Понятие о разрезе как изображении. Назначение разрезов. Различие между разрезом и сечением. Обозначение разрезов на чертежах

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: развитие умений и навыков работы по представлению, стимулирование положительной мотивации в ознакомлении выполнения чертежей с построением разрезов.

Задачи:

Образовательные: Объяснить, что такое разрез, показать на конкретных примерах необходимость выполнения разрезов, назначение разрезов, их классификацию, правила выполнения и обозначения. Объяснить в чем различие между разрезом и сечением.

Развивающие: Создать наглядно-образное представление о получении фигуры сечения в разрезах. Формировать понятие разреза как изображения. Выработать навык в выполнении и чтении чертежей содержащих разрезы. Активизация мышления учащихся и развитие их познавательных способностей, умение анализировать форму деталей, выявление их сходства и различий и взаимного соответствия, формирование абстрактного мышления. Закрепление навыков грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, графического исполнения чертежа содержащего разрезы.

Воспитывающие: Воспитывать интерес к изучению новых способов изображения, вызвать желание создать аккуратный графически правильно выполненный чертеж. Соблюдение техники безопасности на уроке, чистота рабочего места. Экологическое воспитание.

Тип урока: комбинированный (проверка знаний, усвоение новых, применение), с использованием ИКТ.

Вид урока: урок учебно-творческой деятельности.

Метод: интерактивный (объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, проблемно-развивающий, алгоритмический).

Методические рекомендации

Данный конспект урока может быть использован при работе с учебником: А.Д. Ботвинников «Черчение 7-8 класс», Н.А. Гордеенко, В.В.Степакова «Черчение 9 класс». Урок входит в тему «Сечения и разрезы». На уроке учащиеся получат представление о таких понятиях, как простые разрезы, (горизонтальные, фронтальные, профильные и наклонные), разреза как изображения. Представление, в чем разница между разрезом и сечением. О конструктивных элементах технических деталей, научатся целесообразно применять новый для них вид изображений при построении технических чертежей. Использование электронных средств обучения позволяет успешно следовать следующим принципам:

  • Принцип целостного представления о мире.
  • Принцип деятельности.
  • Принцип вариативности.
  • Принцип творчества.
  • Принцип психологической комфортности.
Этап урока ПК + принтер ПК + медиапроектор ПК + ученик
Актуализация опорных знаний учащихся Тест по теме: «сечения»   Устный опрос (обобщающие вопросы по разделам).
Объяснение нового материала (слайды) Тест «Проецирование» Демонстрация информационных объектов  

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Сообщение темы и целей урока.
  4. Работа над новой темой.
  5. Закрепление знаний.
  6. Подведение итогов урока.
  7. Домашнее задание.

Оборудование: презентация (Приложение 1), компьютер, медиапроектор, набор технических деталей.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Выполнение теста по теме «сечения»; 3 – задания (фронтально).

Устный опрос (обобщающие вопросы по изученному материалу.).

III. Сообщение темы и целей урока.

Слайд

На слайде показано получение разреза. Деталь мысленно рассекается секущей плоскостью, передняя часть детали, расположенная между зрителем и секущей плоскостью, как бы удаляется. Оставшаяся часть проецируется на фронтальную плоскость проекции.

При этом фигура сечения, находящаяся в секущей плоскости и входящая в состав разреза, обводится сплошной основной толстой линией и выделяется штриховкой.

То, что находится за секущей плоскостью, считается видимым и поэтому изображается сплошной толстой основной линией.

Слайд (фронтальный разрез) рис.176

Секущая плоскость параллельна фронтальной плоскости проекций. Она разрезает деталь, и мы видим внутреннюю форму этой детали. Получили фронтальный разрез. Разрезы используются для показа внутренней формы изделия.

Разрезом называется изображение, полученное при мысленном рассечении детали одной или несколькими секущими плоскостями. В разрезах показывается то, что получается в секущей плоскости.

