Интегрированный урок окружающего мира и изобразительного искусства по теме "Смена времен года", 4-й класс "Школа-2100"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • познакомить с вращением Земли вокруг Солнца как причиной смены времен года;
  • систематизировать знания о природных явлениях, об отличительных особенностях каждого сезона;
  • развивать целостное восприятие мира;
  • использовать известные знания и умения для выполнения художественной композиции, сочетание разных художественных техник;
  • развивать осознание доступных для понимания связей в природном и социальном мире, художественно-образное мышление;
  • формировать предпосылки научного мировоззрения, креативных способностей;
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающего мира, коммуникативные качества личности.

Оборудование: заготовки для выполнения композиции, клей, карточки, проектор, программа RedShift 5.1, презентация урока (Приложение 1).

Этап урока

Содержание

Комментарии

Организационный моментю

  • Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости, а мы с вами будем заниматься и окружающим миром и изобразительной деятельностью. Начать я хочу словами французского философа Ж. Руссо. Слайд 1.
  • «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».
  • Я желаю вам уже сегодня убедиться в правильности этого высказывания.

 

Актуализации знаний и постановка проблемы (выполнение заданий по группам: 1–2-я группы – 1-е задание, 3–4-я – 2-е задание. Слайд 2.)

  • А в начале предлагаю выполнить задание, которое поможет определить тему урока. У вас на партах лежат карточки с заданиями.
  • Ваша задача: выполнить данное задание, следуя алгоритму, указанному в карточке. Вы работаете по группам, я думаю, что вы помните правила работы в группе. Слайды об изменениях в жизни растений и животных по временам года.

Работают в группах по карточкам.

 

  • Давайте проверим. Какое задание выполняли 1и 2 группы? Слайд 2.
  • Я предлагаю ребятам 1 группы озвучить первые две картинки, а 2 следующие озвучат ребята второй группы. Остальные слушают и могут высказать свое мнение.
  • Вы согласны с мнением ребят? Есть дополнения?
  • Рябина цветет и зреет летом. Желтеет и сбрасывает листья осенью. В «покое» зимой. Распускаются почки весной.

 

  • А сейчас давайте послушаем ребят 3 и 4 группы.
  • Какое задание выполняли вы? 

Третья группа озвучивает первые две иллюстрации.

  • Мы определили времена года по изменениям в жизни растений и животных.
  • Заяц белый зимой. Серый – весной. Летом рождаются зайчата. Осенью линяет и меняет окраску шерсти.

Проблемный вопрос.

  • А как отличить лето от зимы по Солнцу?
  • С чем связаны изменения в жизни растений и животных?
  • С чем связана смена времен года? Почему после осени не может наступить лето?
  • Происходит смена времен года.

 

  • А за весной обязательно приходит весна.
  • Я вижу, вы затрудняетесь ответить.
  • На этот вопрос мы и постараемся ответить на уроке.
  • Мы не только ответим на вопрос, но и попытаемся создать художественную композицию «Времена года».
  • Проблема.

Совместное «открытие» знаний.

  • В народе говорят, круглый год…
  • Круглый год из года в год это происходит: за осенью приходит зима.
  • А давайте обратимся к литературе.

 

Инсценировка сказки Н.Сладкова «Почему год круглый».

  • Герои сказки «Почему год круглый» Н. Сладкова тоже размышляют над этим вопросом. Послушаем их версии. Слайды 4, 5, 6.
  • Вот как рассуждали герои сказки.
  • Как дуб объяснил, что год круглый? Где мы могли наблюдать это?
  • Что можно определить по годовым кольцам?
  • Можем по количеству колец определить сколько лет дереву?
  • А как ель объяснила, что год круглый? Можем мы это подтвердить? Как?
  • А как солнышко объяснило?

Дуб: Год потому круглый, что за год на всех деревьях годовое кольцо нарастает. Как год так новое кольцо. А кольцо - тоже круг!
Елка: Нет, друзья, ведь всем известно, что мы, елки, круглый год зеленые. А как же мы могли быть зелеными, если бы год не был круглым?
Солнце: Потому год круглый, что Земля вокруг меня мчится по кругу. Как полный круг сделает, так и год!

Просмотр эпизода мультимедиа «RedShift 5.1»

  • Для того чтобы представить, как вращается Земля вокруг Солнца, я предлагаю посмотреть фильм и ответить на вопрос: как вращается Земля в космосе? (Фильм на диске Redshift 5.1. / Уникальный компьютерный планетарий)
  • Пронаблюдайте, как вращается Земля.
  • Одинаково ли она освещается Солнцем?
  • Особое внимание обратите на земную ось. Меняется ли наклон оси? Куда направлена земная ось?
  • Сейчас мы видим Землю, когда Северный полюс находиться круглые сутки в темноте. Здесь полярная ночь. Северное полушарие получает почти косые лучи.

 

 

  • Какое время года в Северном полушарии?
  • Зима.

 

  • На Южном полюсе солнце не заходит круглые сутки и здесь полярная ночь. Южное полушарие получает какие лучи?
  • Почти прямые.

 

  • Какое время года будет на этой части земной поверхности? Значит, если в Северном полушарии - зима, то, в Южном?
  • А после зимы может сразу наступить лето?
  • Зима не резко наступает после осени, а постепенно, незаметно.
  • Земля вращается плавно. Не делая никаких скачков. Время бежит вперед и теперь мы видим что, оба полушария освещены одинаков, в этом случае наступает весна или лето.
  • Какое время года в северном полушарии? А в южном?
  • Лето.

