Проблема: Можно ли назвать птиц живыми летательными аппаратами?
Цели урока:
- изучить особенности внутреннего строения птиц связанные с полетом;
- сравнить особенности биологической организации птиц и пресмыкающихся;
- показать место птиц в системе живой природы, установить степень родства между живыми организмами на планете;
- учить видеть прекрасное в мире птиц, показать единение человека и природы.
Форма урока: урок исследование
Тип урока: урок изучения нового материала
Дидактический материал: таблицы «Тип хордовые. Класс птицы. Внутренне строение голубя», «Тип хордовые. Внутреннее строение позвоночных», муляжи головного мозга пресмыкающихся и птиц, учебник «Биология животные» под редакцией В.М. Константинова, учебная презентация по изучаемой теме, конверт с заданиями для учащихся (задания №№1 – 5) , «птенец» - мягкая игрушка, разноцветные кружки для оценивания ответов учащихся.
Методы:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- поисковый.
Прогнозируемый результат:
- умение делать выводы о взаимосвязи строения органов с выполняемыми функциями;
- проверка умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы;
- умение работать с источниками информации;
- умение вести монолог, диалог
Ход урока
1. Организационный момент, мотивация:
Приветствие. Сегодня я хочу предложить вам необычное начало урока. Звучит пение соловья. Сегодня мы будем говорить о птицах.
Что изучает наука зоология? Что изучает наука экология? Как называется раздел зоологии, который изучает птиц?
Как знать, возможно, когда вы вырастите, кто-то из вас станет зоологом, орнитологом, экологом. Все с чего-то начинается, все имеет свои истоки. Дедушка знаменитого ученого эволюциониста Чарльза Дарвина, Эразм Дарвин был натуралистом, врачом, поэтом, имел естественнонаучные взгляды. Его поэма «Храм природы» известна в литературе. Семья Бернхарда Гржимека, известного на весь мир немецкого зоолога много усилий приложила для организации национального парка Серенгети на севере Танзании. В настоящее время в резервате Нгоронгоро действует Международный научно-исследовательский институт и лаборатория для изучения диких африканских животных и сохранения их численности на планете. Семья Жака Ив Кусто изучает подводный мир океана. Замечательно, что для этих людей девиз Киплинга «Мы с тобой одной крови», сказанный устами Маугли стал девизом жизни. «Спасись сам и с тобой спасутся тысячи», - это заповедь Серафима Саровского также актуальна. Мы с вами живем в стремительный век преобразований и ускорений. Редко задумываемся об окружающей нас природе, мало отводим времени для её познания. Скажите, у кого из вас дома есть животные? Какие они? Часто ли у вас есть возможность пообщаться с животными на природе? Умеете ли вы это делать? Мне бы хотелось затронуть вопросы экологической культуры.
2. Изучение нового материала
Тема урока «Птицы: рожденные для полета»
Проблема: можно ли назвать птиц живыми летательными аппаратами?
Задачи, которые мы будем решать:
- «Мы с тобой одной крови, ты и я» справедливы ли слова Киплинга?
- Что отличает нас от птиц?
- Почему птицы рождены для полета?
1этап: мы все живущие на планете Земля одна «большая семья».
Индивидуальная работа: цель - тренинг внимания и зрительной памяти.
Выполнение задания №1. Где в этой семье, в системе живой природы находятся птицы? (Вспомним систематику и классификацию. Систематика – наука о взаимоотношениях и степени родства живых организмов. Классификация – наука о системе соподчиненных понятий)
Империя ядерные
Царство животные
Тип хордовые
Класс птицы
(надотряды плавающие, бегающие, типичные, отряд, семейство, род, вид)
Птицы (пернатые) – представители типа хордовые (позвоночные), тело покрыто перьями, передние конечности крылья, двуногие животные.
2этап: особенности строения пищеварительной системы.
Работа в паре: цель- развитие умения работать с тестом учебника, др. источниками информации
Выполнение задания №2
Что вы знаете об особенностях пищеварительной системы пресмыкающихся?
