программа ориентирована на организацию
содержательного досуга детей, на воспитание
физически здорового человека, профилактику
правонарушений и преступлений.
Программа по профилактике безнадзорности и
правонарушениям среди несовершеннолетних
направлена на совместную деятельность как детей,
оказавшихся в трудной жизненной ситуации, так и
детей, легко адаптирующихся в социуме, лидеров в
любых делах, что позволяет предоставить
одинаковые возможности вовлечения всех учащихся
в учебно-воспитательный процесс. В результате
чего программа получила название «Мы
вместе».
Цель программы:создание оптимальных условий для адаптации детей в социуме и утверждение среди сверстников учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, через вовлечение их во внеурочную деятельность.
Задачи программы:
- обеспечение учащимся психолого-педагогического сопровождения для реализации прав на получение основного общего образования;
- организация и совершенствование внеучебной деятельности, направленной на вовлечение учащихся в досуговые мероприятия;
- предупреждение правонарушений среди учащихся школы и профилактике здорового образа жизни.
Адресаты программы: учащиеся муниципального образовательного учреждения Каракулинская средняя общеобразовательная школа.
4. Основное содержание программы
Социально-экономическая и
духовно-нравственная ситуация в России
характеризуется нарастанием социального
неблагополучия отдельных семей, падением их
жизненного уровня, криминальной среды, ростом
преступлений и правонарушений среди подростков
и порождает опасные для подрастающего поколения
и общества в целом процессы.
Профилактика правонарушений и преступлений
становится наиболее актуальной, т.к. появилась
немало подростков, оказавшихся в трудной
жизненной ситуации. К этой категории относятся
дети из семей, бюджет которых не позволяет
организовать полноценный отдых и питание, в
результате чего они, как правило, предоставлены
сами себе. Все это ведет к росту правонарушений
среди подростков.
По данным социального паспорта ОУ уровень правонарушений в нашей школе не снижается наблюдается , то подъем, то небольшой спад.
Данные за последние 3 года представлены в таблице:
Графа паспорта | 2006-2007 г.г. | 2007-2008г.г. | 2008-2009 г.г. |
Всего учащихся | 552 | 542 | 538 |
Семьи с одним отцом | 4 | 5 | 6 |
Семьи с одной матерью | 78 | 78 | 77 |
Опекаемые дети | 11 | 10 | 12 |
Дети, состоящие на ВВШ | 27 | 16 | 9 |
Дети, состоящие на учете в ИДН | 7 | 5 | 5 |
Многодетные семьи | 27 | 25 | 56 |
Малообеспеченные семьи | 69 | 69 | 50 |
Анализ правонарушений, беседы с подростками, анкетирование показывает, что правонарушения в основном совершаются во внеурочное время.
За годы работы в школе накоплен положительный опыт в создании системы профилактики правонарушений учащихся в различных формах деятельности: ЛТО, коммунарские сборы, лагерь актива с привлечением детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, летняя смена по профилактике безнадзорности и правонарушений.
В школе создан Совет на заседаниях которого рассматриваются вопросы профилактики правонарушений и безнадзорности, работающий по плану. На Совет профилактики приглашаются учащиеся и их родители, нуждающиеся в педагогической помощи.
Разработано Положение о порядке постановки учащихся на внутришкольный учет и снятие с учета, составлен план совместной работы с комиссией по делам несовершеннолетних, определены источники воспитательного влияния на ребенка.
Ведущую роль в работе с детьми, оказавшимися в
трудной жизненной ситуации, отводится
психологической службе и классному
руководителю.
Большая целенаправленная работа проводится с
этими детьми по учебной работе. Заместители
директора по УВР, классные руководители проводят
индивидуальные беседы с детьми и их родителями
по результатам учебы и поведения. Взаимодействие
участников учебно-воспитательного процесса по
обеспечению учащимся прав на получение
основного общего образования показано в схеме:
Основными направлениями работы психолога, работающего с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации являются: психодиагностика, психокоррекционная и развивающая работа, психологическое консультирование, психологическое просвещение.
Особое значение классный руководитель и педагог – психолог уделяет диагностированию детей, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Практика работы показала, что недостаточно работать с детьми, проводя беседы, консультации родителей и педагогов, посещение семей.
Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребенка, где ему хорошо и интересно.
Предметом особого внимания в школе является формирование системы дополнительного образования учащихся.
Чем больше ребенок будет задействован во внеурочной деятельности, тем меньше у него останется времени на совершение правонарушений.
Внеурочная деятельность и дополнительное образование в школе рассматриваются как важнейшие составляющие образовательного процесса, обеспечивающего развитие успешной личности.
Это база для формирования досуговых предпочтений – хобби, что является расширением пространства самореализации личности и способ самовыражения.
Основным принципом этого процесса является
инициатива, идущая от самих учащихся и включение
всех учащихся во внеучебную деятельность на
бесплатной основе.
Чтобы определить направление деятельности в
рамках дополнительного образования, в школе
проведено исследование.
Цель исследования – выявление ориентированности учащихся при выборе своего направления дополнительного образования.
