Вступительное слово учителя: Дорогие ребята! Уважаемые гости и учителя! Сегодня мы собрались с вами на необычный урок “Путешествие в город десятичных дробей”.
Цель нашего урока:
- Систематизировать знания о десятичных дробях.
- Умение применять десятичные дроби при решении примеров и задач.
- Развивать логику мышления.
- Воспитание стремления к взаимовыручке.
Я думаю, что нашим девизом будут слова: (на магнитную доску)
Число, выраженное десятичным знаком,
Прочтет и немец, и русский,
И янки одинаково.
Д.И. Менделеев
Ученик: Мы предлагаем добавить еще такие слова :( на магнитную доску )
“Будем думать,
Будем решать,
Будем друг другу
Во всем помогать!”
Ученики по очереди читают четверостишия:
Математика повсюду
Математика повсюду
Глазом только поведешь,
И примеров сразу уйму
Ты вокруг себя найдешь.
(Шабалина Марина)Каждый день, вставая бодро,
Начинаешь уж решать,
Идти тихо или быстро,
Чтобы в класс не опоздать.
(Смирнова Ольга)Ох, скажу я вам, ребята,
Все примеры не назвать.
Но должно быть всем понятно,
Что математику
Нам нужно знать на пять.
(Леухина Наташа)“Тем, кто учит математику,
Тем, кто учит математике,
Тем, кто любит математикуТем, кто еще не знает,
Что может полюбить математику,
Наш урок посвящается!”
(Учитель)
Ребята! Сегодня на уроке мы совершим путешествие в город “Десятичных дробей”. Свое путешествие мы совершим на самолетах. У нас 3 экипажа. Командиры экипажей Леухина Наташа, Строганова Настя и Шабалина Марина. Каждая команда получает маршрутные листы. Ваша задача следить за порядком в своих экипажах, за тем, чтобы все работали, вовремя выставить баллы в маршрутные листы и чтобы, все благополучно возвратились. Так как мы летим на самолетах, то первой задачей для экипажей будет “Проверка готовности к полету”.
Решив задание, не забудьте выставить баллы в листы. Членам экипажа предлагаю параллельно выставлять баллы в тетради.
1 задание: “Найти ошибку” (максимально 5 баллов)
Каждая команда получает карточку с заданием, решение показывается на доске одним из членов команды с объяснением.
- 2,56 + 3,7 = 2,93;
- 31,6 – 1,6 = 15,6;
- 0,6 +2,3 = 2,9;
- 0,274 + 5 =5,274;
- 30,15 - 5 = 30,10.
Наши самолеты к полету готовы. Но в самолетах пассажирам необходимо знать правила поведения. Мы взлетаем и повторяем правила.
2 задание: “Повторяем правила” (максимально 5 баллов)
Работа в парах
- Сформулировать правило сложения, вычитания, десятичных дробей.
- Сформулировать правило сравнения десятичных дробей.
Рассказали, а теперь выставьте баллы.
Только успели повторить правила, а мы уже подлетаем к городу “Десятичных дробей”, но аэропорт по техническим причинам нас не принимает. Поэтому мы будем прыгать с парашютом.
3 задание: “Прыжок с парашютом” (максимально 5 баллов)
Каждый ученик решает пример. У ученика, допустившего ошибку, не раскрывается парашют. Его спасают члены команды.
- 4,67 + 0,5 = ;
- 2) 8,5 + 5 = ;
- 0,6 + 0,2 = ;
- 10,3 - 3 = ;
- 73,7 - 10 = ;
- 8,6 + 10 = ;
- 18,4 - 2 = ;
- 9,2 – 2 = ;
- 33,7 + 200 = ;
- 9,6 – 2,4 = ;
- 5,83 + 10 = ;
- 19 – 2,8 = ;
- 15,5 – 0,5 =;
- 9,96 – 0,6 = ;
- 9,3 + 0,7 = ;
- 5,6 + 6,2 = ;
- 12,9 + 100 = ;
- 18,6 - 0,1 = ;
- 200 - 93,5 = ;
- 0,5 + 3 = ;
- 84,2 - 0,2 = ;
- 5,9 + 4,1 = ;
- 12,6 – 2 = ;
- 15,2 + 3,8 = ;
- 16,4 - 4 = .
А теперь каждый проверит свой пример, и выставьте баллы.
Очень приятно, что мы все удачно приземлились. Но чтобы продолжить путь необходимо подкрепиться, и мы устраиваем пикник.
4 задание: “Пикник” (максимально 4 балла)
Команды получают карточку с задачей, решив которую сообща, показывают решение на доске.
