Урок-презентация по теме "Человек в разные исторические времена. Наша Родина от Руси к России"

Разделы: Начальная школа


Тема: Человек в разные исторические времена. Наша Родина от Руси к России.

Форма урока: урок-презентация.

Цели урока:

  • Развивать интерес к познанию прошлого своих предков.
  • Развивать наглядно-образное и логическое мышление.
  • Воспитывать уважительное отношение к наследию предков.

Оборудование: мультимедийное оборудование, исторические карты.

Урок строится в виде сообщения учителя с сопровождением презентацией, опорой на исторические карты разного периода истории нашей страны.

ХОД УРОКА

I. Вступление

– Ученые считают, что древнейшие люди, «следы» которых обнаружены в  Африке и Азии, жили более 2,5 миллионов лет назад. По остаткам скелетов древнейших людей удалось установить, как они выглядели. (Приложение, слайд 1)
Древнейший человек сильно отличался от нас с вами – современных людей – и был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклоняясь вперед. Говорить древний человек еще не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали страх и гнев, призывали на помощь, предупреждали об опасности.
Жили там, где всегда тепло. Поэтому им не нужно было заботиться о теплой одежде. Дома строили, чтобы защититься от непогоды и хищников. Большая часть времени уходила на поиски пищи.
Шло время, менялся климат. Люди, из убитых животных научились делать одежду, строить жилища, приручили диких животных, стали засевать поля зерновыми культурами. И уже далеко не уходили от жилья.
Селились по берегам рек целыми родовыми общинами, чтобы легче было отбиваться от нападения диких животных и других племен. Территорию свою огораживали. От чего и произошло  название – город. (Приложение, слайд 2)
– Мы с вами будем говорить о наших предках – славянах.

II. Сообщение темы и цели урока

– Посмотрите, как называли нашу страну в разные времена (Приложение, слайд 3).

  • Россия, РФ (конец XX века)
  • РСФСР в составе СССР (с 1922 года)
  • Советская Россия (с 1917 года)
  • Россия, Российская империя (XVII – XIX, начало XX века)
  • Московская Русь (XIII – XVI века)
  • Древняя Русь (IX – XIII века)

III. Объяснение нового материала

– Сегодня мы с вами  побываем в каждом из этих периодов.

Древняя Русь (IX – XIII века)

(Приложение, слайд 4)

– Племена различных славян объединились в государство в IX веке.
Самыми большими городами были Киев и Новгород.
Столицей Руси был город Киев и правителем считался киевский князь. В городах жили ремесленники, которые делали товары и купцы, которые их продавали. Киев находился в середине главного торгового пути Руси, который шел с севера на юг.

Работа с исторической картой. Находим поселения славян в IX веке, города Киев, Новгород.

Московская Русь (XIII – XVI века)

– Постепенно Москва из маленького городка превратилась в центр довольно большого княжества. Это было связано с тем, что во главе Московского княжества стояли деловые, умные правители, которые делали все, чтобы расширить владения Москвы. Была и еще одна причина возникновения и усиления Московской Руси. Москва стоит далеко от границ, но зато в центре торговых путей.

Работа с исторической картой. Сравниваем границы Древней Руси и Московской Руси.

– С середины XVI века Русь стали называть Московским царством. Первым русским царем стал Иван IV Грозный. Как и всякое общество в те времена, жители Русского государства были разделены на сословия.

Россия, Российская империя (XVII – XIX, начало XX века)

– XVII век – это время расширения границ России на восток – в Сибирь. В конце XVII века Россией правил царь Петр I. Именно Петр I ввел новое летоисчисление, повелев отныне встречать Новый год не 1 сентября, как было раньше на Руси, а 1 января, как отмечалось по всей Европе. (Приложение, слайд 5)

– На протяжении всего его царствования проводились большие преобразования: на русскую службу приглашали учителей иностранцев, а русских юношей для освоения наук посылали учиться за границу, Были образованы училища, где за казенный счет обучали детей дворян и купцов. Был построен мощный военный флот. Все больше и больше работало в стране промышленных предприятий и фабрик. Расширял внутреннюю и внешнюю торговлю России. Основал на берегах Невы новый город. Имя ему решено было дать – Санкт-Петербург (что по-немецки означало город Святого Петра). При Петре Первом Россия стала империей – большим, сильным государством, а царь – императором.
В этот период происходят большие изменения в жизни России. Одно из главных событий – в 1861 году указом императора  Александра 2 было отменено крепостное право. Крестьянская беднота покидает деревню и уходит в город на заработки. Строятся первые железные дороги.

– Последним российским императором был Николай Александрович Романов (Николай II). (Приложение, слайд 6)

Советская Россия (с 1917 года)

– В феврале 1917 году произошла революция.
Николай II отрекся от престола и решил уехать в Англию к родственникам, Временное правительство не разрешило царю с семьей выехать за границу.
В 1917 году произошла в нашей стране Великая Октябрьская социалистическая революция. (Приложение, слайд 7)
Император со своей семьей был тайно расстрелян.

РСФСР в составе СССР (с 1922 года)

– В 1922 году на карте появилось новое государство – СССР. Образуются колхозы и совхозы. Строятся новые города. Страна напоминает огромную стройку.

Работа с исторической картой. Показываем и называем республики Советского союза.

В этот период страна побеждает в Великой Отечественной войне.
В 1957 году выведен на орбиту первый искусственный спутник Земли.
В 1961 году Юрий Гагарин первым побывал в космосе.
На крупнейших реках Сибири возводятся первые электростанции.

Россия, РФ (конец 20 века)

– В 1991 году Советский Союз прекратил свое существование, Республики, входившие в состав СССР, стали независимыми государствами. На территории России живет более 100 народов. Главой государства является президент.

IV. Итог урока

Вопросы:

– Кто был первым русским царем?
– Кто ввел отмечать Новый год 1 января?
– Какие ещё реформы происходили в период правления Петра I?
– Кто был последним русским царем?
– Назовите первого президента РФ и ныне действующего.