(рот – глотка – пищевод – желудок – тонкая кишка – толстая кишка). Самостоятельная работа: сложите цепочку. (Рот – глотка – пищевод – зоб – железистый желудок – мускульный желудок тонкий кишечник – толстый кишечник – клоака). Объясните поговорку: «Курицу не накормишь – девицу не нарядишь». (Предположительный ответ: интенсивный обмен веществ, большие затраты энергии при полете, быстрое переваривание). Ягоды рябины свиристели переваривают за 8-10 минут, гусениц трясогузки переваривают за 15–20 минут.
Кто из вас живет в частном доме? Кто из вас имеет огород? Можно ли защитить свой огород от нашествия насекомых, их личинок – гусениц? Как? (Позвать на помощь птиц «Мы с тобой одной крови, ты и я». Подкармливать птиц в зимнее время, развешивать скворечники, дуплянки, ставить поилки летом).
3этап: особенности строения дыхательной системы.
Работа в паре: цель - развитие логики, опора на аналогию
Выполнение задания №3
Сейчас мы с вами проведем небольшое исследование – разминку. Я попрошу вас усиленно махать руками в течение 30 секунд, подсчитать количество сделанных взмахов. Поделитесь полученными впечатлениями.
Вопросы: Как дышат птицы? Почему они не задыхаются в полете? Почему не перегреваются? (Ноздри – носовая полсть - трахея – центральные бронхи – нижняя гортань – легкие - воздушные мешки).
Значение воздушных мешков
- уменьшают плотность тела птицы;
- предохраняют тело птицы от перегрева во время полета.
Значение дыхательных путей:
- согревание воздуха;
- проведение в легкие;
трахея из хрящевых колец – просвет открыт, есть возможность для постоянного поступления воздуха. Итак, обмен веществ интенсивный, газообмен эффективный, следовательно, кислород и питательные вещества быстро разносятся по организму.
4этап: особенности строения кровеносной системы.
Цель - развитие логики, опора на аналогию.
Выполнение задания №4 Какова кровеносная система пресмыкающихся? (капилляры, артерии, вены, трехкамерное сердце). Перегородка в желудочке сердца неполная, следовательно, температура тела непостоянная, зависит от окружающей среды.
(капилляры, артерии, вены, четырехкамерное сердце, два круга кровообращения) Вопросы: Каково значение кровеносной системы? Что общего у млекопитающих и птиц?
Этап5: особенности строения нервной системы.
Задание классу: цель развитие мышления
Выполнение задания №5
Зачем в нашем организме нервная система? Ребята, давайте прислушаемся. Что мы наблюдали, когда было тихо? Мы слышали другие окружающие нас звуки. Нервная система отвечает за связь организма с окружающей средой.
Задание: сравните головной мозг голубя и прыткой ящерицы.
Сходство: единый план строения.
Отличия: крупные размеры переднего мозга, мозжечка, большие зрительные доли.
Особенности поведения птиц связаны с особенностями строения нервной системы.
Вначале урока мы заслушали голос соловья. Зачем поют птицы?
- метят участок;
- привлекают внимание партнерши;
- громкие крики предупреждают об опасности.
Особенности поведения птиц: зачатки рассудительной деятельности, способность к счету, запечатление, распознавание сложных объектов, пространственная ориентация, сложные формы группового поведения, высокая экологическая пластичность.
Мне хочется зачитать вам рассказ Виталия Бианки: «Загадали мне загадку: «Без рук, без топоренка построена избенка». Что такое? Оказывается птичье гнездо. Поглядели – верно! Вот сорочье гнездо: как из бревен, все из сучьев сложено; пол глиной вымазан, соломой устлан; посередине вход; крыша из веток. Чем не избенка? А топора сорока никогда и в лапах не держала. Крепко я тут пожалел птицу: трудно, ох как трудно, поди, им горемычным, свои жилища без рук, без топоренка строить».
