Комбинированный урок с использованием ИКТ "Былины. Богатырские сказки"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • совершенствовать технику чтения учащихся;
  • развивать речь учащихся, обучать анализу и обобщению полученных знаний;
  • работать над выразительностью чтения;
  • формировать умение выделять главное, сравнивать, обобщать;
  • знакомить с историей России, воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование:

  • мордашки (изображение настроения);
  • слайды из мультфильма «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алеша Попович и Тугарин Змей»;
  • репродукция картины В.Васнецова «Богатыри»;
  • кроссворд;
  • учебники Р.Н. и Е.В. Бунеевых «Маленькая дверь в большой мир», ч. 1.

Ход урока:

1. Оргмомент (приветствие, настрой на работу, концентрация внимания).

Учитель:

Широко ты, Русь, по лицу Земли
В красе царственной развернулась
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!

  • Какие чувства у вас вызвало это стихотворение? О каком времени говориться, о настоящем или прошлом?

Во все времена Русские люди любили свою Родину. Если наступал враг, все люди вставали на ее защиту. В стихах, песнях, пословицах прославляли любимую Родину.

  • Какие пословицы вы знаете о Родине?

(Чужбина – калина, родина – малина).

Учитель: Но не только пословицы, стихи, песни слагал народ, но и сказки, былины. Все это называется устным народным творчеством.

2. Повторение изученного материала.

  • Кого на Руси называли богатырями?
  • Каких русских богатырей вы знаете?
  • Где можем прочитать о богатырях?
  • Что такое былина?
  • О чем рассказывается в былинах?
  • Где исполнялись былины?
  • Кто исполнял былины и как?

Учитель: Откройте, пожалуйста, учебник на с.196.

3. Работа с былиной «Илья Муромец и Святогор» (Выборочное чтение):

Учитель: Найдите ответы на вопросы и прочитайте:

  • Какой раздел устного народного творчества мы изучаем?
  • Какую сказку мы прочитали?
  • Почему богатырская?

(Чтение сказки, начало).

  • Кто такой Илья Муромец?
  • Откуда родом?

Учитель: рассмотрите иллюстрацию. Найдите на ней предметы, говорящие о древности сказки.

  • Как звали родителей Ильи Муромца?
  • Почему у них не было фамилии?
  • О чем это говорит?
  • Что огорчило родителей?

Учитель: Приведите пример из текста. Найдите и прочитайте в тексте, место в котором Илья излечился от своей болезни, и кто ему в этом помог? Какой наказ дали странники Илье? Как родители узнали о силе сына? Забыл ли Илья наказ странников?

4. Физкультминутка.

5. Работа над новой темой.

Работа с репродукцией картины В.Васнецова «Богатыри».

Учитель: Что кроме литературы, помогает узнать и понять историю Руси и жизнь русских богатырей? (Историю Руси помогает узнать былины, басни, летописи, музыка и изобразительное искусство).

Рассматривание репродукции картины и знакомство с историзмами и военными принадлежностями (модификация принадлежностей: видоизменение).

Учитель: Многие русские художники обращались в своем творчестве к изображению былинных героев. Посмотрите на эту репродукцию картины.

Эту картину написал художник-сказочник Васнецов. Писал он ее 3 года. Три всадника замерли на своих могучих конях посреди бескрайней русской степи. Они внимательно и тревожно вглядываются вдаль: не приближается ли враги Земли Русской, не нужна ли кому помощь, защита?

Такие они разные. Илья Муромец суров, невероятно силен и непреклонен. Добрыня Никитич лукав. Немного тщеславен (одет богаче остальных и даже на коне драгоценная сбруя), но умен, хитер и находчив. Алеша Попович – самый молодой и самый романтичный, легко вооружен, даже щита нет, вместо него – гусли. Его вера в справедливость и готовность защищать происходит от чистого сердца, от бесконечной доброты.

Даже кони под стать богатырям. У Ильи конь черный, тяжелый как мать сыра земля. У Добрыни конь быстр как ветер – цвет белый. У Алеши конь, как огонь. Цвет – рыжий.

6. Работа по сказке «На заставе богатырской».

Учитель: Мы хорошо поработали над былиной.

  • Какой наказ дали родители сыну?
  • Что вы заметили? Найдите в тексте.
  • Куда отправился Илья Муромец?

Учитель: Прочитайте о первой битве богатыря.

  • Почему отпустил Илья Муромец трех царевичей басурманских?
  • О чем это говорит? Найдите подтверждение в тексте.

Учитель: Мы прочитали не всю сказку об Илье Муромце, а отрывок.

  • Что важное мы узнали из отрывка?
  • Почему странники не советовали связываться со Святогором?
  • Почему так звали Святогора?

Учитель: Попробуйте представить каким был Святогор.

  • Почему Илья не стал сражаться со Святогором?
  • Какие военные звания имели богатыри?

7. Закрепление изученного материала.

Учитель: А теперь, чтобы проверить, насколько внимательны вы были на уроке, отгадаем кроссворд по первой части сказки. Если вы правильно ответите на все вопросы, то в выделенном столбце вы прочтете ответ на вопрос:

«Знаешь ли ты первую часть сказки?»

 

 

 

 

 

 

 

З

а

с

т

а

в

А

 

 

 

 

 

 

 

Н

и

к

и

т

и

ч

 

 

 

 

б

о

г

А

т

ы

р

и

 

 

 

 

 

 

 

с

т

Е

п

ь

 

 

 

 

 

 

 

 

а

л

е

Ш

а

 

 

 

 

 

х

в

а

с

т

а

т

Ь

с

я

 

 

 

 

  1. Пограничное укрепление, оборонное сооружение.
  2. Податаманом был Добрыня …
  3. Чудесные, сильные, храбрые воины.
  4. Место нахождения богатырской заставы.
  5. Имя есаула Поповича.
  6. О Гришке Илья Муромец сказал: «Начнет он в бою… и погибнет понапрасну».

Учитель: Молодцы! Что получилось в выделенном столбце? (Слово ЗНАЕШЬ).

8. Итог урока.

Учитель: Вы отлично знаете текст первой части и так же отлично должны знать все произведения в нашей книге. Найди дополнительную литературу о богатырях. А теперь подумаем: достигли ли мы целей, поставленных в начале урока. Какие еще есть сказки, былины с участием богатырей.

У каждого из вас на столе лежат мордашки. На них изображено разное настроение. У каждого с течением времени настроение меняется: кому-то становится грустно, кому-то весело, кто-то узнал много нового и интересного. А теперь, ребята, оставьте на дереве «Настроение» свои мордашки, которые отразят ваше настроение.