Урок литературного чтения по УМК "Школа-2100", 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • Обучающая: учить полно, отвечать на вопросы, обобщать изученное, умение адекватно понимать и оценивать прочитанное, выразительности в речи, элементы анализа литературного произведения.
  • Развивающая: развитие внимания, памяти, умение применять логические операции, сравнение, обобщение, развитие фонематического слуха, воображения, коммуникативной деятельности учащихся, развитие воли, эмоций, интересов, способностей каждой личности.
  • Воспитывающая: учить видеть в сказке добро и зло, воспитывать в себе нравственные, моральные, этические, эстетические качества, на примерах сказочных героев.

Оборудование к уроку: мультимедийная система, карточки с рефлексией, кроссворд с литературоведческой терминологией, фрагмент музыкального произведения Петра Ильича Чайковского «Спящая красавица», карточки с заданиями для групп, характеристики братьев, цветовые сигналы, учебник по литературному чтению Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой «В океане света» 1 часть.

Ход урока

Организационный момент.

Улыбнитесь друг другу. Я очень рада видеть вас на уроке. Глубоко вздохнули. Сели девочки. Сели мальчики.

Ребята, почему для нас важны уроки литературного чтения? (Хорошо читать, пересказывать, рассуждать, пригодиться в будущем, понимать причины поступков главных героев).

С каким настроением вы начинаете урок, готовы активно работать, отвечать полными ответами, думать. Покажите, пожалуйста.

Дети показывают:

Спасибо. У меня тоже хорошее настроение. Я думаю, что сегодняшний урок у нас получится, и мы многое узнаем нового для себя.

Речевая разминка.

Начнём мы наш урок с речевой разминки:

аоуэиы

  1. поём звуки,
  2. увеличиваем скорость,
  3. выталкиваем,
  4. проговариваем, широко открыв рот.

Произносим сочетание гласных, начиная с первого: ао, ау, аэ, аи, аы.

Работаем со скороговоркой: «На окошке крошку-мошку ловко ловит лапой кошка».

  1. быстро и чётко произнести,
  2. с увеличением громкости,
  3. произнесите скороговорку с разным логическим ударением.

Повторение пройденного материала.

Эпиграфом сегодняшнего урока будут такие слова:

«Человек, который думает только о себе, не может быть счастлив» [3]
Луций Анней Сенека (великий римский философ, драматург, оратор)

Прочитайте их про себя, постарайтесь осмыслить. Чтение вслух

Как вы их понимаете? (Человек должен помогать другому, не должен быть эгоистом, если у кого что-то не получается ему надо помогать, подсказать, поддержать, нельзя быть счастливым одному – это неинтересно, человек счастлив, когда приносит счастье другому).

Нам пригодится этот эпиграф на уроке? (Мы должны помогать друг другу, не перебивать).

Как вы думаете, почему я взяла именно эти строки к сегодняшнему уроку? (Произведение будет связано, в произведение будет говориться о счастье).

Что для вас счастье? (Хорошо учиться, не получать плохих отметок, иметь собаку…)

Ваши родители тоже написали, что для них счастье.

«Я счастлива, когда мой сын здоров и без устали говорит! А еще я счастлива, когда мы вместе!»

«Счастье – это когда тебя понимают, ценят, любят, когда с работы хочется идти домой и наоборот»

«Знать, что такое счастье не каждому дано.
Но для меня понятье давно уж решено.
Хочу, чтоб долго жили родители мои.
Здоровья им и силы. Ведь им они нужны.
Хочу себе здоровья, ведь доченьке моей.
Оно всего нужней.
И счастья пожелаю любой другой семье.
Хочу, чтоб было счастье на всей большей земле!!!»

Над творчеством, какого писателя мы работали на прошлом уроке? (Лев Николаевич Толстой)

На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомиться с его произведениями.

На уроке нам предстоит ответить на вопросы:

Вопросы-установки.

  1. Что нового я узнал о Льве Николаевиче Толстом?
  2. Что нового я узнал на уроке?
  3. Чему удивился?
  4. Что стал ценить?

На какой из вопросов вы уже можете ответить?

Давайте вспомним главные события из жизни писателя.

В это время, я предлагаю… решить кроссворд с литературоведческими понятиями: (приложение 1)

Вехи жизни Л. Н. Толстого [2]

1828 год.

Детство Л. Н. Толстого

1859 год – открытие школы в Ясной Поляне

«Азбука» и 4 тома «Русских книг для чтения»

Новый материал.

Л. Н. Толстой любил слушать классическую музыку. Опустите голову, закройте глаза и послушайте фрагмент музыкального произведения Петра Чайковского, помечтайте. Куда вы попали? Что представили? Что навеяла вам музыка (в сказку)? Благодарю чему, вам это удалось? Где мы сталкиваемся с волшебством, фантазией, с героем?

Какие бывают сказки?

  • волшебные,
  • бытовые,
  • богатырские,
  • анималистические.

Какие жанры сказок вы знаете?

  • мистический,
  • философский,
  • морально-нравственный,
  • истории из жизни,
  • любовно-романтический,
  • смешанный.

Откройте учебники, прочитайте, с какой сказкой мы познакомимся? («Два брата» [1]).

Кто написал эту сказку?

Именно для своих учеников, написал Л. Н. Толстой сказку «Два брата».

