…Нет ни одной области в математике, которая когда-либо не окажется применимой к явлениям действительного мира …
Н.И. Лобачевский
Цели занятия:
- Обучающие:
- Знание – студент знает определение критической (стационарной) точки, признаки возрастания и убывания функции и признаки максимума и минимума функции, алгоритмы нахождения промежутков монотонности и точек экстремума функции.
- Понимание – студент имеет представление о применение данной темы в экономических процессах.
- Применение – студент применяет изученный материал при непосредственном нахождении промежутков монотонности и точек экстремума функций.
- Развивающие
- Анализ – студент сравнивает ранее известную информацию с новой, понимает необходимость изучения данной темы для дальнейшего роста как специалиста в области экономики и бизнеса.
- Синтез – студент умеет применять знания в конкретной ситуации, правильно формулировать задачи и излагать мысли.
- Воспиттельные:
- Оценка – студент выделяет ошибки в рассуждениях, научился отвергать ненужную или неверную информацию, учится критически мыслить.
Вид занятия: ознакомление с новым материалом.
Метод: РКМЧП: лекция с остановками, прием «Корзина», прием «Кластер»
Время: 80 мин.
Оборудование: мультимедийный комплекс (компьютер, проектор).
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационная часть (1 мин)
Приветствие. Отметить отсутствующих.
II. Стадия вызова (8 мин)
Прием «Корзина».
На доске в центре изображена корзина.
Цель: Актуализация опыта и предыдущих
знаний обучаемых.
Преподаватель: О каких свойствах
функции вам уже известно? В течение 1 мин
вспомните и запишите в тетради все, что помните и
знаете.
Преподаватель: Теперь в течение 2 мин
обменяйтесь информацией с товарищем.
Преподаватель: Назовите какое-то
одно сведение от каждой пары, не повторяясь.
Преподаватель записывает эти сведения в корзину. (Приложение 1)
III. Стадия осмысления (63 мин) – прием лекция с остановками
Преподаватель: Какие из этих свойств
вы не можете определять алгебраическим способом?
Преподаватель: Правильно, сегодня мы
научимся находить возрастание и убывание,
максимум и минимум функции. Запишите тему нашего
занятия. Сейчас вы прочитаете первую часть
лекции и запишите в тетради
1-я часть. Исследование функции на возрастание и убывание (монотонность).
Определение. Точка называется критической (стационарной), если она является внутренней точкой области определения и производная в ней равна нулю или не существует.
Признаки возрастания и убывания функции:
Если производная данной функции положительна
для всех значений х в интервале (а; в),
т.е.f'(x) > 0, то функция в этом интервале
возрастает.
Если производная данной функции отрицательна
для всех значений х в интервале(а; в),
т.е.f'(x) < 0, то функция в этом интервале
убывает.
Алгоритм нахождения промежутков возрастания и убывания |
Образец решения |
1. Найти Д(f). 2. Найти f'(x). 3. Найти стационарные точки, т.е. точки,
где f'(x) = 0 или f'(x) не существует. 4. Расположить Д(f) и эти точки на координатной прямой. 5. Определить знаки производной на каждом из интервалов 6. Применить признаки. 7. Записать ответ. |
– А теперь ответьте на вопросы.
Вопросы к первой части:
1. Как найти область определения следующих
функций? (Приложение 2)
2. Что можно сказать о функции, если отсутствуют
критические точки?
3. Как найти стационарные точки, в которых
производная не существует?
4. Как определять знаки производной на
интервалах?
– Сейчас вы прочитаете вторую часть лекции и запишите в тетради.
2-я часть. Исследование функции на экстремум с помощью производной
Признаки максимума и минимума функции:
Если при переходе через стационарную точку х0 производная f'(x) данной функции меняет знак с « – » на « + », то функция в этой точке х0 имеет минимум. Если при переходе через стационарную точку х0 производная f'(x) данной функции меняет знак с « + » на « – », то функция в этой точке х0 имеет максимум.
