Методический день является частью непрерывного педагогического образования учителей, активным методом обучения педагогических кадров.
Методический день является составной частью системы методической работы и его целью считается создание условий для повышения уровня мет одической компетентности учителей, обучение основам современных технологий организации, проведения и анализа открытых учебных занятий, представление результатов поисковой деятельности.
Взаимодействие участников методического дня можно представить схемой.
В нашей школе проходил методический день по теме «Методы, способствующие познавательной деятельности школьников». Решение об его проведении было принято на педагогическом совете по итогам проверки пятых классов. Организация и проведение методического дня проходила в несколько этапов.
1 этап. Подготовительный.
- Составление плана работы методического дня.
- Организация учителей для проведения открытых уроков, знакомство с темой, с картой наблюдения.
№ | Параметры наблюдения | |
1 | Обсуждение целей урока с учащимися. | |
2 | Методы мотивации: | |
- эмоциональный; | ||
- волевой; | ||
- познавательный. | ||
3 | Методы обучения: | |
- словесные; | ||
- наглядные; | ||
- репродуктивные; | ||
- проблемно-поисковые; | ||
- эвристическая беседа; | ||
- самостоятельная работа. | ||
4 | Учет индивидуальных особенностей учащихся. | |
5 | Оценка деятельности учащихся: | |
- комментирование оценки учителем; | ||
- самооценка; | ||
- взаимопроверка. | ||
6 | Домашнее задание: | |
- одинаковое для всех; | ||
- индивидуальное; | ||
- по выбору. | ||
7 | Сохранение здоровья учащихся: | |
- разумное чередование видов деятельности; | ||
- физминутка; | ||
- психологический климат урока; | ||
- соблюдение санитарно гигиенических норм. |
- Проведение контрольных срезов.
2 этап. Основной – методический день.
- Открытое учебное занятие. Выбор темы и формы занятия педагог осуществляет заранее с целью наиболее полного показа результатов своей деятельности.
- Анализ посещенных учебных занятий. Учителя делятся на группы по посещенным урокам для оценивания результативности открытых уроков.
Работа начинает с доклада по теме «Методы, активизирующие познавательную деятельность учащихся».
Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы.
Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к познавательной творческой деятельности.
Что представляет собой познавательная деятельность школьника?
В учебной деятельности познание выступает как особая и самостоятельная задача. В школе усвоение знаний и формирование умений их применять носят целенаправленный характер, они специально организуются. Но познание окружающего мира происходит не только в школе и не всегда специально программируется. Это позволяет рассматривать познавательную деятельность как более широкое понятие по сравнению с учебной деятельностью.
Большинство авторов склонны считать метод обучения способом организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Слово «метод» в переводе с греческого означает «исследование, способ, путь к достижению цели». Каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (изложение, объяснение нового материала) и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся. То есть, учитель, с одной стороны, сам объясняет материал, а с другой – стремится стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся (побуждает их к размышлению, самостоятельному формулированию выводов и т.д.).
Иногда сам учитель не объясняет новый материал, а лишь определяет его тему, проводит вступительную беседу, инструктирует учащихся к предстоящей учебной деятельности, а затем предлагает им самим осмыслить и усвоить материал по учебнику.
Широко распространенным в дидактике является также термин «приемы обучения». Прием обучения – это составная часть или отдельная сторона метода обучения. В методе упражнения, который применяется для выработки у учащихся практических умений и навыков, выделяются следующие приемы: показ, как нужно применять изучаемый материал на практике, воспроизведение и последующая тренировка.
Дидактические исследования, показывают, что номенклатура (наименование) и классификация методов обучения характеризуются большим разнообразием в зависимости от того, какой подход избирается при их разработке.
Перовский Е.И., Голант Е.Я., Лордкипанидзе Д.О. | Методы - это источники, из которых черпают знания учащиеся. На этой основе они выделяли три группы методов: словесные, наглядные и практические. |
Лернер И.Я., Скаткин М.Н. |
|
Бабанский Ю.К. |
|
Данилова М.А., Есипова Б.П. |
|
Все разнообразие методов обучения можно разделить на пять следующих групп:
- методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала. П – постановка темы нового материала и определение вопросов, которые должны осмыслить и усвоить учащиеся; изложение материала учителем с применением иллюстраций и демонстраций, а также приемов активизации мыслительной деятельности школьников; сравнение; обобщение изложенного материала, формулирование основных выводов, правил, закономерностей.
- методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником. П – четкая постановка цели работы с учебником; указание вопросов, которые должны быть усвоены учащимися; определение порядка самостоятельной работы и приемов самоконтроля; наблюдение за ходом самостоятельной работы и оказание помощи отдельным учащимся; беседа по закреплению нового материала.
- методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: упражнение, работа с учебником, лабораторные работы;
- методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия;
- методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль.
1. «Умение задавать вопросы и постепенно усиливать сложность и трудность ответов есть одна из главнейших и необходимейших педагогических привычек». Ушинский К.Д.
Каким же образом можно предупредить пассивность учащихся при устном изложении учебного материала и обеспечить активное восприятие и осмысление ими новых знаний? При устном изложении знаний учитель создает проблемные ситуации, ставит перед учащимися познавательные задачи и вопросы, которые им следует решить в процессе восприятия и осмысления излагаемого материала. Самым простым в данном случае является достаточно четкое определение темы нового материала и выделение тех основных вопросов, в которых надлежит разобраться учащимся.
К.Д.Ушинский указывал на огромную роль сравнения в активизации познавательной деятельности учащихся и считал, что сравнение есть основа всякого понимания и мышления, что все в мире познается не иначе, как через сравнение.
Гельвецкий «Всякое сравнение предметов между собой предполагает внимание; всякое внимание предполагает усилие, а всякое усилие – побуждение, заставляющее сделать это».
К.Д.Ушинский «Предмет должен представлять для нас новость, но новость интересную, т.е. такую новость, которая или дополняла бы, или подтверждала, или опровергала, или разбивала то, что уже есть в нашей душе, т.е. одним словом, такую новость, которая что-нибудь изменяла бы в следах, уже у нас укоренившихся».
2. Устное изложение знаний учителем связано с первичным восприятием и осмыслением их учащихся. Как отмечал дидакт М.А.Данилов, «знания, являющиеся результатом первого этапа обучения, не являются еще орудием активного, самостоятельного мышления и деятельности учащихся». Научные понятия формируются не сразу, а проходят через ряд стадий, на каждой из которых происходит обогащение памяти фактическим материалом, его более углубленный и всесторонний анализ, способствующий тому, что усеваемые выводы, обобщения или правила становятся интеллектуальным достоянием ученика.
3. Наряду с устным изложением изучаемого материала учителем значительное место в процессе обучения занимают методы самостоятельной работы учащихся по восприятию и осмыслению новых знаний.
Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное, для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных и физических действий.
Чтобы работа с учебником на уроке давала обучающий эффект, учителю необходимо соблюдать следующие требования:
- прежде всего, существенное значение имеет правильный выбор материала для самостоятельного изучения по учебнику на уроке;
- самостоятельной работе учащихся с учебником, как правило, должна предшествовать основательная вступительная беседа учителя;
- в процессе занятий учителю нужно наблюдать за ходом самостоятельной работы учащихся, задавать некоторым из них вопросы, как они понимают изучаемый материал;
- серьезное внимание следует обращать на выработку у школьников умения самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал по учебнику;
- нередко самостоятельной работе с учебником может предшествовать демонстрация опытов и наглядных пособий с целью создания на занятии проблемной ситуации и стимулирования, учащихся к более вдумчивому осмыслению изучаемого материала;
- изучение нового материала по учебнику нередко проводится в форме выборочного чтения отдельных мест с целью самостоятельного усвоения вопросов описательного характера;
- при изучении нового материала нередко возникает необходимость обратиться к краткому воспроизведению пройденных ранее тем;
- работа с учебником ни в коем случае не должна занимать весь урок.
4. В процессе обучения большое значение имеет выработка у учащихся умений и навыков применения полученных знаний на практике.
5. Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения. Основными видами проверки являются:
- текущая проверка и оценка знаний, проводимая в ходе повседневных учебных занятий;
- четвертная проверка и оценка знаний, которая проводится в конце каждой учебной четверти;
- годовая оценка знаний, т.е. оценка успеваемости учащихся за год;
- выпускные и переводные экзамены.
Учителю необходимо уметь создать творческую самостоятельную учебную деятельность учащихся на уроке и руководить процессом усвоения через использование «активных» методов обучения и разнообразных методических приемов, через особым образом организованное общение.
