Тема: Человек в разные исторические времена. Наша Родина от Руси к России.
Форма урока: урок-презентация.
Цели урока:
- Развивать интерес к познанию прошлого своих предков.
- Развивать наглядно-образное и логическое мышление.
- Воспитывать уважительное отношение к наследию предков.
Оборудование: мультимедийное оборудование, исторические карты.
Урок строится в виде сообщения учителя с сопровождением презентацией, опорой на исторические карты разного периода истории нашей страны.
ХОД УРОКА
I. Вступление
– Ученые считают, что древнейшие люди,
«следы» которых обнаружены в Африке и Азии,
жили более 2,5 миллионов лет назад. По остаткам
скелетов древнейших людей удалось установить,
как они выглядели. (Приложение,
слайд 1)
Древнейший человек сильно отличался от нас с
вами – современных людей – и был похож на
крупную обезьяну. Однако люди ходили не на
четырех лапах, как ходят почти все животные, а на
двух ногах, но при этом сильно наклоняясь вперед.
Говорить древний человек еще не мог, он издавал
лишь немногие отрывистые звуки, ими люди
выражали страх и гнев, призывали на помощь,
предупреждали об опасности.
Жили там, где всегда тепло. Поэтому им не нужно
было заботиться о теплой одежде. Дома строили,
чтобы защититься от непогоды и хищников. Большая
часть времени уходила на поиски пищи.
Шло время, менялся климат. Люди, из убитых
животных научились делать одежду, строить
жилища, приручили диких животных, стали засевать
поля зерновыми культурами. И уже далеко не
уходили от жилья.
Селились по берегам рек целыми родовыми
общинами, чтобы легче было отбиваться от
нападения диких животных и других племен.
Территорию свою огораживали. От чего и
произошло название – город. (Приложение,
слайд 2)
– Мы с вами будем говорить о наших предках –
славянах.
II. Сообщение темы и цели урока
– Посмотрите, как называли нашу страну в разные времена (Приложение, слайд 3).
- Россия, РФ (конец XX века)
- РСФСР в составе СССР (с 1922 года)
- Советская Россия (с 1917 года)
- Россия, Российская империя (XVII – XIX, начало XX века)
- Московская Русь (XIII – XVI века)
- Древняя Русь (IX – XIII века)
III. Объяснение нового материала
– Сегодня мы с вами побываем в каждом из этих периодов.
Древняя Русь (IX – XIII века)
(Приложение, слайд 4)
– Племена различных славян
объединились в государство в IX веке.
Самыми большими городами были Киев и Новгород.
Столицей Руси был город Киев и правителем
считался киевский князь. В городах жили
ремесленники, которые делали товары и купцы,
которые их продавали. Киев находился в середине
главного торгового пути Руси, который шел с
севера на юг.
Работа с исторической картой. Находим поселения славян в IX веке, города Киев, Новгород.
Московская Русь (XIII – XVI века)
– Постепенно Москва из маленького городка превратилась в центр довольно большого княжества. Это было связано с тем, что во главе Московского княжества стояли деловые, умные правители, которые делали все, чтобы расширить владения Москвы. Была и еще одна причина возникновения и усиления Московской Руси. Москва стоит далеко от границ, но зато в центре торговых путей.
Работа с исторической картой. Сравниваем границы Древней Руси и Московской Руси.
– С середины XVI века Русь стали называть Московским царством. Первым русским царем стал Иван IV Грозный. Как и всякое общество в те времена, жители Русского государства были разделены на сословия.
Россия, Российская империя (XVII – XIX, начало XX века)
– XVII век – это время расширения границ России на восток – в Сибирь. В конце XVII века Россией правил царь Петр I. Именно Петр I ввел новое летоисчисление, повелев отныне встречать Новый год не 1 сентября, как было раньше на Руси, а 1 января, как отмечалось по всей Европе. (Приложение, слайд 5)
– На протяжении всего его царствования
проводились большие преобразования: на русскую
службу приглашали учителей иностранцев, а
русских юношей для освоения наук посылали
учиться за границу, Были образованы училища, где
за казенный счет обучали детей дворян и купцов.
Был построен мощный военный флот. Все больше и
больше работало в стране промышленных
предприятий и фабрик. Расширял внутреннюю и
внешнюю торговлю России. Основал на берегах Невы
новый город. Имя ему решено было дать –
Санкт-Петербург (что по-немецки означало город
Святого Петра). При Петре Первом Россия стала
империей – большим, сильным государством, а царь
– императором.
В этот период происходят большие изменения в
жизни России. Одно из главных событий – в 1861 году
указом императора Александра 2 было отменено
крепостное право. Крестьянская беднота покидает
деревню и уходит в город на заработки. Строятся
первые железные дороги.
– Последним российским императором был Николай Александрович Романов (Николай II). (Приложение, слайд 6)
Советская Россия (с 1917 года)
– В феврале 1917 году произошла революция.
Николай II отрекся от престола и решил уехать в
Англию к родственникам, Временное правительство
не разрешило царю с семьей выехать за границу.
В 1917 году произошла в нашей стране Великая
Октябрьская социалистическая революция. (Приложение, слайд 7)
Император со своей семьей был тайно расстрелян.
РСФСР в составе СССР (с 1922 года)
– В 1922 году на карте появилось новое государство – СССР. Образуются колхозы и совхозы. Строятся новые города. Страна напоминает огромную стройку.
Работа с исторической картой. Показываем и называем республики Советского союза.
В этот период страна побеждает в Великой
Отечественной войне.
В 1957 году выведен на орбиту первый искусственный
спутник Земли.
В 1961 году Юрий Гагарин первым побывал в космосе.
На крупнейших реках Сибири возводятся первые
электростанции.
Россия, РФ (конец 20 века)
– В 1991 году Советский Союз прекратил свое существование, Республики, входившие в состав СССР, стали независимыми государствами. На территории России живет более 100 народов. Главой государства является президент.
IV. Итог урока
Вопросы:
– Кто был первым русским царем?
– Кто ввел отмечать Новый год 1 января?
– Какие ещё реформы происходили в период
правления Петра I?
– Кто был последним русским царем?
– Назовите первого президента РФ и ныне
действующего.