Цель:
- Познакомить с историей развития жилища.
- Познакомить учащихся с понятием архитектура, дать элементарные сведения о видах и принципах архитектуры.
- Объяснить происхождение ордеров архитектуры, их связь с природой и климатом.
- Довести до сведения учащихся, что человек оставляет на земле следы, по которым можно восстановить прошлое.
- Развивать диалогическую речь, умение сопоставлять, анализировать.
Оборудование:
- Лента времени
- Кроссворд «Архитектура»
- Карточки:
I II III VI V VI VII VIII IX X э т и м о л о г и я - Рисунки домов, храма Артемиды.
- Таблицы:
- Принципы архитектуры
- Виды архитектуры
- Книга О. Мыслина « Как построить дом»
- Таблица «Ордеры колонн» - дорический, коринфский, ионический, композитный
- Опорный лист для учащихся
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
– Сегодняшний урок истории мы начнем с повторения терминов и понятий. Правильно заполнив кроссворд, вы узнаете тему урока:
Задания к кроссворду:
-
– Найдите спрятавшееся слово в цепочке букв: клвнуриясмисториябагнупале. (История)
– Что такое история? (История- это наука о прошлом)
–Для чего нужно изучать историю? (Ответы детей) -
– Продолжите мою фразу: «Вещественный, устный, письменный исторический…» (источник)
– Приведите примеры вещественных исторических источников? Устных? Письменных?
(Вещественные – жилище, деньги, оружие, монеты, инструменты
Устные - предания, легенды, былины
Письменные – летописи, грамоты, хроники, грамоты, указы, дневники). -
–Как называется наука, изучающая историю древних народов по сохранившимся историческим источникам? (Это археология)
-
– Как называется место работы археолога? ( Это раскоп)
-
– Вспомните название профессии людей, которые восстанавливают то, что нашли на раскопках? (Реставратор)
-
– Отгадайте загадку: «Что идет весь век, а не человек?» (Это время)
– Назовите единицы времени в порядке возрастания. (Ответы детей)
– Какие единицы времени вы использовали для описания истории семьи? (год, век, день, месяц)
– Как называется история семьи? (Родословная)
– Для чего нужно знать родословную? (Ответы детей) -
– Какая наука изучает родословные? (Родословные изучает генеалогия)
-
– Как называется наука, устанавливающая точное время и изучающая способы ее измерения? (Это хронология)
-
– Расставьте карточки с записью века в порядке возрастания так, чтобы у вас получилось слово:
II VI III V VII X I VI VIII IX т м и о о я э л г и
–Какое слово получилось? (Этимология)
– Что оно обозначает? (Этимология – это наука, изучающая происхождение слов) -
– Если это слово перевести с латинского языка на русский, то получится слово «шар». Что это? ( Это глобус)
-
– Закончите фразу «Политическая, историческая, географическая….» (Карта)
Вывод: – Прочитайте ключевое слово кроссворда. (Архитектура)
3. Постановка цели урока.
– Что такое архитектура, кто из вас знает?
– Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на этот вопрос и на многие другие:
- Что такое архитектура?
- На каких китах она держится ?
- Что такое ордер?
4. Изучение нового материала.
1) – Что такое архитектура? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вернемся в глубь веков.
– С незапамятных времен человек от непогоды строил укрытия. Сейчас трудно сказать, где и когда человек построил свой первый дом.
– Как вы думаете, как он выглядел? (Скорее всего, это была пещера)
– Археологи во время раскопок нашли древнее жилище, построенное 11 тысяч лет назад. Это было углубление в земле, на котором возводили каркас из перевязанных наверху жердей. Постепенно вид жилища людей менялся. Как вы думаете, почему?
(Люди научились строить дома из дерева, камня; развивалась промышленность; человечество накапливало жизненный опыт.)
Вывод: Человек постепенно научился строить жилье, создавать другие сооружения.
– Что же такое архитектура? (Архитектура- это искусство строения)
– Археологи говорят « Архитектура-это огромная каменная книга, на страницах которой запечатлены различные эпохи развития человечества»
– Давайте попробуем это доказать:
– На доске есть иллюстрации с изображением жилища человека в разные эпохи. Мы попробуем расставить их в порядке развития, от самого примитивного жилища до современного.
Жилище человека
– Итак, мы с вами убедились, что архитектура - огромная каменная книга, на страницах которой можно увидеть, как развивалось человечество.
2) – Все в мире развивается по своим законам. Есть такие законы – принципы, и у архитектуры.
(Вывешивается таблица, названия принципов закрыты, они открываются по мере необходимости)
Принципы архитектуры:
|
-
– Еще тогда, когда человек только начинал становиться человеком и жил в пещере, за стенами которой ночами слышался рев диких зверей, он уже делал попытки украсить свое жилище. Рисунки, нанесенные на скалах, поражают своей красотой и гармоничностью даже нас, людей XXI века.
– О каком принципе я вам рассказала?
(красота) (открыть в таблице первую строку) -
– Давайте вернемся к нашим домам. Первые дома и домами–то трудно назвать. Люди жили в землянках. Постепенно люди научились обрабатывать камень, с конца XVIII века в постройках стали использовать металл.