Вывод.

  • Можем мы теперь ответить на вопрос:
  • Почему после осени к нам приходит зима, после зимы – весна? Слайд 10.
  • Земля движется вокруг Солнца, наклон земной оси не изменяется.

Формулировка темы урока.

  • Как бы вы сформулировали тему урока? Слайд 11.
  • И это будет происходить из года в год: четыре времени года переходят друг в друга не сразу. Зима в весну, весна в лето, лето в осень, осень в зиму перетекают постепенно, незаметно. Год за годом, круг за кругом – так движется жизнь. Жизнь Земли, жизнь страны, твоя жизнь.
  • Смена времен года.

Первичное закрепление.

  • А то, насколько хорошо вы усвоили эту тему, проверим при выполнении задания № 2 на странице 42 учебника.
  • Тот, кто справится с этим заданием раньше всех, ответьте на вопросы в конце страницы.

 

 

  • Давайте проверим. Слайд 12.
  • Есть другие варианты?
  • Поставьте себе «+» если выполнили правильно.

Проверяют и отмечают «+» правильные ответы.

 

  • Какие знания помогли вам правильно выполнить задание?
  • Кто успел ответить на дополнительные вопросы?
  • Мы подтвердили слова Руссо о том, какие вы умные, стали еще умнее.
  • А о том, что вы еще и талантливые дети предстоит убедиться в творческой работе.
  • Знания о движении Земли в космосе.

Физминутка.

  • А сейчас давайте отдохнем. Слайд 13.

Солнышко, солнышко,
В небе свети!
Яркие лучики
К нам протяни.
Ручки мы вложим
В ладошки твои,
Нас покружи,
Оторвав от земли.
Солнышко скрылось,
А мы же с тобой дружно работать дальше начнем.

 

ИЗО деятельность.

  • В своем сочинении Лена по-своему рассказала, почему бывает лето. Она, наверное, любит лето. Я думаю, что вы все любите лето, но каждый по-своему.
  • А кто любит зиму? Осень?.. Почему?
  • В холодном темном космосе только одна планета, которая дарит такое чудо как: лето, осень, зима, весна. И эта планета-Земля. Этим чудом не устаешь удивляться, радоваться, любоваться.

 

Просмотр репродукций картин великих художников, слушание музыкального произведения А. Вивальди «Времена года».

  • Многие поэты, писатели, композиторы вдохновлялись красотой каждого времени года и тогда рождались замечательные стихи, картины, музыка.
  • Каждому человеку времена года открывают свои секреты по-особому. Каждый замечает что-то свое.
  • Полюбуйтесь этими замечательными репродукциями картин русских художников и послушайте музыку. Слайды 15, 16, 17, 18.
  • Кто запомнил фамилии художников?
  • А музыку написал известный итальянский композитор Антонио Вивальди.
  • Вы слушали фрагмент из альбома «Времена года».
  • Какие чувства у вас появились, когда слушали музыку и рассматривали репродукции?
  • Ребята, сегодня вам предоставляется возможность рассказать о красоте каждого времени года на языке изобразительного искусства?

 

Групповая работа над композицией «Времена года».

  • Работать будем по группам что важно?
  • У вас на партах лежат заготовки, из которых вы должны сделать композицию, отражающую одно из времен года. Слайд 19.

 

 

  • С чего следует начать?
  • Я хотела бы вам напомнить о том, что необходимо правильно передать условное пространство, то есть «вдали».
  • Напомните, как это сделать правильно?
  • Рассмотреть…
  • Обсудить…
  • Разложить…
  • Наклеить…

 

  • Ребята, при оценке работ мы будем учитывать: аккуратность, расположение элементов, особенности времени года, творчество. (Звучит музыка).

Работа над композицией.

Представление работ и составление общей композиции.

Давайте ваши работы представим друг другу.

 

 

  • Какая форма общей композиции? Почему?
  • Круга.

 

  • Из скольких частей мы составили круг? Почему?
  • 4 времени года.

 

  • Ребята мне тоже хотелось принять участие в составлении композиции, я сделала солнышко. Чего не хватает у моего солнышка?
  • Лучиков.

 

  • Какие лучи дарит солнышко нашей композиции?
  • Правильно мы расположили свои композиции?
  • Поменяйте, чтобы было правильно.
  • Почти прямые.

 

  • Какое еще правило установленное природой мы должны были выполнить при составлении общей композиции?
  • Земля вращается вокруг Солнца против часовой стрелки.

Рефлексия.

  • Все есть в нашей композиции: из жаркого лета мы можем отправиться в прохладу осени.
  • Каждый из нас по-своему воспринимает времена года и по приметам, и по настроению.
  • Если бы вам представилась возможность сейчас переместиться в созданные вами уголки времен года, где бы вы хотели оказаться?
  • В какое время года попасть?
  • Возьмите в руки фотографию, посмотрите еще раз на композицию, подумайте и выберите близкую по духу, настроению и приклейте фотографии.
  • Тот, кто смог услышать очень близкие сердцу звуки природы, тех я поздравляю со счастливой встречей.
  • Кому удалось для себя найти новые приметы своего времени года, то это тоже замечательно.
  • Я думаю, что вы убедились в том, что вы не только умные дети, но и талантливые. И эта композиция говорит о том, что вы не только получили хорошие знания по теме, но еще и составили чудесную композицию.
  • Как много всего мы смогли сделать почему, как вы думаете?

 

Домашнее задание.

Прочитать материал учебника на с.40-41, а тот, кто захочет, нарисуйте время года своего рождения.