Цели:
- познакомить учащихся с общим понятием глагол;
- учить сопоставлять вопрос, на который отвечает слово, и его значение;
- развивать умение распознавать (выделять) глаголы в тексте;
- обогащать речь учащихся употреблением глаголов;
- развивать логическое мышление, умение анализировать и классифицировать;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- карточки для индивидуальной работы;
- картина лужайки для рефлексии;
- вырезанные из бумаги одуванчики трех видов: полностью распустившиеся, частично распустившиеся, не распустившиеся (каждый вид по количеству детей);
- учебник «Русский язык » 2 класс В.Г.Горецкий, Н.А.Федосова, тетрадь, ручка.
Ход урока
1. Организационный момент. Игра «Сядет тот, кто ответит» (концентрация внимания, выбор через анализ и синтез).
Слайд 1 (приложение).
Вставьте пропущенную букву и поставьте ударение.
В_робей, м_роз, в_рона, за_ц, б_рёза, вет_р, м_дведь, гор_д.
К какой части речи относятся эти слова?
Разделите их на две группы.
Слайд 2 (приложение).
Воробей, ворона, заяц, медведь – кто? одушевлённые
Мороз, берёза, ветер, город – что? неодушевлённые
2. Минутка чистописания (отработка каллиграфических навыков, развитие мелкой моторики).
Слайд 3 (приложение).
Сегодня на минутке чистописания мы кратко запишем то, что знаем об имени существительном.
Давайте её расшифруем.
Разогрев пальцев.
Вот все пальчики мои,
Их, как хочешь, поверни –
И вот этак, и вот так,
Не обидятся никак.
Их потерли, повертели
И работать захотели.
Запись в тетради даты и минутки чистописания.
3. Постановка цели урока (расширение словарного запаса, активизация речевой памяти и грамматического строя языка).
Сегодня мы познакомимся с ещё одной частью речи, а вот с какой вы узнаете из стихотворения. Слушайте внимательно и помогите мне его закончить.
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам глагол.
Слайд 4 (приложение).
Молодцы (обогащение словарного запаса). Тема нашего урока «Глагол» На старославянском языке «глагол» означало «слово». А слово «глаголать» означало «говорить». У Пушкина есть такие строки:
Слайд 5 (приложение).
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
(Глаголом – словом, объясняется многозначность слова).
В конце урока вы должны (концентрация внимания, навыки самоконтроля и саморегуляции).
Слайд 6 (приложение).
ЗНАТЬ:
- Что такое глагол?
- Что обозначает глагол?
- На какие вопросы отвечает?
Слайд 7 (приложение).
УМЕТЬ:
- Выделять глаголы в тексте.
- Соотносить глаголы с существительным.
4. Работа по теме урока (развитие зрительной и слуховой памяти, активизация речевой памяти, концентрации и переключаемости внимания, аналитико-синтетической деятельности).
Слайд 8 (приложение).
Письмо по памяти с предварительным разбором.
Зима недаром злится,
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
- О чём говорится в первой части стихотворения? (О зиме – это сущ.).
- Что говорится о зиме? (Что она злится).
- Поставьте вопрос от слова зимак слову злится.
- Какой частью речи является слово злится? Кто знает?
- Слова, которые обозначают действие и отвечают на вопрос «что делает?» в русском языке называются глаголами.
- Найдите во второй части стихотворения существительное и связанный с ним глагол самостоятельно (Ответы детей).
- Прочитайте стихотворение ещё раз и постарайтесь его запомнить.
Слайд 9 (приложение).
________ ________ злится,
Прошла ___ __________ –
_______ __ _____ стучится
__ гонит ______ __________.
- Прочитайте глаголы сверху вниз медленно.
- А теперь прочитайте глаголы снизу вверх быстро.
- Запишите стихотворение по памяти, некоторые дети этот же текст списывают с карточек.
- Откройте учебник на стр.133 и проверьте правильность написания.
Выборочный диктант (концентрация внимания, процессы анализа и синтеза, отсроченное воспроизведение, логическое мышление).
- Я сейчас буду диктовать вам текст, а вы выпишите только глаголы.
- Прежде чем мы начнём писать, вспомните, что обозначают глаголы? На какой вопрос отвечают?
Зима ещё хлопочет – ребята, кто хочет записать это слово на доске?
И на весну ворчит. – ребята, кто хочет записать это слово на доске?
Та ей в глаза хохочет – ребята, кто хочет записать это слово на доске?
