Урок русского языка во 2-м классе специальной (коррекционной) школы VII вида

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить учащихся с общим понятием глагол;
  • учить сопоставлять вопрос, на который отвечает слово, и его значение;
  • развивать умение распознавать (выделять) глаголы в тексте;
  • обогащать речь учащихся употреблением глаголов;
  • развивать логическое мышление, умение анализировать и классифицировать;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • карточки для индивидуальной работы;
  • картина лужайки для рефлексии;
  • вырезанные из бумаги одуванчики трех видов: полностью распустившиеся, частично распустившиеся, не распустившиеся (каждый вид по количеству детей);
  • учебник «Русский язык » 2 класс В.Г.Горецкий, Н.А.Федосова, тетрадь, ручка.

Ход урока

1. Организационный момент. Игра «Сядет тот, кто ответит» (концентрация внимания, выбор через анализ и синтез).

Слайд 1 (приложение).

Вставьте пропущенную букву и поставьте ударение.

В_робей, м_роз, в_рона, за_ц, б_рёза, вет_р, м_дведь, гор_д.

К какой части речи относятся эти слова?

Разделите их на две группы.

Слайд 2 (приложение).

Воробей, ворона, заяц, медведь – кто? одушевлённые

Мороз, берёза, ветер, город – что? неодушевлённые

2. Минутка чистописания (отработка каллиграфических навыков, развитие мелкой моторики).

Слайд 3 (приложение).

Сегодня на минутке чистописания мы кратко запишем то, что знаем об имени существительном.

Давайте её расшифруем.

Разогрев пальцев.

Вот все пальчики мои,
Их, как хочешь, поверни –
И вот этак, и вот так,
Не обидятся никак.
Их потерли, повертели
И работать захотели.

Запись в тетради даты и минутки чистописания.

3. Постановка цели урока (расширение словарного запаса, активизация речевой памяти и грамматического строя языка).

Сегодня мы познакомимся с ещё одной частью речи, а вот с какой вы узнаете из стихотворения. Слушайте внимательно и помогите мне его закончить.

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам глагол.

Слайд 4 (приложение).

Молодцы (обогащение словарного запаса). Тема нашего урока «Глагол» На старославянском языке «глагол» означало «слово». А слово «глаголать» означало «говорить». У Пушкина есть такие строки:

Слайд 5 (приложение).

И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.

(Глаголом – словом, объясняется многозначность слова).

В конце урока вы должны (концентрация внимания, навыки самоконтроля и саморегуляции).

Слайд 6 (приложение).

ЗНАТЬ:

  • Что такое глагол?
  • Что обозначает глагол?
  • На какие вопросы отвечает?

Слайд 7 (приложение).

УМЕТЬ:

  • Выделять глаголы в тексте.
  • Соотносить глаголы с существительным.

4. Работа по теме урока (развитие зрительной и слуховой памяти, активизация речевой памяти, концентрации и переключаемости внимания, аналитико-синтетической деятельности).

Слайд 8 (приложение).

Письмо по памяти с предварительным разбором.

Зима недаром злится,
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

  • О чём говорится в первой части стихотворения? (О зиме – это сущ.).
  • Что говорится о зиме? (Что она злится).
  • Поставьте вопрос от слова зимак слову злится.
  • Какой частью речи является слово злится? Кто знает?
  • Слова, которые обозначают действие и отвечают на вопрос «что делает?» в русском языке называются глаголами.
  • Найдите во второй части стихотворения существительное и связанный с ним глагол самостоятельно (Ответы детей).
  • Прочитайте стихотворение ещё раз и постарайтесь его запомнить.

Слайд 9 (приложение).

________ ________ злится,
Прошла ___ __________ –
_______ __ _____ стучится
__ гонит ______ __________.

  • Прочитайте глаголы сверху вниз медленно.
  • А теперь прочитайте глаголы снизу вверх быстро.
  • Запишите стихотворение по памяти, некоторые дети этот же текст списывают с карточек.
  • Откройте учебник на стр.133 и проверьте правильность написания.

Выборочный диктант (концентрация внимания, процессы анализа и синтеза, отсроченное воспроизведение, логическое мышление).

  • Я сейчас буду диктовать вам текст, а вы выпишите только глаголы.
  • Прежде чем мы начнём писать, вспомните, что обозначают глаголы? На какой вопрос отвечают?

Зима ещё хлопочет ребята, кто хочет записать это слово на доске?
И на весну ворчит. – ребята, кто хочет записать это слово на доске?
Та ей в глаза хохочетребята, кто хочет записать это слово на доске?
И пуще лишь шумитэто слово запишите самостоятельно.

