Цели и задачи урока:
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- совершенствовать технику чтения учащихся;
- развивать речь учащихся, обучать анализу и обобщению полученных знаний;
- работать над выразительностью чтения;
- формировать умение выделять главное, сравнивать, обобщать;
- знакомить с историей России, воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование:
- мордашки (изображение настроения);
- слайды из мультфильма «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алеша Попович и Тугарин Змей»;
- репродукция картины В.Васнецова «Богатыри»;
- кроссворд;
- учебники Р.Н. и Е.В. Бунеевых «Маленькая дверь в большой мир», ч. 1.
Ход урока:
1. Оргмомент (приветствие, настрой на работу, концентрация внимания).
Учитель:
Широко ты, Русь, по лицу Земли
В красе царственной развернулась
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
- Какие чувства у вас вызвало это стихотворение? О каком времени говориться, о настоящем или прошлом?
Во все времена Русские люди любили свою Родину. Если наступал враг, все люди вставали на ее защиту. В стихах, песнях, пословицах прославляли любимую Родину.
- Какие пословицы вы знаете о Родине?
(Чужбина – калина, родина – малина).
Учитель: Но не только пословицы, стихи, песни слагал народ, но и сказки, былины. Все это называется устным народным творчеством.
2. Повторение изученного материала.
- Кого на Руси называли богатырями?
- Каких русских богатырей вы знаете?
- Где можем прочитать о богатырях?
- Что такое былина?
- О чем рассказывается в былинах?
- Где исполнялись былины?
- Кто исполнял былины и как?
Учитель: Откройте, пожалуйста, учебник на с.196.
3. Работа с былиной «Илья Муромец и Святогор» (Выборочное чтение):
Учитель: Найдите ответы на вопросы и прочитайте:
- Какой раздел устного народного творчества мы изучаем?
- Какую сказку мы прочитали?
- Почему богатырская?
(Чтение сказки, начало).
- Кто такой Илья Муромец?
- Откуда родом?
Учитель: рассмотрите иллюстрацию. Найдите на ней предметы, говорящие о древности сказки.
- Как звали родителей Ильи Муромца?
- Почему у них не было фамилии?
- О чем это говорит?
- Что огорчило родителей?
Учитель: Приведите пример из текста. Найдите и прочитайте в тексте, место в котором Илья излечился от своей болезни, и кто ему в этом помог? Какой наказ дали странники Илье? Как родители узнали о силе сына? Забыл ли Илья наказ странников?
4. Физкультминутка.
5. Работа над новой темой.
Работа с репродукцией картины В.Васнецова «Богатыри».
Учитель: Что кроме литературы, помогает узнать и понять историю Руси и жизнь русских богатырей? (Историю Руси помогает узнать былины, басни, летописи, музыка и изобразительное искусство).
Рассматривание репродукции картины и знакомство с историзмами и военными принадлежностями (модификация принадлежностей: видоизменение).
Учитель: Многие русские художники обращались в своем творчестве к изображению былинных героев. Посмотрите на эту репродукцию картины.
Эту картину написал художник-сказочник Васнецов. Писал он ее 3 года. Три всадника замерли на своих могучих конях посреди бескрайней русской степи. Они внимательно и тревожно вглядываются вдаль: не приближается ли враги Земли Русской, не нужна ли кому помощь, защита?
Такие они разные. Илья Муромец суров, невероятно силен и непреклонен. Добрыня Никитич лукав. Немного тщеславен (одет богаче остальных и даже на коне драгоценная сбруя), но умен, хитер и находчив. Алеша Попович – самый молодой и самый романтичный, легко вооружен, даже щита нет, вместо него – гусли. Его вера в справедливость и готовность защищать происходит от чистого сердца, от бесконечной доброты.
Даже кони под стать богатырям. У Ильи конь черный, тяжелый как мать сыра земля. У Добрыни конь быстр как ветер – цвет белый. У Алеши конь, как огонь. Цвет – рыжий.
6. Работа по сказке «На заставе богатырской».
Учитель: Мы хорошо поработали над былиной.
- Какой наказ дали родители сыну?
- Что вы заметили? Найдите в тексте.
- Куда отправился Илья Муромец?
Учитель: Прочитайте о первой битве богатыря.
- Почему отпустил Илья Муромец трех царевичей басурманских?
- О чем это говорит? Найдите подтверждение в тексте.
Учитель: Мы прочитали не всю сказку об Илье Муромце, а отрывок.
- Что важное мы узнали из отрывка?
- Почему странники не советовали связываться со Святогором?
- Почему так звали Святогора?
Учитель: Попробуйте представить каким был Святогор.
- Почему Илья не стал сражаться со Святогором?
- Какие военные звания имели богатыри?
7. Закрепление изученного материала.
Учитель: А теперь, чтобы проверить, насколько внимательны вы были на уроке, отгадаем кроссворд по первой части сказки. Если вы правильно ответите на все вопросы, то в выделенном столбце вы прочтете ответ на вопрос:
«Знаешь ли ты первую часть сказки?»
|
|
|
|
|
|
|
З |
а |
с |
т |
а |
в |
А |
|
|
|
|
|
|
|
Н |
и |
к |
и |
т |
и |
ч |
|
|
|
|
б |
о |
г |
А |
т |
ы |
р |
и |
|
|
|
|
|
|
|
с |
т |
Е |
п |
ь |
|
|
|
|
|
|
|
|
а |
л |
е |
Ш |
а |
|
|
|
|
|
х |
в |
а |
с |
т |
а |
т |
Ь |
с |
я |
|
|
|
|
- Пограничное укрепление, оборонное сооружение.
- Податаманом был Добрыня …
- Чудесные, сильные, храбрые воины.
- Место нахождения богатырской заставы.
- Имя есаула Поповича.
- О Гришке Илья Муромец сказал: «Начнет он в бою… и погибнет понапрасну».
Учитель: Молодцы! Что получилось в выделенном столбце? (Слово ЗНАЕШЬ).
8. Итог урока.
Учитель: Вы отлично знаете текст первой части и так же отлично должны знать все произведения в нашей книге. Найди дополнительную литературу о богатырях. А теперь подумаем: достигли ли мы целей, поставленных в начале урока. Какие еще есть сказки, былины с участием богатырей.
У каждого из вас на столе лежат мордашки. На них изображено разное настроение. У каждого с течением времени настроение меняется: кому-то становится грустно, кому-то весело, кто-то узнал много нового и интересного. А теперь, ребята, оставьте на дереве «Настроение» свои мордашки, которые отразят ваше настроение.