Рассмотрите внимательно иллюстрацию сказки, обратите внимания на детали, сравните заголовок с иллюстрацией. Попробуйте спрогнозировать, о чём будет сказка, что может случиться с братьями, из какого времени братья, почему? О чём они говорят? Что написано на камне?

6. Проблемный вопрос:

В конце урока нам предстоит ответить на вопрос: Почему родные братья выбрали разный путь в жизни?

Инсценирование сказки.

Сейчас мы убедимся, правы ли вы были. Я предлагаю посмотреть сказку и подумать над ответом, а в конце урока мы ответим на вопрос.

Поделитесь с нами первыми впечатлениями, что вы можете сказать о сказке?

На какие вопросы вы можете ответить, просмотрев сказку:

  1. Что сулило тому, кто заберёт медвежат у медведицы?
  2. Как звали братьев?
  3. Какой брат захотел пойти за счастьем?
  4. Какое счастье нашёл брат?
  5. Осталось ли счастье с братом?

Физминутка.

В сказке вам встретятся слова, значение которых я прошу вас объяснить:

  • полдень
  • не сули
  • побежал без оглядки
  • помянуть
  • не тужу

Какие слова вы можете объяснить.

Найдите объяснение слов и словосочетаний, которые даются в толковом словаре [4] (приложение 2).

Когда будете читать сказку, подумайте, в чём мудрость сказки, исходя из общей позиции Толстого – охранять «таинственный и нежный процесс души».

Какая это сказка? (Бытовая с элементами волшебства).

К какому жанру относится? (Смешанный, история из жизни, морально-нравственная).

На что похожа сказка? (Рассказ, но это сказка, так как реальное переплетается с волшебством).

Работа в группах.

Теперь я хочу проверить, насколько вы внимательно читали сказку. Я предлагаю поработать по группам. Вы будете продолжать учиться помогать друг другу, работая в группе, мы сможем ответить на большее количества вопросов. Каждая группа вытянет своё задание.

Вспомните, как вы будете работать в группах.

  • Проследить, как реагирует старший брат на надпись. Как он это объясняет? Как поступает? Можно ли с ними согласиться. Ваше мнение.
  • Проследить, как реагирует младший брат на надпись. Как он это объясняет? Как поступает? Можно ли с ними согласиться.
  • А если был бы третий брат, могли бы родиться другие доводы. Какие, например. Соберите пословицу. Почему именно эту пословицу я вам дала:

На чужом несчастье, своё счастье не построишь.

Каждая группа внимательно слушает ответ другой группы. А ваше мнение, какое?

Вы внимательно прослушали мнения ребят. Давайте охарактеризуем братьев.

Младший брат

 

 

Старший брат

смелый

 

 

живет, как жизнь поведёт

ищет лучшее в жизни

 

 

разумный

эгоист

 

 

приключений не ищет

оптимист

 

 

рассудительный

добивается своего

 

 

довольствуется малым

решительный

 

 

думает, что о нём подумают люди

Я подобрала свои характеристики братьев. Согласны вы с ними или нет. Подтвердите словами из текста.

Младший брат смелый, подберите к этому слову антоним. Можно ли старшего брата назвать трусливым. Докажите.

Посмотрите, у обоих братьев, как и у каждого в жизни, есть положительные и отрицательные качества. Чья позиция вам близка? С кем вы согласны.

В чём мудрость сказки?

В жизни нужно чего-то добиваться, идти к вершинам, но при этом, не нанося вред другим людям.

Он своровал счастье, доставив горе матери-медведице.

Давайте подведём итог нашего разговора. Какими же качествами должны обладать люди, чтобы достичь успеха в жизни, быть счастливыми.

Выберите, эти качества (порядочность, верность, любовь к ближнему, сострадание, уважение, доброта, отзывчивость, целеустремлённость, злоба, жадность, зависть, гуманность, трусость, ненависть, предательство).

Почему эти качества вы выбрали? (Положительные, обладают хорошие люди, любить, уважать, заботиться, другие отрицательные).

(Это сказка морально-нравственная?)

Какими качествами обладаете вы?

Проблемный вопрос: Почему родные братья выбрали разный путь в жизни? (Разные нравственные принципы, взгляды, своё отношение к жизни, потому что все люди разные).

Нашёл ли отражение эпиграф урока в данном произведении? (Разное счастье у братьев, искал счастье по-разному).

Почему Л. Н. Толстой написал эту сказку для своих учеников, а не написал правила? (Сказки нас учат, детям правила читать не интересно).

Ребята, я надеюсь, что вы будете думать о других людях, не причините боль другому человеку. Я верю в вас.

Чьи ответы на уроке вам понравились больше всего? Почему?

Сегодня на уроке я предлагаю самим оценить свою работу. Подумайте, взяли ли с урока что-то новое, работали активно, весь урок заставляли себя думать.

Зелёный – урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справился успешно. Я очень доволен собой!

Жёлтый – сегодня на уроке не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!

Красный – Задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!

Домашняя работа.

  1. пересказать сказку «Два брата»,
  2. проиллюстрировать пословицу из сказки,
  3. написать сочинение-сказку, чтоб заголовком была одна из пословиц сказки.

Литература.

  1. Л. Н. Толстой «Два брата».
  2. Очерки о детских писателях. Справочник для учителей начальных классов, М., «Баласс», 2000 г.
  3. «В мире мудрых мыслей», сост. Карин С. Х. М., «Знание», 1986 г.
  4. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка», М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003 г.