Алгоритм нахождения максимума и минимума функции. |
Образец решения |
1. Найти Д(f). 2. Найти f'(x). 3. Найти стационарные точки, т.е. точки, где f'(x) = 0 или f'(x) не существует. 4. Расположить Д(f) и эти точки на координатной прямой. 5. Определить знаки производной на каждом из интервалов. 6. Применить признаки. 7. Найти уmax , уmin 8. Записать ответ. |
Вопросы ко второй части:
- Что вы можете сказать о точках экстремума, если отсутствуют критические точки?
- Что вы можете сказать о функции, если все знаки на промежутках одного вида?
- Как находить вторую координату точки экстремума?
IV. Практическая часть
Задание 1. Исследовать на возрастание и убывание следующие функции:
1)
Решение. D(f): х =/= 0.
> 0 при х =/= 0.
Ответ: функция возрастает на (– ; 0) и (0; + ).
2) f(x) = x3 – 27x
Решение. D(f): R.
критические точки
Ответ: функция возрастает на (– ; – 3] и [3; + ), убывает [ – 3; 3].
Задание 2. Исследовать на максимум и минимум следующие функцию.
Решение. D(f): х =/= ± 2.
Ответ: экстремумов нет.
Преподаватель: У вас, наверное, возникает вопрос, какое отношение имеет данная тема для будущей нашей профессии? Сегодня у вас в гостях студенты старшего курса. Они расскажут, где применяется данная тема в экономике.
Старшекурсник: Дифференциальное исчисление – широко применяемый для экономического анализа математический аппарат. Важный раздел методов дифференциального исчисления, используемых в экономике – методы предельного анализа, т. е. совокупность приемов исследования изменяющихся величин затрат или результатов при изменениях объемов производства, потребления и т. п. на основе анализа их предельных значений. Предельный показатель (показатели) функции – это ее производная (в случае функции одной переменной) или частные производные (в случае функции нескольких переменных). В экономике часто используются средние величины: средняя производительность труда, средние издержки, средний доход, средняя прибыль и т. д. Но часто требуется узнать, на какую величину вырастет результат, если будут увеличены затраты или наоборот, насколько уменьшится результат, если затраты сократятся. С помощью средних величин ответ на этот вопрос получить невозможно. В подобных задачах требуется определить предел отношения приростов результата и затрат, т. е. найти предельный эффект.
Большое значение имеет такое понятие, как эластичность функции. (Приложение 4)
Эластичностью функции f(x) в точке x0 называют преде
Спрос – это количество товара, востребованное покупателем. Ценовая эластичность спроса ED – это величина, характеризующая то, как спрос реагирует на изменение цены. Если |ED| > 1, то спрос называется эластичным, если |ED| < 1, то неэластичным. В случае ED = 0 спрос называется совершенно неэластичным, т. е. изменение цены не приводит ни к какому изменению спроса. Напротив, если самое малое снижение цены побуждает покупателя увеличить покупки от 0 до предела своих возможностей, говорят, что спрос является совершенно эластичным. В зависимости от текущей эластичности спроса, предприниматель принимает решения о снижении или повышении цен на продукцию.
Пример 1. Пусть цена единицы товара равна С усл.ед., количество единиц реализованного товара равно V. Доход от реализации товара L = CV. Предельный доход равен L '(V).
Функция спроса С = 8 – V. Тогда L = (8 – V)V = 8V – V ‘. При этом С > 0,V > 0, 0 < V < 8.
Решение.
Спрос эластичен при | Еc(V) | >1, т.е. | 1 – 8/V |
>1
Решение данного неравенства V Є (0; 4), т.е.
спрос эластичен при V Є (0; 4). На этом интервале L'(V) =
(8V – V 2) ‘ = 8 – 2V >0, т.е. доход предприятия
растет при снижении цены и продаже
дополнительного товара.
Спрос неэластичен при | 1 – 8/V | <1 при V Є (4; 8).