- В первый день старик поймал 5,8 кг рыбы, что меньше массы рыбы, пойманной во 2 день, на 1,5 кг. Сколько рыбы поймал старик за 2 дня?
- Спица на куполе может выдержать вес 4,7 кг. Царю подарили петушка массой 3,25 кг. Выдержит ли спица, если петушок поправиться на 1 кг?
- Геологи 1,5 ч летели на вертолете со скоростью 80 км/ч, затем 2 ч верхом со скоростью 12 км/ч. Какой путь они проделали за это время?
Вот мы и отдохнули после трудного полета, можно отправляться в путь. Но дороги мы не знаем, поэтому нам нужен проводник.
5 задание: “Ищем проводника”
Мы с вами умеем превращать десятичную дробь в обыкновенную, и наоборот. Поэтому мы должны проверить правильно это сделано. Внимательно посмотрите, все ли здесь правильно.
Саша Макаров ответит на этот вопрос. Молодец!
Ребята, ответив на вопрос, мы нашли проводника (ученик 8 класса) и он нам покажет дорогу.
Физкультминутка.
Мы считали и устали,
Дружно все мы тихо встали.
Ручками похлопали, раз, два, три.
Ножками потопали, раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели,
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем,
И опять считать начнем.
Выше руки, шире плечи!
Раз, два, три! Дыши ровней!
От зарядки станешь крепче,
Станешь крепче и сильней
Проводника нашли, продолжаем наш путь, а для этого решаем примеры.
6 задание: “Трудный путь” (максимально 5 баллов)
Решаем задания из учебника, в случае затруднений члены команды могут обратиться за помощью к проводнику.
№ 1208 (1235), 1220 (1247), 1211 (1238) каждая команда решает свой столбик.
Задания решили. Молодцы! Мы незаметно подошли к дворцу королевы десятичных дробей. Королева оказалась очень приветливой и согласилась познакомить нас с историей возникновения своего королевства – Королевства Десятичных дробей.
Выходит восьмиклассница в костюме королевы. Она делает сообщение об истории десятичных дробей.
Сообщение: К десятичным дробям математики пришли в разные времена в Азии и в Европе. Зарождение и развитие десятичных дробей в некоторых странах было тесно связано с метрологией. Уже во II веке до нашей эры десятичный счет распространился на меры массы и объема. Тогда и было создано понятие о десятичной дроби. Если вначале десятичные дроби выступали в качестве метрологических, то позже они по существу стали все более приобретать характер отвлеченных десятичных дробей. Целую часть от дробной стали отделять особым иероглифом – точкой. Более полную трактовку получают десятичные дроби в трудах ученого математика Каши в XV веке. С начала XVII века начинается интенсивное проникновение десятичных дробей в науку и практику. Запятая, как и точка, в качестве разделительного знака была предложена в 1616–1617 г знаменитым математиком Джоном Непером. В России учение о десятичных дробях впервые изложил в своей “Арифметике” Леонтий Магницкий в 1703 г. Широчайшее применение получили десятичные дроби в XIX веке, после введения тесно связанной с ними метрической системы мер и весов. Десятичные дроби применяются намного чаще, чем обыкновенные, поэтому учить их нужно лучше.
(Дополнительно подготовили Бусыгин Саша, Макаров Андрей и Каткина Наташа.)
И хотя королева очень гостеприимна, нам пора возвращаться домой. А для этого нужно решить самостоятельную работу. Каждый получит свой уровень.
7 задание: “Дорога домой” ( максимально 5 баллов )
Дифференцированная самостоятельная работа на 15-20 минут; А, В уровни, 2 варианта.
А I |
А II |
В I |
В II |
С задачами мы справились хорошо. Вот мы и дома. Но чтобы благополучно совершить посадку в аэропорту необходимо выполнить последнее задание .
8 задание: “Приземление” - подведение итога урока и задание на дом.
Решаем №1277 (1304), 1241 (1268).
Вот и закончилось наше путешествие. Все его участники неплохо справились с решением десятичных дробей. Ребята, умеем мы решать десятичные дроби?
Все хором отвечают:
Да, умеем!
Чему научились?
Дети:
- Сравнивать;
- Записывать обыкновенную дробь в виде десятичной;
- Складывать и вычитать десятичные дроби;
- Решать задачи и уравнения.
А теперь каждый сосчитает свои баллы и оценит работу. А насколько правильно выставили мы с капитанами проверим в перемену, и эти оценки выставите в дневник.
Спасибо за урок.