– Какими же становились дома? (Они становились прочными)
–Значит, второй принцип архитектуры - прочность. (Открыть вторую строку в таблице) -
– А зачем люди строят дома?
– Можно ли обойтись без построек? (Ответы детей)
– Мы выяснили, что все постройки так иначе связаны с жизнью человека, приносят ему какую-то пользу.
Значит, третий принцип архитектуры - польза. (Открыть третью строку в таблице)
– Архитектура играет важную роль в жизни общества. Что строит человек?
(дома, фабрики, заводы, школы, магазины, музеи и т.д.)
–Значит, архитектура служит разным целям: - построить дом, - разбить парк, - создать новый город.
3) – Поэтому архитектура бывает 3 видов:
Таблица «Виды архитектуры»:
Виды архитектуры:
|
– Искусству создавать ландшафтную архитектуру тысячи лет. Ландшафт – это общий вид местности – такой, каким его создала природа. А она, как вы знаете, разнообразна: то скупа, то щедра. Человек научился ее изменять: оказавшись в парке, можно увидеть дорожки, посыпанные цветным песком, клумбы и газоны, деревья с необычной стрижкой кроны, любоваться красотой фонтанов и скульптурами.
– С глубокой древности в городах разбивали сады. Один из таких садов стал чудом света. Давайте прочитаем об этом в книге О. Мыслина « Как построить дом»: «В VI веке до н.э. в древнем городе Вавилоне появились «Висячие сады Семирамиды». В центре города из кирпича были возведены уступы и арки, поверх которых лег слой плодородной земли. Деревья и цветы, посаженные на террасах, возвышались над городом, словно паря в воздухе. По преданию царь Навуходоносор приказал создать висячие сады для своей любимой жены, выросшей в горной стране, чтобы среди равнин Вавилонии они ей напоминали Родину.
– Красота этих садов удивляла людей, а, удивляясь чему-нибудь, люди говорят о чуде. Одним из 7 чудес света, 7 чудес архитектуры был храм Артемиды. Судьба его, пожалуй, самая драматичная из судеб других «чудес». Попробуйте найти об этом книгу и прочитать историю создания храма.
4) – Рассмотрите изображение храма. Что привлекает ваше внимание? (колонны)
– Зачем же нужны колонны? (Предположения детей)
– Люди давно думали о том, чтобы строить себе большие, просторные дома. Но в большом доме должен быть большой потолок. Делать его трудно и опасно: он может обрушиться от собственной тяжести. Нужно помочь ему, поддержать. Так стали в домах ставить колонны. Слово колонна латинское, к нам пришло из Франции и означает «опора». И, конечно же, раз колонны стояли посреди комнаты, они должны были быть красивыми.
– Сначала колонны ставили просто из ствола дерева, и они были круглыми. Поэтому главная часть колонн называется – ФУСТ.
– Вспомните, как выглядит дерево, где оно более толстое? (Внизу, у земли)
– А почему? (Там корни, так дерево становится более устойчивым)
– Колонна тоже должна быть устойчивой, поэтому стоит на БАЗЕ.
– А что у дерева сверху? (Листья, ветви, цветы, плоды – крона)
– У колонн тоже есть крона, только называется она – КАПИТЕЛЬ.
– Деревья каких пород вы знаете? (Лиственные, хвойные)
– У колонны тоже есть свои породы, как и у деревьев.
– Положите перед собой опорный лист
Опорный лист
Рассмотрите, чем они похожи? (Они похожи строением: фуст, база, капитель)
– Чем отличаются? (Отличаются формой капители)
– Породу колонн в Древней Греции назвали ОРДЕРОМ.
– Самый простой ордер – дорический.
Дорический ордер
– Эта колонна простая, строгая, стройная. Она очень похода на живое дерево.
– Второй ордер – ионический.
Ионический ордер
Чем он отличается от дорического? (Формой капители)
– Ионический ордер более изящный, праздничный. На что похожа его капитель?
(Она похожа на завитки молодых листочков, распускающиеся почки)
– Посмотрим, что дальше произошло с нашим деревом? (На дереве стали появляться листочки)
– И колонна тоже ожила. Крона-капитель покрылась листьями, зазеленела, в гуще веток вот-вот появятся цветы, а, может быть, и птицы поселятся. Это коринфский ордер.
Коринфский ордер
– Давайте сравним все колонны:
– На дерево какого времени года похожа дорическая колонна? (Это колонна-зима)
– Ионическая колонна? (Колонна-весна)
– Коринфская колонна? (Колонна-лето)
– Все времена года выбрали 3 ордера? (Нет, не хватает осени)
– Вот люди и решили соединить черты разных ордеров – и получили вот такую красавицу-колонну с пышной капителью, увитой цветами, подами, лентами. Это композитный ордер. Это колонна-осень.
Композитный ордер
5. Практическая работа. Закрепление изученного.
– Возьмите опорный лист. Выполните задание.
6. Обобщение. Подведение итогов.
– Что такое архитектура?
– Назовите принципы архитектуры.
– Перечислите виды архитектуры.
– Из каких частей состоит колонна?
– Назовите виды колонн (Ордеры)
– Почему архитектуру называют каменной книгой?
7. Домашнее задание
– найти и прочитать историю создания и гибели храма Артемиды, придумать и нарисовать свою колонну.