На чертежах используются простые и сложные разрезы.

Простыми разрезами называются такие разрезы, которые получены при мысленном рассечении детали одной секущей плоскостью. Сложными разрезами называются разрезы, полученные при мысленном рассечении детали двумя и большим количеством плоскостей (по школьной программе не изучаются).

Классификация разрезов: фронтальный, горизонтальный, профильный.

Фронтальным разрезом называется разрез, полученный при мысленном рассечении детали секущей плоскостью, параллельной фронтальной плоскости проекции.

Слайд (горизонтальный разрез) рис.178

Горизонтальным разрезом называется разрез, полученный при мысленном рассечении детали секущей плоскостью, параллельной горизонтальной плоскости проекции.

Слайд (профильный разрез) рис. 179

Профильным разрезом называется разрез, полученный при мысленном рассечении детали секущей плоскостью, параллельной профильной плоскости проекции.

Правила выполнения разрезов.

  1. Разрезы выполняются в проекционной связи с другими изображениями чертежа.
  2. Разрезы выполняются вместо и на месте соответствующего вида, например: фронтальный разрез выполняется вместо вида спереди и располагается на его месте, горизонтальный разрез выполняется вместо вида сверху и на его месте.
  3. Построение, какого – либо разреза не влечет за собой изменения других видов.

Правила обозначения разрезов.

Разрезы на чертеже обозначаются, но есть случаи, когда обозначение не наносится.

  1. Если секущая плоскость совпадает с плоскостью симметрии детали, то разрез на чертеже не обозначается (рис. 176, 178, 179)
  2. Слайд рис. 180
    Если секущая плоскость не совпадает с плоскостью симметрии детали, то разрез обозначается. Положение секущей плоскости показывают штрихами разомкнутой линии. К штрихам разомкнутой линии на расстоянии 2-3 мм от внешнего края ставят стрелки, указывающие направление взгляда. С внешней стороны стрелок пишут прописные буквы русского алфавита. Изображение разреза подписывается надписью типа: А-А, Б-Б, В-В.

Слайд рис.62
.

Выполнить фронтально простое задание

Цель помочь учащимся усвоить отличие разреза от сечения.

Активизация мышления учащихся и развитие их познавательных способностей

По изображению, на котором даны виды, сечение, разрезы и наглядные изображения трех разных, но сходных по форме деталей. Поиски решения, связанные со сравнением изображений, выполненных разными способами, требуют анализа формы деталей, выявление их сходства и взаимного соответствия

Слайд (отличие разреза от сечения)

Сечение отличается от разреза тем, что в сечении показывают то, что входит в секущую плоскость, а разрез, что входит в секущую плоскость и то, что остается за ней.

V. Закрепление знаний.

Вопросы для закрепления:

  • Какие изображения используют для выявления внутренней формы изделия?
  • Дайте определение понятию «разрез».
  • Какие разрезы называются простыми?
  • Назовите простые разрезы.

Выполнение теста «Соответствие чертежа и разреза» стр. 176, рис.181

VI. Подведение итогов урока.

Выставление оценок.

VII. Домашнее задание.

Стр. 170-176,. зад. №5-8 выполнить в тетр.

Тест по теме «Сечение» Тест по теме «Сечение»

Вариант I

Вариант II

Тест по теме «Сечение»
Вариант III

Список литературы:

  1. Ботвинников А.Д.Черчение 7-8 – М: «Просвещение», 2005.
  2. Гордеенко Н.А. Черчение 9 класс – М: АСТ, 2007.
  3. Воротников И.А. Занимательное черчение – М: «Просвещение», 2000.
  4. Степакова В.В. Методическое пособие по черчению – М: «Просвещение», 2004.
  5. Бесчастнов Э. Д. «Черно – белая графика» ООО «Дрофа», 2006.
  6. Днепров Н. П. Сборник нормативных документов. ЧЕРЧЕНИЕ. ООО «Дрофа», 2004.