Гнезда птицы строят из различного материала: птица - печник из грязи, фламинго из грязи и ила, саланганы из слюны. Гнезда саланган из одной затвердевшей слюны (так называемые ласточкины гнезда) употребляют в пищу. По вкусовым качествам гнезда саланган сравнивают с икрой осетровых рыб. Из таких гнезд готовят деликатесные супы. Если у саланганы взято гнездо, она немедленно строит второе, может построить и третье. Но последующие гнезда загрязнены разного рода примесями. Более всего ценятся первые гнезда, и особенно те, которые находятся в известковых пещерах. Загрязненные гнезда отправляются на очистку, из них производится желатин, который приготовляется в виде стружек. Добыча гнезд саланган трудна, но она рентабельна благодаря тому, что саланганы гнездятся большими колониями в сотни тысяч и более пар. В одной из пещер на острове Калимантан исследователи насчитали около двух миллионов гнезд большой саланганы.
Стрижи-саланганы встречаются в Юго-Восточной Азии, на островах Индийского и Тихого океана. Можно привести примеры, о том, как преданно защищаются от кошек, собак, других хищных птиц галки, ласточки-береговушки. Птицы – это «братья наши меньшие». Мир птиц очень интересен и разнообразен.
3. Итог урока
Конечно, не все вопросы биологии птиц мы с вами рассмотрели подробно. Многое еще предстоит узнать. В начале урока стояла проблема: можно ли назвать птиц живыми летательными аппаратами? Решена ли эта проблема? Вам слово. Давайте подведем итог урока. Я прошу вас этого «птенца» передавать друг другу, как эстафетную палочку называя особенности биологии птиц связанные с полетом.
- в полете ничего лишнего; скелет легок, длинные кости - полые трубки, клюв легкий;
- шейный отдел очень подвижен;
- процесс пищеварения занимает 20-30 минут;
- дыхание эффективное, в полете двойное дыхание;
- кровообращение совершенное;
- нервная система высокоразвитая, есть органы чувств. (Зрение: грифы видят трупы на высоте 3000-4000 метров, соколы – 1000 метров).
Вы, наверное, уже смогли убедиться в том, что птицы удивительные животные. Они всегда живут рядом с нами. Все цивилизованное человечество 1 апреля отмечает День Птиц. Союз охраны птиц России объявлял 2005 год - годом Совы, 2006 - годом чайки, 2007 год – годом аиста.
Международный день птиц отмечается с 1906 года. В этом году 1 апреля была подписана Международная конвенция по охране птиц, к которой Россия присоединилась в 1927 году. В апреле большинство крылатых странников, преодолевая все препятствия, возвращаются к родным гнездам.
На Земле существует свыше 10000 видов птиц. Их можно встретить в любой точке планеты и у каждого народа складывается свое отношение к ним. В России всегда с особой любовью относились к птицам, считая их живым символом свободы, красоты, счастья. Птицы населяют не только наши леса и поля, но и былины, сказки, песни. Они - неотъемлемая часть российской природы и культуры. Не случайно некоторые дни напрямую связаны с прилетом птиц. Так на Благовещенье (7 апреля) положено было выпускать певчих птиц из клеток на волю, перед днем весеннего равноденствия пекли жаворонков. В честь появления первых грачей в середине марта (17 марта) день Святого Герасима получил название "грачевника". Птица утка считается символом семейного счастья. В нашей школе мы уже третий год подряд проводим праздник День птиц.
4. Домашнее задание
Параграф 46, задание классу.
Я предлагаю вашему классу тоже включиться в эту благородную акцию и стать участниками международного праздника, отметить это событие дома в кругу семьи, развесить скворечники, дуплянки, синичники. 1 семья птиц за время выкармливания птенцов уничтожает огромное количество вредителей сада. Вы можете составить вопросы птичьей викторины для учащихся начальной школы и опубликовать их на страницах «Школьного вестника». «Мы с тобой одной крови, ты и я» в заключении мне опять хочется вспомнить слова Киплинга. Именно природа учит понимать нас прекрасное. Сколько радости дарит нам окружающий мир: распускающийся бутон, песня соловья на рассвете, шелест дождя, курлыканье журавлей над порогом дома – как это можно не любить? Мы и природа одна большая семья и должны жить дружно.