  • Назовите глагол, который вы записали?
  • Назовите глаголы, которые относятся к слову зима. На какой вопрос они отвечают? Что обозначают?
  • Как вы понимаете значение слова хлопочет, ворчит.

Слайд 10 (приложение).

хлопочет – занимается занятиями, связанными с многочисленными заботами; беспокоиться; заботиться;

ворчит – сердито бормочет, выражая неудовольствие.

  • Назовите глаголы, которые относятся к слову весна. На какой вопрос они отвечают? Что обозначают?
  • Подберите, к слову хохочет, слово близкое по значению (смеётся).

5. Физминутка (внимание, двигательная и слуховая память).

На лугу растут цветы
Небывалой красоты.
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты.
Ветер дует иногда,
Только это не беда.
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки.
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.

6. Продолжение работы по теме.

Весна прекрасное время года. Природа просыпается и лес наполняется новыми звуками (логическое мышление, воображение, творческие способности).

1-й ряд – в карточке запишите глаголы называющие звуки весны. Кому трудно можно воспользоваться подсказкой. Для этого надо отогнуть листик и существительные вам помогут.

2-й ряд – соедините стрелками существительные и подходящие по смыслу глаголы.

3-й ряд – в карточке запишите существительные, которые подходят к данным глаголам.

Работая, слушайте музыку. Она подскажет вам, как звучит весенний лес.

Слайд 11 (приложение).

Чирикают

 

 

 

птицы

Поют

 

 

 

 

Журчит

 

 

 

ручей

Шумит

 

 

 

листва

Шелестит

 

 

 

 

Квакают

 

 

 

лягушка

Составление предложений (логическое мышление, концентрация внимания, орфографическая зоркость, аналитико-синтетическая деятельность, навыки самоконтроля и саморегуляуии).

Слайд 12 (приложение).

– Вставьте нужные глаголы в текст и пропущенную букву. Проверьте вставленную букву устно.

Пришла в__сна! Запели звонко птицы. Зажурчал на весь лес ручей.

Слова для справок: зажурчал, пришла, запели.

В последнем предложении подчеркните главные члены.

  • Какое правило вы вспомнили, оформляя предложение?
  • Какое правило вы вспомнили, когда писали слово зажурчал?
  • Взаимопроверка с оцениванием.

Слайд 13 (приложение).

Работа с пословицей (обогащение словаря, логическое мышление).

– Ребята, подул весенний ветерок и разбросал листочки, на одном из них была записана пословица. Давайте её соберём.

Слайд 14 (приложение).

Красна весна, да голодна.

– Как вы понимаете смысл этой пословицы?

7. Итог урока (отсроченное воспроизведение, концентрация внимания).

Слайд 15 (приложение).
ЗНАТЬ:

  • Что такое глагол?
  • Что обозначает глагол?
  • На какие вопросы отвечает?

Слайд 16 (приложение).

УМЕТЬ:

  • Выделять глаголы в тексте.
  • Соотносить глаголы с существительным.

8. Рефлексия (отсроченное воспроизведение, концентрация внимания, обогащение словарного запаса, расширение кругозора).

  • О каком времени года мы говорили с вами на уроке? (Весна).
  • Какие изменения в природе говорят о приходе весны? (Природа просыпается, прилетают птицы, распускаются листья, появляются первые цветы).
  • Какие цветы первыми появляются в лесу? (Подснежники).

Слайд 17 (приложение).

  • Почему они так называются?
  • В лесу это подснежники, а в городе? (Одуванчики).

Золотой и молодой
За неделю стал седой,
А денёчка через два
Облысела голова,
Спрячу-ка в карманчик
Бывший одуванчик.

Слайд 18 (приложение).

  • Если вам на уроке было интересно и все понятно, то приклейте распустившийся одуванчик на лужайку.
  • Если вам на уроке было не очень интересно или не всё понятно, то приклейте одуванчик распустившийся наполовину.
  • Если вам на уроке было не интересно и непонятно, то приклейте одуванчик, который не распустился совсем.
  • Пока дети клеят беседа об охране природы.
  • Дома найдите дополнительный материал о пользе этого цветка, используя дополнительную литературу.

9. Выставление оценок за работу на уроке.

Слайд 19 (приложение).

10. Домашнее задание.

1-я группа – стр. 131 правило, упр. 252.

2-я группа – стр. 131 правило, упр. 253.