И пуще лишь шумит – это слово запишите самостоятельно.
- Назовите глагол, который вы записали?
- Назовите глаголы, которые относятся к слову зима. На какой вопрос они отвечают? Что обозначают?
- Как вы понимаете значение слова хлопочет, ворчит.
Слайд 10 (приложение).
хлопочет – занимается занятиями, связанными с многочисленными заботами; беспокоиться; заботиться;
ворчит – сердито бормочет, выражая неудовольствие.
- Назовите глаголы, которые относятся к слову весна. На какой вопрос они отвечают? Что обозначают?
- Подберите, к слову хохочет, слово близкое по значению (смеётся).
5. Физминутка (внимание, двигательная и слуховая память).
На лугу растут цветы
Небывалой красоты.
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты.
Ветер дует иногда,
Только это не беда.
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки.
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
6. Продолжение работы по теме.
Весна прекрасное время года. Природа просыпается и лес наполняется новыми звуками (логическое мышление, воображение, творческие способности).
1-й ряд – в карточке запишите глаголы называющие звуки весны. Кому трудно можно воспользоваться подсказкой. Для этого надо отогнуть листик и существительные вам помогут.
2-й ряд – соедините стрелками существительные и подходящие по смыслу глаголы.
3-й ряд – в карточке запишите существительные, которые подходят к данным глаголам.
Работая, слушайте музыку. Она подскажет вам, как звучит весенний лес.
Слайд 11 (приложение).
Чирикают |
|
|
|
птицы |
Поют |
|
|
|
|
Журчит |
|
|
|
ручей |
Шумит |
|
|
|
листва |
Шелестит |
|
|
|
|
Квакают |
|
|
|
лягушка |
Составление предложений (логическое мышление, концентрация внимания, орфографическая зоркость, аналитико-синтетическая деятельность, навыки самоконтроля и саморегуляуии).
Слайд 12 (приложение).
– Вставьте нужные глаголы в текст и пропущенную букву. Проверьте вставленную букву устно.
Пришла в__сна! Запели звонко птицы. Зажурчал на весь лес ручей.
Слова для справок: зажурчал, пришла, запели.
В последнем предложении подчеркните главные члены.
- Какое правило вы вспомнили, оформляя предложение?
- Какое правило вы вспомнили, когда писали слово зажурчал?
- Взаимопроверка с оцениванием.
Слайд 13 (приложение).
Работа с пословицей (обогащение словаря, логическое мышление).
– Ребята, подул весенний ветерок и разбросал листочки, на одном из них была записана пословица. Давайте её соберём.
Слайд 14 (приложение).
Красна весна, да голодна.
– Как вы понимаете смысл этой пословицы?
7. Итог урока (отсроченное воспроизведение, концентрация внимания).
Слайд 15 (приложение).
ЗНАТЬ:
- Что такое глагол?
- Что обозначает глагол?
- На какие вопросы отвечает?
Слайд 16 (приложение).
УМЕТЬ:
- Выделять глаголы в тексте.
- Соотносить глаголы с существительным.
8. Рефлексия (отсроченное воспроизведение, концентрация внимания, обогащение словарного запаса, расширение кругозора).
- О каком времени года мы говорили с вами на уроке? (Весна).
- Какие изменения в природе говорят о приходе весны? (Природа просыпается, прилетают птицы, распускаются листья, появляются первые цветы).
- Какие цветы первыми появляются в лесу? (Подснежники).
Слайд 17 (приложение).
- Почему они так называются?
- В лесу это подснежники, а в городе? (Одуванчики).
Золотой и молодой
За неделю стал седой,
А денёчка через два
Облысела голова,
Спрячу-ка в карманчик
Бывший одуванчик.
Слайд 18 (приложение).
- Если вам на уроке было интересно и все понятно, то приклейте распустившийся одуванчик на лужайку.
- Если вам на уроке было не очень интересно или не всё понятно, то приклейте одуванчик распустившийся наполовину.
- Если вам на уроке было не интересно и непонятно, то приклейте одуванчик, который не распустился совсем.
- Пока дети клеят беседа об охране природы.
- Дома найдите дополнительный материал о пользе этого цветка, используя дополнительную литературу.
9. Выставление оценок за работу на уроке.
Слайд 19 (приложение).
10. Домашнее задание.
1-я группа – стр. 131 правило, упр. 252.
2-я группа – стр. 131 правило, упр. 253.