Итак, среди важнейших требований к организации познавательного процесса можно выделить:
- гуманистическое отношение к детям, максимальный учет их индивидуальных особенностей, создание атмосферы, благоприятствующей их всестороннему развитию;
- целенаправленность построения обучения с учетом его эффективности для общего развития детей;
- стремление к обеспечению полного осознания детьми приемов учебной работы;
- использование разнообразных видов деятельности на уроке с целью переключения внимания учащихся;
- включение новых знаний в практическую деятельность учащихся как необходимое условие их успешного усвоения;
- сочетание игровой формы с учебным содержанием заданий, применяемых в обучении.
Дальше работа продолжается в группах. Сначала слово предоставляется учителю, дававшему урок для самоанализа. В помощь ему была дана схема самоанализа урока.
- Первое, что должен сделать учитель, анализирующий урок, - определить его место в теме и в общем, курсе, а также задать себе вопрос, насколько ясным стало это место для учащихся после урока.
- Попытаться соотнести поставленные цели урока для учащихся и для учителя с достигнутыми на уроке и определить причины успеха или неудачи.
- Определить уровень формирования на уроке знаний (логичность подачи материала, научность, доступность, трудность, нестандартность) и умений (соответствие путей формирования специальных умений общепринятым умениям, прочность отработанных умений, степень их автоматизма).
- Ответить на вопрос, что нового дал данный урок для развития ума, памяти, внимания, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, для формирования интереса к данному предмету.
- Подумать, насколько оптимально был выстроен урок? Соответствовал ли он интересам, темпераменту, уровню учебной подготовки и развития учащихся, специфике класса? Адекватна ли была организация деятельности учащихся обучающим, развивающим и воспитывающим целям урока?
- Попробовать оценить степень активность учащихся на уроке. Сколько раз и кто из них выступал на уроке, почему молчали остальные, как стимулировалась их работа, насколько были продуманы их действия при подготовке к уроку, что из этого получилось?
- При этом надо руководствоваться непреложным правилом недопустимости оценки личности ученика при оценке его работы, сравнения его с другими учащимися, данного класса с другими классами.
- Каким был темп урока? Поддерживался ли интерес учащихся к уроку на всем его протяжении? Как была организована смена видов деятельности учащихся на уроке? Как был организован учебный материал, что было дано в виде «готовых знаний», до чего «додумались» сами учащиеся?
- Ответить на вопрос, как в ходе урока была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт учащихся и насколько актуальным для них был учебный материал урока?
- Очень важным для урока является та его сторона, которая связана с контролем за деятельностью учащихся. Надо постараться оценить, как эта работа была организована на уроке, как контролировалась домашняя работа учащихся? Ведь ли труд учеников был проверен? Насколько быстро и эффективно это было сделано?
- Как задавалось домашнее задание? Был ли инструктаж детальным и четким? Было ли проверено, как учащиеся его записали? Продумана ли его проверка?
- Попытаться охарактеризовать психологическую атмосферу урока, степень доброжелательности, взаимной заинтересованности всех участников урока, характер их общения,
- Наконец, немаловажным является настроение учителя после урока. Изменилось ли оно по сравнению с тем, каким оно было до него? В чем причина этих изменений? Что теперь, после того, как урок прошел, целесообразно было бы изменить в нем? Что можно поставить себе в плюсы, а что в минусы?
Выслушав, учителя посетившие урок, анализируют его с помощью карты наблюдений. Она была роздана каждому учителю перед уроком. Через 20 минут от каждой группы выступает представитель.
Анализируя выступления учителей можно отметить, что на своих уроках использовали:
1 | Методы мотивации | |
- эмоциональный | 89 % учителей | |
- волевой | 83 % учителей | |
- познавательный | 100 % учителей | |
2 | Методы обучения | |
- словесные | 100% учителей | |
- наглядные | 100% учителей | |
- репродуктивные | 87% учителей | |
- эвристическая беседа | 100% учителей | |
- самостоятельная работа | 100% учителей |
Находясь в ситуации активного и интерактивного профессионального взаимодействия, учителя имеют возможность провести сравнительный анализ профессионально-педагогической деятельности, принять или не принять педагогический опыт коллег. К.Д.Ушинский писал: «Передается не опыт, а мысль, выведенная из опыта». Это происходит в результате сравнительного (компаративного) анализа собственной профессиональной деятельности учителя. Таким образом, у учителя появляется стимул включиться в активную познавательную деятельность, то есть заняться самообразованием по вопросам методики, дидактики, психологии, педагогической техники.