На этом интервале L'(V) = (8V – V 2) ‘ = 8 – 2V < 0.
Следовательно, в случае, когда спрос неэластичен,
увеличение объема продажи товара за счет
снижения цены приводит к уменьшению дохода.
В экономике очень часто требуется найти наилучшее или оптимальное значение показателя: наивысшую производительность труда, максимальную прибыль, максимальный выпуск, минимальные издержки и т. д. Каждый показатель представляет собой функцию от одного или нескольких аргументов. Таким образом, нахождение оптимального значения показателя сводится к нахождению экстремума функции.
2. Максимизация прибыли. (Приложение 5)
Пусть L = L(V) – функция дохода, получаемое
от реализации V единиц товара;
С = С(V) – функция затрат на производство V
единиц товара;
П = П(V) – функция прибыли.
Тогда очевидно П(V) = L(V) – С(V).
Для нахождения максимальной прибыли:
П'(V) = L'(V) – С'(V).
П'(V) = 0 при L'(V) = С'(V), т.е. предельный доход равен
предельным издержкам. Именно это утверждается в
микроэкономике: «Чтобы максимизировать прибыль,
нужно, чтобы предельный доход равнялся
предельным издержкам».
Пример 2.
Пусть L(V) = 594V – V2
С(V) = 2V3 – 7V2
Решение.
П(V) = 594V – V2 – (2V3 – 7V2)
= – 2V3 + 6V2 + 594V
П'(V) = – 6V2 + 12V + 594 = – 6(V2 – 2V – 99)
= – 6(V – 11)(V + 9)
П'(V) = 0.V = – 9, V = 11 – критические
точки.
Ответ: Пmax(11) = 5929
Максимизация дохода при дополнительном налогообложении предприятия. (Приложение 6) Пусть: V – количество единиц выпускаемой продукции;
L(V) – доход предприятия; C(V) – затраты
предприятия; П(V) = L(V) – C(V) – прибыль
предприятия. Принято решение: ввести
дополнительный налог r на каждую единицу
продукции. Каким должен быть налог, чтобы доход R
= rV1, полученный от дополнительного
налога, был максимальным? Здесь V1
количество единиц продукции, выпускаемой после
введения налога. Затраты предприятия после
введения налога С1 = C(V) + rV.
Прибыль предприятия после введения налога П(V)
= L(V) – С1(V) = L(V) – C(V) – rV.
Необходимое условие для максимума прибыли П'(V)
= 0. Следовательно, L'(V) – C'(V) – r = 0.
Отсюда находится V1, – объем выпуска
продукции после введения налога и R max = rV1
Пример 3. Пусть: L(V) = – 2V2 + 6V, С(V) = V2 + 3V + 2.
Найдите величину дополнительного налога r, при котором доход от его введения максимален.
Решение. С1 = C(V) + rV –
затраты после введения налога.
Тогда прибыль П(V) = L(V) – С1(V) =
– 2V2 + 6V – V2 – 3V – 2 – rV
= – 3V2 + 3V + 2 – rV.
П'(V) = – 6V + 3 – r. Необходимое условие максимума
прибыли П'(V) = 0. – 6V + 3 – r = 0.
Отсюда объем выпускаемой продукции после
введения налога .
Доход от введения дополнительного налога R =
rV1 .
R' = 0 при .
V. Стадия рефлексии (6 мин.)
Составить кластер данной темы. (Приложение 3)
VI. Задание на дом (1 мин.)
- Исследовать на монотонность функцию f(x) = 2x2 – x.
- Исследовать на экстремум функцию f(x) = – x3 + 3x + 2.
- Издержки производства некоторой продукции определяется функцией 5х2 + 80х, где х – число единиц произведенной за месяц продукции. Эта продукция продается по цене 280 руб. за изделие. Сколько изделий нужно произвести и продать, чтобы прибыль была максимальной.
VII. Итоги занятия (1 мин.)
Объявить оценки с комментариями