Распределение ответов на
вопрос: |
|
Направления |
Процент выбора направлений учащимися |
Художественно-эстетическое | 25% |
Туристско-краеведческое | 21% |
Информационно-технологическое | 25% |
Физкультурно-спортивное | 52% |
Научно-техническое | 30% |
Эколого-биологическое | 12% |
Многие ребята отмечают несколько направлений деятельности, которым отдают предпочтение.
Исходя из запросов учащихся и возможностей школы, были определены направления внеучебной деятельности: художественно-эстетическое, физкультурно-оздоровительное, информационно-технологическое. (Приложения)
При этом важно, чтобы было обеспечено необходимое разнообразие программ, соответствующих индивидуальным запросам учащихся, их половозрастным особенностям.
Успех развития системы образования в значительной степени зависит от организации дополнительного образования в школе и досуга учащихся. Этот процесс своей целью ставит научить детей общаться, понимать друг друга, мир и жизнь, принимать и исповедовать золотые правила нравственности.
Внеучебная деятельность учащихся должна быть наполнена содержанием, интересным и увлекательным. Наш ученик – это не только школьник, но и, прежде всего, человек с многогранными интересами, запросами, стремлениями. Кто он будет, когда вырастет? Каким он будет? Это не праздные вопросы – это вопросы жизни. Чтобы воспитать человека целеустремленного, убежденного, творчески мыслящего, доброго и отзывчивого, необходимо хорошо продумать систему работы во внеурочное время, поэтому в школе создан Центр внеучебной деятельности «Созвездие». Направления деятельности центра представлены в схеме:
В школе проведено анкетирование учащихся, в результате которого составлена диаграмма «Вовлеченность детей во внеучебную деятельность»:
Так по диаграмме можно проследить, что вовлеченность детей на 2 ступени обучения желает быть более высокой, так как именно в этом возрасте дети предоставлены сами себе, что влечет за собой совершение правонарушений.
В 2008-2009 году в школе создана группа по организации внеучебной деятельности «Надежда», которую посещают дети, требующие особого внимания педагогов.
Приоритетом работы группы по организации во внеурочной деятельности «Надежда», заключается в принятии ребенка как личности, признании его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое Я. Это дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Бесконтрольность со стороны родителей и безнадзорность могут привести к правонарушениям, нужно помочь ребенку в его жизненном самоопределении, он должен чувствовать рядом плечо старшего друга, готового прийти на помощь.
Продуманный и скоординированный план работы с детьми группы «Надежда» определит успех в предотвращении правонарушений и преступлений.
Предполагаемый результат: повышение уровня воспитанности детей, предотвращение правонарушений и преступлений путем вовлечения их во внеурочную деятельность.
В конце каждого учебного года проводится анкетирование «Удовлетворенность родителей учебно-воспитательным процессом школы».
По анкете прослеживается, что родители не все на высоком уровне оценили работу школы, есть над, чем работать.
В современных условиях главной целью воспитания является развитие и совершенствование личностных качеств личности. Сейчас в большей степени от школы зависит, каким человеком станет в будущем ребенок – добрым или злым, высокоморальным или безнравственным, честным или преступником. С этой цель школа, уже не первый год, изучает уровень воспитанности каждого школьника. Результаты данной работы зависит не только от объективных факторов, но и от профессионализма учителя, его отношения к детям, желание изменить ситуацию к лучшему. Анализ анкетирования позволяет сделать вывод, что уровень воспитанности учащихся остается стабильным, но динамики повышения нет. Есть уверенность, что реализация данного проекта поможет реализовать задачи, направленные на получение результата.
Предполагаемый результат
В ходе реализации программы, направленной на совершенствование и дальнейшее развитие систем по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, планируется достижение следующих результатов:
- социально-педагогическая реабилитация учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- вовлечение малоактивных учащихся во внеучебную деятельность и общешкольные праздники;
- снижение правонарушений среди несовершеннолетних;
- выработка коммуникативных навыков для адаптации в социуме и утверждения учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации среди сверстников
Ожидаемый результат показан на рисунке:
План реализации проекта
Программа рассчитана на 3 года, срок реализации с 01.09.2007 г. 31.08.2010 г.
Содержание работы на этапах программы
Название этапа |
Содержание работы |
I этап. Подготовительный 2007-2008 учебный год |
– совершенствование нормативно –
правовой базы; – определение стратегии и тактики деятельности – укрепление межведомственного сотрудничества; – обобщение имеющегося опыта работы, ориентированного на профилактику правонарушений; – разработки методик и проведение в школе социологического исследования детей, учителей, родителей, направленной на профилактику правонарушений; – поиск форм и методов вовлечения учащихся во внеурочную деятельность; – создание Центра внеучебной деятельности «Созвездие» |
II этап. Внедрение 2008-2009 учебный год |
– создание группы по организации
внеучебной деятельности «Надежда». – оказание социальной и психолого-педагогической поддержки детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию; – использование в учебно-воспитательном процессе школы личностно-ориентированных приемов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребенка активного жизненного стиля поведения; – вовлечение группы учащихся «Надежда » в центр внеучебной деятельности «Созвездие» |
III этап. Отслеживание и
анализ результатов 2009-2010 учебный год |
– обработка и интерпретация полученной
в ходе реализации программы информации; – соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами – определение перспектив развития школы в этом направлении. |